« Навеки любовью ранен», (тема любви в лирике В.В.Маяковского)
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

Чикина Елена Николаевна

Урок по лирике В.В.Маяковского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 11 классе

 Тема урока: « Навеки любовью ранен», (тема любви в лирике В.В.Маяковского)

Цель урока: дать учащимся представление о любовной лирике В.Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство;

закрепить умение анализировать лирическое произведение; воспитать уважительное отношение к женщине

оборудование:   портрет В.Маяковского, диапроектор, проектная работа учащихся ( на электронном носителе)

на доске:     « Любовь- это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и прочее. Любовь- это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем» (из письма В. Маяковского к Л.Брик 5.02. 1923)

( список произведений по данной теме) Поэмы:   « Облако в штанах» (1914-1915г)  «Флейта-позвоночник» (1916г), «Люблю» (1922г), « Про это» (1923г)

 Стихотворения: « Лиличка!» (1916г)      «Любовь» (1926г)

« Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1928г) « Письмо Татьяне Яковлевой» (1928г) Неоконченное (1928-1930)

Ход урока.

  1. Оргмомент
  2. Слово учителя.

Маяковский и любовная лирика. Раньше считалось, что эти 2 понятия несовместимы. К счастью, за последние годы стало появляться все больше материалов, заставляющих по-новому взглянуть на жизнь и творчество В.Маяковского ( зачитывается эпиграф). Но как отнестись к стихотворным строкам и высказываниям поэта такого рода: «... поэт не тот, кто ходит кучерявым барашком и блеет на лирические любовные темы», « меланхолическая нудь», « нынче не время любовных ляс».Чем же была для Маяковского любовная лирика? « Меланхолической нудью» или зеркалом душевных переживаний? На уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, а для этого необходимо найти связь между поэтическим и личным. Разобраться, какие обстоятельства, переживания подтолкнули поэта к написанию того или иного произведения.( назвать произведения- слайд 4,5,6)26 ноября отмечается замечательный праздник- день Матери. Хотелось бы несколько слов сказать о семье Маяковских (слайд 7,8,9) В их доме всегда царила атмосфера доброжелательства., уважения друг к другу. И в этом немалая заслуга маленькой, сдержанной, немногословной женщины, матери поэта, оставшейся в 39 лет вдовой и вырастившей троих детей. « дорогая, милая и родная мамочка! Вы самая хорошая и добрая мама на целом свете»- писал Маяковский. Александра Алексеевна (1867-1954г) на восьмидесятом году жизни стала писать книгу о своем сыне. И этот труд как будто поддерживал в ней жизнь. К дню 60-летия сына, за год до смерти Александры Алексеевны, книга была напечатана. Мать сохранила многие вещи сына: стакан, ложку, маленькую металлическую мыльницу, даже папиросу, которую он забыл в один из приходов домой. « Во всем мире не было сына нежнее Володи,-свидетельствовала Александра Алексеевна.- В нем было 2 человека. Володя- нежность, бесконечно добрый и смущался так, что было несвойственно сыну. Обидеть не мог никого. А другой Владимир-во весь голос говорил о правде жизни, ожесточался, работал упорно, не знал ни дня, ни ночи. Строил... и хотел, чтобы все поняли то, что было внутри у него..»3.сообщение ученика.

МАРИЯ ДЕНИСОВА Владимир Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в истории русской поэзии 20 века. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. Об этом свидетельствуют стихи Маяковского о глубоко личном. Они поражают страстной силой выраженного в них чувства:

Кроме любви твоей

Мне нету солнца... (Лиличке)

Стою

Огнем обвит

На несгорающем костре

Немыслимой любви...        (Человек)

Мария Александровна Денисова родилась 21 октября 1894 года в Харькове. Здесь провела годы своего детства. Окончив 7 классов гимназии, занималась рисованием и скульптурой.

Первая встреча Марии с Маяковским произошла в конце декабря 1913 года на московском вернисаже общества художников «Мир искусства». Поэт не назвался девушке, шутливо предложив именовать себя «некто в черном». Но волею судьбы через 3 недели они встретились в Одессе, которую Маяковский посетил во время поездки по стране. Достоверно то . что скрепило цепочку отношений Маяковского и Марии Денисовой—это роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Второе издание романа Марии подарили в 1911 году, очевидно, исходя из интеллектуальных запросов девушки. Первые строки монолога Веры Павловны звучат как характеристика самой Марии: « Вы называете меня фантазеркою, спрашиваете, чего же я хочу от жизни? Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не хочу ни обманывать, ни притворяться, я не хочу смотреть на мнение других... Я не привыкла к богатству,-мне самой оно не нужно... Я хочу быть независима и жить по-своему.. .Я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна.» Роман был принят Марией как сигнал к действию: она оставляет гимназию, идет учиться в частную студию, решив стать скульптором. По воспоминаниям Л.Брик, на Маяковского также влиял роман Чернышевского, к которому он неоднократно обращался, как бы советуясь с автором о своих личных делах.

На одном из обедов у Филипповых зашел разговор о героях Джека Лондона. Неожиданно в разговор
вступила Мария, сказав: « Там, где деньги, нет любви, нет подлинного чувства.» Маяковский принял
это восторженно. Позднее, в поэме «Облако в штанах», он напишет:
Помните?
        Любовь, страсть»,-

Вы говорили:        а я одно видел:

« Джек Лондон,        Вы - Джиоконда,

Деньги        которую надо украсть!

Маяковский увидел в Марии живую Джоконду, как воплощение совершенной красоты и женственности. По словам Каменского, взволнованный свиданиями с ней поэт « влетал в гостиницу этаким морским ветром и восторженно повторял: «Вот это девушка!»

Но «украсть» свою Джоконду-Марию Маяковскому не удалось. Юная девушка не решилась сопровождать Маяковского в поездке по стране. Они расстались. Горечь неразделенной любви со всей страстью выплеснулась в строки поэмы «Облако в штанах» (1915г):

Нежные!

Вы любовь на скрипки ложите.

Любовь на литавры ложит грубый.

А себя, как я, вывернуть не можете,

Чтобы были одни сплошные губы! Возлюбленная отвергает героя ради мещанского благополучия:

Знаете— Я выхожу замуж. Такой огромной силы любовь ей не нужна! Она холодна и иронична. И герой превращается в проснувшийся вулкан:Мама!

Ваш сын прекрасно болен! Мама!

У него пожар сердца.
Скажите сестрам Люде и Оле,-
Ему уже некуда деться.
В поэме показано превращение громады-любви в громаду-ненависть во всем и вся. Разочаровавшись в
любви, герой испускает 4 крика «долой»:
Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство!
Долой ваше строй!
Долой вашу религию!
Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью к тому миру и тому строю, где все
покупается и продается. Но нельзя путать героиню поэмы с реальной Марией Денисовой, чей путь
был устремлен в революцию. И вышла Мария Александровна замуж по любви. Героиня поэмы—образ
собирательный. Хотя в самом начале работы над поэмой Маяковский писал именно о Денисовой.
Мария Александровна была одним из первых скульпторов, создавших с натуры портрет Маяковского.
Портрет находился в Музее изящных искусств, но судьба его неизвестна, как и судьба второго
скульптурного портрета поэта, сделанного после смерти Маяковского.
М.А.Денисова-Щаденко ушла из жизни, когда ей исполнилось 50 лет.
Для Маяковского имя Марии было священно как символ его первой любви:
Мария!
        Какое-то

Имя твое        в муках ночей

Я боюсь забыть,        рожденное слово,

Как поэт        величием

Боится забыть        равное богу.4.        сообщение ученика.        ЛИЛЯ БРИК

Любовь! Только в моем воспаленном мозгу была ты! Глупой комедии остановите ход! Смотрите — срываю игрушки-латы Я, Величайший Дон-Кихот!

Лиля Юрьевна Брик родилась 30 октября 1891 года в Москве. Учась в гимназии, познакомилась со своим будущим мужем юристом Осипом Бриком, ставшим впоследствии литератором, сценаристом. В 1912 году Л.Брик вышла за него замуж. В 1915 году Маяковский познакомился с Лилей Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе.

Чем-чем, а любовью прекрасных дам Владимир Владимирович не был обделен. Но, в сущности, в его жизни была только одна женщина. Все женщины Маяковского не просто знали о существовании Лили Брик, в их непременную обязанность входило выслушивание его восхищенных рассказов о ней. Любовь Маяковского к своей Лиличке была, действительно, всем в его жизни; понять ее и по-настоящему прочувствовать можно, читая их письма друг к другу. У влюбленного Маяковского было множество имен для Лили: Киса, Лисичка, Личика, Детик. Подписывался поэт также по-разному: Твой Щен, Щеник, Весь Я. Иногда слова заменялись по-детски нарисованными маленькими щенками.

5.        Слово учителя:

Отношение Маяковского и Брик были очень непростыми. Многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта. Поэмы «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник» посвящены личным переживаниям поэта, вызванные чувством к Л.Брик, социальные отношения определяют душевное состояние лирического героя, переживающего утрату любимой, виной тому безжалостный мир денег, вещей, где женщина—предмет купли-продажи. Перед властью денег слово поэта ничто, смешна его нежная, преданная любовь. В поэме «Флейта-позвоночник», пожалуй, с наибольшей силой проявилась особенность таланта Маяковского, о которой хорошо сказал Л.И.Тимофеев: « Маяковский стремится изобразить человека на пределе его эмоциональной напряженности, на пределе страдания, возмущения, протеста, готовности к самой отчаянной борьбе со всем окружающим строем.» (Поэтика Маяковского, М, стр. 86), на пределе злобы и отвращения к тем, кто является воплощением этого строя.

Я

Как надвое раскололся в вопле,

Крикнул ему: «Хорошо!

Уйду!

Твоя останется.

Тряпок нашей ей,

Робкие крылья в шелках зажирели б.

Смотри, не уплыла б.

Камнем на шее

Навесь жене жемчуга ожерелий!»        («Флейта-позвоночник»)

6.        сообщение ученика (продолжение)

Романтика, теплота, свет, страсть—все было в этой любви. А также была боль—пронзительная и каждый раз убивающая. Треугольник (Маяковский- Лиля Брик-Осип Брик) был для поэта самым сложным жизненным испытанием, лабиринтом, в котором он безнадежно искал выход.7.        Анализ стихотворения «Лиличка» (1916г)
(в свет вышло в 1934г с заглавием «Лиличке»)

-        Что представляет собой это стихотворение? Обратите внимание на подзаголовок.

( обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма. Ситуация, изображенная в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблен, но возлюбленная относится к нему далеко неоднозначно и , видимо, может оставить его в любой момент.

-        Как называется прием, на котором построено стихотворение?
( прием антитезы, характерный для творчества Маяковского)
-Ч то противопоставляет своей любви поэт?

(любовь возлюбленной, которая как тяжелая гиря висит на ней. Образы быка, слона- символ силы , мощи, независимости; этим они соотносятся с образом лирического героя.)

-        Найдите строки, передающие внутреннее состояние героя.
Дикий,
        Дай в последнем крике выреветь
Обезумлюсь,
        горечь обиженных жалоб.
Отчаянием иссечась...

Мне не один не радостен звон,        .. .душу цветущую любовью выжег...

Кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,        дай хоть

И не выпью яда,        последней нежностью выстелить

И курок не смогу над виском нажать.        Твой уходящий шаг.

Надо мною,

Кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.

-        Чему уподобляется любовь героя?

(морю, солнцу- грандиозным природным силам. В данном уподоблении проявляется романтический характер героя. Однако в стихотворении можно почувствовать определенную полемику с романтизмом. В частности, со стихотворением М.Лермонтова «Я не унижусь пред тобою» ( Как знать, быть может, те мгновенья,/ Что протекли у ног твоих,/ Я отнимал у вдохновенья!/ А чем ты заменила их?)

-        Какое место в своей жизни Маяковский отводит любви?

(Для поэта возможна только счастливая любовь. Само существование любви несчастливой для него является свидетельством несовершенства мира. Духовный аспект любви для поэта представлен в неразделенном единстве с телесным .Само представление о любви платонической у Маяковского отсутствует.)

8.        сообщение ученика (продолжение)

Весной 1918 года произошло важнейшее событие в жизни поэта. Л. Брик объявила мужу о своей любви к Маяковскому. С этого времени Брики и Маяковский приняли решение всегда жить вместе и не расставаться ни при каких обстоятельствах. Годы с 1918 по 1923- счастливое время в отношениях с Л.Брик, взаимная любовь давала Маяковскому огромную творческую энергию. Заявляя в 1920-е годы, что « теперь не время любовных ляс», поэт тем не менее сохраняет верность теме, пытаясь внести иной смысл, диктуемый новой действительностью. Письме к Л.Брик поэт писал: « Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе.» говорить о любви для поэта- значит говорить о жизни, о самом значительном в собственной судьбе. Ибо, убежден он, и это чувство должно быть вровень эпохе. Счастье в любви неотделимо от обновления человеческих отношений. Легкость при решении этого вопроса поэта не устраивала. Он и этом случае руководствовался требованиями, предъявляемыми к себе, к окружающим, что « любовь» не установить никаким «должен» и никаким «нельзя». « Любовь- это сердце всего»,- написал когда-то поэт своей возлюбленной Лиле. И , действительно, эти слова никогда не покидали поэта и являлись его заповедями. «Мы никогда не снимали подаренные друг другу еще в петербургские времена, вместо обручальных, кольца-печатки,_ вспоминала сама Брик.- На моем Володя выгравировал буквы Л.Ю.Б. если читать их по кругу, получалось бесконечно- люблю люблю люблю»9        слово учителя

В 1922 г появилась поэма «Люблю», которая писалась во время пребывания Л.Брик в Риме. Это поэма самая светлая и жизнерадостная. В ней нет мрачных настроений.

Пришла-        взяла,
Деловито,
        отобрала сердце
За рыком,
        и просто
За ростом,
        пошла играть-
Взглянув,
        как девочка мячиком.
Разглядела просто мальчика.

В поэме Маяковский объяснил, что такое любовь для человека, на котором « с ума сошла анатомия.

Сплошное сердце -гудит повсеместно».

10        сообщение ученика (продолжение)

Влияние Л.Брик было настолько всеобъемлющим, что все свои стихи после их встречи поэт обязался посвящать только ей. В 1923г вышла в свет поэма «Про это», ставшая гимном любви к Лиле Брик. Обложку книги украшала ее оригинальная фотография, сделанная А.М.Родченко. Несмотря на многочисленные   романы Лили Брик, о которых ходили самые чудовищные слухи, и увлечения самого Маяковского, они по-прежнему сохраняли отношения и продолжали жить в одной квартире.

11. слово учителя:

Маяковский не позволял себе анализировать отношения с любимой женщиной, даже если эти отношения были мучительными, и тем более упрекать в чем-то ее. Эту черту характера и поведения отмечали многие. Осип Брик : « Маяковский понимал любовь так: если ты любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда, везде и при всяких обстоятельствах. Малейшее отклонение, малейшее колебание- уже измена. Любовь должна быть неизменна ,как закон природы, не знающий исключений.» Он не только требовал это от других, но и сам был такой. 1924г был переломным моментом в отношениях между Маяковским и Л.Брик. «Я теперь свободен от любви и от плакатов»( «Юбилейное»). После возвращения Маяковского из Америки характер отношений изменился. Теперь их связывала только дружба.

12.Анализ стихотворения «Любовь» (1926г)

- Какие отклонения от идеала любви поэт наблюдает? С чем это связано?

( причиной всех извращений идеала любви поэт считает все то же «обмещанивание»пролетариата, влияние на людей «пережитков прошлого» )

 - Каково отношение поэта к быту, к семье?

( институт брака видится поэту устаревшим, и союзу двух он противопоставляет утопический идеал товарищеского единения мужчины и женщины в обществе будущего)

13.сообщение ученика (продолжение)

И все же однажды наступил предел этих горьких и одновременно сладких отношений. 14 апреля 1930 года жизнелюбивого, глубокого, тонкого поэта не стало. Как рассказывала в своих воспоминаниях Лиля Юрьевна, многие годы ей снился Маяковский. Иногда он плакал, просил прощение и всегда не хотел расставаться. Не хотел уходить из ее снов. Иногда посмеивался и уверял ее, что она тоже покончит жизнь самоубийством. 24 августа 1978г Л.Ю.Брик покончила с собой, приняв огромную дозу снотворного. Она заснула вечным сном в «вечном городе» Риме. Теперь они снятся друг другу. По завещанию прах ее был развеян в одном из живописных уголков под Звенигородом. Оставила мемуары, публикация которых отложена в соответствии с ее завещанием.14.сообщение ученика


ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА

Последние 2 года жизни Маяковского, мир его личных переживаний и чувств, связаны с именем Т.Яковлевой. За полтора года с небольшим года до знакомства с Маяковским Т.Яковлева приехала из России в Париж по вызову дяди, художника А.Е.Яковлева. 22-летняя, красивая, высокая, длинноногая, с выразительными глазами и яркими светящими желтыми волосами, пловчиха, теннисистка, она, фатально неотразимая, обращала на себя внимание многих молодых и немолодых людей своего круга. Точно известен день знакомства - 25 октября 1928 года. Вспоминает Эльза Триоле- известная писательница, родная сестра Лили Брик: « Я познакомилась с Татьяной перед самым приездом Маяковского в Париж и сказала ей: « Да вы под рост Маяковскому». Так, из-за этого «под рост», для смеха, я и познакомила Володю с Татьяной. Маяковский же с первого взгляда в нее жестоко влюбился».

Виктор Шкловский в своей работе «О Маяковском» пишет: «Рассказывали мне, что они были так похожи друг на друга, так подходили друг другу, что люди в кафе благодарно улыбались при виде их». Художник В.И.Шухаев и его жена В.Ф.Шухаева, жившие в то время в Париже, пишут о том же : « Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица- высокая, стройная, под стать ему». Нам

Любовь

Не рай да кущи, Нам

Любовь

Гудит про то, Что опять

В работу пущен Сердца

Выстывший мотор. С первого дня знакомства возник новый «пожар сердца», и засветилась «лирики лента» новой любви. За ноябрь 1928 года Маяковский написал 2 стихотворения, посвященные Татьяне Алексеевне Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Это были первые любовные послания (с1915г), посвященные не Лили Брик. Интересно сопоставить 2 стихотворения, навеянные сильным и глубоким чувством к Т.Яковлевой, первое из них адресовано лицу официальному, редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал оказавшийся в Париже поэт, тогда как второе- не предназначавшееся для печати- передано из рук в руки любимой женщине.

В первом из этих «писем» поэт размышляет не просто о любви- о ее сущности. Обжигающей силы чувство вызывает настоятельную потребность разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Именно по-новому: для Маяковского любовь- чувство, перестраивающее человека, созидающее его заново.

15 анализ стихотворения «Письмо тов. Кострову....»

  • Что значит для поэта любовь? (цитаты из текста)
  • Как понимаете строки «Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств...»? (подчеркивает свое отрицательное отношение ко всякого рода случайным связям, не допускает отождествления любви с чувственной страстью, какой бы сильной она не была)
  • Какая любовь героя?

( Простая, человеческая, дающая поэтическое вдохновение, которое проявляется в будничной обстановке. « Подымает площадь шум,/ экипажи движутся,/ я хожу,/ стишки пишу в записную книжицу»,    /слайд 28 показать/-        Какие строки говорят о масштабности этого чувства?

( Ураган, огонь, вода подступают в ропоте... Его привлекают и «земные огни», и «небесные светила». Душу переполняет «сонм видений и идей». И из всего этого рождается поэзия.

Это единство земного и небесного. Сердце поэта готово вместить весь мир, его чувства приобретают «вселенские масштабы». Наверное, поэтому для их выражения Маяковский использует такие преувеличенные , емкие слова: « Из зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой» или « распластал хвост небесам на треть».

16. сообщение ученика Слайд 28,29

17        Анализ стихотворения « Письмо Т Яковлевой»

  • Как понимаете первые строки стихотворения? ( ассоциация по цвету- губ любимой и знамени)
  • Чем это вызвано, как думаете?

(Желание перевести разговор о чувстве, связывающее влюбленных, в разговор о счастье «ста миллионов», и даже ревность здесь приобретает возвышенный характер «я не сам, а я ревную за Советскую Россию». Это говорит об отчаянии героя.)

  • Найдите строки, говорящие о чувствах, равных стихиям.
  • Почему герой в отчаянии?

(возлюбленная остается в Париже)

18        сообщение ученика

Несоответствия чувств не было. Было другое препятствие- неодолимое. Оказалось, что Т.Яковлеву трудно уговорить уехать в Москву. Маяковский не мог не понимать, что такая перемена судьбы для нее невозможна. Она предполагала, что ее может ожидать на родине. Ведь она с таким трудом оттуда уехала. А взять эту женщину можно только «вдвоем с Парижем»- а это невозможно для него. Поэтому счастливое разрешение вопроса переносится в неопределенное будущее и связывается с грядущим торжеством революции во всемирном масштабе.

И все-таки В.Маяковский звал ее письмами, телеграммами. В течение нескольких лет Татьяна Алексеевна каждое воскресенье получала из магазина цветы и визитки от Маяковского. Лиля Брик дорожила ролью единственной музы великого поэта и не собиралась с ней расставаться ни при каких условиях. Она считала, что благополучие семейной жизни помешало бы поэту писать стихи. Т.Яковлева вышла замуж, так и не дождавшись Маяковского, так как заграничную визу не дали. Невыдаче визы способствовала Л.Брик. Умерла Т.Яковлева в США в 1991г. Архив Яковлевой в Гарвардском университете, содержащий письма к ней Маяковского, до сих пор закрыт согласно завещанию. Письма же Яковлевой к Маяковскому, как и других женщин к нему уничтожила Л Брик, к которой, по завещанию поэта, перешел весь архив поэта.

19        слово учителя

Знакомство с Вероникой Витольдовной Полонской произошло 13 мая 1928г. Отношения с ней не стали спасительной соломинкой, за которую хотел ухватиться поэт. Жить в спокойном, реальном мире человеку, у которого « сплошное сердце гудит повсеместно», оказалось невозможно. Нити, привязывающие поэта к жизни, рвались одна за другой. За 2 дня до трагического выстрела Маяковский писал: «Как говорят «инцидент исперчен, любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид». Счастливо оставаться. В.Маяковский» 12.04.30

Читая предсмертную записку, невольно всплывают строки из поэмы, оказавшиеся пророческими: « Последним будет твое имя, запекшееся на выдранной ядром губе». « Лиля! Люби меня»- это последние строки в предсмертном письме.


Заканчивая наш разговор, хочется вспомнить строки Маяковского: « Не смоют любовь ни ссоры, ни

персты. Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих стоперстный, клянусь, люблю

низменно и верно!»

Давайте подведем итог всему сказанному. (слайдЗО)

-Итак, перефразируя самого Маяковского «Любовная лирика-это сердце всего его творчества». Это не

поэзия ради поэзии! Это душа! И так же как душу невозможно искусственно отделить от тела, так и

лирику Маяковского нельзя рассматривать отдельно от автора. «Я только стих, я только душа».

« Для того чтобы услышать его могучий голос через годы, надо иметь живую душу, т.е уметь любить.

А потому люди, способные на любовь, никогда не будут равнодушны к этому удивительному,

противоречивому, гениальному, мечтавшему о несбыточном, правому и неправому, могучему поэту с

беззащитной душой. Потому что любовь- это сердце всего».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Любовь, как жизнь» (тема любви в лирике С.Есенина)

Литературная гостиная "Любимые женщины Сергея Есенина"....

Тема любви в лирике В.В. Маяковского

Любовь для Маяковского была всем, он всегда оставался «сплошным сердцем», «навеки раненным любовью», открытым «болям, обидам, бедам» не в меньшей степени, чем высок...

Презентация к уроку по теме: " Тема любви в лирике В.Маяковского" (11 класс)

quot; Тема любви в лирике В. Маяковского" в 11классе является основным для восприятия как личности поэта Маяковского,так и понятия его неоднозначной лирики любви. В.Маяковский пережил необычные ...

Основные темы и мотивы лирики В. В. Маяковского.

Основные темы и мотивы лирики В. В. Маяковского....