Основные темы и мотивы лирики В. В. Маяковского.
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Шульгина Наталья Борисовна

Основные темы и мотивы лирики В. В. Маяковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_temy_i_motivy_liriki_v._v._mayakovskogo.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

                            Основные темы и мотивы лирики В. В. Маяковского

В.В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта.

Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года). 

Творческая судьба Маяковского сложна и противоречива. Он принял рожденную октябрьскую революцию 1917 г., более того – своим поэтическим творчеством самозабвенно служил ее укреплению. Тем не менее, к концу жизни у него обозначился конфликт с правящей идеологической системой, отнюдь не в последнюю очередь подтолкнувший его к выстрелу в себя.

Темы ранней лирики

Маяковский продолжает важнейшие традиции русской любовной и гражданско-публицистической лирики. Пейзажная лирика представлена в основном городским пейзажем индустриальной эпохи.

Основной конфликт лирического героя раннего Маяковского — противостояние «я» и мира (отсюда и появление сатиры). Вот некоторые примеры символических мотивов, выражающих этот конфликт: утрата человеческого языка («Вот так я сделался собакой»); похороны смеха («Чудовищные похороны»).

1. Тема города.

«Ночь», «Утро», «Уличное», «Адище города»

В целом поэт любит город, признает его научно-технические достижения, но порой город пугает поэта, вызывая в его воображении страшные образы. Так, уже одно название стихотворения “Адище города” шокирует читателя:

    Адище города окна разбили 

    на крохотные, сосущие адки. 

    Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, 

    над самым ухом взрывая гудки.

Ранние стихотворения вводят в мир, где города «повешены», где «распяты городовые», где «у раненого солнца вытекает глаз», где мир «с перекошенной мордой». Главным здесь является ощущение боли, бесцельности существования:

 По эхам города проносят шумы

На шепоте подошв и на громах колес,

А люди и лошади – это только грумы,

Следящие линии убегающих кос… («Шумики, шумы и шумищи»)

2. Тема неприятия действительности, поэт и толпа.

«Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!», «А вы могли бы?», поэмы «Человек» и «Облако в штанах».

     С темой города перекликается и даже вытекает из нее тема одиночества. Лирический герой ранней лирики Маяковского одинок в этом городе, его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его осуждают. В дореволюционных произведениях изображён заблудившийся в лабиринтах современного города человек, одинокий, страдающий. В «Нате!»,«А вы могли бы?» (1913) – мотив разъединённости лирического “я” поэта и толпы.

Поэма «Облако в штанах». Мотив неразделенной любви является ведущим. (“Завтра ты забудешь, что я тебя короновал”, “Дай же последней нежностью выстлать твой уходящий шаг”). Лирический герой предстает нежным и очень ранимым человеком, не мужчиной, а “облаком в штанах”. Но его отвергают, и он превращается в проснувшийся вулкан. В поэме “Облако в штанах” показано превращение громады-любви в громаду-ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика “долой”: «долой вашу любовь», «долой ваш строй», «долой ваше искусство», «долой вашу религию».

Один из настойчиво повторяющихся у Маяковского мотивов — «пожар сердца».

Какую же любовь отрицает поэт? Любовь, которую можно купить деньгами или роскошью. Вывод: любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где всё продаётся и покупается. Рассматривая художественные особенности второй главы поэмы, следует обратить внимание на сравнение любви с пожаром: “Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца”. Сопоставление любви и пожара не ново в литературе, но у Маяковского оно приобретает особый характер. Образ горящего сердца постепенно теряет условность, превращается в величественную и страшную картину пожара.

Поэт не только обличает несправедливость, ложь, лицемерие существующего строя, но и зовёт к его уничтожению: “Долой ваш строй!” Как лозунг восстания против “жирных” — хозяев жизни — звучат слова: “Выше вздымайте, фонарные столбы, окровавленные туши лабазников!” Написанная накануне революции поэма предвосхищает её: “…в терновом венце революций грядёт шестнадцатый год”.

3. Тема любви

«Письмо товарищу Кострову о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой»

Любовная лирика Маяковского приоткрывает нам ранимую, нежную душу поэта. Лиле Брик, своей поэтической музе, он посвятил большую часть стихотворений о любви. Эта любовь трагична. «Лиличка!» (1916): «...любовь моя — / тяжкая гиря ведь — / висит на тебе, / куда ни бежала б». Но «Кроме любви твоей, / мне / нету моря», «Кроме любви твоей, / мне / нету солнца...».

4. Тема революции, единения лирического героя с массами.

«Наш марш», «Левый марш», «150.000.000», «Поэт рабочий», «Рассказ о Кузнецкстрое»

Тему революции можно раскрыть: советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого.

«Ода революции», «Левый марш», поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо». Каждое из этих произведений даёт возможность проследить стремительность и драматизм событий революционной эпохи, основные периоды в развитии революции, мирный созидательный труд советских людей в 20–30-е годы.

5. Тема поэта и поэзии.

Вступление «Во весь голос», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Необычайное приключение…», статья «Как делать стихи».

    Маяковский дает оценку своему творчеству, называя себя поэтом-горланом (“Во весь голос”), пишет, что работа поэта трудна и труд поэта родствен любому другому труду. Поэзия – это “острое и грозное оружие”. Она способна агитировать, поднимать на борьбу, заставлять трудиться. Но такая позиция поэта-главаря зачастую мешала поэту-лирику. Маяковский часто должен был “наступать на горло собственной песне”, и дар тонкого поэта-лирика все реже и реже звучал в его творчестве (“Неоконченное”, “Письмо Татьяне Яковлевой”)....

Все творчество поэта Маяковского было посвящено одной цели: служению людям. Именно любовь к людям называет поэт движущей силой своего творчества (“Письмо товарищу Кострову...”), поэтому поэт уверен, что “мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо…»

6. Гражданская тема.

«Блек энд уайт», «Парижанка», «Бруклинский мост», «Сергею Есенину» 

Поэма «Во весь голос» (1929—1930). Поэма задумана как наиболее откровенная исповедь поэта. Звучит тема посмертной славы поэта; она появлялась у Маяковского и раньше, в стихотворениях «Я» («Время, хоть ты, хромой богомаз, // Лик намалюй мой в божницу уродца-века!»), «Юбилейное» («Мне бы памятник при жизни полагается по чину. // Заложил бы динамиту — ну-ка, дрызнь! // Ненавижу всяческую мертвечину! // Обожаю всяческую жизнь!»). (У кого еще из известных вам. поэтов встречается «поэтическое завещание», мотив «памятника»?)

Поэма «Во весь голос» — тоже своего рода поэтический «памятник», но не лирическому «я», а эпическому «мы»: «Пускай нам общим памятником будет // построенный в боях социализм».

Выясняется, что в жизни поэт не такой, как в стихах. Если стихи проникнуты оптимистическим настроением, он — вместе с народом, строящим коммунизм («Мы открывали Маркса каждый том, // как в доме собственном мы открываем ставни»), то в прозе (жизни) он одинок и не находит места в «сплошной лихорадке буден».

7. Антимещанская и антибюрократическая тема.

«О дряни», «Прозаседавшиеся», «Клоп», «Баня»

Основной мишенью сатиры становится образ врага — внешнего, «классового» (зарубежные политики в стихотворениях об Антанте; социально-политические типажи дооктябрьской России — поэма «Хорошо!») или внутреннего (те, кто мешает строительству социализма: «лодырь», обыватель-«мещанин», бюрократы и другие типы: «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Клоп», «Баня»). Поэтому можно условно сравнить раннюю сатиру Маяковского с романтической, а позднюю — с классицистической.

К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают ее пороки. Стихотворение “Прозаседавшиеся” рисует гротескную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя на фоне того, что мы теперь знаем о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость выглядит довольно безобидно. В “Прозаседавшихся” читатель встречает “людей половины”, видит, как люди разрываются пополам, чтобы все успеть...

В стихотворении “О дряни” достаточно безобидные детали быта, вроде канарейки или самовара, приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале появляется традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение. 

8. Тема сочувствия и доброты.

«Хорошее отношение к лошадям», «Блэнк энд уайт», «Бруклинский мост»

Эти темы дают возможность показать личность Маяковского с новой стороны. Многими Маяковский воспринимается только как поэт-трибун, “агитатор”, “горлан-главарь”. Такие читатели не видят или не хотят видеть под этой внешней оболочкой нежнейшее сердце гуманиста, человека с открытой душой. Они не замечают чувства тончайшего лирика, поэта, страстно отстаивающего добро, справедливость, честь, творчество, любовь. Как завещание звучат строки поэта, адресованные будущим поколениям: “Грядущие люди! Кто вы? Вот — я весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый моей души!”

9. Тема будущего

 «Рассказ рабочего Павла Катушкина о приобретении нового чемодана», поэма «Хорошо»

Хорошо проследить эволюцию этой темы на протяжении всего творчества Маяковского. В предреволюционные годы поэт отдаёт дань футуризму, он приветствует “великую ломку… во всех областях красоты во имя искусства будущего”. Восторженное восприятие революции Маяковским объясняется прежде всего тем, что он видит в ней путь к осуществлению вековой мечты человечества, к обновлению всей жизни и воплощению гуманистического идеала. В первые годы революции текущие события поэт оценивает с позиций грядущего: “Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет”. Поэт погружается в стремительный водоворот жизни и подгоняет время, стремясь ускорить его движение вперёд. Чувством оптимизма проникнуты такие стихотворения, как «Рассказ о вселении литейщика Козырева в новую квартиру», «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка», «Рассказ рабочего Павла Катушкина о приобретении нового чемодана», поэма «Хорошо» и другие. В годы нэпа Маяковский борется с мещанством, пошлостью, бюрократизмом во имя будущего: «О дряни», «Прозаседавшиеся», сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». С раздумьями о будущем связана у Маяковского и тема бессмертия: «Юбилейное», вступление к поэме «Во весь голос». Таким образом, страстная устремлённость в будущее, мечта о преображении жизни — основной мотив всей поэзии Маяковского.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».

Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным  «от...

Презентация "Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова"

В презентации кратко освещены центральные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова....

Презентация "Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова"

Данная презентация может служить иллюстративным сопровождением к беседе учителя с учащимися по теме "Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова....

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Основные темы и мотивы лирики А. Т. Твардовского

Презентация на тему биографии и творчества А.Т. Твардовского...

Сообщение на тему " Основные темы и мотивы лирики К.Бальмонта"

Сообщение по литературе в котором освещаяются основные темы и мотивы лирики поэта Серебряного века К.Бальмонта...