Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе предназначена для учителей русского языка и литературы, которые работают по программе Коровиной и расчитана на 105 часов. Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_5_klass.docx | 69.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Степанщинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНА приказом от __________ № _______ |
Рабочая программа
учебного предмета «Литература»
(базовый уровень)
для 5 класса
Составитель
Еремеева Е.А., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2013 год
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю(инвариантная часть составляет 2 часа в неделю, восполнение программных часов производится за счёт введения 1 часа в вариативную часть учебного плана общеобразовательного учреждения).
Учебно-тематический план.
Содержание | Авторская программа | Рабочая программа |
Введение. Книга в жизни человека. | 1 | 1 |
Устное народное творчество | 1 | 2 |
Русские народные сказки. | 5 | 8 |
Из древнерусской литературы. | 1 | 2 |
Из литературы XVIII века. | 1 | 2 |
Из литературы XIX века. | 30 | 42 |
Из литературы XX века. | 20 | 29 |
Из зарубежной литературы. | 9 | 19 |
ИТОГО | 105 |
Содержание тем учебного курса.
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.
- В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.
Основной задачей проверки знаний, умений и навыков учащихся является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.
В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние сочинения по литературе. Объем сочинений должен быть примерно таким: 5 класс – 1-1,5 тетрадные страницы; 6 класс – 1,5-2; 7 класс – 2-2,5; 8 класс – 3-4; 9 класс – 4-5; 11 класс – 5-7. Уменьшение объема сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объема не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8 классах и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая – за грамотность.
В 5-8 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая – к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.
4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В связи с этим:
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
- глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логичное и последовательное изложение содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи;
- в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка “1” ставится за сочинение:
- совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
- содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Основная литература
- В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 5 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение», 2006.
- Программа по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. – М.Просвещение, 2008 г.
Для учителя
- Литература. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией В.Я. Коровиной. 5- 8 классы, стр. 36- 55; Волгоград, «Учитель», 2010.
- В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 5 класс. Москва, «Просвещение», 2006.
- Я иду на урок литературы. 5 класс. Книга для учителя. Москва «Первое сентября», 2001.
- Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова. Литература в 5 классе. Книга для учителя. Москва, «Русское слово», 2002.
- М.И. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. Москва, Айрис- пресс, 2003.
- В.А. Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. Москва, Дрофа, 1996.
- Л.Т. Пантелеева, Э.К. Лявданский. Храни огонь родного очага. Очерки по поморскому фольклору, критические статьи о литературе Кольской земли. Мурманск, МГПИ, 1994.
- О.С. Ахманова. Словарь лингвистических терминов. Москва, «Советская энциклопедия». 1996.
Для учащихся
- Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. М.Дрофа, 2007 г.
- В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 5 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение», 2006.
- В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 5 класс. Москва, «Просвещение», 2006.
- Сочини сказку. Творческие задания 5-7 классы. – М.Дрофа, 2007 г.
- Шайтанов И.О. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. – М. Просвещение, 2006 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель РМО
_____________ /__________________/
подпись расшифровка подписи
Календарно - тематический план
по литературе
на 2013 - 2014 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | |
Введение. Книга в жизни человека (1ч) | |||||
1. | 1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | 02.09.2013-06.09.2013 | ||
Устное народное творчество (2ч) | |||||
2. | 1 | Фольклор – коллективное устное народное творчество. | 02.09.2013-06.09.2013 | ||
3. | 2 | Малые жанры фольклора. | |||
Русские народные сказки (8ч) | |||||
4. | 1 | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. | 09.09.2013-13.09.2013 | ||
5. | 2 | «Царевна-лягушка». Василиса премудрая и Иван-царевич. | |||
6. | 3 | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки | |||
7. | 4 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 16.09.2013-20.09.2013 | ||
8. | 5 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. | |||
9. | 6 | Сказки о животных «Журавль и цапля». | |||
10. | 7 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель» | 23.09.2013-27.09.2013 | ||
11. | 8 | Р.р. Итоговый урок по теме «Русские народные сказки». | |||
Из древнерусской литературы (2ч) | |||||
12. | 1 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 23.09.2013-27.09.2013 | ||
13. | 2 | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 30.09.2013-04.10.2013 | ||
Из литературы XVIII века (2ч) | |||||
14. | 1 | Вн.чт. М.В.Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. | 30.09.2013-04.10.2013 | ||
15. | 2 | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. | |||
Из литературы XIX века (42ч) | |||||
Творчество И.А.Крылова (4ч) | |||||
16. | 1 | Вн.чт. Жанр басни в мировой литературе. | 07.10.2013-11.10.2013 | ||
17. | 2 | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» | |||
18. | 3 | И.А.Крылов. «Волк на псарне». | |||
19. | 4 | Р.р. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова | 14.10.2013-18.10.2013 | ||
Творчество В.А.Жуковского (2ч) | |||||
20. | 1 | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 14.10.2013-18.10.2013 | ||
21. | 2 | Благородство и жестокость в балладе В.А. Жуковского «Кубок». | |||
Творчество А.С.Пушкина (9ч) | |||||
22. | 1 | А.С.Пушкин.Слово о поэте. Стихотворение «Няне». | 21.10.2013-25.10.2013 | ||
23. | 2 | А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный …» | |||
24. | 3 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: события и герои. | |||
25. | 4 | Р.р. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. | 28.10.2013-01.11.2013 | ||
26. | 5 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. | |||
27. | 6 | Р.р. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. | |||
28. | 7 | Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина | 11.11.2013-15.11.2013 | ||
29. | 8 | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | |||
30. | 9 | Вн.чт. А.С.Пушкин. Сказки. | |||
Творчество А. Погорельского (2ч) | |||||
31. | 1 | Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | 18.11.2013-22.11.2013 | ||
32. | 2 | Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. | |||
Творчество М.Ю.Лермонтова (3ч) | |||||
33. | 1 | М.Ю.Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения». | 18.11.2013-22.11.2013 | ||
34. | 2 | М.Ю.Лермонтов. «Бородино»: проблематика и поэтика. | 25.11.2013-29.11.2013 | ||
35. | 3 | Вн.чт. М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. | |||
Творчество Н.В.Гоголя (3ч) | |||||
36. | 1 | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место». | 25.11.2013-29.11.2013 | ||
37. | 2 | Н.В.Гоголь «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. | 02.12.2013-06.12.2013 | ||
38. | 3 | Вн.чт. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». | |||
Творчество Н.А.Некрасова (3ч) | |||||
39. | 1 | Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях …» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | 02.12.2013-06.12.2013 | ||
40. | 2 | Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. | 09.12.2013-13.12.2013 | ||
41. | 3 | Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Язык стихотворения. | |||
Творчество И.С.Тургенева (4ч) | |||||
42. | 1 | И.С.Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. | 09.12.2013-13.12.2013 | ||
43. | 2 | И.С.Тургенев. «Муму» как протест против рабства. | 16.12.2013-20.12.2013 | ||
44. | 3 | И.С.Тургенев. «Муму»: система образов. | |||
45. | 4 | Р.р. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | |||
Творчество А.А.Фета (1ч) | |||||
46. | 1 | А.А.Фет. Лирика. «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…» | 23.12.2013-27.12.2013 | ||
Творчество Л.Н.Толстого (5ч) | |||||
47. | 1 | Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. | 23.12.2013-27.12.2013 | ||
48. | 2 | Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. | |||
49. | 3 | Странная дружба Жилина и Дины. | 13.01.2014-17.01.2014 | ||
50. | 4 | Р.р. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»: сюжет, композиция, идея произведения. | |||
51. | 5 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. | |||
Творчество А.П.Чехова (3ч) | |||||
52. | 1 | А.П.Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. | 20.01.2014-24.01.2014 | ||
53. | 2 | Р.р. А.П.Чехов. «Хирургия». | |||
54. | 3 | Вн.чт. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. | |||
Творчество Ф.И.Тютчева (1ч) | |||||
55. | 1 | Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» | 27.01.2014-31.01.2014 | ||
Творчество А.Н.Майкова, И.С.Никитина, И.З.Сурикова, А.Н.Плещеева (1ч) | |||||
56. | 1 | А.Н.Майков «Ласточки»; И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок).И.З.Суриков «Зима» (отрывок); А.Н.Плещеев «Весна» (отрывок). | 27.01.2014-31.01.2014 | ||
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе (1ч) | |||||
57. | 1 | Р.р. Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. | 27.01.2014-31.01.2014 | ||
Из литературы XIX века (29ч) | |||||
Творчество И.А.Бунина (2ч) | |||||
58. | 1 | И.А.Бунин. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине | 03.02.2014-07.02.2014 | ||
59. | 2 | Вн.чт. И.А.Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого рассказа. | |||
Творчество В.Г.Короленко (4ч) | |||||
60. | 1 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. | 03.02.2014-07.02.2014 | ||
61. | 2 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция. | 10.02.2014-14.02.2014 | ||
62. | 3 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». | |||
63. | 4 | Р.р. В.Г.Короленко. «В дурном обществе». | |||
Творчество С.А.Есенина (1ч) | |||||
64. | 1 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина. | 17.02.2014-21.02.2014 | ||
Творчество П.П.Бажова (2ч) | |||||
65. | 1 | П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. | 17.02.2014-21.02.2014 | ||
66. | 2 | П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. | |||
Творчество К.Г.Паустовского (3ч) | |||||
67. | 1 | К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки и их поступки. | 24.02.2014-28.02.2014 | ||
68. | 2 | К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб»: язык сказки. | |||
69. | 3 | К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы» и другие рассказы. | |||
Творчество С.Я.Маршака (4ч) | |||||
70. | 1 | Вн.чт. С.Я.Маршак. Сказки для детей. | 03.03.2014-07.03.2014 | ||
71. | 2 | С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. | |||
72. | 3 | С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев» пьеса-сказка и её народная основа. | |||
73. | 4 | Р.р. С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев». | 10.03.2014-14.03.2014 | ||
Творчество А.П.Платонова (2ч) | |||||
74. | 1 | А.П.Платонов «Никита»: человек и природа. | 10.03.2014-14.03.2014 | ||
75. | 2 | А.П.Платонов «Никита»: быль и фантастика. | |||
Творчество В.П.Астафьева (4ч) | |||||
76. | 1 | В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. | 17.03.2014-20.03.2014 | ||
77. | 2 | В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. | |||
78. | 3 | Р.р. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов | |||
79. | 4 | Р.р. письменный ответ на проблемный вопрос (на выбор) | 31.03.2014-04.04.2014 | ||
Творчество А.Т.Твардовского (1ч) | |||||
80. | 1 | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» | 31.03.2014-04.04.2014 | ||
Творчество К.М.Симонова (1ч) | |||||
81. | 1 | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» | 31.03.2014-04.04.2014 | ||
Творчество русских поэтов (2ч) | |||||
82. | 1 | И.А.Бунин «Помню – долгий зимний вечер…» Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы» | 07.04.2014-11.04.2014 | ||
83. | 2 | Картина В.М.Васнецова «Аленуш-ка». А.А.Прокофьев «Аленушка» Д.Б.Кедрин «Аленушка». | |||
Писатели улыбаются (3ч) | |||||
84. | 1 | Саша Черный. «Кавказский пленник»: образы детей в рассказе | 07.04.2014-11.04.2014 | ||
85. | 2 | Саша Черный «Игорь-Робинзон»: юмор и его роль в рассказе. | 14.04.2014-18.04.2014 | ||
86. | 3 | Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | |||
Из зарубежной литературы (19ч) | |||||
Творчество Р.Стивенсона (1ч) | |||||
87. | 1 | Р.Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков. | 14.04.2014-18.04.2014 | ||
Творчество Д.Дефо (3ч) | |||||
88. | 1 | Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. | 21.04.2014-25.04.2014 | ||
89. | 2 | Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»: характер героя. | |||
90. | 3 | Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. | |||
Творчество Х.-К.Андерсена (6ч) | |||||
91. | 1 | Х.-К.Андерсен «Снежная королева»: реальность и фантастика. | 28.04.2014-02.05.2014 | ||
92. | 2 | Х.-К.Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | |||
93. | 3 | Х.-К.Андерсен «Снежная королева»: «что есть красота?» | |||
94. | 4 | Вн.чт. Х.-К.Андерсен. Сказки. | 05.05.2014-09.05.2014 | ||
95. | 5 | Р.р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов | |||
96. | 6 | Р.р. Роды и жанры литературы. | |||
Творчество М.Твена (3ч) | |||||
97. | 1 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. | 12.05.2014-16.05.2014 | ||
98. | 2 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев. | |||
99. | 3 | Р.р. «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. | |||
Творчество Дж.Лондона (6ч) | |||||
100. | 1 | Джек Лондон «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? | 19.05.2014-23.05.2014 | ||
101. | 2 | Джек Лондон «Сказание о Кише»: мастерство писателя. | |||
102. | 3 | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса | |||
103. | 4 | Литературный праздник. Путешествие по стране литературии 5 класса. | 26.05.2014-31.05.2014 | ||
104. | 5 | Резерв. Подведение итогов года. Задание на лето. | |||
105. | 6 | Резерв. | |||
Итого | Часов | В том числе: | |||
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи | ||
по программе | 105 | - | 3 | - | 15 |
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель РМО
_____________ /__________________/
подпись расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....