Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Еремеева Екатерина Анатольевна

Рабочая программа по литературе предназначена для учителей русского языка и литературы, которые работают по программе Коровиной и расчитана на 105 часов. Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_5_klass.docx69.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Степанщинская средняя общеобразовательная школа»

                                 

                     

                                   УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________ № _______

Рабочая программа

учебного предмета «Литература»

(базовый уровень)

для 5 класса

Составитель

Еремеева Е.А., учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

г. Воскресенск

2013 год

Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю(инвариантная часть составляет 2 часа в неделю, восполнение программных часов производится за счёт введения 1 часа в вариативную часть учебного плана общеобразовательного учреждения).

Учебно-тематический план.

Содержание

Авторская программа

Рабочая программа

Введение. Книга в жизни человека.

1

1

Устное народное творчество

1

2

Русские народные сказки.

5

8

Из древнерусской литературы.

1

2

Из литературы XVIII века.

1

2

Из литературы XIX века.

30

42

Из литературы XX века.

20

29

Из зарубежной литературы.

9

19

ИТОГО

68

105

Содержание тем учебного курса.

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

  • В результате изучения литературы ученик должен знать:
  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков учащихся является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние сочинения по литературе. Объем сочинений должен быть примерно таким: 5 класс – 1-1,5  тетрадные страницы; 6 класс – 1,5-2; 7 класс – 2-2,5; 8 класс – 3-4; 9 класс – 4-5; 11 класс – 5-7. Уменьшение объема сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8 классах и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая – за грамотность.

В 5-8 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая – к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.

4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В связи с этим:

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования  своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

  • правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
  • точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
  • логичное и последовательное изложение содержания;
  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
  • обнаруживается владение основами письменной речи;
  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка “1” ставится за сочинение:

  • совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
  • содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.

Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Основная литература

  1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 5 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение», 2006.
  2. Программа по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. – М.Просвещение, 2008 г.

Для учителя

  1. Литература. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией В.Я. Коровиной. 5- 8 классы, стр. 36- 55; Волгоград, «Учитель», 2010.
  2. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 5 класс. Москва, «Просвещение», 2006.
  3. Я иду на урок литературы. 5 класс. Книга для учителя. Москва «Первое сентября», 2001.
  4. Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова. Литература в 5 классе. Книга для учителя. Москва, «Русское слово», 2002.
  5. М.И. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. Москва, Айрис- пресс, 2003.
  6. В.А. Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. Москва, Дрофа, 1996.
  7. Л.Т. Пантелеева, Э.К. Лявданский. Храни огонь родного очага. Очерки по поморскому фольклору, критические статьи о литературе Кольской земли. Мурманск, МГПИ, 1994.
  8. О.С. Ахманова. Словарь лингвистических терминов. Москва, «Советская энциклопедия». 1996.

Для учащихся

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. М.Дрофа, 2007 г.
  2. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 5 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение», 2006.
  3. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 5 класс. Москва, «Просвещение», 2006.
  4. Сочини сказку. Творческие задания 5-7 классы. – М.Дрофа, 2007 г.
  5. Шайтанов И.О. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. – М. Просвещение, 2006 г.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании РМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель РМО

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи

Календарно - тематический план

по литературе

на 2013 - 2014 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение. Книга в жизни человека (1ч)

1.

1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

02.09.2013-06.09.2013

Устное народное творчество (2ч)

2.

1

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

02.09.2013-06.09.2013

3.

2

Малые жанры фольклора.

Русские народные сказки (8ч)

4.

1

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

09.09.2013-13.09.2013

5.

2

«Царевна-лягушка». Василиса премудрая и Иван-царевич.

6.

3

«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки

7.

4

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

16.09.2013-20.09.2013

8.

5

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.

9.

6

Сказки о животных «Журавль и цапля».

10.

7

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

23.09.2013-27.09.2013

11.

8

Р.р. Итоговый урок по теме «Русские народные сказки».

Из древнерусской литературы (2ч)

12.

1

 «Повесть временных лет» как литературный памятник.

23.09.2013-27.09.2013

13.

2

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

30.09.2013-04.10.2013

Из литературы XVIII века (2ч)

14.

1

Вн.чт. М.В.Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.

30.09.2013-04.10.2013

15.

2

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»  - научные истины в поэтической форме.

Из литературы XIX века (42ч)

Творчество И.А.Крылова (4ч)

16.

1

Вн.чт. Жанр басни в мировой литературе.

07.10.2013-11.10.2013

17.

2

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

18.

3

И.А.Крылов. «Волк на псарне».

19.

4

Р.р.  Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

14.10.2013-18.10.2013

Творчество В.А.Жуковского (2ч)

20.

1

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

14.10.2013-18.10.2013

21.

2

Благородство и жестокость в балладе В.А. Жуковского «Кубок».

Творчество А.С.Пушкина (9ч)

22.

1

А.С.Пушкин.Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

21.10.2013-25.10.2013

23.

2

А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный …»

24.

3

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: события и герои.

25.

4

Р.р. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

28.10.2013-01.11.2013

26.

5

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

27.

6

Р.р. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

28.

7

Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина

11.11.2013-15.11.2013

29.

8

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

30.

9

Вн.чт. А.С.Пушкин. Сказки.

Творчество А. Погорельского (2ч)

31.

1

Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

18.11.2013-22.11.2013

32.

2

Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение.

Творчество М.Ю.Лермонтова (3ч)

33.

1

М.Ю.Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения».

18.11.2013-22.11.2013

34.

2

М.Ю.Лермонтов. «Бородино»: проблематика и поэтика.

25.11.2013-29.11.2013

35.

3

Вн.чт. М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб» как литературная сказка.

Творчество Н.В.Гоголя (3ч)

36.

1

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место».

25.11.2013-29.11.2013

37.

2

Н.В.Гоголь  «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

02.12.2013-06.12.2013

38.

3

Вн.чт. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть».

Творчество  Н.А.Некрасова (3ч)

39.

1

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях …» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

02.12.2013-06.12.2013

40.

2

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

09.12.2013-13.12.2013

41.

3

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Язык стихотворения.

Творчество  И.С.Тургенева (4ч)

42.

1

И.С.Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве.

09.12.2013-13.12.2013

43.

2

И.С.Тургенев. «Муму» как протест против рабства.

16.12.2013-20.12.2013

44.

3

И.С.Тургенев. «Муму»: система образов.

45.

4

Р.р. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

Творчество А.А.Фета (1ч)

46.

1

А.А.Фет. Лирика. «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»

23.12.2013-27.12.2013

Творчество Л.Н.Толстого (5ч)

47.

1

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев.

23.12.2013-27.12.2013

48.

2

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

49.

3

Странная дружба Жилина и Дины.

13.01.2014-17.01.2014

50.

4

Р.р. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»:  сюжет, композиция, идея произведения.

51.

5

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого.

Творчество А.П.Чехова (3ч)

52.

1

А.П.Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

20.01.2014-24.01.2014

53.

2

Р.р. А.П.Чехов. «Хирургия».

54.

3

Вн.чт. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

Творчество Ф.И.Тютчева (1ч)

55.

1

Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»

27.01.2014-31.01.2014

Творчество А.Н.Майкова, И.С.Никитина, И.З.Сурикова, А.Н.Плещеева (1ч)

56.

1

А.Н.Майков «Ласточки»; И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок).И.З.Суриков «Зима» (отрывок); А.Н.Плещеев «Весна» (отрывок).

27.01.2014-31.01.2014

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе (1ч)

57.

1

Р.р. Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

27.01.2014-31.01.2014

Из литературы XIX века (29ч)

Творчество И.А.Бунина (2ч)

58.

1

И.А.Бунин. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

03.02.2014-07.02.2014

59.

2

Вн.чт. И.А.Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого рассказа.

Творчество В.Г.Короленко (4ч)

60.

1

В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.

03.02.2014-07.02.2014

61.

2

В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция.

10.02.2014-14.02.2014

62.

3

В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

63.

4

Р.р. В.Г.Короленко. «В дурном обществе».

Творчество С.А.Есенина (1ч)

64.

1

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина.

17.02.2014-21.02.2014

Творчество П.П.Бажова (2ч)

65.

1

П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

17.02.2014-21.02.2014

66.

2

П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

Творчество К.Г.Паустовского (3ч)

67.

1

К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки и их поступки.

24.02.2014-28.02.2014

68.

2

К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб»: язык сказки.

69.

3

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы» и другие рассказы.

Творчество С.Я.Маршака (4ч)

70.

1

Вн.чт. С.Я.Маршак. Сказки для детей.

03.03.2014-07.03.2014

71.

2

С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

72.

3

С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев» пьеса-сказка и её народная основа.

73.

4

Р.р. С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев».

10.03.2014-14.03.2014

Творчество А.П.Платонова (2ч)

74.

1

А.П.Платонов «Никита»: человек и природа.

10.03.2014-14.03.2014

75.

2

А.П.Платонов «Никита»: быль и фантастика.

Творчество В.П.Астафьева (4ч)

76.

1

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

17.03.2014-20.03.2014

77.

2

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя.

78.

3

Р.р. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов

79.

4

Р.р. письменный ответ на проблемный вопрос (на выбор)

31.03.2014-04.04.2014

Творчество А.Т.Твардовского (1ч)

80.

1

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

31.03.2014-04.04.2014

Творчество К.М.Симонова (1ч)

81.

1

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»

31.03.2014-04.04.2014

Творчество русских поэтов (2ч)

82.

1

И.А.Бунин  «Помню – долгий зимний вечер…» Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»

07.04.2014-11.04.2014

83.

2

Картина В.М.Васнецова «Аленуш-ка». А.А.Прокофьев «Аленушка» Д.Б.Кедрин «Аленушка».

Писатели улыбаются (3ч)

84.

1

Саша Черный. «Кавказский пленник»: образы детей в рассказе

07.04.2014-11.04.2014

85.

2

Саша Черный «Игорь-Робинзон»: юмор и его роль в рассказе.

14.04.2014-18.04.2014

86.

3

Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

Из зарубежной литературы (19ч)

Творчество Р.Стивенсона (1ч)

87.

1

Р.Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков.

14.04.2014-18.04.2014

Творчество Д.Дефо (3ч)

88.

1

Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

21.04.2014-25.04.2014

89.

2

Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»: характер героя.

90.

3

Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа.

Творчество Х.-К.Андерсена (6ч)

91.

1

Х.-К.Андерсен «Снежная королева»: реальность и фантастика.

28.04.2014-02.05.2014

92.

2

Х.-К.Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

93.

3

Х.-К.Андерсен «Снежная королева»: «что есть красота?»

94.

4

Вн.чт. Х.-К.Андерсен. Сказки.

05.05.2014-09.05.2014

95.

5

Р.р.   Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

96.

6

Р.р.  Роды и жанры литературы.

Творчество М.Твена (3ч)

97.

1

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

12.05.2014-16.05.2014

98.

2

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев.

99.

3

Р.р.  «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей.

Творчество Дж.Лондона (6ч)

100.

1

Джек Лондон «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

19.05.2014-23.05.2014

101.

2

Джек Лондон «Сказание о Кише»: мастерство писателя.

102.

3

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

103.

4

Литературный праздник. Путешествие по стране литературии 5 класса.

26.05.2014-31.05.2014

104.

5

Резерв. Подведение итогов года. Задание на лето.

105.

6

Резерв.

Итого

Часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

105

-

3

-

15

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании РМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель РМО

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....