Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Дехтяренко Вадим Вячеславович

3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_literatura.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Г.НАДЫМА»

Рассмотрено на заседании методического объединения учителей-предметников

Протокол № ___ от ___________2012 г.

Руководитель МО ____________

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________________Т.В. Малюгина

Утверждаю

Директор МОУ«ООШ»__________И.М.Крикунова

Приказ №___ от ___________2012 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по литературе

10

класс

Дехтяренко Вадим Вячеславович

Программа рассчитана на 102  часа

2013/2014

учебный год

  1. Пояснительная записка.

         1) Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13). За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009. Рабочая программа ориентирована на следующие учебники:

  • Лыссый Ю.И. Русская литература XIX в. 10 кл. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011.         
  • Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература: 10 кл.: поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2007.

2) Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

3) Задачи:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

4) Общий объем курса составляет 102 учебных часа (3 часа в неделю).

5) Основные разделы курса:

  • Основные теоретико-литературоведческие понятия.
  • Русская литература первой половины XIX века.
  •  Русская литература второй половины XIX века.

       6) Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих результатов:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.
Средством достижения целей и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место при изучении литературы в 10 классе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины XIX века до литературы второй половины XIX века). Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Содержание курса реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
  • продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Формы организации учебного процесса:

Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.


Методы и приёмы обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • индивидуальный устный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • написание сочинений;
  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение;
  •  различные виды пересказа;
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
  • подготовка рефератов, докладов;
  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Виды деятельности учащихся на уроке:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
• работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
• работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • система инновационной оценки «портфолио»;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
  • проектно-исследовательская технология.

      7) Требования к уровню подготовки обучающихся и прогнозируемые результаты.

Выпускник должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

  1. Тематическое планирование курса.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основные теоретико-литературоведческие понятия (5 ч.)

   1.

Основные теоретико-литературоведческие понятия.

5

Русская литература первой половины XIX века (12 ч.)

2.

А.С.Пушкин.

3

     3.

М.Ю.Лермонтов.

4

     4.

Н.В.Гоголь.

5

Русская литература второй половины XIX века (85 ч.)

    5.

А.Н.Островский.

8

    6.

Н.А.Некрасов.

7

   7.

И.А.Гончаров.

8

   8.

М.Е.Салтыков-Щедрин.

4

   9.

И.С.Тургенев.

12

   10.

Ф.И.Тютчев.

2

   11.

А.А.Фет.

2

   12.

А.К.Толстой.

2

   13.

Ф.М.Достоевский.

10

   14.

Н.С.Лесков.

4

   15.

Н.Г.Чернышевский.

5

   16.

Л.Н.Толстой.

12

   17.

А.П.Чехов.

9

  1. Список использованной литературы.

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Егорова Н.В. Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 10 класс. – М.: «ВАКО», 2009.
  3. Ионин Г.Н. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. - М.: Мнемозина, 2008.
  4. Картавцева М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие. - Воронеж: ТЦ «Учитель»,2006.
  5. Кривоплясова М.Е. Средства и приёмы выразительной речи: Тренинговые задания на уроках. 5-9 классы. - Волгоград: ТЦ «Учитель», 2007.
  6. Лыссой Ю.И. Русская литература XIX века: Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. 10 класс. - М.: Мнемозина, 2008.
  7. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах: Теория, история, словарь. - М.: Айрис-пресс, 2006.
  8. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: Методические материалы.  - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008.
  9. Павлова О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: Дидактические материалы. - Белгород: ООО «Логия», 2004.
  10. Цветкова Г.В. Литература: Проектная деятельность учащихся. 5-11 классы. - Волгоград: ТЦ «Учитель», 2011.
  11. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: «Просвещение», 2007.
  12. Шапошникова В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов. - М.: Московский Лицей, 2003.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Г.НАДЫМА»

Рассмотрено  и согласовано на заседании методического объединения учителей-предметников

Протокол № ___ от ___________2012 г.

Руководитель МО ____________

Утверждаю

Заместитель директора по УВР

________________Т.В. Малюгина

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе

10

класс

Клокова Елена Федоровна

Программа рассчитана на 102  часа

2012/2013

учебный год

Основные учебники:

  • Лыссый Ю.И. Русская литература XIX в. 10 кл. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011.         
  • Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература: 10 кл.: поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2007.

Общий объем курса составляет 102 учебных часа (3 часа в неделю), из них:

  1. Уроков теории – 30 часов;
  2. Практических занятий – 62 часов;
  3. Уроков контроля – 10 часов (5 контрольных работ).

№ п/п

Тема

Цель урока

Формы урока,

вид контроля

Межпредметные связи

ТСО, наглядные пособия

Д/задание

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

Основные теоретико-литературоведческие понятия (5 ч.)

Введение. Русская литература XIX в.

Ключевое понятие: русской национальная литература.

Лекция.

Мини-тесты, самоконтроль.

История, русский язык, обществознание.

Учебник Лыссый Ю.И., портреты.

Наизусть любимые стихотв.

03.09

Роды, жанры. Понятия метода в художественной литературе.

Повторить и обобщить знания о литературном процессе.

Работа с учебником и дополнительной

литературой.

Философия, социология, политология, религиоведение.

Учебник Лыссый Ю.И., словари терминов.

Составить опорную схему.

 03.09

Сюжет, фабула, композиция произведения.

Раскрыть важность идейных исканий русской литературы.

Комбинированный урок. Экспресс-анализ.

История, обществознание.

Учебник Лыссый Ю.И.,

таблицы, схемы.

Анализ стихотво-рения.

 04.09

Становление и развитие русского романтизма.

Развитие эмоционального восприятия.

Анализ статей учебника, подбор материала.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники В.Ю.Лебедева,

А.Г.Кутузова.

Сравни-тельная таблица.

 10.09

Романтические мотивы лирики 1820-х годов.

Повторение и обобщение на новом уровне.

Выразительное чтение,

наизусть.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Тексты лирических произведений.

Стихотво-рение наизусть

 10.09

Русская литература первой половины XIX века (12 ч.)

А.С.Пушкин (2 ч.)

Романтизм в лирике и прозе А.С.Пушкина.

Связи идейных исканий общества с литературой.

Составление комментария (таблица).

МХК, иностранный язык.

Учебник В.Ю.Лебедева,

лирика.

Составить подборку лирики.

 11.09

Историзм романа «Евгений Онегин».

Углубления представления о широте охвата.

Викторина по тексту романа. Энциклопедизм.

История, МХК, обществознание.

Текст и иллюстрации к роману.

Выразительное чтение строф.

 17.09

М.Ю.Лермонтов (5 ч.)17.09

Облик лирического героя М.Ю.Лермонтова.

Взаимосвязь между особенностями эпохи и гением поэта.

Чтение и анализ лирики, выводы.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Сочинения М.Ю.Лермонтова, аудиозаписи.

Сообщение о лирике поэта.

18.09

Романтизм и реализм в лирике М.Ю.Лермонтова.

Обучение анализу лирического произведения.

Практическое занятие.

История, МХК, иностранный язык.

Сочинения М.Ю.Лермонтова, портреты, схемы.

Дневник Печорина.

24.09

Духовное путешествие Печорина.

Урок контроля. Мастерство психологического анализа.

Самостоятельная работа. Текстологический анализ.

МХК, русский язык, обществознание.

Роман «Герой нашего времени», кинофильм.

Автор и герой в романе.

24.09

Сюжетно-композиционное своеобразие.

Урок контроля. Сюжет и фабула романа. Психологизм.

Составление сложного плана.

МХК, иностранный язык.

Роман «Герой нашего времени», иллюстрации.

Повесть «Бэла».

25.09

Философская глубина и художественность.

Противоречивость главного героя.

Анализ образа главного героя романа.

История, МХК, обществознание.

Роман «Герой нашего времени», иллюстрации.

Повесть «Фаталист»

01.10

Н.В.Гоголь (5 ч.)

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя.

Повторить понятия «сюжет» и «композиция».

Обзор, составление плана.

МХК, иностранный язык.

Сочинения Н.В.Гоголя, портреты.

Анализ повести «Шинель».

01.10

Нравственный смысл повестей.

Роль фантастических элементов.

Написание рецензии.

История, МХК, обществознание.

Повесть «Шинель».

 «Мертвые души».

02.10

Чиновники в первом томе поэмы.

Роль образа Чичикова в системе персонажей.

Составление цитатного плана.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Поэма «Мертвые души», кинофрагмент.

Путь Чичикова.

08.10

Сатирическое изображение помещиков.

Выявление приемов сатиры.

Создание портретной галереи.

История, МХК, обществознание.

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Рассказ о характере Чичикова.

08.10

Жанровое своеобразие поэмы.

Образ России и лирические отступления.

Анализ. Поиск жанровых признаков.

МХК, русский язык, обществознание.

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души», иллюстрации..

Лирич. отступ-ления.

09.10

Русская литература второй половины XIX века

А.Н.Островский (8 ч.)

Становление реализма.

Особенности русского реализма.

Конспект, тезисы, выводы.

История, МХК, обществознание.

Учебник В.Ю.Лебедева.

Эволюция реализма.

15.10

Обзор творчества А.Н.Островского. Жанр драмы.

Понятия: трагедия, драма, комедия; персонаж, автор.

Лекция, беседа, конспект: хронология.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебник, произведения Н.А.Островского.

История драмы «Гроза».

 15.10

Творческая история драмы «Гроза».

Место «Грозы» в художественном мире автора.

Устные сообщения, работа с учебником.

  МХК, обществознание,

история.

Текст драмы А.Н.Островского «Гроза».

Чтение драмы «Гроза».

16.10

Нравы города Калинова.

Художественные средства.

Урок-спектакль, дискуссия.

  МХК,

русский язык.

Драмы  А.Н.Островского.

«Жестокие нравы…»

22.10

Система образов драмы «Гроза». Типичность.

Трагическая сущность конфликта драмы «Гроза»..

Сравнительный анализ речи персонажей.

МХК, русский язык, обществознание.

Текст, иллюстрации, схемы.

Статья Н.А.Добролюбова.

22.10

Смысл названия драмы «Гроза».

Многозначность символа грозы в драме.

Выявление символического смысла.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Текст, иллюстрации, учебники.

Чтение других драм.

23.10

Изображение национального характера в драме.

Урок контроля. Сочинение.

Практическое занятие. Слово учителя, анализ.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Драма Н.А.Островского «Гроза».

Рассказ о спектакле.

29.10

Создание национального театра.

 Урок контроля. Раскрыть глубину нравственной проблематики.

Сочинение: характеристика персонажа.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники, произведения А.Н.Островского.

 Размеры русского стиха.

 29.10

Н.А.Некрасов (7 ч.)

Активная жизненная позиция.

Работа над ошибками сочинения. Хронология.

Практическое занятие.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебник В.Ю.Лебедева, портреты, схемы.

Некрасов-редактор.

 30.10

Гражданский пафос поэзии Н.А.Некрасова.

Тема гражданской ответственности поэта.

Характеристика лирического героя.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Лирика А.Н.Некрасова, аудиозапись.

Наизусть одно стихотв.

12.11

Любовная и сатирическая поэзия.

Традиции, новаторство.

Анализ формальных признаков.

МХК, русский язык, обществознание.

Лирика современников А.Н.Некрасова.

Текст для анализа.

12.11

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Раскрыть особенности русского реализма.

Комбинированное занятие: лекция, практикум.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники, тексты Н.А.Некрасова, иллюстрации.

Разное понимание счастья.

 13.11

Эпическая широта и всеохватность поэмы.

Раскрыть идейное и художественное своеобразие.

Работа в группах.

Беседа, упражнения.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебники, тексты Н.А.Некрасова, иллюстрации.

Отрывок из поэмы наизусть.

 19.11

Изображение женских образов в поэме.

Продолжить изучение  средств создания образа героя.

Практикум. Текстологический анализ.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебники, схемы, таблицы, фрагмент фильма.

Счастье солдата.

 19.11

Художественное своеобразие лирики.

Новизна тематики и проблематики лирики Н.А.Некрасова.

Работа в группах. Конспект.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебники, хрестоматии, иллюстрации.

Анализ стихо-творения.

 20.11

И.А.Гончаров (8 ч.)

Своеобразие таланта И.А.Гончарова.

Знакомство с основными фактами биографии писателя.

Подготовка докладов по теме, конспект.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники, тексты, потрет, иллюстрации.

Чтение романа «Обломов».

26.11

Роман «Обыкновенная история».

Показать глубину нравственной проблематики.

Работа с учебником. Ключевые темы.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебники, схемы, произведения И.А.Гончарова.

Эпизод «Сон Обломова».

26.11

Реализм изображения Обломова.

Знакомство с героем романа. Гоголевские традиции.

Сжатый пересказ. Анализ эпизодов. Образ Обломова.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Роман И.А.Гончарова «Обломов».

Составить план 9-й главы.

27.11

Воплощение идеала активной личности.

Формирования идеальной модели.

Лекция. Шкала ценностей.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Экранизация романа «Обломов».

Среавнение Обломова и Штольца.

 03.12

Сложность  характера Обломова.

Обучение анализу эпизода произведения.

Составление развернутой характеристики.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Роман И.А.Гончарова «Обломов».

История Андрея Штольца.

03.12

Антипод Обломова – Штольц.

Смысл сопоставления героев романа; современность.

Сравнительная характеристика. Композиция.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Статья Н.А.Добролюбова, учебники.

«Что такое обломовщина?»

04.12

Испытание любовью. Образ Ольги.

Сопоставление женских образов в романе.

Выборочный пересказ и анализ эпизодов.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Роман И.А.Гончарова «Обломов».

Анализ образа героя.

10.12

Историко-философский смысл романа.

Авторская оценка жизненного пути героя.

Цитирование. Дискуссия. Выводы.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Аудиозапись, иллюстрации, тексты.

Роль пе

йзажа в романе.

10.12

М.Е.Салтыков-Щедрин (4 ч.)

Салтыков-Щедрин – великий русский сатирик.

Углубить понятия «авторский замысел и его воплощение».

Практикум: работа с учебником.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина.

«История одного города».

 11.12

Хроника «История одного города».

Понятие социальной пародии.

Урок-исследование.

История, МХК, обществознание.

Учебник, иллюстрации.

«Соломенный город».

 17.12

Гротескное изображение пороков.

Проблематика и жанровое своеобразие.

Сжатый пересказ, комментарий, коспект.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Роман-хроника «История одного города».

«Война за просвещение».

17.12

Изображение народа в романе-хронике.

Размышления автора о прошлом и будущем.

Отбор примеров по теме, дискуссия.

История, МХК, обществознание, русский язык.

Аудиозапись, иллюстрации, текст романа.

Мое понимание финала.

18.12

И.С.Тургенев (12 ч.)

Художественный мир И.С.Тургенева.

Раскрыть новаторские черты творчества.

Работа с дополнительными источниками.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Портреты, альбомы, учебники.

Любовь в повестях писателя.

 24.12

Творческая биография И.С.Тургенева.

Урок контроля. Уточнить понятия. Эпос. Лирика. Драма.

Сочинение-исследование.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Произведения И.С.Тургенева, учебный фильм.

Наизусть стихотв. в прозе.

 24.12

Роман «Отцы и дети».

Изобразительные средства.

Сообщения учащихся.

  МХК,

русский язык.

Текст романа, иллюстрации.

Чтение романа.

25.12

Система образов романа «Отцы и дети». Образ Базарова.

Раскрыть глубину нравственной проблематики. Тема добра и зла.

Контрольное тестирование.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники, текст, портреты автора, иллюстрации, кинофрагмент.

История создания романа.

Образы «отцов» в романе. Сатира на социалистов.

Особенности мироощущения и творческой манеры.

Практикум. Работа с текстом, конспект.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники, текст, иллюстрации, кинофрагмент.

Конфликт поколений в романе.

Образы «детей» в романе. Афоризмы.

Показать мастерство писателя.

Сочинение-характеристика.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники, текст, иллюстрации, аудиозапись.

Образ Николая Петровича.

Женские образы в романе. Катя - идеал автора.

Углубить умение анализировать лирику. Тема. Идея.

Аналитическая беседа.  

Анализ текста.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебники, текст, иллюстрации, кинофрагмент.

Образ Одинцовой.

Новаторство творческого метода.

Умение сформулировать значение творчества.

Комбинированный урок. Анализ. Конспект.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебники, текст, иллюстрации, презентация.

Статья Писарева «Базаров».

Нигилизм. Философская основа романа.

Воплощения авторской позиции.

Урок творчества: сочинение.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебники, текст, иллюстрации.

Автор и герой в романе.

Внутренний конфликт Базарова.

Глубина и сложность образа Базарова.

Анализ средств художественной выразительности.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники, текст, иллюстрации, кинофрагмент.

Афоризмы Базарова.

Испытание Базарова любовью.

Психологизм романа. Конфликт. Пейзаж.

Сопоставление образов героя и героини.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебники, текст, портреты, схемы, таблица.

Подборка цитат.

Базаров и его родители.

Пути преодоления конфликта..

Пересказ-анализ, извлечения.

  МХК,

русский язык.

Учебники, текст, тезисы.

Смерть Базарова.

Трагичность образа Базарова.

Причины мировоз. кризиса.

Составление плана сочинения.

История, МХК, обществознание.

Учебники, текст, иллюстрации.

Домашнее сочинение.

Ф.И.Тютчев (2 ч.)

Хаос и космос в стихотворениях Ф.И.Тютчева.

Знакомство с биографией и творчеством поэта.

Выразительное чтение, наизусть.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебники, тексты, иллюстрации, аудиозапись.

Одно стихотв. Наизусть.

«О, как убийственно мы любим…»

Любовь в лирике Ф.И.Тютчева.

Комплексный анализ лирики.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники, тексты, иллюстрации, портреты.

Анализ лирики.

А.А.Фет (2 ч.)

Жизнь и творчество А.А.Фета.

Поэзия Фета и литературная традиция.

Выразительное чтение, наизусть.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебники, тексты, иллюстрации, аудиозапись.

Одно стихотв. Наизусть.

Любовь и дружба у А.А.Фета.

Лирический герой. Содержание и форма.

Комплексный анализ лирики.

История, МХК, обществознание.

Учебники, тексты, портреты.

Анализ лирики.

А.К.Толстой (2 ч.)

Универсальность и гармония у А.К.Толстого.

Личность и творчество писателя. Эпос. Лирика. Драма.

Выразительное чтение, наизусть.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебники, тексты, иллюстрации, аудиозапись.

Одно стихотв. Наизусть.

Образ Козьмы Пруткова.

Мистификация в русской поэзии.

Комплексный анализ лирики.

История, МХК, обществознание.

Учебники, тексты, портреты.

Анализ лирики.

Ф.М.Достоевский (10 ч.)

Биография и творческий путь Ф.И.Достоевского.

Отражение личности автора в творчестве.

Анализ рассказа «Сон смешного человека».

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники, текст, портреты, иллюстрации.

Биография писателя.

История создания романа «Преступление и наказание».

Продолжить обучение приёмам анализа художественных произведений.

Конспект, лекция учителя, сообщения учащихся.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники, текст, портреты автора, иллюстрации, кинофрагмент.

Эпизод из романа.

Актуальность романа. Идея Раскольникова.

Усвоение понятия историзма в литературе.

Обзорное занятие.  Характеристика творчества.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники, текст, портреты, иллюстрации.

Образ главного героя.

Петербург Достоевского.

Средства и способов выражения идеи.

Урок-исследование.

  МХК,

русский язык.

Учебники, текст, кинофрагмент.

Роль семьи.

Образ Сонечки Мармеладовой. Ее семья.

Изображение негативных социальных явлений.

Лекция учителя, диспут.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебники, текст, портреты, иллюстрации.

Семья Мармела-довых.

Образ Порфирия Петровича. Детектив.

Продолжить обучение комплексному анализу.

Практическое занятие. Работа с текстами.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебники, текст, портреты, иллюстрации.

Элементы детектива.

Библейские мотивы в романе. Тема милосердия.

Традиции и новаторство в романе: пушкинские мотивы.

Ролевая игра. Работа в группах. Словарь.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Аудиозаписи, видеофрагменты, иллюстрации.

Философс-кая проблема.

Бесчеловечность теории Родиона Раскольникова.

Мастерство психологического анализа в романе.

Урок творчества: сочинение на заданную тему.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники, текст, портреты, иллюстрации.

Причины возникновения теории.

Нравственное возрождение героя.

Роль образа Сони Мармеладовой.

Отбор эпизодов. Комментарий.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебники, текст, портреты, иллюстрации.

Символические детали в романе.

Оценка романа современниками. Актуальность.

Раскольников в эпилоге романа.

Подготовка к домашнему сочинению.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Аудиозаписи, видеофрагменты, иллюстрации.

Домашнее сочинение по роману.

Н.С.Лесков (4 ч.)

Повесть «Очарованный странник».

Усвоить понятие повествовательный сказ.

Лекция. Работа с текстом. Диспут. Конспектирование

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники, текст, портреты автора, кинофрагмент.

Маршрут скитаний Флягина.

Повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Раскрыть своеобразие художественного мира.

Практикум. Работа с текстами. Конспект.  

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники, текст, портреты, иллюстрации.

Сказка «Левша».

Талантливость российского народа.

Разнообразие стилей в русской литературе ХIХ века.

Комментирован-ное чтение. Анализ.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники, текст, портреты автора, кинофрагмент.

Типичность героя «Левши».

Идеал народности в литературе.

Поиски путей сближения с народом.

Дополнительные источники.

Мировая литература.

Художественнее тексты.

Народ-

ники.

Н.Г.Чернышевский (5 ч.)

Судьба и личность .Н.Г.Чернышев-ского.

История создания романа «Что делать?»

Работа с учебниками.

История, МХК, русский язык, обществознание.

Учебники В.Ю.Лебедева,

А.Г.Кутузова.

Устное сообщение.

Взаимосвязь сюжета и заглавия романа.

Проблематика, идеи, фабула, подтекст.

Пересказ-извлечение.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Роман «Что делать?», иллюстрации.

Образ Веры Павловны.

Новые люди и особенный человек.

Смысл теории разумного эгоизма.

Выявление идеи автора.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебник В.Ю.Лебедева.

Характе-ристика героя.

Образ будущего в романе.

Функция снов Веры Павловны.

Анализ эпизода. Конспект.

  МХК,

русский язык.

Кинофрагмент, учебники.

Позиция автора.

Эзоповский язык в произведении.

Аллегория. Иносказание.

Определение проблематики.

История, МХК, обществознание.

Роман «Что делать?»

Гуманизм творчества.

Л.Н.Толстой (12 ч.)

Биография и творчество Л.Н.Толстого.

Открыть учащимся многоуровневую систему.

Фрагменты произведений. Обсуждение.

Мировая литература, обществознание.

Учебники, произведения Л.Н.Толстого.

Рассказ о писателе.

Ранние произведения Л.Н.Толстого.

«Севастопольские рассказы». «Диалектика души».

Сообщения учащихся. Самооценка.

Мировая литература, история.

Произведения Л.Н.Толстого, иллюстрации.

Сообщение о рассказе.

История создания романа-эпопеи «Война и мир».

Масштабы духовного озарения писателя.

Прослушивание аудиозаписи. Сообщения.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебники, текст, портреты автора, иллюстрации.

Особен-ности эпопеи.

Сатирическое изображение большого света.

Средства сатиры. Образ Элен.

Анализ эпизода. Словарная работа.

  МХК, иностранный язык.

Произведения Л.Н.Толстого, иллюстрации.

Дуэль Пьера с Долоховым

Семьи Ростовых и Болконских.

Понятия герой, характер, авторская позиция.

Сопоставитель-ный анализ.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Произведения Л.Н.Толстого, иллюстрации.

План сопостав-ления.

Роль войны в судьбе князя Болконского.

Мастерство развенчания кумиров толпы.

Анализ эпизода. Средства изображения.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Произведения Л.Н.Толстого, иллюстрации.

Участие автора в войне.

Образ Наташи Ростовой.

Роль образа в системе романа.

Анализ ключевых деталей.

Русский язык. обществознание.

Роман «Война и мир».

Образ кн. Марьи.

Духовные искания главных героев романа.

«Диалектика души», «диалектика характера».

Сравнение героев, пересказ, анализ.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Роман «Война и мир», иллюстрации.

Монолог князя Андрея.

Изображение войны 1812 года.

Единство частного и исторического в романе.

Сжатый пересказ. Анализ эпизода.

  МХК, иностранный язык.

Роман «Война и мир», кинофрагмент.

Образ Платона Каратаева.

Исторические личности в романе.

Философская концепция автора.

Урок творчества. Сочинение.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Учебники, текст, портреты автора, кинофрагмент.

Народный полководец Кутузов.

Пьер Безухов и Платон Каратаев.

Народность в понимании Толстого.

Сравнительная характеристика.

Иностранный язык.

Роман «Война и мир».

Николай Ростов.

Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир».

Значение финала произведения. Эпилог.

Работа в группах: проблематика, антитеза.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Роман «Война и мир», иллюстрации.

Домашнее сочинение.

А.П.Чнхов (9 ч.)

Личность А.П.Чехова.

Особенности мироощущения.

Работа с материалом учебника.

  МХК, иностранный язык.

Учебники В.Ю.Лебедева,

А.Г.Кутузова.

Биография писателя.

Борьба живого и мертвого.

Сюжет. Тема. Юмор. Сатира. Лиризм.

Составление вопросов.

  МХК,

русский язык.

Сочинения А.П.Чехова.

Чтение «Ионыча».

Любовь в мире слабых людей.

Образ повествователя. Психологизм.

Выявление авторской позиции.

  МХК, иностранный язык.

Сочинения А.П.Чехова, аудиозапись.

«О любви», «Дама с собачкой».

Символическое изображение «неустроенности».

Проблематика. Поэтика. Стиль.

Анализ. Рецензия. Комментарий.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Сочинения А.П.Чехова, кинофрагмент.

«Палата

№ 6».

Художественное своеобразие рассказов.

Фабула. Идея. Трагическое и комическое.

Пересказ-анализ. Отзыв. Рецензия.

  МХК, иностранный язык.

Сочинения А.П.Чехова, иллюстрации.

«Студент», «Попры-гунья».

Особенности конфликта комедии.

Сюжет, композиция, жанровые особенности.

Чтение по ролям, комментарий.

  МХК, обществознание,

русский язык.

Сочинения А.П.Чехова, презентация.

«Вишне-вый сад».

Уходящее поколение: Гаев, Раневская.

Герой, характер, тип, структура комедии.

Классное сочинение.

  МХК, иностранный язык.

Сочинения А.П.Чехова, иллюстрации.

Молодые герои: Аня, Трофимов.

Черты новой драмы в комедии.

Лиризм и драматизам.

Анализ сочинений.

  МХК,

русский язык.

Учебники по ХХ веку.

Сообщения к семинару.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....