Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Г.НАДЫМА»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей-предметников Протокол № ___ от ___________2012 г. Руководитель МО ____________ | Согласовано Заместитель директора по УВР ________________Т.В. Малюгина | Утверждаю Директор МОУ«ООШ»__________И.М.Крикунова Приказ №___ от ___________2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
10
класс
Дехтяренко Вадим Вячеславович
Программа рассчитана на 102 часа
2013/2014
учебный год
- Пояснительная записка.
1) Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13). За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009. Рабочая программа ориентирована на следующие учебники:
- Лыссый Ю.И. Русская литература XIX в. 10 кл. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011.
- Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература: 10 кл.: поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2007.
2) Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
3) Задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
4) Общий объем курса составляет 102 учебных часа (3 часа в неделю).
5) Основные разделы курса:
- Основные теоретико-литературоведческие понятия.
- Русская литература первой половины XIX века.
- Русская литература второй половины XIX века.
6) Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих результатов:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.
Средством достижения целей и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место при изучении литературы в 10 классе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины XIX века до литературы второй половины XIX века). Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
Содержание курса реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- написание сочинений;
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- подготовка рефератов, докладов;
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Виды деятельности учащихся на уроке:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
• работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
• работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
- проектно-исследовательская технология.
7) Требования к уровню подготовки обучающихся и прогнозируемые результаты.
Выпускник должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять род и жанр литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
- Тематическое планирование курса.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Основные теоретико-литературоведческие понятия (5 ч.) | ||
1. | Основные теоретико-литературоведческие понятия. | 5 |
Русская литература первой половины XIX века (12 ч.) | ||
2. | А.С.Пушкин. | 3 |
3. | М.Ю.Лермонтов. | 4 |
4. | Н.В.Гоголь. | 5 |
Русская литература второй половины XIX века (85 ч.) | ||
5. | А.Н.Островский. | 8 |
6. | Н.А.Некрасов. | 7 |
7. | И.А.Гончаров. | 8 |
8. | М.Е.Салтыков-Щедрин. | 4 |
9. | И.С.Тургенев. | 12 |
10. | Ф.И.Тютчев. | 2 |
11. | А.А.Фет. | 2 |
12. | А.К.Толстой. | 2 |
13. | Ф.М.Достоевский. | 10 |
14. | Н.С.Лесков. | 4 |
15. | Н.Г.Чернышевский. | 5 |
16. | Л.Н.Толстой. | 12 |
17. | А.П.Чехов. | 9 |
- Список использованной литературы.
- Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
- Егорова Н.В. Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 10 класс. – М.: «ВАКО», 2009.
- Ионин Г.Н. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. - М.: Мнемозина, 2008.
- Картавцева М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие. - Воронеж: ТЦ «Учитель»,2006.
- Кривоплясова М.Е. Средства и приёмы выразительной речи: Тренинговые задания на уроках. 5-9 классы. - Волгоград: ТЦ «Учитель», 2007.
- Лыссой Ю.И. Русская литература XIX века: Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. 10 класс. - М.: Мнемозина, 2008.
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах: Теория, история, словарь. - М.: Айрис-пресс, 2006.
- Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: Методические материалы. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008.
- Павлова О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: Дидактические материалы. - Белгород: ООО «Логия», 2004.
- Цветкова Г.В. Литература: Проектная деятельность учащихся. 5-11 классы. - Волгоград: ТЦ «Учитель», 2011.
- Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: «Просвещение», 2007.
- Шапошникова В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов. - М.: Московский Лицей, 2003.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Г.НАДЫМА»
Рассмотрено и согласовано на заседании методического объединения учителей-предметников Протокол № ___ от ___________2012 г. Руководитель МО ____________ | Утверждаю Заместитель директора по УВР ________________Т.В. Малюгина |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
10
класс
Клокова Елена Федоровна
Программа рассчитана на 102 часа
2012/2013
учебный год
Основные учебники:
- Лыссый Ю.И. Русская литература XIX в. 10 кл. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011.
- Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература: 10 кл.: поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2007.
Общий объем курса составляет 102 учебных часа (3 часа в неделю), из них:
- Уроков теории – 30 часов;
- Практических занятий – 62 часов;
- Уроков контроля – 10 часов (5 контрольных работ).
№ п/п | Тема | Цель урока | Формы урока, вид контроля | Межпредметные связи | ТСО, наглядные пособия | Д/задание | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Основные теоретико-литературоведческие понятия (5 ч.) | |||||||
Введение. Русская литература XIX в. | Ключевое понятие: русской национальная литература. | Лекция. Мини-тесты, самоконтроль. | История, русский язык, обществознание. | Учебник Лыссый Ю.И., портреты. | Наизусть любимые стихотв. | 03.09 | |
Роды, жанры. Понятия метода в художественной литературе. | Повторить и обобщить знания о литературном процессе. | Работа с учебником и дополнительной литературой. | Философия, социология, политология, религиоведение. | Учебник Лыссый Ю.И., словари терминов. | Составить опорную схему. | 03.09 | |
Сюжет, фабула, композиция произведения. | Раскрыть важность идейных исканий русской литературы. | Комбинированный урок. Экспресс-анализ. | История, обществознание. | Учебник Лыссый Ю.И., таблицы, схемы. | Анализ стихотво-рения. | 04.09 | |
Становление и развитие русского романтизма. | Развитие эмоционального восприятия. | Анализ статей учебника, подбор материала. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники В.Ю.Лебедева, А.Г.Кутузова. | Сравни-тельная таблица. | 10.09 | |
Романтические мотивы лирики 1820-х годов. | Повторение и обобщение на новом уровне. | Выразительное чтение, наизусть. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Тексты лирических произведений. | Стихотво-рение наизусть | 10.09 | |
Русская литература первой половины XIX века (12 ч.) | |||||||
А.С.Пушкин (2 ч.) | |||||||
Романтизм в лирике и прозе А.С.Пушкина. | Связи идейных исканий общества с литературой. | Составление комментария (таблица). | МХК, иностранный язык. | Учебник В.Ю.Лебедева, лирика. | Составить подборку лирики. | 11.09 | |
Историзм романа «Евгений Онегин». | Углубления представления о широте охвата. | Викторина по тексту романа. Энциклопедизм. | История, МХК, обществознание. | Текст и иллюстрации к роману. | Выразительное чтение строф. | 17.09 | |
М.Ю.Лермонтов (5 ч.)17.09 | |||||||
Облик лирического героя М.Ю.Лермонтова. | Взаимосвязь между особенностями эпохи и гением поэта. | Чтение и анализ лирики, выводы. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Сочинения М.Ю.Лермонтова, аудиозаписи. | Сообщение о лирике поэта. | 18.09 | |
Романтизм и реализм в лирике М.Ю.Лермонтова. | Обучение анализу лирического произведения. | Практическое занятие. | История, МХК, иностранный язык. | Сочинения М.Ю.Лермонтова, портреты, схемы. | Дневник Печорина. | 24.09 | |
Духовное путешествие Печорина. | Урок контроля. Мастерство психологического анализа. | Самостоятельная работа. Текстологический анализ. | МХК, русский язык, обществознание. | Роман «Герой нашего времени», кинофильм. | Автор и герой в романе. | 24.09 | |
Сюжетно-композиционное своеобразие. | Урок контроля. Сюжет и фабула романа. Психологизм. | Составление сложного плана. | МХК, иностранный язык. | Роман «Герой нашего времени», иллюстрации. | Повесть «Бэла». | 25.09 | |
Философская глубина и художественность. | Противоречивость главного героя. | Анализ образа главного героя романа. | История, МХК, обществознание. | Роман «Герой нашего времени», иллюстрации. | Повесть «Фаталист» | 01.10 | |
Н.В.Гоголь (5 ч.) | |||||||
«Петербургские повести» Н.В.Гоголя. | Повторить понятия «сюжет» и «композиция». | Обзор, составление плана. | МХК, иностранный язык. | Сочинения Н.В.Гоголя, портреты. | Анализ повести «Шинель». | 01.10 | |
Нравственный смысл повестей. | Роль фантастических элементов. | Написание рецензии. | История, МХК, обществознание. | Повесть «Шинель». | «Мертвые души». | 02.10 | |
Чиновники в первом томе поэмы. | Роль образа Чичикова в системе персонажей. | Составление цитатного плана. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Поэма «Мертвые души», кинофрагмент. | Путь Чичикова. | 08.10 | |
Сатирическое изображение помещиков. | Выявление приемов сатиры. | Создание портретной галереи. | История, МХК, обществознание. | Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». | Рассказ о характере Чичикова. | 08.10 | |
Жанровое своеобразие поэмы. | Образ России и лирические отступления. | Анализ. Поиск жанровых признаков. | МХК, русский язык, обществознание. | Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души», иллюстрации.. | Лирич. отступ-ления. | 09.10 | |
Русская литература второй половины XIX века | |||||||
А.Н.Островский (8 ч.) | |||||||
Становление реализма. | Особенности русского реализма. | Конспект, тезисы, выводы. | История, МХК, обществознание. | Учебник В.Ю.Лебедева. | Эволюция реализма. | 15.10 | |
Обзор творчества А.Н.Островского. Жанр драмы. | Понятия: трагедия, драма, комедия; персонаж, автор. | Лекция, беседа, конспект: хронология. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебник, произведения Н.А.Островского. | История драмы «Гроза». | 15.10 | |
Творческая история драмы «Гроза». | Место «Грозы» в художественном мире автора. | Устные сообщения, работа с учебником. | МХК, обществознание, история. | Текст драмы А.Н.Островского «Гроза». | Чтение драмы «Гроза». | 16.10 | |
Нравы города Калинова. | Художественные средства. | Урок-спектакль, дискуссия. | МХК, русский язык. | Драмы А.Н.Островского. | «Жестокие нравы…» | 22.10 | |
Система образов драмы «Гроза». Типичность. | Трагическая сущность конфликта драмы «Гроза».. | Сравнительный анализ речи персонажей. | МХК, русский язык, обществознание. | Текст, иллюстрации, схемы. | Статья Н.А.Добролюбова. | 22.10 | |
Смысл названия драмы «Гроза». | Многозначность символа грозы в драме. | Выявление символического смысла. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Текст, иллюстрации, учебники. | Чтение других драм. | 23.10 | |
Изображение национального характера в драме. | Урок контроля. Сочинение. | Практическое занятие. Слово учителя, анализ. | МХК, обществознание, русский язык. | Драма Н.А.Островского «Гроза». | Рассказ о спектакле. | 29.10 | |
Создание национального театра. | Урок контроля. Раскрыть глубину нравственной проблематики. | Сочинение: характеристика персонажа. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники, произведения А.Н.Островского. | Размеры русского стиха. | 29.10 | |
Н.А.Некрасов (7 ч.) | |||||||
Активная жизненная позиция. | Работа над ошибками сочинения. Хронология. | Практическое занятие. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебник В.Ю.Лебедева, портреты, схемы. | Некрасов-редактор. | 30.10 | |
Гражданский пафос поэзии Н.А.Некрасова. | Тема гражданской ответственности поэта. | Характеристика лирического героя. | МХК, обществознание, русский язык. | Лирика А.Н.Некрасова, аудиозапись. | Наизусть одно стихотв. | 12.11 | |
Любовная и сатирическая поэзия. | Традиции, новаторство. | Анализ формальных признаков. | МХК, русский язык, обществознание. | Лирика современников А.Н.Некрасова. | Текст для анализа. | 12.11 | |
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». | Раскрыть особенности русского реализма. | Комбинированное занятие: лекция, практикум. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники, тексты Н.А.Некрасова, иллюстрации. | Разное понимание счастья. | 13.11 | |
Эпическая широта и всеохватность поэмы. | Раскрыть идейное и художественное своеобразие. | Работа в группах. Беседа, упражнения. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебники, тексты Н.А.Некрасова, иллюстрации. | Отрывок из поэмы наизусть. | 19.11 | |
Изображение женских образов в поэме. | Продолжить изучение средств создания образа героя. | Практикум. Текстологический анализ. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебники, схемы, таблицы, фрагмент фильма. | Счастье солдата. | 19.11 | |
Художественное своеобразие лирики. | Новизна тематики и проблематики лирики Н.А.Некрасова. | Работа в группах. Конспект. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебники, хрестоматии, иллюстрации. | Анализ стихо-творения. | 20.11 | |
И.А.Гончаров (8 ч.) | |||||||
Своеобразие таланта И.А.Гончарова. | Знакомство с основными фактами биографии писателя. | Подготовка докладов по теме, конспект. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники, тексты, потрет, иллюстрации. | Чтение романа «Обломов». | 26.11 | |
Роман «Обыкновенная история». | Показать глубину нравственной проблематики. | Работа с учебником. Ключевые темы. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебники, схемы, произведения И.А.Гончарова. | Эпизод «Сон Обломова». | 26.11 | |
Реализм изображения Обломова. | Знакомство с героем романа. Гоголевские традиции. | Сжатый пересказ. Анализ эпизодов. Образ Обломова. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Роман И.А.Гончарова «Обломов». | Составить план 9-й главы. | 27.11 | |
Воплощение идеала активной личности. | Формирования идеальной модели. | Лекция. Шкала ценностей. | МХК, обществознание, русский язык. | Экранизация романа «Обломов». | Среавнение Обломова и Штольца. | 03.12 | |
Сложность характера Обломова. | Обучение анализу эпизода произведения. | Составление развернутой характеристики. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Роман И.А.Гончарова «Обломов». | История Андрея Штольца. | 03.12 | |
Антипод Обломова – Штольц. | Смысл сопоставления героев романа; современность. | Сравнительная характеристика. Композиция. | МХК, обществознание, русский язык. | Статья Н.А.Добролюбова, учебники. | «Что такое обломовщина?» | 04.12 | |
Испытание любовью. Образ Ольги. | Сопоставление женских образов в романе. | Выборочный пересказ и анализ эпизодов. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Роман И.А.Гончарова «Обломов». | Анализ образа героя. | 10.12 | |
Историко-философский смысл романа. | Авторская оценка жизненного пути героя. | Цитирование. Дискуссия. Выводы. | МХК, обществознание, русский язык. | Аудиозапись, иллюстрации, тексты. | Роль пе йзажа в романе. | 10.12 | |
М.Е.Салтыков-Щедрин (4 ч.) | |||||||
Салтыков-Щедрин – великий русский сатирик. | Углубить понятия «авторский замысел и его воплощение». | Практикум: работа с учебником. | МХК, обществознание, русский язык. | Произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина. | «История одного города». | 11.12 | |
Хроника «История одного города». | Понятие социальной пародии. | Урок-исследование. | История, МХК, обществознание. | Учебник, иллюстрации. | «Соломенный город». | 17.12 | |
Гротескное изображение пороков. | Проблематика и жанровое своеобразие. | Сжатый пересказ, комментарий, коспект. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Роман-хроника «История одного города». | «Война за просвещение». | 17.12 | |
Изображение народа в романе-хронике. | Размышления автора о прошлом и будущем. | Отбор примеров по теме, дискуссия. | История, МХК, обществознание, русский язык. | Аудиозапись, иллюстрации, текст романа. | Мое понимание финала. | 18.12 | |
И.С.Тургенев (12 ч.) | |||||||
Художественный мир И.С.Тургенева. | Раскрыть новаторские черты творчества. | Работа с дополнительными источниками. | МХК, обществознание, русский язык. | Портреты, альбомы, учебники. | Любовь в повестях писателя. | 24.12 | |
Творческая биография И.С.Тургенева. | Урок контроля. Уточнить понятия. Эпос. Лирика. Драма. | Сочинение-исследование. | МХК, обществознание, русский язык. | Произведения И.С.Тургенева, учебный фильм. | Наизусть стихотв. в прозе. | 24.12 | |
Роман «Отцы и дети». | Изобразительные средства. | Сообщения учащихся. | МХК, русский язык. | Текст романа, иллюстрации. | Чтение романа. | 25.12 | |
Система образов романа «Отцы и дети». Образ Базарова. | Раскрыть глубину нравственной проблематики. Тема добра и зла. | Контрольное тестирование. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники, текст, портреты автора, иллюстрации, кинофрагмент. | История создания романа. | ||
Образы «отцов» в романе. Сатира на социалистов. | Особенности мироощущения и творческой манеры. | Практикум. Работа с текстом, конспект. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники, текст, иллюстрации, кинофрагмент. | Конфликт поколений в романе. | ||
Образы «детей» в романе. Афоризмы. | Показать мастерство писателя. | Сочинение-характеристика. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники, текст, иллюстрации, аудиозапись. | Образ Николая Петровича. | ||
Женские образы в романе. Катя - идеал автора. | Углубить умение анализировать лирику. Тема. Идея. | Аналитическая беседа. Анализ текста. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебники, текст, иллюстрации, кинофрагмент. | Образ Одинцовой. | ||
Новаторство творческого метода. | Умение сформулировать значение творчества. | Комбинированный урок. Анализ. Конспект. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебники, текст, иллюстрации, презентация. | Статья Писарева «Базаров». | ||
Нигилизм. Философская основа романа. | Воплощения авторской позиции. | Урок творчества: сочинение. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебники, текст, иллюстрации. | Автор и герой в романе. | ||
Внутренний конфликт Базарова. | Глубина и сложность образа Базарова. | Анализ средств художественной выразительности. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники, текст, иллюстрации, кинофрагмент. | Афоризмы Базарова. | ||
Испытание Базарова любовью. | Психологизм романа. Конфликт. Пейзаж. | Сопоставление образов героя и героини. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебники, текст, портреты, схемы, таблица. | Подборка цитат. | ||
Базаров и его родители. | Пути преодоления конфликта.. | Пересказ-анализ, извлечения. | МХК, русский язык. | Учебники, текст, тезисы. | Смерть Базарова. | ||
Трагичность образа Базарова. | Причины мировоз. кризиса. | Составление плана сочинения. | История, МХК, обществознание. | Учебники, текст, иллюстрации. | Домашнее сочинение. | ||
Ф.И.Тютчев (2 ч.) | |||||||
Хаос и космос в стихотворениях Ф.И.Тютчева. | Знакомство с биографией и творчеством поэта. | Выразительное чтение, наизусть. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебники, тексты, иллюстрации, аудиозапись. | Одно стихотв. Наизусть. | ||
«О, как убийственно мы любим…» | Любовь в лирике Ф.И.Тютчева. | Комплексный анализ лирики. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники, тексты, иллюстрации, портреты. | Анализ лирики. | ||
А.А.Фет (2 ч.) | |||||||
Жизнь и творчество А.А.Фета. | Поэзия Фета и литературная традиция. | Выразительное чтение, наизусть. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебники, тексты, иллюстрации, аудиозапись. | Одно стихотв. Наизусть. | ||
Любовь и дружба у А.А.Фета. | Лирический герой. Содержание и форма. | Комплексный анализ лирики. | История, МХК, обществознание. | Учебники, тексты, портреты. | Анализ лирики. | ||
А.К.Толстой (2 ч.) | |||||||
Универсальность и гармония у А.К.Толстого. | Личность и творчество писателя. Эпос. Лирика. Драма. | Выразительное чтение, наизусть. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебники, тексты, иллюстрации, аудиозапись. | Одно стихотв. Наизусть. | ||
Образ Козьмы Пруткова. | Мистификация в русской поэзии. | Комплексный анализ лирики. | История, МХК, обществознание. | Учебники, тексты, портреты. | Анализ лирики. | ||
Ф.М.Достоевский (10 ч.) | |||||||
Биография и творческий путь Ф.И.Достоевского. | Отражение личности автора в творчестве. | Анализ рассказа «Сон смешного человека». | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники, текст, портреты, иллюстрации. | Биография писателя. | ||
История создания романа «Преступление и наказание». | Продолжить обучение приёмам анализа художественных произведений. | Конспект, лекция учителя, сообщения учащихся. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники, текст, портреты автора, иллюстрации, кинофрагмент. | Эпизод из романа. | ||
Актуальность романа. Идея Раскольникова. | Усвоение понятия историзма в литературе. | Обзорное занятие. Характеристика творчества. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники, текст, портреты, иллюстрации. | Образ главного героя. | ||
Петербург Достоевского. | Средства и способов выражения идеи. | Урок-исследование. | МХК, русский язык. | Учебники, текст, кинофрагмент. | Роль семьи. | ||
Образ Сонечки Мармеладовой. Ее семья. | Изображение негативных социальных явлений. | Лекция учителя, диспут. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебники, текст, портреты, иллюстрации. | Семья Мармела-довых. | ||
Образ Порфирия Петровича. Детектив. | Продолжить обучение комплексному анализу. | Практическое занятие. Работа с текстами. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебники, текст, портреты, иллюстрации. | Элементы детектива. | ||
Библейские мотивы в романе. Тема милосердия. | Традиции и новаторство в романе: пушкинские мотивы. | Ролевая игра. Работа в группах. Словарь. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Аудиозаписи, видеофрагменты, иллюстрации. | Философс-кая проблема. | ||
Бесчеловечность теории Родиона Раскольникова. | Мастерство психологического анализа в романе. | Урок творчества: сочинение на заданную тему. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники, текст, портреты, иллюстрации. | Причины возникновения теории. | ||
Нравственное возрождение героя. | Роль образа Сони Мармеладовой. | Отбор эпизодов. Комментарий. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебники, текст, портреты, иллюстрации. | Символические детали в романе. | ||
Оценка романа современниками. Актуальность. | Раскольников в эпилоге романа. | Подготовка к домашнему сочинению. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Аудиозаписи, видеофрагменты, иллюстрации. | Домашнее сочинение по роману. | ||
Н.С.Лесков (4 ч.) | |||||||
Повесть «Очарованный странник». | Усвоить понятие повествовательный сказ. | Лекция. Работа с текстом. Диспут. Конспектирование | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники, текст, портреты автора, кинофрагмент. | Маршрут скитаний Флягина. | ||
Повесть «Леди Макбет Мценского уезда». | Раскрыть своеобразие художественного мира. | Практикум. Работа с текстами. Конспект. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники, текст, портреты, иллюстрации. | Сказка «Левша». | ||
Талантливость российского народа. | Разнообразие стилей в русской литературе ХIХ века. | Комментирован-ное чтение. Анализ. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники, текст, портреты автора, кинофрагмент. | Типичность героя «Левши». | ||
Идеал народности в литературе. | Поиски путей сближения с народом. | Дополнительные источники. | Мировая литература. | Художественнее тексты. | Народ- ники. | ||
Н.Г.Чернышевский (5 ч.) | |||||||
Судьба и личность .Н.Г.Чернышев-ского. | История создания романа «Что делать?» | Работа с учебниками. | История, МХК, русский язык, обществознание. | Учебники В.Ю.Лебедева, А.Г.Кутузова. | Устное сообщение. | ||
Взаимосвязь сюжета и заглавия романа. | Проблематика, идеи, фабула, подтекст. | Пересказ-извлечение. | МХК, обществознание, русский язык. | Роман «Что делать?», иллюстрации. | Образ Веры Павловны. | ||
Новые люди и особенный человек. | Смысл теории разумного эгоизма. | Выявление идеи автора. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебник В.Ю.Лебедева. | Характе-ристика героя. | ||
Образ будущего в романе. | Функция снов Веры Павловны. | Анализ эпизода. Конспект. | МХК, русский язык. | Кинофрагмент, учебники. | Позиция автора. | ||
Эзоповский язык в произведении. | Аллегория. Иносказание. | Определение проблематики. | История, МХК, обществознание. | Роман «Что делать?» | Гуманизм творчества. | ||
Л.Н.Толстой (12 ч.) | |||||||
Биография и творчество Л.Н.Толстого. | Открыть учащимся многоуровневую систему. | Фрагменты произведений. Обсуждение. | Мировая литература, обществознание. | Учебники, произведения Л.Н.Толстого. | Рассказ о писателе. | ||
Ранние произведения Л.Н.Толстого. | «Севастопольские рассказы». «Диалектика души». | Сообщения учащихся. Самооценка. | Мировая литература, история. | Произведения Л.Н.Толстого, иллюстрации. | Сообщение о рассказе. | ||
История создания романа-эпопеи «Война и мир». | Масштабы духовного озарения писателя. | Прослушивание аудиозаписи. Сообщения. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебники, текст, портреты автора, иллюстрации. | Особен-ности эпопеи. | ||
Сатирическое изображение большого света. | Средства сатиры. Образ Элен. | Анализ эпизода. Словарная работа. | МХК, иностранный язык. | Произведения Л.Н.Толстого, иллюстрации. | Дуэль Пьера с Долоховым | ||
Семьи Ростовых и Болконских. | Понятия герой, характер, авторская позиция. | Сопоставитель-ный анализ. | МХК, обществознание, русский язык. | Произведения Л.Н.Толстого, иллюстрации. | План сопостав-ления. | ||
Роль войны в судьбе князя Болконского. | Мастерство развенчания кумиров толпы. | Анализ эпизода. Средства изображения. | МХК, обществознание, русский язык. | Произведения Л.Н.Толстого, иллюстрации. | Участие автора в войне. | ||
Образ Наташи Ростовой. | Роль образа в системе романа. | Анализ ключевых деталей. | Русский язык. обществознание. | Роман «Война и мир». | Образ кн. Марьи. | ||
Духовные искания главных героев романа. | «Диалектика души», «диалектика характера». | Сравнение героев, пересказ, анализ. | МХК, обществознание, русский язык. | Роман «Война и мир», иллюстрации. | Монолог князя Андрея. | ||
Изображение войны 1812 года. | Единство частного и исторического в романе. | Сжатый пересказ. Анализ эпизода. | МХК, иностранный язык. | Роман «Война и мир», кинофрагмент. | Образ Платона Каратаева. | ||
Исторические личности в романе. | Философская концепция автора. | Урок творчества. Сочинение. | МХК, обществознание, русский язык. | Учебники, текст, портреты автора, кинофрагмент. | Народный полководец Кутузов. | ||
Пьер Безухов и Платон Каратаев. | Народность в понимании Толстого. | Сравнительная характеристика. | Иностранный язык. | Роман «Война и мир». | Николай Ростов. | ||
Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир». | Значение финала произведения. Эпилог. | Работа в группах: проблематика, антитеза. | МХК, обществознание, русский язык. | Роман «Война и мир», иллюстрации. | Домашнее сочинение. | ||
А.П.Чнхов (9 ч.) | |||||||
Личность А.П.Чехова. | Особенности мироощущения. | Работа с материалом учебника. | МХК, иностранный язык. | Учебники В.Ю.Лебедева, А.Г.Кутузова. | Биография писателя. | ||
Борьба живого и мертвого. | Сюжет. Тема. Юмор. Сатира. Лиризм. | Составление вопросов. | МХК, русский язык. | Сочинения А.П.Чехова. | Чтение «Ионыча». | ||
Любовь в мире слабых людей. | Образ повествователя. Психологизм. | Выявление авторской позиции. | МХК, иностранный язык. | Сочинения А.П.Чехова, аудиозапись. | «О любви», «Дама с собачкой». | ||
Символическое изображение «неустроенности». | Проблематика. Поэтика. Стиль. | Анализ. Рецензия. Комментарий. | МХК, обществознание, русский язык. | Сочинения А.П.Чехова, кинофрагмент. | «Палата № 6». | ||
Художественное своеобразие рассказов. | Фабула. Идея. Трагическое и комическое. | Пересказ-анализ. Отзыв. Рецензия. | МХК, иностранный язык. | Сочинения А.П.Чехова, иллюстрации. | «Студент», «Попры-гунья». | ||
Особенности конфликта комедии. | Сюжет, композиция, жанровые особенности. | Чтение по ролям, комментарий. | МХК, обществознание, русский язык. | Сочинения А.П.Чехова, презентация. | «Вишне-вый сад». | ||
Уходящее поколение: Гаев, Раневская. | Герой, характер, тип, структура комедии. | Классное сочинение. | МХК, иностранный язык. | Сочинения А.П.Чехова, иллюстрации. | Молодые герои: Аня, Трофимов. | ||
Черты новой драмы в комедии. | Лиризм и драматизам. | Анализ сочинений. | МХК, русский язык. | Учебники по ХХ веку. | Сообщения к семинару. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....