Проектно-исследовательская деятельность учащихся средних классов
статья (литература) по теме
Статья рассказывает о такой педагогической технологии, как метод проектов. Перечислены подробно этапы работы над проектом, рассказывается, что такое основополагающий вопрос, проблемные вопросы, как использовать технологию проектов в учебной деятельности. Приведён пример проекта по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектно-исследовательская деятельность в средней школе | 35.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность учащихся средних классов государственного общеобразовательного учреждения гимназии №628.
Метод проектов предлагает строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Суть идеи метода проектов - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (или критического) мышления. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. [1].
Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, а также формирование основных компетентностей учащихся (организационных, коммуникативных, исследовательских, социальных).
Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. [2]
Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В гимназии разработаны Положения и методические материалы, регламентирующие проектную деятельность.
Она может быть групповой или индивидуальной.
Проектная деятельность является составной частью учебного процесса и осуществляется учащимися в течение года.
Выполнение проекта обязательно для учащихся 4-11классов. Учащиеся 4-8 классов выполняют групповые проектные работы.
Проектная работа выполняется под контролем руководителя, который
а) согласует с учащимися направление исследования и возможные темы,
б) разрабатывает план работы над темой,
в) определяет график выполнения проектной работы и следит за его выполнением,
_______________________________________________________________________
[1]. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
[2].«Современные образовательные технологии". М., 1998
г) помогает учащимся с поиском литературы, осмыслением проблем и результатов, написанием работы, подготовкой защиты.
Итоги проектной деятельности подводятся на ежегодной научно-практической конференции в конце учебного года. Защита проходит перед комиссией, в которую могут входить члены Методического совета, руководители работ, сотрудники гимназии.
Комиссия оценивает проектную работу, при этом учитываются:
- Актуальность и значимость темы;
- Полнота раскрытия темы;
- Наличие грамотной постановки проблемы, формулировки основополагающих вопросов и их понимание;
- Оригинальность решения проблемы;
- Наличие фундаментальных знаний в рамках избранной области науки;
- Культура оформления материалов;
- Качество выполнения продукта;
- Использование технических средств, наглядности.
Планирование содержания и этапов учебного проекта
- Продумывание учителем темы проекта и тем исследований учащихся
Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета.
- Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
Формулирование учителем основополагающих вопросов (тех, на которые нельзя ответить одним предложением) помогает придумать учебные задания с привлечением различных областей знания, чтобы ученики с интересом участвовали в процессе «извлечения уроков» из изучаемого материала. Примерами таких вопросов могут являться следующие:
- Как меняется наша планета?
- Почему одни организмы выживают, а другие нет?
- Как может история предсказать наше будущее?
- Откуда берется энергия?
- Загадка – это забава или средство испытание мудрости?
- Должен ли любой рассказ иметь мораль, героев, злодеев?
- Математические идеи – это изобретения или открытия?
Но основополагающие вопросы не всегда могут оказаться понятными для учеников, и для начала работы над темой обычно необходимы конкретные вопросы и проблемные вопросы. Например:
- Как появились горы?
- Какой тип гор является лучшей площадкой для строительства и почему?
- В чем секрет лягушек, помогающий им выживать?
- Как начинаются войны и можно ли их предотвратить?
- Кому выгодна война?
- Каким образом Древний Египет с нами и по сей день?
- Как можно использовать природные ресурсы для получения энергии?
- С какой целью в древности люди придумывали загадки?
- Формулирование дидактических целей проекта
Учитель формулирует, какие дидактические цели преследует проект. Например, "Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения", "Формирование критического мышления, навыков работы в команде".
- Формулирование методических задач
Под методическими задачами проекта понимаются задачи, связанные с формированием у учащихся определённых знаний, умений и навыков.
Например, освоить представление об электролитической диссоциации веществ и окислительно-восстановительных процессах (химия), освоить понятие "загрязненность среды" (экология), научить проводить химический анализ жидкостей на кислотность (химия), научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов (информатика), научить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература).
- Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Например: «Как возникла загадка?», «В чём своеобразие жанра загадки?», «Каковы особенности поэтики загадок?», «Как изменилась современная загадка?»
- Определение творческого названия проекта
Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований.
- Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
Учащиеся делятся на мини-группы по 4–6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов - в виде презентации, буклета, альбома, выпуска газеты и др.
- Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
Ученики продумывают пути проведения своих исследований: анкетирование, опыты, создании видеозаписей, сбор статистических данных, образцов, обработка собранных сведений, как будут оформлены результаты исследования.
- Обсуждение с учениками возможных источников информации
Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования - в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии (например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации
- Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.
- Самостоятельная работа групп
Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
- Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований. Создание паспорта проектной работы. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя — консультирование, помощь.
- Защита полученных результатов и вывод
Защита происходит на ежегодной научно-практической конференции в конце учебного года. Работу участников проекта оценивает комиссия. Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики.
- Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.
Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.
В качестве примера предлагаем рассмотреть проектную работу учащихся 5 класса «Малый жанр фольклора. Загадка – дело серьёзное». Данный вид проекта групповой. Работа проходила в малой группе, состоящей из пяти человек. Руководитель и консультант: учитель русского языка и литературы гимназии №628 Байбурина Анна Вячеславовна.
Паспорт проектной работы.
Название проекта | «Малый жанр фольклора. Загадка – дело серьёзное» |
Руководитель проекта и консультант | Учитель русского языка и литературы гимназии №628 Байбурина Анна Вячеславовна |
Образовательная область | Литература |
Состав проектной группы | Лебедева Дарья, 5 «А» Кривенцева Валерия, 5 «А» Бебякина Анастасия, 5 «А» Агаева Алина, 5 «А» |
Тип проекта (информационный, исследовательский, ролевой, практико-ориентированный, творческий) | Исследовательский, творческий |
Заказчик проекта (гимназия, родители, учитель-предметник) | Гимназия |
Цель проекта | Изучить особенности жанра загадки с целью создания собственных вариантов этого малого жанра фольклора |
Задачи проекта | Ознакомиться с историей возникновения загадки Изучить научную литературу об этом жанре Составить сборник загадок собственного сочинения |
Предполагаемый продукт(ы) проекта | Реферат, презентация |
Этапы работы над проектом | Сентябрь – формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы, определение целей и задач проекта Октябрь - формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов, обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе; Ноябрь - самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе; Декабрь – оформление теоретической части, паспорта работы Январь - подготовка учащимися презентации; Февраль – доработка, окончательное оформление; Март – защита проекта |
Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база гимназии, библиотека, музей, вуз (кафедра), научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...
Методическая разработка для проектно-исследовательской деятельности учащихся старших классов по биологии
Использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать ...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
9. Участие в проектно-исследовательской, инновационной деятельности, в т.ч. в реализации социокультурных проектов.
Профессиональный опыт....
Методическая разработка на тему "Модель проектно-исследовательской среды в условиях средней общеобразовательной школы."
Компоненты образовательной среды и их современное применение...
Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"
В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...