Программа "Спасите наши души"
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аналитическое обоснование программы . Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Начиная работать совместно с классным руководителем 3 «в» и 4 «а» кл ., мы столкнулись с тем, что на учёте в ОДН и КДН и ЗП из нашей школы стояло 8 семьи. Учитывая , что общее количество учащихся в школе было 452, а семей 361, мы стали задумываться, как выйти из ситуации. На примере 4 «а» и 3 «в» классов, в 2015 году прибыли двое детей из неблагополучных семей. В одной семье, мама уходила на долгое время в запой, бродяжничала, дома постоянная антисанитария, ребенок ходил в школу грязный, в рваной одежде. В другой семье, после смерти отца, мама не выдержала трудностей, стала злоупотреблять спиртными напитками, ребенок часто стал ночевать у соседей, пропускать занятия в школе. Конечно, решить такую проблему без разработанной программы было не возможно. Так возникала программа по организации работы с неблагополучными семьями «Спасите наши души ». Сегодня семья переживает серьезный кризис. Утрачены многие ценности семей, нравственные позиции , изменилось отношение родителей к детям. Нарушен психологический микросоциум семьи. В сегодняшних условиях многие семьи не готовы взять полную ответственность за воспитание своих детей, т.к. изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье. В этой ситуации неустойчивые семьи стали еще более нестабильными . .
Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях Программа направлена на создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, установление связи между семьей и образовательным учреждением.
2. Основные цели и задачи программы. Цель программы: Создание единого воспитательного пространства «Родители-дети-учителя» и условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи. Задачи программы: повысить профессиональную компетентность, заинтересованность классных руководителей, стимулировать деятельность педагогов, активно занимающихся проблемой работы с семьями обучающихся; оказывать своевременную психолого – педагогическую и медико – социальную помощь особо нуждающимся ученикам и их семьям; корректировать сложившиеся внутрисемейные стереотипы взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации; осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска»; установить партнерские отношения с семьями обучающихся; содействовать формированию у членов семьи социально-коммуникативных навыков ; вовлекать родителей в воспитательный процесс школы; оказать семьям и детям помощь в решении личных психоэмоциональных проблем, препятствующих развитию способности решать свои проблемы самостоятельно; преодолевать неблагополучия в детско-родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей; формировать у подростков осознанное отношение к роли родителей; создать условия для облегчения материального положения семьи;
3. Содержание программы 1 Этап - Выявление неблагополучных семей Для выявления неблагополучных семей в программе используются 1. Различные виды диагностики (наблюдение, опрос, анкетирование ) 2 . Проективная методика, направленная на изучение детско-родительских взаимоотношений . 3. Разработка плана работы с семьей . 4. Работа родительского всеобуча: 5. Индивидуальные консультации 6. Создание «Стенда для родителей» 7. Патронаж
2 этап - Определение типов семейного воспитания 3 этап – Методы работы Родительские собрания Консультации Классные часы Ролевые игры, тренинги Стенд для родителей Привлечение родителей к жизни класса (подготовка к праздникам, изготовление стенд газет, поделок, проведение кружковой работы и т.д.) Приемы коррекционной работы с неблагополучной семьей 1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения, либо недопустимости какого-то поступка; 2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным; 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы: 4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях; 5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.
4 этап – Привлечение специалистов Администрация школы Школьный психолог Общественные организации Органы опеки и попечительства Центр помощи семье и детям Комиссия по делам несовершеннолетних Центр занятости Органы социальной защиты 5 этап – Контроль Заключительный этап – Подведение итогов, снятие с учета
Действия Предполагаемый результат Оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и спортивные секции. Привлечение родителей для ведения мини - кружков по интересам. Развитие творческих способностей учащихся. Работа с семьей в системе дополнительного образования.
Действия Предполагаемый результат 1.День открытых дверей для родителей. 2.День семьи. 3.Встречи для вопросов и ответов. 4.Спортивные соревнования « Папа, мама и я - спортивная семья» 5.Выставка поделок семейного творчества. «Праздник Книги» «Масленица» «участие в семейных районных конкурсах: «Фестиваль огурца», «Фестиваль Картошки», «Мамочка моя», «Пасхальное яйцо», «Снежный городок» «Строительство спортивной площадки», «Пожарная безопасность» 6.Выставка семейных газет. 7.Организация кружков и спортивных секций по интересам силами родителей. 8.Проведение конкурсов: « А ну-ка бабушки!», « А ну - ка дедушки!», « У меня сестренка есть, у меня братишка есть.» 9.Поздравление ветеранов и Детей Войны поселка с Днем Победы. 10.Оформление классных летописей, стен газет, фотоальбомов силами родителей. 11.Привлечение родителей – выпускников школы для сохранения и приумножения школьных традиций. Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.
Действия Предполагаемый результат Собрание родителей Открытые уроки для родителей. Тематические собрания с привлечением родителей. 4.Собрания практикумы для родителей. 5.Индивидуальная работа с родителями. 6. Родительские конференции. 7. Консультации родителей и детей 8. Тренинги для детей и родителей Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в семье. Педагогическое и психологическое просвещение родителей
Действия Предполагаемый результат Работа классного руководителя: регулярное посещение проблемных семей; индивидуальные беседы с родителями; проведение малых педсоветов; составление индивидуальных программ воспитания; ведение учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины. контроль за успеваемостью и своевременное оповещение родителей об успеваемости их детей. Оказание помощи семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей. Работа социального педагога: а) психодиагностика уровня развития детей; б) консультация для родителей; в) совместная профилактическая работа с инспектором ОДН. Реабилитация и социальная адаптация подростков с девиантным поведением, профилактика правонарушений и вредных привычек. Работа с семьями опекаемых детей: а) регулярное посещение семей опекаемых детей; б) контроль над регулярным питанием опекаемых учащихся в школьной столовой; в) индивидуальное собеседование с опекунами; г) оказание помощи в организации летнего отдыха опекаемых детей д) своевременное выявление школьников, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве. Составление банка данных, контрольное обследование раза в год, своевременная помощь в различных ситуациях. Работа с нестандартными (многодетные, неполные, неблагополучные) семьями .
Работа с многодетными и малоимущими семьями: а) контроль над постановкой детей из данной категории семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой; б) проведение праздников для детей из многодетных семей и считать такие праздники ещё одной традицией нашей школы; в) оказание помощи семьям из фонда «Всеобуч» Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из малообеспеченных семей.
Действия Предполагаемый результат Работа родительского комитета. Создание инициативной группы родителей. Поиск родителей – спонсоров классных мероприятий. Помощь родителей в выполнении детьми режима дня и правил для учащихся. Посещение членами родительских комитетов « проблемных » семей. Создание единого воспитательного пространства «родители - дети - учителя». Создание условий для развития родительских общественных организаций. Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в классе.
Ожидаемые результаты реализации программы. Реализация программы предполагает достижение следующих результатов: Количественные результаты: 1. Снижение количества неблагополучных семей. 2. Улучшение микроклимата в семьях, снижение к минимуму негативных факторов риска неблагополучных семей на социализацию ребенка. 3. Сокращение количества правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних из неблагополучных семей, профилактика безнадзорности и беспризорности. 4. Культурно-массовыми мероприятиями будут охвачены все неблагополучные семьи. 5. Содействие в трудоустройстве. 6. Будут выпущены методические пособия, буклеты и памятки для родителей и специалистов Качественные результаты: 1. У родителей повысится ответственность за воспитание детей, появится желание изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи. 2. У родителей повысится уровень знаний в области правовых вопросов. 3. Снизится уровень психоэмоционального напряжения, сформируется позитивный образ будущего для ребенка и семьи в целом. 4. Установление доверительных детско-родительских отношений, устранение конфликтов между детьми и родителями.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)
В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...
Подготовка к ГИА, Сочинение : «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» и сочинение "Язык и общество" (по выражению Джонатана Свифта)
Сочинения дляучащихся 9 классов по данным выражениям....
Занятие для родителей «Тайны нашей души»
Цель: научиться видеть свои положительные стороны и повысить уверенность в собственных силах, обмен жизненным опытом с другими родителями....
Статья"Родничок наши души питает"
В статье руководитель Авдеева И.В. делится впечатлениями о творческом пути Образцового ансамбля народных инструментов"Родничок" Лысковской детской музыкальной школы им.Касьянова....
Открытое мероприятие: «Афганистан - боль в наших душах»
Мероприятие, посвященное Афганистану...
Заметка о классном часе "Афганистан прошел по нашим душам"
В данной заметке рассказывается о классном классе для старшеклассников, посвященном 30летию полного вывода советских войск из Афганистана....
Программа. Практика наставничества среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Милосердие - нашей души усердие!»
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности в рамках федерального проекта «Школа возможностей», организованной благотворительным фондом Сбербан...