Урок-исследование поэтической новеллы С. Есенина "Собаке Качалова"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Данный урок был проведён в рамках конкурса "Учмтель года" в 11 классе. Разработка содержит подробную карту урока и презентацию к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_rok_k_konkursu_uchitel_goda1.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок –исследование поэтической новеллы С. Есенина «Собаке Качалова»
Актуальность темы
Цель
Установить, был ли прототип у той, «что всех безмолвней и грустней» и, если был, то почему поэт, вспоминая о ней, испытывает щемящее чувство вины («Ты за меня лизни ей нежно руку за всё , в чём был и не был виноват»)?
Задачи
- Познакомиться с содержанием стихотворения «Собаке Качалова»
- Изучение истории создания стихотворения
3 Знакомство с эпистолярным наследством поэта
- Изучение воспоминания современников
- Формулировка выводов о том, был ли прототип в стихотворении «Собаке Качалова»
Объект исследования
Стихотворение С.Есенина «Собаке Качалова»
Предмет исследования
Женские образы в стихотворениях, письмах, воспоминаниях С.Есенина и его современников.
Гипотеза
Если мы изучим и проанализируем письма, воспоминания современников, биографические сведения, мнения литературоведов, то выясним был ли прототип в стихотворении С.А. Есенина «Собаке Качалова»
Методы исследования
При исследовании использовались методы систематизации, обобщения и синтеза.
Заключение.
Итак, работа над исследованием подошла к концу.
- Я научил(ся,ась)-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Я думаю, что стихотворение «Собаке Качалова» ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Интересна ли была работа на уроке?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Литературоведы
Из воспоминаний Л.И. Повицкого.
Артист Московского Художественного театра Василий Иванович Качалов, вспоминая первую встречу с Есениным, состоявшуюся весной 1925 г., пишет: «Часам к 12 ночи я отыграл спектакль, прихожу домой… Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидит у меня… Я вошёл и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукою обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: «Ах, ты, чёрт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи».
К немалому удивлению хозяина Джима, поэт сдержал слово. Во время бакинских гастролей МХАТа (май 1925) Качалов получил записку: «Дорогой Василий Иванович! Я здесь. Здесь и напечатал стихотворение «Джиму». В воскресенье выйду из больницы (болен лёгкими). Очень хотелось бы увидеть Вас. С. Есенин». Принесла записку миловидная смуглая девушка. «Как выяснилось потом,- пишет Качалов,- это была та самая персиянка».
Письмо Есенина Бениславской. «Батум, 12 декабря 1924г.
Галя милая! Очень болен и потому не могу Вам писать и рассказать, как живу в Батуме. Только просьбы и просьбы. Перепечатайте эти стихи и сдайте куда хотите… Продавать мои книги можете, не спрашивая меня. Надеюсь на Ваш вкус в составлении…»
Письмо Есенина Бениславской. «Батум, 20 декабря 1924г.
Галя, голубушка! Спасибо за письмо, оно меня обрадовало… Дорогая, делайте всё так, как найдёте сами. Я слишком ушёл в себя и ничего не знаю, что я написал вчера и что напишу завтра. Только одно во мне сейчас живёт. Я чувствую себя просветлённым, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия…»
Письмо Есенина Бениславской. «15 апреля 1924г.
Галя милая! Повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного… Это гораздо лучше и больше, чем чувствую к женщинам. Вы мне в жизни без этого настолько близки, что и выразить нельзя».
Воспоминания друга Есенина поэта-имажиниста Вольфа Эрлиха.
«Дружба – это зимняя дорога. Сбиться с неё – пустяк. Особенно ночью – в разлуке. На Волге, как только лёд окрепнет, выпадет снег и пробегут по нему первые розвальни, начинают ставить вешки. Ставят их ровно, сажени на две одна от другой. Бывает – метель снегу нанесёт, дорогу засыпет, вот тогда по вешкам и едут. Были и у нас свои вешки. Ставила их Галина Артуровна Бениславская. Не на две сажени, пореже, но всё-таки ставила. По ним мы и брели, вплоть до июня 25 года».
Из воспоминаний И. Шнейдера.
«Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно. Есенин отвечалбольшим дружеским чувством. Есенин встретился с Бениславской ещё до знакомства с Дункан,но никогда не говорил о ней. Она же молча пережила его брак с Дункан, и отъезд за границу».
Письмо Есенина Бениславской. Март 1925 г.
«Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю Вас как женщину».
Воспоминания Софьи Виноградской.
«В один из таких дней тоски он пришёл прощаться. Было лето 1925 года. Лицо его было скомканное, он часто поглаживал волосы, и большая внутренняя боль глядела из глаз.
- Сергей Александрович, что с Вами, отчего Вы такой?
- Да, знаете, живу с нелюбимой.
- Зачем же Вы женились?
- Ну –у –у! Зачем? Да назло, вышло так. Ушёл от Гали, а идти некуда».
Текстологи
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шагане ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь на палец вяжи –
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя Шаганэ.
1924 год
«Никогда я не был на Босфоре…»
Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нём.
Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнём.
Не ходил в Багдад я с караваном,
Не возил я шёлк туда и хну.
Наклонись своим красивым станом,
На коленях дай мне отдохнуть.
Или снова, сколько ни проси я,
Для тебя навеки дела нет,
Что в далёком имени – Россия –
Я известный, признанный поэт.
У меня в душе звенит тальянка,
При луне собачий слышу лай.
Разве ты не хочешь, персиянка,
Увидать далёкий синий край?
Я сюда приехал не от скуки –
Ты меня, незримая, звала.
И меня твои лебяжьи руки
Обвивали, словно два крыла.
Я давно ищу в судьбе покоя,
И хоть прошлой жизни не кляну,
Расскажи мне что-нибудь такое
Про твою весёлую страну
Заглуши в душе тоску тальянки,
Напои дыханьем свежих чар,
Чтобы я о дальней северянке
Не вздыхал, не думал, не скучал.
И хотя я не был на Босфоре –
Я тебе придумаю о нём.
Всё равно – глаза твои, как море,
Голубым колышутся огнём.
«До свиданья, друг мой, до свиданья»
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки,
Без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Надо и жить, конечно, не новей.
1925
«Я помню, любимая, помню»
Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих полос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.
Я помню осенние ночи,
Берёзовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.
Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».
Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.
И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть
С другой вспоминает тебя.
1925 год
Проект урока
Тема урока: Загадка известного стихотворения. Урок – исследование поэтической новеллы С. Есенина «Собаке Качалова».
- Учитель Логинова Наталия Евгеньевна.
- Урок литературы в 11 классе.
- Третий урок в теме «Творчество С. Есенина».
- Тип урока: проблемный «синтетический» (по М.И. Махмутову)
- Вид урока: урок – исследование.
- Цели по содержанию:
- познавательная цель: расширение и углубление знаний по анализу поэтического текста и соотнесение его содержания с критической и мемуарной литературой, имеющей непосредственную связь с произведением, понимание далеко не однозначный смысл есенинской лирики.
- развивающие: продолжить развитие самостоятельной творческой активности, познавательного интереса; формировать умение логически осмысливать учебный материал, выделяя в нём главное, формировать учебно – коммуникативные навыки (полный ответ, ответы на вопросы, умение отстаивать своё мнение).
- воспитательные: повышение интереса к учебному процессу, формирование интереса и любви к русской поэзии, формирование активного участия в процессе обучения, использование содержательных возможностей материала, формирование оценочного суждения, воспитание уважения.
7. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
8. Методы обучения: беседа (эвристическая), проблемное изложение, решение познавательных задач.
9. Оборудование: сборник стихов С.Есенина, рабочая тетрадь, включающая в себя воспоминания современников о С.Есенине, письма, факты биографии), презентация, портрет поэта.
10. Здоровье и психосберегающая среда создаётся на реализации принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, обеспечивающих атмосферу успеха, благоприятный эмоциональный фон и психологический комфорт для каждого ученика.
Ход урока
Первый этап. Организационный момент.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературы проведу у Вас я. Меня зовут Логинова Наталия Евгеньевна. На предыдущем уроке литературы вы изучали творчество С.А. Есенина, его жизненный и творческий путь. Урок будет необычным, урок-исследование. | Приветствуют учителя, занимают рабочие места. |
Второй этап. Создание проблемной ситуации. Формулировка цели учителем вместе с учащимися.
Ребята, у Вас, наверное, есть любимые стихотворения поэта? Прочитайте мне. А у меня любимое стихотворение С. Есенина «Собаке Качалова». Это стихотворение никого не оставляет равнодушным, в нём поэт трогательно обращается к благородному животному. Есенин всегда испытывал особую симпатию к собакам. Вспомните стихотворение «Песнь о собаке». Что же это – дань поэта своей давней симпатии, очередное стихотворение о животных. Создан определённый стереотип, упрощённое представление об этом произведении, мешающее понять глубину авторского замысла и тот драматический есенинский подтекст, который присутствует во многих его поэтических произведениях. Прослушайте стихотворение и подумайте, какую цель нашего исследования мы поставим перед собой. Учитель читает стихотворение. Задаёт вопросы, помогающие сформулировать цель исследования. - Есть ли в стихотворении женский образ? Знаем ли мы, кому обращены строки Есенина? Сформулируйте цель нашего исследования. | Отвечают на вопрос, поставленный учителем, зачитывают любимые стихотворения С.Есенина. Слушают стихотворение «Собаке Качалова», формулируют цель исследования вместе с учителем. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель исследования. (Цель: установить, был ли прототип у той «что всех безмолвней и грустней»). |
Третий этап. Формулировка гипотезы.
Итак, чтобы предположить, кто мог быть прототипом в стихотворении, надо хорошо знать некоторые факты биографии поэта. Учитель рассказывает, сопровождая свой рассказ презентацией. «Много женщин меня любило, да и сам я любил не одну…» Кто же они – любимые женщины поэта? Анна Изряднова была гражданской женой поэта, с которой они познакомились в 1913 г., и у них родился сын Юрий. Она работала коррекором в типографии у Сытина, сумела в мальчике, который на 4 года моложе её увидеть настоящего поэта. Как она любила его! В декабре 1914 года Есенин отвёз жену в роддом. Страшно гордился, когда у него родился сын. К возвращению Анны из больницы отмыл комнату до блеска. 19-летний отец с удивлением вглядывался в крошечное личико сына и никак не мог налюбоваться. Радость закончилась быстро. Детский плач, пелёнки… Есенин уезжает в Петроград. К Анне Есенин не вернулся. Отказывая себе во всём Анна берегла и растила Юрия. В 1917 году смешливая машинистка Зиночка, сотрудница газеты «Дело народа» привлекла внимание поэта. Он был уже известным поэтом, а юную особу звали Зинаидой Райх. В этом же году они поженились. Райх -23, Есенину – 21год. Зинаида старалась сделать дом уютным, но с появлением дочери Тани началось жестокое испытание для брака. В 1920 году рождается сын Костя. Но друзья и недруги, стихи и слава, вино и ежедневные скандалы привели к разрыву Есенина с женой. Райх уходит. В 1921г. Оформлен официальный развод. О том, как она жила современники вспоминают мало и глухо. Осенью 1921г. Зинаида попала в студию к Всеволоду Мейерхольду, ему было 47 лет, знаменит, женат. Мейерхольд ушёл к Райх от женщины, с которой прожил всю жизнь, сделал из Зинаиды великолепную актрису, усыновил детей Есенина. Но Есенин вновь возник в жизни Райх в 1923 г. Он был уже совсем другой. Сломленный, больной, стремительно катился вниз, менял женщин, много пил. Успехи бывшей жены удивили его. Поэт кинулся на новый приступ, они стали тайком встречаться. В одну из таких встреч Зинаида сказала: «Параллели не скрещиваются». В 1939 году Зинаида Райх была зверски убита сотрудниками НКВД, ей нанесли 8 ножевых ран. Галина Артуровна Бениславская увидела поэта 19 сентября 1920 года на вечере в политехническом музее, на котором поэт читал свои стихи. Она работала журналисткой в московской газете «Беднота». По матери – грузинка, по отцу – француженка. Она глубоко интересовалась литературой, любила поэзию, особенно Блока. «Я жила встречами с Есениным. Стихи его захватывали меня не меньше, чем он сам». Бениславская являлась личным секретарём Есенина, договаривалась о публикациях, а поэт делился с ней творческими планами. Она посвятила себя издательским делам поэта. В 1923г. Она протянула ему руку дружбы. Есенин поселился у неё в квартире, куда переехали вскоре и его сёстры. Есенин встретился с Бениславской ещё до знакомства с Дункан. Она молча пережила его брак и отъезд за границу. В 1925 году, когда, казалось, ничто не угрожает дружбе –любви Бениславской и Есенина, поэт прислал письмо: «Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю вас как женщину». Это был тяжёлый удар, но тем не менее она продолжала заботиться о нём. И только известие о женитьбе Есенина на внучке Л.Н. Толстого – заставило её разорвать отношения с ним. Через год после смерти поэта в 1926 году Галина Бениславская застрелилась на его могиле. Оставив записку: «Самоубилась здесь, хотя и знаю, что ещё больше собак будут вешать на Есенина…». В 1921 году Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу танца в Москве. В этом же году произошло знакоство с Айседорой Дункан. По воспоминаниям современников Айседора влюбилась в Есенина с первого взгляда, да и Есенин сразу увлёкся ею. 2 мая 1922 года они заключили брак, так как предстояла поездка в Америку. Это был брак с бесконечными ссорами и скандалами, они много раз расходились и сходились вновь. Они были вместе чуть более года и почти всё это время за границей. В это время Есенин не посвятил Дункан ни одного стихотворения. За этот период тесного общения с ней написаны самые мрачные стихи цикла «Москва кабацкая». Уже в Берлине Есенин сбегает от молодой жены. После развода с Есениным Дункан вернулась в США, где подверглась критике, как большевистская шпионка. В результате уехала во Францию, где оставалась до конца своих дней. Трагически погибла, когда обвивавший её шарф был затянут колесом машины. Шаганэ НерсесовнаТертерян – армянская учительница, ставшая прототипом романтического женского образа, украсившего поэтический цикл «Персидские мотивы», который был создан поэтом во время трёх поездок в Грузию и Азербайджан в 1924-1925 гг. Это была на редкость интересная, культурная учительница местной армянской школы, прекрасно владевшая русским языком. Используя рассказанный мною материал, выдвинете гипотезу. | Слушают рассказ учителя, выдвигают гипотезу. ( Одних биографических данных мало, для того чтобы понять, был ли прототип в стихотворении и кто эта женщина. Поэтому надо изучить и проанализировать письма, воспоминания современников, биографические сведения, мнения литературоведов). |
Четвёртый этап. Изучение воспоминаний современников, писем, истории создания стихотворения «Собаке Качалова».
Начинаем этап исследовательский. Первая группа будет литературоведами. Им предстоит разобраться с материалами, которые представлены в распечатках. Вторая группа – текстологи. Вы будете работать с текстами стихотворений Есенина. Первым шагом исследования будет изучение истории создания стихотворения. Воспоминания Л.И. Певицкого читают литературоведы. В одном из стихотворений, посвящённом Шаганэ Тертерян неожиданно появляется другой женский образ, который сравнивается поэтом с прекрасной Шаганэ. Текстологи, найдите эти строки в стихотворении, подтверждающие мою мысль. «на тебя она страшно похожа..» Кого напомнила Есенину красавица-армянка? Не имеет ли образ девушки «страшно похожей» на Шаганэ, связь с загадочным женским образом, грустью озарившим стихотворение «Собаке Качалова»? Не о той ли, «что всех безмолвней и грустней», вспоминает поэт и в другом стихотворении цикла « Персидские мотивы» - «Никогда я не был на Босфоре…»? Текстологи, прочтите стихотворение «Никогда я не был на Босфоре..» и найдите строки, подтверждающие мою мысль. Давайте изучим письма Есенина, написанные в период создания «Персидских мотивов». Может быть, они прольют свет на загадку и помогут выяснить, о ком « думал» и « скучал» поэт. Большинство писем, написанных во время пребывания Есенина на Кавказе, адресовано Галине Бениславской. Между ней и Шаганэ было не только внешнее сходство , но и духовное родство. И та и другая увлекаются поэзией, глубоко чувствуют поэта. Сохранились письма Есенина, написанное Бениславской. Литературоведы, прочтите его. Есенин многим был обязан Бениславской в трудное для него время 1923год. На её квартире собирались друзья поэта: Пётр Орешин, Всеволод Иванов, Борис Пильняк, частым гостем был Вольф Эрлих. Это скрашивало будни есенинской жизни. Литературоведы, прочитайте, что вспоминает Вольф Эрлих об этом периоде жизни. «Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа…» Есть все основания утверждать, что речь в этом стихотворении из «Персидских мотивов» идёт о Галине Бениславской. Но вернёмся к стихотворению «Собаке Качалова». «Ты за меня лизни её нежно руку За всё, в чём был и не был виноват…». Имеют ли эти строки прямое отношение к Галине Бениславской? Давайте обратимся к воспоминаниям Шнейдера. Как тут не вспомнить слова: «та, что всех безмолвней и грустней»… В марте 1925 года, казалось, ничего не угрожало дружбе-любви Бениславской и Есенина, поэт прислал ей письмо… Прочитайте это письмо, литературоведы. Это был тяжёлый удар, но тем не менее, Бениславская продолжала заботиться о поэте, помогала ему в издательских делах. И только известие о женитьбе Есенина на внучке Л.Н. Толстого – Софье Андреевне Толстой – заставило разорвать отношения с ним. Текстологи, прочитайте стихотворение «Я помню, любимая, помню…» написанное в 1925 году и ответьте на вопрос: как разрыв с Бениславской сказался на душевном состоянии поэта? Литературоведы, прочитайте ещё одно воспоминание Софьи Виноградской и скажите, был ли этот брак счастливым для Есенина. За день до гибели Есенин подарил Вольфу Эрлиху известное стихотворение: «До свиданья, друг мой, до свиданья». Давайте его прочтём. А вот , что вспоминает Е.А. Устинова. Как вы думаете, ребята, почему Есенин вручил своё стихотворение именно Эрлиху? Круг исследования почти замкнулся. Последняя строка стихотворения «Собаке Качалова» («За всё в чём был и не был виноват) выражает то тревожное чувство, которое не покидало Есенина, пожалуй, до последнего дня его жизни. Через год после смерти поэта, как я уже говорила, Бениславская застрелилась на его могиле. По завещанию её похоронили рядом с могилой поэта. Существует ещё одна точка зрения, что это стихотворение было посвящено Зинаиде Райх. Но это тема другого урока –исследования. | Литературоведы читают воспоминания Л.И.Повицкого. Текстологи читают стихотворение «Шаганэ,,,», находят строки, подтверждающие мысль: Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне… Шаганэ ты моя, Шаганэ. Текстологи читают стихотворение «Никогда я не был на Босфоре…». Находят строки: Заглуши в душе тоску тольянки, Напои дыханьем свежих чар, Чтобы я о дальней северянке Не вздыхал, не думал, не скучал. Литературоведы читают письмо Есенина: «Батум, 12 декабра 1924г.» «Батум, 20 декабря 1924г.» 15 апреля 1924г. Литературоведы читают воспоминания Эрлиха 1925год. Литературоведы читают воспоминание И.Шнейдера. Читают письмо Есенина Бениславской Читают стихотворение и отвечают на поставленный вопрос. Литературоведы читают воспоминание С.Виноградской. Отвечают на поставленный вопрос, делают выводы. Читают воспоминание Устиновой. Отвечают на вопрос. (Потому что Эрлих высоко ценил Бениславску, это понятно из его воспоминаний, и можно предположить, что Есенин знал, что Эрлих обязательно покажет это стихотворение Бениславской). Может быть именно её посвяти он это стихотворение? |
Пятый этап. Заключение. Выводы исследования.
Звучит запись романса А Вертинского «До свиданья, друг мой, до свиданья..» Вот и подошло к концу наше исследование. Выводы делать Вам. Напишите в своих рабочих тетрадях своё мнение, был ли прототип в стихотворении «Собаке Качалова»? А также чему научились вы сегодня на уроке, интересна ли была вам эта работа, заинтересовались ли при исследовании данного стихотворения? Предлагается зачитать ответы по желанию учащихся. Учитель благодарит ребят за хорошую работу. | Слушают романс. Пишут свои выводы. |
Шестой этап. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания я предлагаю Вам прочитать поэтический цикл «Персидские мотивы», стихотворение их которого будет изучаться Вами на следующем занятии. А кому понравилось стихотворение «Собаке Качалова» выучите его наизусть. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок — исследование по изучению стихотворения С.Есенина «Собаке Качалова».
В материале представлен конспект урока-исследования по творчеству Есенина...
Урок-исследование по новелле И.С.Тургенева "Бирюк"
Урок литературы, позволяющий учащемуся отследить основные этапы работы над исследованием в рамках одного урока...
Презентация к уроку-исследованию поэтической новеллы "Собаке Качалова"
Презентация сопровождает урок...
Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.
Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в 9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...
Урок-исследование. Анализ поэтического текста М. Цветаевой «Луна - лунатику»
Класс: 11Цели и задачи урока: формирование осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом; развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся...
Урок-исследование. Диалог с поэтическим текстом. (И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»)
Урок-исследование помогает- познакомить учащихся с некоторыми основами филологического анализа текста, расширить знания о средствах выразительности;- развивать потребность интеллектуальной активности ...
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...