Литература 7 класс. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Цели урока:
1. учить восприятию и истолкованию поэтического произведения;
2. учить выразительно читать поэтические тексты;
3. развивать память и обогащать речь учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература . 7 класс.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»
1. учить восприятию и истолкованию поэтического произведения;
2. учить выразительно читать поэтические тексты;
3. развивать память и обогащать речь учащихся.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова.
Просто представить себе нельзя,
до какой высоты этот человек поднялся бы,
если б не погиб в 27 лет. И. Бунин
Как необыкновенно!
Ни на Пушкина и ни на кого другого не похоже!
Изумительно, другого слова нет. Д. Мережковский
Ход урока
1. Оргмомент
2. Прослушивание аудиозаписи.
3 Анализ стихотворения.
«Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.
Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий. Он может виестить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.
Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, Где их никто не замечает...» - такими словами описал душевное состояние Лермонтова в момент создания его « Молитвы» К.Г Паустовский.
Предыстория этого стихотворения такова. Зимой 1839-1840гг. М.Ю, Лермонтов был сильно увлечен княгиней М.А. Щербатовой. Именно эта красавица, которая рано овдовела, и являлась причиной дуэли поэта с сыном французского посланника Эрнстом Брантом. Дуэль состоялась рано утром 18 февраля за Черной речкой, недалеко от того места, где А.С. Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль сначала проводилась на шпагах. Затем – на пистолетах. Брант стрелял в Лермонтова, но промахнулся, Лермонтов же выстрелил в воздух.
Позднее состоялось примирение, но, поскольку дуэли были запрещены, Лермонтов был предан военно-полевому суду, согласно решению которого, Михаила Юрьевича переводят в Тенгиский пехотный полк в действующую армию на Кавказ под чеченские пули. Таким образом, жизнь оказалась той ценой, которую заплатил поэт за свои стихи, за любовь к молодой вдове( именно эта его ссылка в конце концов закончилась дуэлью с Мартыновым и гибелью М.Ю. Лермонтова).
А о том , при каких обстоятельствах была написана «Молитва» вспоминала Александра Осиповна Смирнова –Россет, адресат многих стихов Пушкина:
«Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал стихи»:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко-
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
А сейчас давайте попробуем разобраться в некоторых особенностях этого стихотворения.
В конце этого произведения стоит какой знак? В каких случаях мы ставим этот знак?( когда предложение неожиданно прерывается или остается что-то недосказанным). Эти три точки в конце стихотворения придают ему ощущение недосказанности, потому что чувства, заложенные в молитву, неисчерпаемы, нескончаемы. Созданию эффекта неисчерпаемости, нескончаемости способствует и повтор союза «И» в двух последних строчках( И верится, и плачется , И так легко…)
Что такое молитва? «Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым»,— так объясняется значение этого слова толковым словарем.
Вообще же слово- молитва- очень давно вошло в нашу речь. Образовано оно, согласно «этимологического словаря» Н.И. Шанского и Т.А. Бобровой, с помощью суффикса- тв- от глагола «молить»…. Таким образом, молитва-это и состояние прошения, мольбы- очень личное, сокровенное для каждого человека.
Но определение того, что такое «молитва», мы можем найти и в самом стихотворении. Просмотрите внимательно текст (созвучье слов живых»)
Созвучье -согласное звучание каждого слова-эмоциональный всплеск человеческой души, обращенный к Богу. В этом обращении каждое слово не просто на своём месте, а единственно, неповторимо и на своем месте, где рассудок уступает место духовной сущности человека, которая в молитве в какой-то мере соприкасается с бессмертием.
Созвучье слов живых делает это стихотворение в высшем смысле музыкальным.
В молитве слово слово- живо. Почему?( потому что рождено энергией высшей чистоты и частоты, энергией сердца).
И еще раз обратимся к тексту! (Слово обладает благодатной силой. По Далю, «благодатный» означает «исполненный волей и силой, полученной свыше», дарующий «счастье, блаженство, благо, добро»)
Исполнено слово и «святой прелестью», оно «дышит» ею: слово дышит гармонией, звучащей в душе поэта и отзывающейся в душе читателя.
Прелесть «непонятная», ибо объяснить, понять гармонию невозможно. Объясненная, понятая гармония перестает быть гармонией, а становится добротным продуктом ремесла.
Давайте попробуем сосчитать, сколько всего слов в этом стихотворении.(44)
Сорок четыре слова «Молитвы!». Сюда входят и союзы, и предлоги… но сколь удивительна и совершенна созданная из них конструкция!
Какие средства художественной выразительности использует автор ? (Эпитеты: « молитву чудную; «созвучье слов живых», «святая прелесть»).
Метафоры: « тесниться ль в сердце грусть», « и дышит непонятная святая прелесть в них».
Сравнение : « с души как бремя скатится.» )
Кажется, для 44 слов немало, но текст не перенасыщен , каждое из них –единственно возможное и необходимое.
Теперь давайте посмотрим, какие глаголы использует автор. Обращают на себя внимание 3 возвратных глагола(теснится, верится, плачется) Первый глагол «теснится» обозначает действие, совершающееся в пределах духовного мира лирического героя, два последних безличных глагола, замыкающих текст, раздвигают пределы этого мира и существуют уже как бы сами по себе, отражая чудесное состояние, дарованное человеку благодатной силой Творца, к кому обращена в молитве душа, кто и дал возможность поэту услышать и запечатлеть эти удивительные строки.
Мы уже говорили о «силе благодатной» в «созвучье слов живых». Как же поэт достигает подобного созвучья? Попробуем проследить звуковой ряд первой строки.
[И]-[у]-[у]-[и]-[и]-[у]-[у]-[у].
Произнесите их.
А теперь посмотрим, какие гласные звуки преобладают в последних строках? ([a])
Произнесите его. Что заметили? (Звуки [ и] , [ у] произносятся несколько напряженно, звук [а ]–свободно. легко).
И это, скорее всего, не случайно. Обратите внимание на динамику состояния лирического героя. От тесноты, забот повседневности, сомнений, проблем («В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть…») лирического героя освобождает молитва. Не сразу, постепенно, с каждым словом, с каждой слезой ( « С души как бремя скатится…») «сила благодатная» созвучья «слов живых» убирает тесноту в сердце , очищает ( « И верится, и плачется…») и окрыляет душу, делая ее свободной (« И так легко,легко…»)
Послушаем это стихотворение еще раз…
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва» наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва"
План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1 Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».Цели:Образовательные: Развивать навы...
Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»
Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва» (7 класс) направлен на формирование духовно-нравственного потенциала учащихся. Процесс обучения на уроке организуется и направля...
Урок литературы в 7 классе "Стихотворения М.Ю. Лермонтова"
Материал представляет собой конспект урока с использованием интерактивной доски....
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Технологическая карта урока литературы в 5 классе стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" по программе В.Я. Коровиной, базовый уровень. Используемый учебник - Литература: Учебник для 5 класса о...
Конспект урока - Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел"
Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел" Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.Технология: мастерская,...
Конспект урока по теме «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»
Следующая программа по литературе составлена под редакцией В.Я. Коровиной. Она считает, что «серьезным результатом и плодотворной работой учителя является верное понимание учащимися произве...
Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» и «Ангел»
Конспект урока по литературе. Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» и «Ангел». Вспоминаем биографию поэта. Необходимо понять, какая тема объединяет стихотворения Лермонтова. ...