Урок литературы на тему: «Так кто же такой Обломов?»
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок по роману И.А.Гончарова "Так кто же такой Обломов?" имеет целью на материале 1 части романа охарактеризовать внутренний мир главного героя Ильи Ильича Обломова, основные черты характера героя, раскрыть формирование и становление личности и характера главного героя, выявить неоднозначное отношение автора к герою. Создание ситуации говорения на уроке ("зон коммуникативного успеха") способствуют развитию самостоятельности мышления студентов, умений аргументировать свою позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_oblomovu.doc | 349.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Пензенской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
отделение машиностроения и металлообработки
Открытый урок литературы на тему:
«Так кто же такой Обломов?»
(по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
Разработала преподаватель Еремина Л. А.
Пенза 2013
Тема. «Так кто же такой Обломов?»
(по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
Цели: 1)На материале 1 части романа охарактеризовать внутренний мир главного героя Ильи Ильича Обломова, основные черты характера героя, раскрыть формирование и становление личности и характера главного героя, выявить неоднозначное отношение автора к герою;
2)Воспитывать интерес к творчеству И.А.Гончарова, любовь к литературе, самокритичность, самостоятельность мышления, умение аргументировать свою позицию, доказать значимость воспитания в становлении личности человека;
3)Способствовать развитию связной монологической речи учащихся, воображения, логического мышления, навыков выразительного чтения, пересказа, творческих способностей учащихся, способствовать совершенствованию умений анализа прозаического произведения;
Вид урока: комбинированный
Методика: слово учителя, аналитическая беседа, сообщение учащегося, выразительное чтение учащихся и преподавателя, устное словесное рисование, пересказ, словарная работа, ответ на проблемный вопрос, защита читательских иллюстраций.
Оборудование: выставка книг И.А.Гончарова, портрет писателя, рисунки учащихся к роману, иллюстрации к роману художника Ю.Гершковича, высказывания писателей о творчестве Гончарова и о романе «Обломов»:
- «Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове» (А.В.Дружинин).
- «Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить Обломова» (И.С.Тургенев).
- Обломов – капитальнейшая вещь, какой давно не было…Я в восторге от Обломова» (Л.Н.Толстой).
Проблемный вопрос записан на доске: «Почему молодой, энергичный, деятельный Илья Ильич превращается в апатичного, безвольного, бездеятельностного Обломова?;
Ход урока
1.Организационный момент 2.Подготовка к восприятию художественного произведения (слово учителя, беседа) На прошлом уроке мы начали знакомиться с жизнью и творчеством Ивана Александровича Гончарова.
Сегодня мы начинаем знакомиться с романом И.А.Гончарова «Обломов». Роман «Обломов» - второе крупное произведение Гончарова (опубликован в 1859 году в «Отечественных записках»). Источником для написания романа послужили наблюдения писателя над жизнью собственной семьи и нравами родного Симбирска. «Мне кажется, - вспоминал он позднее, - у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда, при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародилось неясное представление об «обломовщине» (И.А.Гончаров «На родине»). Здесь, как и в других романах, Гончаров пытается ответить на вопрос: как должен жить человек: только умом или сердцем? Строить свою жизнь на основе делового расчета или же ей необходима красота, поэзия, духовное начало? Решение этого вопроса, этой проблемы связано с образом главного героя романа – Ильи Ильича Обломова. Наша задача на уроке – начать характеризовать внутренний мир Обломова, его основные черты характера (на материале 1 части романа), попытаться понять, как сформировался характер героя, раскрыть отношение Гончарова к Обломову, пояснить понятие «обломовщина», связанное с именем главного героя.
По ходу урока мы должны ответить на вопрос: « Почему молодой, энергичный, деятельный Илья Ильич превращается в апатичного, безвольного, бездеятельного Обломова?» 3.Чтение и изучение художественного произведения. Итак, главный герой Илья Ильич Обломов появляется уже с первых страниц романа (1 глава 1 части).
Дома вы (по желанию) могли ваше первое представление о герое отразить в читательской иллюстрации.
В обрисовке образа главного героя Обломова большое внимание Гончаров уделяет деталям.
В основе обломовского порядка жизни - упование « на может быть» и « авось», что кто за него решит все проблемы. Но ведь в молодости Илья Ильич был совсем другим человеком.
«Тогда он еще был молод, и если нельзя сказать, чтоб он был жив; то, по крайне мере, живее, чем теперь, еще он был полон разных стремлений, все чего- то надеялся, ждал много и от судьбы и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли - к службе, думал о роли в обществе. Но дни шли за днями, годы сменялись годами, пушок обратился в жесткую бороду, лучи глаз сменились двумя тусклыми точками, талия округлилась, волосы стали немилосердно лезть, стукнуло 30 лет, а он ни шаг не подвинулся ни на каком поприще…» Но нельзя сказать, что Обломов - нравственно «мертвый» человек, в нем каждодневно происходила « внутренняя вулканическая работа пылкой головы, гуманного сердца».
Обломов часто анализирует свой образ жизни: зачитать отрывок из 1 части 8 главы: Обломова оскорбило, что Захар сравнивает его, барина с другим: « Он начал думать, думать… Горько становилось ему от этой тайной исповеди перед самим собой. Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упреки совести язвили его, как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя время этих упреков, найти виноватого вне себя и на него обратить жало их. Но на кого?»
« Отчего же это я такой? – почти со слезами спросил себя Обломов и спрятал опять голову под одеяло, - право?» Во многом ответ содержится в 9 главе «Сон Обломова».
« Сонное царство» Обломовки графически можно изобразить в виде замкнутого круга (одно из архаичных значений слова « обло» - круг, окружность).
Илюша рос добрым, хорошим мальчиком, были у него способности, но система обучения не была хороша.
В восточной поэзии есть строки : «И среди тысячной толпы – ты одинок, и, находясь с собой наедине – ты одинок».
К Обломову на Гороховую приходят гости, которые сообщают ему последние новости света, делятся с ним своими радостями.
Выставление оценок за работу на уроке.
Ответить письменно на вопросы:
Превращается в безвольного, апатичного, Нерешительного Обломова? 2. Что такое «обломовщина» (Невеста Ольга Ильинская в тоске спрашивала: «Что сгубило тебя, Илья? Нет имени этому злу» И сам же Обломов подсказал ей ответ: «Есть, - сказал он чуть слышно, - обломовщина»). Какие черты характеризуют «обломовщину»? Есть ли Обломовы в наши дни? 3. Доклад: «Роман «Обломов» в критике». 4. Прочитать главы по рядам (любовь в жизни Обломова) Обломов и Штольц. 1 ряд – ч. 2, гл. 5, 6, 9, 10 2 ряд – ч. 3, гл. 2, 7, 11 3 ряд – ч. 4, гл. 1, 5, 9 | - 1 роман «Обыкновенная история» появился в 35 лет, за свою долгую жизнь написал всего 3 романа, работа над каждым заняла не менее 10 лет («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»); путешественник, критик, не похож на современников, деятельных, энергичных, которых рождали бурные 60 г. 19 века (прозвище «Господин де лень»). Уравновешенный, спокойный человек, боялся прогресса, с недоверием относился к переменам, т.к. терялась духовность. Учащиеся записывают число, тему урока. Проблемный вопрос учащиеся записывают в тетрадь. 32-33- летний герой, дворянин- помещик, лежит у себя на Гороховой и не может встать, решить вопросы. В комнате - беспорядок, пыль, грязь, паутины. Тишина, халат, сон, покой, апатия героя к жизни. Не умылся, не оделся, завтракает в постели, сам ничего не может сделать (не найдет письмо от старосты, носовой платок). (Защита читательских иллюстраций). Изнеженный человек не способный сосредоточиться, на чем-то, любящий помечтать, полежать, отдохнуть, любящий покой, тишину, домашнюю обстановку. Не выходит в свет, неумение и нежелание трудиться. Традиции Н. В. Гоголя. (Клумбы Манилова, разбитые на английский манер, свидетельствующие о претензиях Манилова на изысканность, беседка « Храм уединенного размышления», книга раскрытая на 14 странице и т. д.) Пришло письмо от старосты, из деревни, в котором староста- плут пишет о неурожае, недоимках, « крестьяне бегут», доход уменьшается. Да еще хозяин квартиры приказывает немедленно съезжать. Да еще мясник, прачка, хлебник просят погасить долги. Эти проблемы приводят Обломова в мучительное состояние. Он понимает, что ему надо что-то решить ( написать ответ старосте, самому съездить в деревню, найти новую квартиру, заплатить по счетам), но все, что делает Илья Ильич,- лежит на боку и упорно думает, размышляет ( даже не умывшись, не одевшись, не позавтракав). «Ах, боже мой! Трогает жизнь, везде достает». « Я терпеть не могу никаких перемен». Пересказ 1 ч. 5 глава, «Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге». Получил от родителей наследство; служба в канцелярии, увлечение светом - через них прошел герой, прежде чем обосноваться на диване. Обломов прослужил 2 года и, отправив бумагу вместо Астрахани в Архангельск, перепугался и подал в отставку. Обломов воображал: то он полководец, то великий художник, то мыслитель. Мечты о переустройстве имения (1 часть 6 глава). Который год он готовит план переустройства имения, но реализовать его не может. Как только нужно реализовать свои мечты, претворить слова в действия - тут и заканчивается работа Обломова. В детство Обломова. Обломов родился и вырос в Обломовке. В этом сне Обломов видит своих родителей, родовую усадьбу и весь её быт. Это был быт, который не менялся десятилетиями: всё, казалось, замерло, заснуло в этой усадьбе. Жизнь шла неторопливо, размеренно, лениво и сонно. При описании жизни помещичьей усадьбы Гончаров часто употребляет слова «тишина», «застой», «покой», «сон», «молчание»: «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать, в том краю», «забытый всеми уголок.» Жизнь протекла без изменений и волнений от завтрака до обеда, от последнего сна до вечера, чая, от ужина снова до утра, самым запоминающимся событием было то, как Лука Савельич неудачно съехал зимой с горки на салазках и расшиб себе лоб. Чистые, беззлобные отношения между людьми, слияние людей с природой, простота, естественность жизни, связь с народной почвой ограниченность интересов, однообразие, «переползание изо дня в день»: зимой день короткий, обломовцы завтракают, обедают, зевают, ужинают, теперь и спать: «Вот день – то и прошёл, и слава Богу, прожили благополучно; дай Бог и завтра так! «Обломовцы»воспринимали труд как наказание, положенное на праотцев наших.» Маленький Илюша с детства был окружён и взлелеян безграничной любовью и лаской: «Мать осыпала его страстными поцелуями» (постоянные запреты, опеки нянек, родителей). Старшие стремились оградить Илюшу от трудностей, стремились оградить любознательность мальчика (на голубятню не лезь, в овраг не ходи, в снежки не играй). Все его прихоти, желания исполняли другие. Илюша рад был сделать что-то сам, но ему говорили, что есть люди, которые всё сделают за него. Постепенно ребёнок привык к этому ничего не деланию и не мыслит себе другого существования: «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне? Я воспитан нежно, я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще чёрным делом не занимался.» «Ты своё умение затерял в Обломовке в детстве. Началось с неумения надевать чулки и кончилось не умением жить.» Снится Обломову, как в бесконечный зимний вечер робко жмётся он к няне, а она нашёптывает ему о какой-то неведомой стране, где нет ночей, холода, где всё совершаются чудеса, где никто ничего круглый год не делают, а день – деньской только и знают, что гулять. «Сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит, зачем сказка не жизнь. А жизнь не сказка.» Обломов не знает реальную жизнь. Боится её, пасует перед трудностями. Необязательность, недисциплинированность: «Сегодня не поедешь; в четверг большой праздник; стоит ли ездить взад и вперёд на 3 дня?» «что – то у тебя глазки несвежие сегодня. Здоров ли ты? Посиди – кА эту недельку дома…» Илюша с детских лет впитал в себя образ жизни Обломовцев: «Деревня, покой, прогулки по аллеям парка, приготовление к обеду, отдых с женой.» Бездействие, неумение и нежелание трудиться, апатия, безволие, нет упорства, нерешительность, страх перед жизнью, надежда на «авось», «лень жить», мечтательность; мягкость, естественность, доброта, откровенность, беззлобливость, добродушие, доверчивость. («Хрустальная прозрачная душа, таких людей мало»). Таким его сделало барское воспитание, крепостное общество. «Вошёл «Волков», молодой человек лет 25, блещущий здоровьем, с имеющимися щеками, губами и глазами»,безукоризненно одетый. Он хвалится своим новым фраком, модными перчатками со шнурками, привезёнными из Парижа, признаётся, что влюблён в красавицу Лидию, он в восторге от «весёлых» вечером с танцами, обедами. «Вошёл новый гость», Судьбинский, который с гордостью сообщает Оломову о своём повышении на службе – теперь он начальник отделения. А вот уже на пороге, Пенкин, начинающий литератор, пишущий статьи в журнал «о торговле, об эманципации женщин, о прекрасных апрельских днях, пожаров», рассказ в том, «как в одном городе городничий бьёт мещан по зубам». Грубый, наглый, практичный, жадный Тарантьев; Алексеев. Не имеющий в жизни ничего «своего», внутренних убеждений. В этой жизни Обломова беспокоит отсутствие нравственных начал, за внешней энергичностью людей скрывается духовная пустота (карьеризм, лицемерие, фальшь, неистинные ценности, нажива. Слава, материальное благополучие). «Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебивания друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядывание с ног до головы… Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Обломов не может принять пустую светскую жизнь, лишённую поэзии, красоты, нравственных начал, наполненную лишь голым практицизмом, неистинными ценностями. Бурсов В.: «Человек сознательно идёт на, чтобы совсем угаснуть, но не стать чиновником или дельцом, не вступить в сделку со своей совестью». М. Пришвин: «Его «Обломова» покой таит в себе запрос на такую, деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя». Но Гончаров иронизирует над Обломовым: высокие запросы души, стремление к оджухотворённой деятельности, с одной стороны, с другой – просто рассуждения, мечты, на самом деле герой даже не способен встать, умыться, одеться и даже найти свой носовой платок. Гончаров осуждает в Обломове апатию, бездействие, лень, безволие, неумение противостоять жизненным трудностям, но автору дороги, близки в герое его доброе сердце, мягкость. Искренность, неумение лгать, обманывать, стремление героя к красоте жизни, духовным началам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Добро и зло в философии и литературе"
Урок литературы по теме "Добро и зло в философии и литературе" предназначен для учащихся 11 класса. Цель урока - исследовать категории Добра и Зла в разных областях:философии, религии, литературе....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Урок литературы по теме :"Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева", урок литературы по теме: "Проблема поколений по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети"
конспект урока по литературе...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урок литературы по теме: «Что такое милосердие? Нужно ли оно?» (по рассказу А.Платонова «Юшка»)
Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 7 классе «Что такое милосердие? Нужно ли оно?». Это урок в форме ток-шоу по рассказу А. Платонова «Юшка». Данный материа...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Урок литературы по теме "Тема дома в русской литературе и в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»"
Цели:показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, семья, любовь, что закономерности эпохи раскрываются не только и сколько в исторических событиях, но и в фактах частной жизни;дока...