конспект урока литературы в 7 классе по теме "Пушкин и калмыки"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урок разработан с использованием рнационально-регионального компонента, во время урока у учащихся формируются ключевые компетенции. Разработку урока можно использовать и в других классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока литературы в 7 классе "Пушкин и калмыки" | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе по теме «Пушкин и калмыки»
Цели урока:
Обучающие:
- расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
-продолжить формирование умения выразительного чтения, развить у учащихся внимание к художественному слову;
- формировать читательскую компетенцию у учащихся;
Развивающие:
- развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С. Пушкина;
- развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков.
Воспитательные:
- воспитать у учащихся любовь к истории своего народа;
- продолжить работу по формированию этнокультурной компетенции на материале литературного краеведения, связанного с именем А.С. Пушкина;
- формирование толерантного отношения к людям.
Оборудование: мультимедийный проектор с экраном, презентации «Пушкин и калмыки», «О Пушкин над его строкой», «Вечно тот же, вечно новый», аудиозапись стихотворения «Калмычке», портрет А.С. Пушкина, раздаточный материал «Калмык увековеченный поэтом».
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
- В наш 21 век страшно слышать «узкоглазый, чурка, лицо кавказской национальности». Как жестоко люди относятся друг к другу. Во многом из-за этого проливается кровь, начинаются войны, погибают люди, страдают дети, рушится жизнь.... Великий Пушкин дает пример бережного отношения ко всем народам. Любить человека в независимости от его расовой принадлежности – главный лейтмотив творчества Пушкина.
Предлагаю вам сегодня поговорить сегодня о Пушкине, о его поэзии, о том, что значит для калмыцкого народа великий Пушкин.
Солнцем русской поэзии назвали А.С. Пушкина современники. И горячее тепло этого огромного солнца, пронизанного чувства патриотизма и интернационализма, согрело многие народы России и оказало самое благотворное влияние на развитие их культур и духовной жизни, вовлекая в большой светлый мир общечеловеческой культуры. И особой яркой нитью проходит через всё творчество великого поэта. Калмыцкая тема, история и быт, культура и фольклор калмыков нашли отражение в его произведениях.
- Работа с эпиграфом.
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова самого Александра Сергеевича Пушкина
Я русский – и все народы – мои братья.
- Как вы понимаете это высказывание? Почему именно так сказал поэт?
- Так какая задача стоит сегодня перед нами? Правильно. Сделать свои маленькие открытия, узнать тайны пушкинских произведений и узнать тайну открытия для российского читателя калмыцкого народа – задача нашего урока. В конце урока мы вернемся к эпиграфу и поделимся своими впечатлениями.
3. У портрета А.С. Пушкина
- Мы у портрета Пушкина. Давайте зажжём свечи памяти, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя нас.
У калмыцкого поэта Давида Никитича Кугультинова есть стихотворение «Есть у каждого свой Пушкин». Прослушайте это стихотворение (читает заранее подготовленный ученик):
Есть у каждого свой Пушкин.
В самого себя взгляни:
Есть и у тебя свой Пушкин,
Он твоей душе сродни.
Если б из сердец влюбленных
Пушкиных извлечь на свет,
То предстал бы в миллионах
Разных обликов поэт.
Но творит законы гений.
Тем-то гений и хорош,
Что хоть несколько мгновений,
Даже самый скромный, схож.
С тем, который по заслугам
Почитаем и любим…
Все мы связаны друг с другом
Этим образом одним.
- Какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы смотрите на портрет Пушкина? (чтение домашних творческих работ «У портрета Пушкина» сопровождается показом презентации «Живу, пишу не для похвал».)
4. Дорогами Пушкина
- Сегодня мы попробуем сделать открытия и разгадать тайны пушкинского творчества, связанного с калмыками. Для этого я приглашаю вас в путешествие. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность. Желание работать в одиночку и вместе со всеми.
- Сегодняшний урок готовила не только я, но и ваши одноклассники. Ребята работали в творческих группах и их сообщения помогут нам совершить путешествия по дорогам творчества поэта.
Дороги Пушкина…. Просёлочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимой – теряющиеся в снежной мгле. Весной – больше похожие на реки. Дороги вечного путника. И вот на пути этого путника встречаются кочующие калмыки.
Учитель читает отрывок из поэмы «братья-разбойники» А.С. Пушкина
.... Смесь одежд и лиц...
Племен, наречий, состояний!
Из хат, из келий, из темниц
Они стекались для стяжаний:
Здесь цель одна для всех сердец-
Живу без власти, без закона.
Меж ними зрится и беглец
С брегов воинственного Дона,
И в черных локонах еврей,
И дикие сыны степей,
Калмык, башкирец безобразный
И рыжий финн, и с лень праздный
Везде кочующий цыган.
- Как красивы пушкинские строки! О чём заставляет задуматься этот отрывок из поэмы?
5. Калмыцкие тропинки к Пушкину.
- Бескрайняя калмыцкая степь – наша малая родина, поэтому каждому из нас интересно знать, что муза Пушкина побывала и здесь.
(Показ презентации «Калмыцкая тема в творчестве Пушкина».)
Особой гордостью и чувством патриотизма переполняет нас сознание того, что наша земля причастна к истокам пушкинского творчества.
6. Работа над стихотворением «Калмычке».
Слово учителя: Нельзя без волнения читать строки о посещении Пушкиным калмыцкой кибитки и знакомстве с прекрасной калмычкой.
(аудиозапись стихотворения «Калмычке» читает Заслуженный артист Республики Калмыкия А. Сасыков.)
На слайде картина Г. Рокчинского «Прощай, любезная калмычка».
Исследовательская работа на тему: «История создания стихотворения А.С. Пушкина «Калмычке»» (группа заранее подготовленных учеников).
Вопросы:
а) как Пушкин описывает быт и жизнь калмыков в «Путешествии в Арзрум»?
б) Какие чувства поэт выразил в этом стихотворении?
в) Найдите средства выразительности, которые автор использовал в стихотворении.
7. Работа над калмыцкой сказкой из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
- Отрадно отметить, что своеобразную сердцевину повести «Капитанская дочка» составила калмыцкая сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву.
Подготовленный ученик читает сказку «Ворон и орёл».
- В словах автора чувствуется, что автор романа симпатизирует символическому образу орла, олицетворяющего в себе свободолюбие, героизм и трагизм борьбы.
- А теперь ответь на вопрос, заданный Пугачёвым Гриневу: «Какова калмыцкая сказка?»
- Работа над стихотворением «Памятник».
- Для начала прочитаем бессмертные строки знаменитого «Памятника», где пророчески предсказывается понятие многонародности и многоязычия, величие могущественного объединения населяющих Русь «языков».
Ученик читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Памятник».
Самостоятельная работа учащихся по раздаточному материалу «Калмык, увековеченный поэтом».
- Приведите примеры работы Пушкина над последней строчкой третьей строфы.
б) Почему в окончательной редакции Пушкин сохраняет выражение «друг», а не «сын степей», как было первоначально?
9. Возврат к началу.
- Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока. (эпиграф)
- Какие открытия вы сделали?
- Какие тайны попытались разгадать на сегодняшнем уроке?
- Кто из вас может сказать, что гораздо лучше узнал поэта?
- И ответьте на главный вопрос, почему все народы братья великого поэта.
10. Заключение.
Имя Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в книгах, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, что Пушкин стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей истории нашего народа. Он углубленно изучал быт, социальные отношения и историю калмыков. В сочинениях на исторические темы «История Пугачева», «История Петра I» поэт исследует прошлое калмыков. В первой главе «История Пугачева» он пишет: «Между Волгой и Яиком, по необозримым степям астраханским и саратовским, кочевали мирные калмыки, в начале осьмнадцатого столетия, ушедшие от границ Китая под покровительство белого царя. С тех пор они верно служили России, охраняя южные её границы. Русские приставы, пользуясь их простотою и отдаленностью от средоточия правления, начали их угнетать. Жалобы сего мирного и доброго народа не доходили до высшего начальства. Выведенные из терпения, они решились оставить Россию...». В характеристике «мирные калмыки» звучит доброжелательное и дружелюбное внимание великого поэта к небольшому степному народу. Итак, почти безвестные до того калмыки впервые оказались приобщены к общемировой и общенациональной русской культуре. И не последнюю роль в этом приобщении суждено было сохранить дивной пушкинской лире, пробуждавшей в сердцах человечность, гуманность, отзывчивость, любовь к людям разных племен и разных наций. (показ презентации «Наш Пушкин, он вовеки жив»).
11. Домашнее задание.
По выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к изученным пушкинским произведениям, кто-то составит литературную викторину или тестовое задание по творчеству Пушкина.
Использованные материалы:
- А.С. Пушкин Собрание сочинений в 3-х томах. Том 1., Фора, Иваново, 1995 г. ;
- «Русская классика – связующая нить народов России» (изучение русской классики с использованием регионального компонента на примере творчества А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, В. Хлебникова) [Электронный ресурс]/ БУ РК «Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
Конспект урока литературы 10 класс
Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...