Нравственно-философский смысл Маленьких трагедий А.С. Пушкина
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме
конспект урока и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-filosofskiy_smysl_malenkikh_tragediy_a.ppt | 53 КБ |
malenkie_tragedii_9.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9-м классе.
Тема: Нравственно-философский смысл Маленьких трагедий А.С. Пушкина
Цель:
Задача: Развитие навыков анализа текста, навыков работы с книгой, привитие интереса к жизни и творчеству А.С. Пушкина. I. По-моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать: это гений, опередивший русское сознание. Ф.М.Достоевский. -Как вы понимаете высказывание? Ошибается тот, кто считает, что Пушкин необычайно светел, понятен, общедоступен настолько, что и раздумывать о его творчестве нечего. Проблемный вопрос: Что есть истина?
Эти же слова мы определим сегодня в цель нашего урока. Что есть истина с точки зрения Пушкина, и как он раскрывает эту проблему в своих Маленьких трагедиях? Пушкин стал свидетелем июльской революции во Франции, восстания в Польше, крестьянских волнений в России. Современный век рождает у Пушкина впечатление бесовского кружения: Мчатся тучи, вьются тучи; Мчатся бесы рой за роем. Сохраню ль к судьбе презренье? II. 1830 г. - Болдинская осень
И в эту пору появляется сборник Маленькие трагедии. Появляется стремительно (см. на доске даты).
Гедонизм (греч.) - этическое учение, первоначально развитое древнегреческой философской школой (4 век до н.э.), целью жизни и высшим благом признает наслаждение.
Общность «Маленьких трагедий» с художественной точки зрения. Болдинские драмы удивительны: предельно коротки, в каждой - лишь несколько действующих лиц, острый сюжет, личность обнаруживает себя глубоко и полно.
Где ключи? Власть ключей приходит на смену власти меча.)
О бедность, бедность! Как унижает сердце нам она! - Какие же у него возможности иметь это золото? Безоглядно предавшись своей роковой страсти, живя только для нее и только ею одною, барон тем самым создал для себя противоестественные, антиобщественные условия существования, отделил себя непереступаемой чертой, как бы магическим кругом от всех остальных людей с их естественными потребностями, взаимоотношениями и с обычными человеческими желаниями и интересами. И эта выделенность, одинокость льстит барону, полна для него особой услады. Недаром он приравнивает себя к царю, с недоступной другим «вышины» взирающему на весь мир, «демону», в гордом одиночестве наслаждающемуся своим неограниченным могуществом.
Он беззащитен, несмотря на богатство. В Бароне проснулся рыцарь:
Идея этой трагедии - вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения В.Г. Белинский. Идея - история души, пораженной завистью, конфликт гения и таланта. Какая глубокая и поучительная трагедия! Какое огромное содержание..!
- Почему? Все говорят: нет правды на земле. Цель: Что о Сальери мы узнали из его уже уст? Какова цель его жизни? Как он к ней шёл?
Что нарушило мир в его душе?- ЗАВИСТЬ. Усилия, напряжённое постоянство И лёгкость трудов праздного гуляки, бессмертного гения (Моцарт)
-Вы согласны? Подтвердите свое мнение. Эти слезы: и больно, и приятно, - М. Бабинский заметил: «В маленькой трагедии Моцарт и Сальери содержатся две большие гибели». - Что дает ему право сказать так? Прочитаем монолог Сальери.- стр. 90 -Почему Сальери берет на себя право восстановить справедливость, "исправить ошибку небес"? О какой ошибке он говорит? Переживая гармонию в музыке, Сальери потерял дар слышать гармонию в жизни. Он любил одиночество, он отстранил себя от жизни ("я мало жизнь люблю"), поэтому в нем зреет демон. Он приносит себя в жертву искусству и объявляет себя жрецом-стражником искусства. Сальери не может смириться ни с гением Моцарта, ни с тем, что этот гений достался, по его мнению, человеку недостойному. Поэтому Сальери берет на себя право восстановить справедливость, "исправить ошибку небес". Из всех людей, которых мог встретить Сальери, Моцарт максимально приближен к Богу, и поэтому его явление – наиболее резкий вызов существу Сальери. При встрече с таким явлением Сальери попадает в ситуацию, в которой обязан раскрыться полностью, до дна. Моцарт бессознательно знает свою близкую смерть, и в Сальери – своего убийцу, о чем он сознательно не смеет мыслить.(стр.92) Вывод: каковы непримиримые взгляды героев? (стр 91-92).Какова позиция Пушкина?
Общий вывод: Что есть истина с точки зрения Пушкина, и как он раскрывает эту проблему в своих Маленьких трагедиях? Прочитаем в учебнике(стр.62) Маленькие трагедии явили читателю новаторские опыты драматического исследования»крупных характеров» и философских проблем, вскрывающих вечные законы человеческого бытия. И эти темы перекликаются, объясняя друг друга, здесь всё время вершится суд под знаком высшей Правды и Совести. Алчность, жадность, скупость, человеконенавистничество, праздность, трусость, зависть и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...
Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...
"Маленькие трагедии" А.С. Пушкина
На уроке дается сравнительный анализ маленьких трагедии А.С.Пушкина....
Маленькая трагедия А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери". «Гений и злодейство две вещи несовместные».
Урок литературы в 9 классе...
Предметная игра по "Маленьким трагедиям" А.С.Пушкина.
Эта игра связана с разными темами, но все вопросы на знание содержания произведений. Цели игры: *пробудить интерес к данному произведению, *учить читать внимательно...
Нравственно-философский смысл Маленьких трагедий А.С. Пушкина
Презентация к уроку( обзор)...
Нравственно-философский смысл «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина
Материал предназначен для обучающихся 9 класса....