"Маленькие трагедии" А.С. Пушкина
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
На уроке дается сравнительный анализ маленьких трагедии А.С.Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pro_pushkina.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Маленькие трагедии А.С.Пушкина
(9 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с новыми страницами жизни и творчества А.С.Пушкина;
Проанализировать произведения из цикла «Маленькие трагедии»- «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери».
Оборудование:
Мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальная запись произведений Моцарта «Реквием»,»Дон Жуан», иллюстрации к произведениям «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь».
Оформление доски:
С левой стороны доски написать «Скупой рыцарь» и эпиграф – «Ужасный век, ужасные сердца!»; с правой – «Моцарт и Сальери» и эпиграф- «Гений и злодейство- две вещи несовместимые». Разместить иллюстрации к произведениям.
Ход урока
Вступительное слово учителя: (Звучит «Реквием» Моцарта.)
Тревожная музыка. Не правда ли? Таковой была жизнь двух великих людей- В.А.Моцарта и Сальери. Что объединяет их? Почему Пушкин обратился к прошлому и увидел в нем настоящее и будущее? Что заставило поэта вложить в уста одного из героев фразу : «Нет правды на земле, но правды нет- и выше. Для меня / Так это ясно , как простая гамма?»
На эти вопросы нам предстоит ответить.
Осень. Болдино. Необычайно плодотворный период творчества А.С.Пушкина. В этот период были написаны и маленькие трагедии ««Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы».
Для того , чтобы вникнуть в идейный замысел «Маленьких трагедий», мы рассмотрим две из них, сопоставим их, углубившись и в историю создания , и в композицию, сюжет, характеристику образов, а также проследим как судьба самого автора отразилась в произведениях.
Сообщение учащегося: «Замысел трагедии и история их создания».
Замысел «Маленьких трагедий» видоизменялся, приобретал новые очертания к 1830 году .27 октября Пушкин закончил первую из «Маленьких трагедий» «Скупой рыцарь» ( в замыле называлась просто скупой). Омновным мотивом ,обусловившим трагизм и драматизм этого произведения, стала проблема денег . золота как полновластного хозяина жизни, проблема же скупости отступала на второй план.
26 октября –завершение работы над Моцартом и Сальери» ( по первоначальному замыслу – «Зависть»)
Можно предположить, что в «Моцарте и Сальери» нашли отражение личная судьба Пушкина и его отношения с обществом на рубеже 1830-х годов.
Учитель. Итак, сопоставим трагедии.
Какие слова являются ключевыми в «Скупом рыцаре»?
-«Ужасный век, ужасные сердца!»
А в трагедии «Моцарт и Сальери»?
-«Гений и злодейство»- /две вещи несовместные».
Уже эти строки дают основание предположить, что душа поэта неспокойна. Его волнуют такие человеческие качества , как зависть и скупость .
Как вы считаете, почему?
-Потому что талантливому поэту самому пришлось испытать зависть и неприязнь, увидеть то , что власть денег и зависть доводили людей до безумия. ( в этих пьесах запечатлелись те чувства и мысли, которые переживал А.С.Пушкин, оказавшийся на 3 месяца «в глуши , во мраке заточенья».
Учитель. Пушкин Соединяет произведения в целое –цикл и дает название- «Маленькие трагедии».
А почему именно цикл?
-Цикл-это жанровое образование ,состоящее из произведений, объединенных общими чертами . «Маленькие трагедии» сходны по организации художественного материала композиции и сюжете , образной системе (небольшое количество действующих лиц), а также по идейно-тематическим признакам (например, цель каждой из трагедий –развенчать какие-либо отрицательные человеческие качества).
Какие композиционные параллели между ««Моцартом и Сальери», «Скупым рыцарем» можно провести?
-В «Скупом рыцаре» - три сцены. Центральной является конфликт между отцом и сыном, т.е в основе развития- противопоставление двух характеров, соединенных родственными узами. Самораскрытие главного героя –барона- происходит в монологе ( 2 действие). Развязка сюжет-трагедия.
В ««Моцарте и Сальери» - две сцены. Действие пьесы тоже построено на столкновении контрастных характеров героев, между которыми существуют дружеские отношения . Развязка также трагическая . таким образом , основа композиции обеих пьес- антитеза.
Следует отметить и тот факт, что в основе создания художественных образов –принцип совмещения несоединимого.
В чем он проявляется?
-Рыцарь- скупой, но самоотверженный и благородный Сальери- талантливый музыкант , но становится убийцей.
«Скупой рыцарь»- пьеса о начале того «чумного» периода европейской истории , когда власть капитала принялась калечить человеческие сердца с недоступностью эпидемии».
Как это показано в пьесе? Какие персонажи играют в этом смысле решающую роль?
Для того , чтобы ответит на эти вопросы, выделим основные этапы в развитии сюжета произведения.
Пьеса отрывается сценой в башне, где разговаривают Альбер и Иван о рыцарском поединке, на котором был покалечен конь Альбера.
Уже здесь ,в самом начале трагедии , Пушкин подводит читателя к основной идее.
Взбесился я за поврежденный шлем,
Геройству что виною было? — скупость.
Да! заразиться здесь не трудно ею
Под кровлею одной с моим отцом.
Затем появляется еще один персонаж –жид (жадный до крайности). Он предлагается Альберу отравить отца и завладеть его несметными сокровищами.
Какова реакция Альберта?
-«Как! отравить отца! И смел ты сыну…
… Собака, змей! Что я тебя сейчас же
На воротах повешу».
Что можно сказать об Альбере как о человеке?
-Честный, выполняющий свой долг, к тому же щедрый, бескорыстный
Приводится пример из текста.
Альбер бывает расточителен,хочет жить на широкую ногу, но обречен на почти нищенское существование скупым отцом.
Каков барон-рыцарь?
-Само слово «рыцарь» подразумевает самоотверженность, благородство. Быть может, когда-то барон и был таковым, но эти времена канули в Лету.
В монологе ,произнесенном им во 2-й сцене , раскрывается его сущность . Само слово (место действия) подвал приводит в ужас. Ужасен и барон:
Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам.
Он счастлив от того, что может в шестой сундук «горсть золота накопленного всыпать».
Барона можно сравнить с душевно больным человеком (маньяком) ,цель жизни которого –деньги:
Я каждый раз, когда хочу сундук
Мой отпереть, впадаю в жар и трепет.
Пушкин показывает рыцаря не просто скупым , а скупым до болезненного состояния души. Невольно вспоминается Гобсек Бальзака.
Пример:
В з-й сцене появляется следующее действующие герои –герцог, способный, по мнению Альбера ,разрешить конфликт между отцом и сыном . Разговаривая с герцогом Филиппом , барон роняет фразу: «Он…он хотел меня убить»- имел ввиду сына. На самом деле этого желания не было у Альбера. Но такие мысли приходят к барону не случайно; он чувствует вину перед сыном, который ведет нищенское прозябание. За этой фразой барона следует «первый дар за отца» сыну брошенная к его ногам перчатка. Сын принимает вызов.
Финал пьесы трагичен: Барон умирает. Несмотря на отрицательные качества , барон вызывает сочувствие как человек, страдающий душевным недугом. Он даже в последние минуты жизни думает все о том же.
О чем?
-…Где ключи?
Ключи, ключи мои?
Гнетущее впечатление от такого душевного состояния человека, порабощенного властью денег, выражено словами герцога: «Ужасный век! Ужасные сердца!»- которым поэт завершает пьесу.
Учитель: Одной из самых сокровенных тайн человечества является тайна гениальности.
Кто такой гений?
-Гений-человек, обладающий способностью к вашему творчеству. Чтобы понять смысл пьесы «Моцарт и Сальери», мы должны вспомнить некоторые факты биографии Моцарта.
Сообщение учащегося:
Учитель:
Судьба великого композитора Моцарта заинтересовала А.Пушкина и легла в сонову «Маленькой трагедии»- «Моцарт и Сальери».
С каких слов она начинается?
1-я сцена открывается монологом Сальери:
Все говорят: нет правды на земле….
В трагедии сталкиваются антагонисты. Для Сальери Моцарт-враг, для Моцарта Сальери-друг. Почему Сальери считает Моцарта своим врагом?
Ответы учащихся:
Потому что , создавая свои творения, Сальери неустанно трудится, и его слава добыта прежде всего трудом. Моцарту же гениальная музыка дается очень просто –это дар от Бога. Далее мы узнаем о злом умысле Сальери.
Инсценировка эпизода-диалога из 1-й сцены со слепым скрипачом .Звучит «Реквием».
Сальери признает гениальность Моцарта , тем не менее совершает преступление.Почему?
Строчки «Гений и злодейство…» звучат дважды, сначала в высказывании Моцарта . а затем в финальном монологе Сальери.
В них заключена главная мысль произведения. Моцарт чувствует в себе гения. Видимо , у него есть и предчувствие близкого конца.
В одном из разговоров с другом он спрашивает о Бомарше, правда ли , что тот , кого-то отравил. И сам себе отвечает:
Он же гений
Как ты и я. А гений и злодейство-
Две вещи несовместимые.
В этот момент Сальери бросает в стакан Моцарта. Когда после последних аккордов «Реквиема» велики композитор произносит: «Прощайте же»- Сальери, оставшись один, признается самому себе, что он не гений, так как совершил злодейство, убив гения:2Гений и злодейство -две вещи несовместимые».
Учитель: теперь проведем параллели между судьбами двух великих людей- Моцарта и Пушкина.
В чем проявляется их гениальность?
-Моцарт: в 4 года сочиняет музыку ,создает музыкальные произведения всех жанров; произведения просты, изысканы, гениальны.(презентация)
Пушкин: в 3 гола пишет первые стихи, создает литературные произведения всех жанров.(презентация)
Моцарт и Пушкин прошли тернистый жизненный путь , испытали периоды безденежья, зависть и враждебное отношение к себе. Короткой была их жизнь: 36 лет- Моцарта, 37-Пушкина. Но они оставили огромное количество шедевров .
Им обоим присуще обостренное чувство собственного достоинства.
Моцарт писал отцу: «Сердце облагораживает человека, и хоть я не граф, но чести во мне, может быть, больше, чем в ином графе»
Знамениты строки Пушкина:
Пока свободою горим…..
Так интересно переплетаются судьбы двух великих людей, живших в разные эпохи.
Пушкин пишет о человеке, который близок ему по духу и по судьбе. «Моцарт и Сальери» -своеобразный реквием Пушкина самому себе.
Подводя итоги, подумаем над вопросом: что заставило поэта вложить в уста Сальери фразу: …нет правды на земле?» Как было сказано, судьба персонажей- это судьба Пушкина. Персонажи «Маленьких трагедий» страдают от того же, что и поэт. Вот почему приведенная фраза воспринимается как приговор «ужасному веку» и «ужасным сердцам».
Задание на дом:
Создать проект на одну из тем.
«Моцарт и Сальери».
Трагическое в пьесе «Моцарт и Сальери»
Верно ли, что «гений и злодейство»-две вещи несовместные.
«Разве может быть рыцарь скупым?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...
Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...
Маленькая трагедия А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери". «Гений и злодейство две вещи несовместные».
Урок литературы в 9 классе...
А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"
Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...
Предметная игра по "Маленьким трагедиям" А.С.Пушкина.
Эта игра связана с разными темами, но все вопросы на знание содержания произведений. Цели игры: *пробудить интерес к данному произведению, *учить читать внимательно...
Маленькие трагедии А.С.Пушкина
Презинтация по литературе "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина, в которой дается анализ одной из пьес "Моцарта и Сальери"....
Нравственно-философский смысл Маленьких трагедий А.С. Пушкина
Презентация к уроку( обзор)...