Нравственно-философский смысл Маленьких трагедий А.С. Пушкина
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме
Презентация к уроку( обзор)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-filosofskiy_smysl_malenkikh_tragediy_a.ppt | 53 КБ |
urok_literatury_v_9.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По-моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать: это гений, опередивший русское сознание. Он обладал духовной силой, позволяющей ему брать на себя напор всей бездуховной, темной мировой нечисти. Он служил истине и Красоте, а не моде. Для него духовность, духовная жизнь - это не культурное времяпровождение, а неустанная, напряженная работа над своей душой. Ф.М.Достоевский.
Проблемный вопрос Что есть истина с точки зрения Пушкина, и как он раскрывает эту проблему в своих «Маленьких трагедиях»?
В письме к П.А. Плетневу он писал : «1830 год - печальный для нас! Какие события!.. Народ подавлен и раздражен». Пушкин стал свидетелем июльской революции во Франции, восстания в Польше, крестьянских волнений в России. Современный век рождает у Пушкина впечатление бесовского кружения: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Мчатся бесы рой за роем. В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне: Сохраню ль к судьбе презренье? Понесу ль навстречу ей Непреклонность и терпенье Бедной юности моей? А.С. Пушкин
1830 г. - Болдинская осень 23 окт. – «Скупой рыцарь» 26 окт. – «Моцарт и Сальери» 4 ноября – «Каменный гость» 6 ноября – «Пир во время чумы «
Что объединяет все трагедии в сборник? Психологизм человеческой души, охваченной всепоглощающей, но эгоистичной и потому разрушительной страстью: скупостью, завистью, чувственностью. Каждый из носителей этой страсти - натура незаурядная, человек большого ума и, главное, огромной силы воли. В Маленьких трагедиях разрываются родственные, дружеские, любовные и вообще человеческие связи. Это разрушение цельности личности и человечества тревожило Пушкина. В этом он увидел трагедию своего времени. «Жестокий век, жестокие сердца!» - говорит один из его героев.(Герцог- «Скупой рыцарь»)
Философский смысл Гедонизм (греч.) - этическое учение, первоначально развитое древнегреческой философской школой (4 век до н.э.), целью жизни и высшим благом признает наслаждение . Лишь немногие из персонажей Маленьких трагедий отвергают себялюбивые жизненные принципы, но и им грозит железный век, и их подстерегает опасность и гибель.
Общность «Маленьких трагедий» с художественной точки зрения. Пушкин писал в основном стихи в ту пору, это помогло ему выработать особую манеру - давать исключительно большое содержание в предельно сжатом объеме) . Болдинские драмы удивительны: предельно коротки , в каждой - лишь несколько действующих лиц , острый сюжет, личность обнаруживает себя глубоко и полно. В основе названий часто лежит оксюморон - контрастные понятия , соединенные воедино, дающие новый образ: Скупой - рыцарь, Пир - и чума, все равно что жизнь - и смерть, Каменный – гость, Моцарт и Сальери ( ассоциации непримиримого конфликта .)
Скупой рыцарь Перестань и ты жить в погребах, Как крот в ущельях подземельных. Г.Р.Державин( «Скупой») Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков. У Мольера Скупой скуп - и только, у Шекспира Шайлок . скуп, мстителен, сметлив, чадолюбив, остроумен. А.С.Пушкин. Болдино
«Скупой рыцарь» - Каков Скупой (барон) у Пушкина? Что ищет в золоте Барон? Что ищет в золоте Альбер, сын Скупого рыцаря? Сохранения своей власти и независимости, но царствует он в подвале. Барон думает, что ему все подвластно Независимость
Все попытки иметь деньги честно терпят неудачу. Честь и любовь к деньгам несовместимы . Безоглядно предавшись своей роковой страсти, живя только для нее и только ею одною, барон тем самым создал для себя противоестественные, антиобщественные условия существования, отделил себя не переступаемой чертой, как бы магическим кругом от всех остальных людей с их естественными потребностями, взаимоотношениями и с обычными человеческими желаниями и интересами. И эта выделенность, одинокость льстит барону, полна для него особой услады. Недаром он приравнивает себя к царю, с недоступной другим «вышины» взирающему на весь мир, «демону», в гордом одиночестве наслаждающемуся своим неограниченным могуществом. Ужасный век, ужасные сердца!
«Моцарт и Сальери» Идея этой трагедии - вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения В.Г. Белинский.
«Произведения Моцарта восхищают Сальери совершенством формы. Но душа его остается равнодушной». (литературовед М. Бабинский) . Отчего, едва явившись на сцену, Сальери начинает вдруг припоминать свою жизнь с самого детства? Что нарушило мир в его душе? -Вы согласны с мнением критика? Подтвердите свое мнение. Усомниться в Божьей справедливости верующий человек может лишь в самой крайности.
Сальери и Моцарт Душа его равнодушна, так как преступный замысел становится его окончательным решением, искусство не действует на нее очищающе. Душевное очищение, которое не смогло доставить искусство, он испытывает, совершив убийство . Эти слезы: и больно, и приятно, Как будто тяжкий совершил я долг. Гений и злодейство - две вещи несовместные
Вывод Трагедия Сальери в том, что он отделил не только музыку от жизни, но и композитора от человека. Убивая Моцарта-человека, он и убивает гения и превращается в человека-убийцу. Моцарт, в отличие от Сальери, наделен гениальностью, так как умеет радоваться жизни, не деля себя на человека и композитора. Пушкин сам был Моцартом в искусстве, он знал легкую и изящную радость творчества.
Что есть истина с точки зрения Пушкина, и как он раскрывает эту проблему в своих Маленьких трагедиях? Маленькие трагедии явили читателю новаторские опыты драматического исследования «крупных характеров» и философских проблем, вскрывающих вечные законы человеческого бытия. И эти темы перекликаются, объясняя друг друга, здесь всё время вершится суд под знаком высшей Правды и Совести. Алчность, жадность, скупость, человеконенавистничество, праздность, трусость, зависть и др.
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9-м классе.
Тема: Нравственно-философский смысл Маленьких трагедий А.С. Пушкина
Цель:
Задача: Развитие навыков анализа текста, навыков работы с книгой, привитие интереса к жизни и творчеству А.С. Пушкина. I. По-моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать: это гений, опередивший русское сознание. Ф.М.Достоевский. -Как вы понимаете высказывание? Ошибается тот, кто считает, что Пушкин необычайно светел, понятен, общедоступен настолько, что и раздумывать о его творчестве нечего. Проблемный вопрос: Что есть истина?
Эти же слова мы определим сегодня в цель нашего урока. Что есть истина с точки зрения Пушкина, и как он раскрывает эту проблему в своих Маленьких трагедиях? Пушкин стал свидетелем июльской революции во Франции, восстания в Польше, крестьянских волнений в России. Современный век рождает у Пушкина впечатление бесовского кружения: Мчатся тучи, вьются тучи; Мчатся бесы рой за роем. Сохраню ль к судьбе презренье? II. 1830 г. - Болдинская осень
И в эту пору появляется сборник Маленькие трагедии. Появляется стремительно (см. на доске даты).
Гедонизм (греч.) - этическое учение, первоначально развитое древнегреческой философской школой (4 век до н.э.), целью жизни и высшим благом признает наслаждение.
Общность «Маленьких трагедий» с художественной точки зрения. Болдинские драмы удивительны: предельно коротки, в каждой - лишь несколько действующих лиц, острый сюжет, личность обнаруживает себя глубоко и полно.
Где ключи? Власть ключей приходит на смену власти меча.)
О бедность, бедность! Как унижает сердце нам она! - Какие же у него возможности иметь это золото? Безоглядно предавшись своей роковой страсти, живя только для нее и только ею одною, барон тем самым создал для себя противоестественные, антиобщественные условия существования, отделил себя непереступаемой чертой, как бы магическим кругом от всех остальных людей с их естественными потребностями, взаимоотношениями и с обычными человеческими желаниями и интересами. И эта выделенность, одинокость льстит барону, полна для него особой услады. Недаром он приравнивает себя к царю, с недоступной другим «вышины» взирающему на весь мир, «демону», в гордом одиночестве наслаждающемуся своим неограниченным могуществом.
Он беззащитен, несмотря на богатство. В Бароне проснулся рыцарь:
Идея этой трагедии - вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения В.Г. Белинский. Идея - история души, пораженной завистью, конфликт гения и таланта. Какая глубокая и поучительная трагедия! Какое огромное содержание..!
- Почему? Все говорят: нет правды на земле. Цель: Что о Сальери мы узнали из его уже уст? Какова цель его жизни? Как он к ней шёл?
Что нарушило мир в его душе?- ЗАВИСТЬ. Усилия, напряжённое постоянство И лёгкость трудов праздного гуляки, бессмертного гения (Моцарт)
-Вы согласны? Подтвердите свое мнение. Эти слезы: и больно, и приятно, - М. Бабинский заметил: «В маленькой трагедии Моцарт и Сальери содержатся две большие гибели». - Что дает ему право сказать так? Прочитаем монолог Сальери.- стр. 90 -Почему Сальери берет на себя право восстановить справедливость, "исправить ошибку небес"? О какой ошибке он говорит? Переживая гармонию в музыке, Сальери потерял дар слышать гармонию в жизни. Он любил одиночество, он отстранил себя от жизни ("я мало жизнь люблю"), поэтому в нем зреет демон. Он приносит себя в жертву искусству и объявляет себя жрецом-стражником искусства. Сальери не может смириться ни с гением Моцарта, ни с тем, что этот гений достался, по его мнению, человеку недостойному. Поэтому Сальери берет на себя право восстановить справедливость, "исправить ошибку небес". Из всех людей, которых мог встретить Сальери, Моцарт максимально приближен к Богу, и поэтому его явление – наиболее резкий вызов существу Сальери. При встрече с таким явлением Сальери попадает в ситуацию, в которой обязан раскрыться полностью, до дна. Моцарт бессознательно знает свою близкую смерть, и в Сальери – своего убийцу, о чем он сознательно не смеет мыслить.(стр.92) Вывод: каковы непримиримые взгляды героев? (стр 91-92).Какова позиция Пушкина?
Общий вывод: Что есть истина с точки зрения Пушкина, и как он раскрывает эту проблему в своих Маленьких трагедиях? Прочитаем в учебнике(стр.62) Маленькие трагедии явили читателю новаторские опыты драматического исследования»крупных характеров» и философских проблем, вскрывающих вечные законы человеческого бытия. И эти темы перекликаются, объясняя друг друга, здесь всё время вершится суд под знаком высшей Правды и Совести. Алчность, жадность, скупость, человеконенавистничество, праздность, трусость, зависть и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...
Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...
"Маленькие трагедии" А.С. Пушкина
На уроке дается сравнительный анализ маленьких трагедии А.С.Пушкина....
Маленькая трагедия А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери". «Гений и злодейство две вещи несовместные».
Урок литературы в 9 классе...
Предметная игра по "Маленьким трагедиям" А.С.Пушкина.
Эта игра связана с разными темами, но все вопросы на знание содержания произведений. Цели игры: *пробудить интерес к данному произведению, *учить читать внимательно...
Нравственно-философский смысл Маленьких трагедий А.С. Пушкина
конспект урока и презентация...
Нравственно-философский смысл «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина
Материал предназначен для обучающихся 9 класса....