урок русского языка с культуроведческим аспектом
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

уроки и внеклассные мероприятия с культуроведческим аспектом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sushch.zakreplenie.docx14.3 КБ
Файл urok_literatury_v_9_klasse.docx14.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Имя существительное. Закрепление»

Цель урока: обобщить и закрепить знания об имени существительном.

Задачи:

 1) закрепить навыки правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

2) развивать орфографическую зоркость, логическое мышление;

3) воспитывать на текстах любовь к родному краю.

Оборудование: карточки.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Целеполагание.
  3. Проверка домашнего задания. Чтение сочинений – миниатюр на тему «Наше село». (2 – 3) . Задание: в текстах существительные выделить графически.
  4. Закрепление.

 

  1. Анализ текста.

   Так получилось, что в позднее осеннее ненастье, взъерошенное лохмами туч – мимолетных, набрякших моросью, волочащих своё мокрое отрепье по стылой распаханной земле, сиротской озими, задевающих и застящих мглой редкие перелески и одинокие, сгорбленные скирды соломы,- в это глухое клятое время пробирался я нашими курскими взгорьями, именуемыми на школьных картах Средне- Русской возвышенностью.

А) Выясняется значение слова ОЗИМИ (по толковому словарю).

Б) Обучающиеся подбирают синонимы к слову МОРОСЬ, записывают их.

В) Запись под диктовку, графическое обозначение орфограммы в окончаниях существительных.

Осеннее ненастье, лохмами туч, распаханной земле, сиротской озими.

Г) Морфологический разбор: мглой, картах.

Д) Морфемный разбор слов: взгорьями, возвышенностью.

- Какие суффиксы существительных вы запомнили?

  1. Диктант «Проверь себя».

   Конец февраля. В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блёстки инея. Они украшают в алмазный наряд ветки деревьев. Не сбросили ещё снежные шапки деревья, но в воздухе уже чувствуется приближение весны.

   У опушки белеет берёзка. Её облепила стая красногрудых чечеток. Они оживленно перекликаются, порхают по ветвям.

- Найдите в тексте слова, которые соответствуют данным схемам:

  1. .
  2. .
  3. .

- Два существительных разберите морфологически.

- Синтаксически разберите предложение.

Не сбросили ещё снежные шапки деревья, но в воздухе уже чувствуется приближение весны.

  1. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.

Напишите сочинение – миниатюру на тему «Любимый уголок села», выделив графически существительные.

  1. Подведение итогов.

   



Предварительный просмотр:

 

Урок литературы в 9 классе.

Тема: «Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем».

Цели: исследовать внутренний мир главных героев, выяснить, почему не состоялось счастье героев; выяснить, авторское отношение к любовной драме.

Задачи: обобщить знания обучающихся о Татьяне и Онегине;

Развивать навыки устного пересказа, исследования, анализа, создания творческого продукта;

Воспитывать волю и настойчивость для достижения целей, формировать способность и готовность искать и находить.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Мотивация. Создание эмоционального настроя.

      Есть светлая прочная нить, которая тянется от сердца к сердцу, из века в век и никогда не кончается. Это любовь, она должна стать нормой человеческой жизни. Любому читателю известны строки письма  Т. Лариной и письма Е. Онегина, героев романа Пушкина. Наш урок посвящен  им - Т. Лариной и Е. Онегину.

      Итак, давайте вместе сформулируем тему урока и его цели.

  1. Целеполагание.
  2. Работа по теме урока.
  1. Эпиграф.

А счастье было так близко,

Так возможно…

  1. Образы гл. героев.

Почему не смогла героиня полюбить никого другого?

Изменило ли поведение Онегина первое знакомство с Татьяной?

  1. Письмо Татьяны.

Почему Татьяна решилась написать письмо?

Как вы относитесь к ее поступку?

  1. Первая встреча героев.

Как относится Онегин к письму Татьяны?

Считаете ли вы, что встреча в саду самая тяжелая в жизни героини?

  1. Чтение монолога Онегина.

Как ведет себя героиня,  получив «отповедь» Онегина?

(Работа со словарем)

Почему герой так суров к Татьяне?

Заслуживает ли она его «отповедь»?

  1. Работа с иллюстрациями.
  2. Герои в финале романа.

Изменилась ли Татьяна в финале романа?

Почему Онегин, отвергший любовь провинциальной барышни, влюбляется в светскую даму?

Есть ли в романе намек на возможный счастливый конец любви героев?

  1. Выступление обучающихся с докладом «Опера «Евгений Онегин».
  2. Письмо Онегина к Татьяне. (Чтение).

Сколько писем написал герой?

Почему Пушкин не дал нам их прочитать?

  1. Последняя встреча героев.

Какой показана Татьяна?

В чем трагедия романа Татьяны и Онегина?

  1. Самостоятельная работа.

Сопоставьте письма героев. В чем их сходство, различие?

  1. Рефлексия. Какие новые знания вы получили сегодня на уроке?
  2. Домашнее задание.

Творческое задание «Актуален ли роман в наши дни?»

  1. Подведение итогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время

Обобщение опыта по формированию языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время за последние 5 лет.  Содержание Сведения об авторе опыта ...

Статья Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций на уроках русского языка и литературы».

В работе освещается вопрос развития коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе. Раскрыты теоретические аспекты данной темы, представлено к...

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми про...

ДОКЛАД "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5-6 КЛАССАХ"

Содержание стандарта второго поколения ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.«Первостепенная...

Формирование культуроведческой компетенции обучающихся 7-8 классов на уроках русского языка средствами технологии проектного обучения

Из опыта работы учителя по формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 7-8 классах...

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Данная статья помогает грамотно организовать работу по формированию орфографической зоркости. При переходе с начальной ступени образования на среднюю нужно учитывать  индивидуальные особенности и...