Тема любви в творчестве русских писателей.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок на тему: "Тема любви в творчестве А.И.Куприна".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no_2_urok_po_tvorchestvu_kuprina.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема любви в творчестве А.И.Куприна.
Цели урока:
- ознакомление с фактами биографии А.И.Куприна;
- изучение особенностей отражения темы любви в трилогии о любви;
- развитие познавательных навыков учащихся; - формирование умений и навыков анализа художественного произведения;
- воспитание нравственных качеств личности.
Ход урока:
Организационный момент.
Слово учителя.
Тема любви - вечная, как само чувство ее породившее, одухотворяла искусство всех времен и народов. Но в каждую эпоху выражала какие-то особые нравственно-эстетические ценности. Ведь любовь - это чувство, заставляющее совершать подвиги и идти на преступление, чувство, способное свернуть горы, изменить ход истории, чувство, дающее счастье и вдохновение и заставляющее страдать, чувство, без которого жизнь не имеет смысла.
Так что же все-таки такое - любовь?
На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. А.И.Куприн не исключение. Так кто же он, писатель Куприн, чье творчество почти полностью посвящено теме любви?
Учащиеся представляют презентацию «Биография А.И.Куприна».
(Приложение № 3)
Еще в XVII веке Ж.-Б.Мольер писал:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…
А.И.Куприн любовь считал своим критерием ценности. Он говорил: «Любовь – это самое яркое и понятное воспроизведение моего «я». Не в силе, не в личности, не в уме, не в таланте… Не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».
Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, Куприн создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков (“Суламифь”), забираясь в лесную глушь Волынской губернии (“Олеся”), заглядывая в каморку
влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире (“Гранатовый браслет”).
Сегодня вы состоите в составе экспертных групп. Каждая группа работает над одним из произведений трилогии, обязанности в группе вы распределены заранее. Наша главная задача – определить особенности отражения темы любви в трилогии.
Работаем с первой группой.
Повесть «Олеся» (1898г.)
- Какую роль в повести играет пейзаж?
Слайд № 2 и слайд № 3 (Приложение № 4)
- Как рисует Куприн образ главной героини?
- Какой цвет сопровождает образ Олеси?
Слайд № 4 (Приложение № 4)
- Как изображает Ивана Тимофеевича?
- Какой вы видите в повести любовь Олеси и Ивана Тимофеевича?
- Почему они расстаются?
- Какие выводы мы можем сделать?
Сдайд № 5, 6 (Приложение № 4)
К работе приступает вторая группа.
Рассказ «Суламифь» (1908г.)
- Как изображает Куприн образ главной героини? С кем ее сравнивает и для чего?
- Как описывает автор Соломона?
- Какие цвета сопровождают героев рассказа?
Слайд № 8(Приложение № 4)
- Какую роль в рассказе играет описание звуков и ароматов?
Слайд № 9 (Приложение № 4)
- Какой вы видите в рассказе любовь Суламифь и царя Соломона?
- Почему их любовь была недолгой?
- Какие выводы мы можем сделать?
Сдайд № 10, 11 (Приложение № 4)
3 группаа.
Рассказ «Гранатовый браслет» (1911г.)
- Какую роль в рассказе играет пейзаж?
Слайд № 13 (Приложение № 4)
- Как описывает Куприн главного героя?
- Как изображена Вера Николаевна?
- Какой цвет сопровождает Желткова?
Слайд № 14 (Приложение № 4)
- Что вы можете сказать о любви Желткова и Веры Николаевны?
- Какова роль генерала Аносова в рассказе?
- Что помогает княгине Вере понять, что мимо нее прошла большая любовь, о какой только может мечтать женщина?
- Какие выводы можно сделать?
Слайд № 15, 16 (Приложение № 4)
(слайды подготовлены учащимися при работе над проектом)
Давайте подведем итог.
В произведениях Куприна любовь представлена следующим образом.
Автор пишет о трагедиях в любви и мгновениях настоящего счастья. Чаще всего в произведениях Куприна любовь «сильна как смерть», «бескорыстная и самоотверженная, не жаждущая награды». Для многих героев она остается «величайшей тайной в мире, трагедией».
Рефлексия. (Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы.)
Закончите предложения, ответьте на вопросы в предложенных карточках:
– Что нового я узнал, работая над проектом
– Было интересно…
– Урок дал мне для жизни…
– На уроке я работал…
– Своей работой на уроке я…
– Мое настроение…
- Какое впечатление сложилось у вас о творчестве А.И.Куприна?
(Пока учащиеся работают с карточками – звучит Соната № 2 Бетховена)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Куприн А.И. Собрание сочинений в 5 т. /Вступ. ст. Н. Жегалова – М.: Правда, 1982.
2. Паустовский К.Г. Поток жизни: (Заметки о прозе Куприна) //Паустовский К.Г. Собрание сочинений: в 9т. Т.7. – М.: 1983. – С. 470-492.
3. Чуковский К.И. Куприн //Чуковский К.И. Современники : Портреты и этюды. – М.: 1985. – С. 157 – 187.
4. Соколов – Микитов И.С. Золотое сердце //Собрание сочинений.: В 4 т. – Л.: 1987. – С. 152 – 162.
5. Тэфф Н.А. Ностальгия: Рассказы; Воспоминания. – Л.: Художественная литература, 1989. – С. 267 – 446.
6. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: ВАКО, 2012. стр. 60-68.
7. Волков А.А. Творчество А.И. Куприна. – Изд 2-е. М.: Художественная литература, 1981.
8. Михайлов О.Н. Куприн. – М.: Молодая гвардия, 1981. (ЖЗЛ)
9. Лилин В. Александр Иванович Куприн. – Л.: Просвещение, 1975.
10. Шишмаренкова Л.А. Уроки литературы в 11 классе.- Челябинск, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Липецкий край в судьбе и творчестве русских писателей
Презентация для литературно-музыкальной композиции "Липецкий край в судьбе и творчестве русских писателей". Содержит портреты писателей и поэтов, связанных с нашим краем, рисунки Жуковского, фотографи...
«Интегрированный урок на тему “ Жизненные пути и творчество русского писателя А.П.Чехова и американского мастера короткого рассказа О.Генри”.
Проблема: актуализация знаний учащихся по русской и зарубежной литературе.В лицее обучаются учащиеся, ориентированные на получение технических специальностей. Основными мотивированными для них п...
Проектная деятельность учащихся на уроках литературы. Тема любви в творчестве русских писателей.
Тема любви в творчестве русских писателей. Социологический опрос....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"
Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...
Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"
Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей" и логическим заключением...
Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку "Тема любви в творчестве английских писателей"
Данное мероприятие было проведено для обучающихся 9 - 11 классов. С обучающимися была проведена большая подготовительная работа: разучивание стихов и ролевых сцен, подборка музыки и отрывка их худ. фи...