рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Староверова Н.А. Рабочая программа по литературе 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_9.docx | 39.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа по литературе в 9 «а» классе разрабатывается на основе:
- федерального закона от 19.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089;
- федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312;
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- авторской программы по литературе для 5-11 класса по ред. В.Я.Коровиной.М.: Просвещение, 2008;
- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. №1067, Москва
- образовательной программы для 4-12 классов и учебного плана БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат III вида», утверждённых приказом директора от 31.08.13 г. № 69;
- Положения «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, учебных курсов,обеспечивающих достижение образовательных результатов освоения образовательной программы (4-12 классы)в бюджетном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Вологодской области «Грязовецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат III вида»,утверждённого приказом директора от 31.08.13 г. № 69;
-Программы и тематического планирования «Литература Вологодского края».- Департамент образования вологодской области ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования». Авторы-составители: С.Ю. Баранов, И.В. Мовнар. Вологда,2007
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В БОУ ВО «Грязовецкая школа- интернат III вида» образовательный процесс осуществляется с учетом коррекционной направленности уроков.
Обращается внимание на развитие и коррекцию психических процессов воспитанников.
Воспитательные цели и задачи:
Создание вариативной модели организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей требует корректировки и изменения учебных программ, в которых на первый план выдвигаются:
- воспитание познавательной активности учащихся,
- создание условий для развития творческой деятельности,
-умения самосовершенствоваться,
-формирование способности к самостоятельному приобретению знаний.
Коррекционные цели и задачи:
Уроки литературы в БОУ ВО «Грязовецкая школа- интернат III вида» направлены на коррекцию отклонений в развитии детей – инвалидов по зрению средствами учебной деятельности, а также социально – психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Работа на уроках строится с учетом коррекционных задач. Коррекционные цели и задачи в образовательном процессе вытекают из трех условий: состояния зрительного анализатора; психофизических особенностей ребенка, степени поражения центральной нервной системы.В ходе педагогической деятельности происходит конкретизация предметных представлений (обследование предмета), обучение использованию остаточного зрения и осязания. Действенным является слово учителя. В процессе обучения важную роль играет обучение ориентировке в большом и малом пространстве (ориентировка на столе, выход к доске), коррекция личностных качеств (самостоятельности, уверенности), коррекция речи (монологическая речь – умение делать выводы)
Обучение слабовидяших детей в БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат III вида» осуществляется по учебникам массовой школы и незрячих детей по учебникам с рельефно – точечным шрифтом (по системе Брайля) . Используются тифлотехнические средства обучения (специальные приборы для письма, флешплееры) для слепых и оптические средства коррекции(лупы, оптические увеличители) для слабовидящих.
Цели изучения литературы в 9 «а» классе могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям,которые признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Актуальность изучения предмета состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами,выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
По учебному плану БОУ ВО «Грязовецкая школа- интернат III вида» на изучение литературы в 9 «а» классе отводится из федерального компонента 2 часа в неделю (в год-68 часов), из компонента образовательного учреждения 1 час в неделю (в год-34 часа). Таким образом, в 9 классе- 102 часа в год, в 10 классе- 99 часов (с учетом аттестационного периода).
Программа по литературе для 9 класса общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией В.Я. Коровиной изучается в БОУ ВО «Грязовецкая школа- интернат III вида» в течение двух лет. Разделы «Древнерусская литература», «Литература XVIII века», « Первая половина XIX века» изучаются в 9 «а» классе . Разделы « Вторая половина XIX века», «Русская литература XX века» и «Зарубежная литература» переносятся в 10 класс. Это объясняется тем, что количество часов по учебному плану БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат III вида» не соответствует базисному учебному плану, продолжительность обучения на ступени основного общего образованияв школе увеличена на один год по сравнению с массовой школой.
Изменений в содержании и последовательности изложения материала в данной программе по отношению к авторской программе нет. Часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения используются на уроки развития речи, внеклассного чтения и на изучение литературы Вологодского края, которые предполагаются региональным базисным учебным планом.
Тематический план изучения литературы Вологодского края выглядит следующим образом:
9 класс. Творчество К.Н.Батюшкова- 3 часа.
10 класс:
П.В. Засодимский. «Перед потухшим камельком» - 2 часа
Тема Великой Отечественной войны в творчестве вологодских писателей - 4 часа
В.Ф.Тендряков «Весенние перевертыши» - 4 часа
Огонь родного очага - 4 часа.
ИТОГО на изучение литературы Вологодского края в 9-10 классах – 17 часов
В учебно-тематическом плане наименования тем по литературе Вологодского края выделяются курсивом.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть.Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи.Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Содержание тем учебного предмета.
Объем и содержание учебного предмета соответствуют авторской программе.
Учебно-тематический план (9 «а» класс)
№п/п | № урока по теме | Тема раздела и урока |
1 | Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека | |
Древнерусская литература - 1ч+2 (р.р.) | ||
2 | 1 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы |
3 | 2 | Р.р. Практикум. Художественные особенности «Слова о полку Игореве». |
4 | 3 | Практикум. Художественные особенности «Слова о полку Игореве»:самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Р.р. Подготовка к сочинению |
Русская литература XYIII века – 11ч., в т.ч. вн. чт. – 1ч. | ||
5 | 1 | Общая характеристика русской литературы 18 века. Классицизм |
6 | 2 | М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество.»Вечернее размышление о Божием величии…».Особенности содержания и формы повествования |
7 | 3 | М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия….» Ода как жанр лирической поэзии |
8 | 4 | Внеклассное чтение. Г.Р. Державин. Слово о поэте – философе. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения |
9 | 5 | Практикум. Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник» |
10 | 6 | А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» Критика крепостничества. |
11 | 7 | А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Чтение глав с комментариями |
12 | 8 | Практикум. А.Н. Радищев. Жанр путешествия. Черты сентиментализма в произведении |
13 | 9 | Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень» |
14 | 10 | Практикум. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей |
15 | 11 | Контрольная работа по произведению Карамзина «Бедная Лиза» |
Литература первой половины XIX века - 8 + 3 (р.р.), в т.ч. 1ч вн. чтение | ||
16 | 1 | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века Понятие о романтизме и реализме |
17 | 2 | Поэзия, проза, драматургия 19 века. Обзорная лекция. |
18 | 3 | Романтическая лирика начала 19 века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество |
19 | 4 | Р.Р. В.А. Жуковский «Море».Обучение анализу лирического произведения. |
20 | 5 | Р.Р. В.А. Жуковский «Невыразимое». Анализ лирического произведения. Возможности поэтического языка |
21 | 6 | В.А. Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады в творчестве поэта |
22 | 7 | В.А. Жуковский «Светлана». Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры |
23 | 8 | Практикум. В.А. Жуковский «Эолова арфа». Романтический характер баллады |
24 | 9 | « Что за чудотворец этот Батюшков!» Жизненный и творческий путь поэта |
25 | 10 | Р.Р. В художественном мире стихотворений К.Н. Батюшкова «Беседка муз». Анализ лирического произведения |
26 | 11 | Вн. чт. Патриотические мотивы в произведениях Батюшкова. «К Дашкову», «Переход через Рейн». Исторический колорит в «Песни Гаральда Смелого» |
А.С. Грибоедов 10 + 2 (Р.р.) | ||
27 | 1 | А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга |
28 | 2 | « К вам Александр Андреевич Чацкий» Анализ 1 действия |
29 | 3 | «Век нынешний и век минувший» Анализ 2 действия |
30 | 4 | «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия. Чацкий в системе образов комедии |
31 | 5 | «Не образумлюсь…виноват…» Анализ 4 действия |
32 | 6 | Преодоление канонов классицизма в комедии. Язык комедии А.С.Грибоедова. Обучение анализу эпизода драматического произведения |
33 | 7 | «Горе от ума» в оценку И.А. Гончарова |
34 | 8 | Жанр высокой комедии |
35 | 9 | Тест на знание комедии «Горе от ума» |
36-37 | 10-11 | Р.Р. Подготовка к сочинению по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума» Р.р.Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума» |
38 | 12 | Анализ сочинений |
А.С. Пушкин – 20+ 3 (р.р.) | ||
39 | 1 | А.С. Пушкин. «Вся жизнь – один чудесный миг». Основные этапы жизненного пути |
40 | 2 | Основные мотивы лирики А.С. Пушкина |
41 | 3 | « Пока свободою горим…». Тема свободы в лирике поэта |
42 | 4 | «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина |
43 | 5 | «Я вас любил…» , « На холмах Грузии…». Любовная лирика поэта. |
44 | 6 | Философская лирика Пушкина. «Бесы», «Осень». |
45 | 7 | Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. Гармония мысли и образа |
46 | 8 | Р.р. Анализ текста стихотворения (по выбору обучающихся) |
47 | 9 | « И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». Поэма «Цыганы».Образ главного героя. Черты романтизма в поэме. |
48-49 | 10-11 | Поэма «Цыганы» в оценке Белинского. Работа с критической статьей |
50 | 12 | «Моцарт и Сальери»: два музыканта – две судьбы. Спор о сущности творчества. Гений и злодейство как основная тема в трагедии |
51 | 13 | Творческая история романа «Евгений Онегин» |
52 | 14 | Онегин и столичное дворянство. Онегин как тип лишнего человека в русской литературе |
53 | 15 | Онегин и поместное дворянство |
54 | 16 | « От делать нечего друзья». Онегин и Ленский |
55 | 17 | Образ Татьяны в романе. Татьяна и Ольга. Сравнительная характеристика героинь |
56 | 18 | Образ автора в романе |
57 | 19 | Реализм и энциклопедизм романа |
58 | 20 | Белинский о романе А.С.. Пушкина «Евгений Онегин» |
60-61 | 21-22 | Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Р.р. Классное сочинение по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин» |
62 | 23 | Анализ сочинений |
М.Ю. Лермонтов – 16 +3(р.р.) | ||
63 | 1 | « Он хочет жить ценою муки…» Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова |
64 | 2 | «Я к одиночеству привык». Тема одиночества в лирике Лермонтова. «И скучно и грустно», «Парус», «Нет, я не Байрон…» |
65 | 3 | «Печально я гляжу на наше поколенье». Раздумья о судьбе людей 30-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова |
66 | 4 | Р.р. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина». Раздумья Лермонтова о судьбе России |
67 | 5 | « Всякий плакал, кто любил…» Тема любви в лирике поэта |
68 | 6 | Тема поэта и поэзии в лирике поэта ( «Пророк») |
69 | 7 | «Лермонтов прозаик – это чудо» (Л. Толстой). «герой нашего времени» - первый психологический роман |
70 | 8 | Глава «Бэла». Противоречивая сущность любви героя |
71 | 9 | Печорин и «горцы» |
72 | 10 | Печорин и Максим Максимыч. Психологический портрет главного героя как способ раскрытия «внутреннего человека» |
73 | 11 | Печорин в обществе «честных контрабандистов». Повесть «Тамань» |
74 | 12 | Печорин и «водяное общество». Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. |
75 | 13 | Женские образы в романе «Герой нашего времени» |
76 | 14 | Повесть «Фаталист» и ее философско – композиционное значение |
77 | 15 | Художественные особенности романа. Жанр и композиция |
78 | 16 | Роман в оценке Белинского |
79-80 | 17-18 | Р.р. Подготовка к сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Р.р. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» |
81 | 19 | Анализ сочинений |
Н.В. Гоголь - 15 +2(р.р.), в т.ч. вн. чт. – 2ч. | ||
82 | 1 | Жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя |
83 | 2 | « Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов |
84 | 3 | Образ города в поэме |
85 | 4 | Образ Манилова |
86 | 5 | Образ Коробочки |
87 | 6 | Чичиков у Собакевича |
88 | 7 | Чичиков в гостях у Ноздрева. Приемы создания образов |
89 | 8 | Эволюция Плюшкина и замысел поэмы |
90 | 9 | Мертвые и живые души |
91 | 10 | Образ Чичикова в поэме |
92 | 11 | Образ России в поэме |
93 | 12 | Поэма «Мертвые души» в оценке Белинского |
94 - 95 | 13-14 | Р.р. Подготовка к сочинению по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души» Р.р. Сочинение по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души» |
96 | 15 | Анализ сочинений |
97- 98 | 16-17 | Вн. чт . Н.В. Гоголь « Петербургские повести».(« Нос», « Портрет») |
Закрепление пройденного материала | ||
99 | Тестирование по пройденному материалу в 9 классе. | |
100 | Терминологический диктант. | |
101 | Рекомендации по чтению на лето | |
102 | Резерв. | |
Всего: 102 ч.
Развитие речи: 15час.
Практические занятия: 4ч
Внеклассное чтение: 4 час
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
- выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Программа по литературе 5-11 классы по ред. В.Я. Коровиной.-М.: Просвещение,2008.
2.Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
Литература В.Я. Коровина ( по Брайлю) М: МИПО РЕПРО, 2007г
3. «Литература Вологодского края». Программа и тематическое планирование. ВИРО Вологда, 2007.
4.Словари и справочники:
а)Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отделение издательства «Просвещение», 1994 -271с
б)Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
в)М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
г)Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
д)Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
5.Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
6.Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
7. «Поурочные разработки по литературе», авторы: И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова, Москва, «Вако», 2007.
8. «Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.
Тифлосредства:
1. Прибор для письма по Брайлю, грифель.
2. Портативный электронный видеоувеличитель.
3. Телевизионное увеличительное устройство для слабовидящих « Элекжест»
4. Оптические средства коррекции .
5. Говорящие книги на кассетах и на флешкартах
6. Флешплееры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....