Обзорный урок "Серебряный век русской поэзии"
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

Кондрашова Людмила Васильевна

Материал содержит презентацию к обзорному уроку литературы в 11 классе, который дает учащимся предварительное представление о Серебряном веке, его течениях и представителях в русской поэзии, а также содержит тест в двух вариантах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поэзия Серебряного века. Вариант 1.

  1. Какой временной период называют Серебряным веком:

 а) конец XIX века, б) первую половину XX века,  в) рубеж XIX-XX веков, г) рубеж XVIII-XIX веков?

  1. Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.
  2. К какому направлению принадлежали поэты:                                                                                                      

а) Д.Бурлюк, В.Каменский, В.Хлебников;  б) Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам.

  1. Манифест представителей какого направления назывался «Пощечина общественному вкусу»?
  2. Определите направления по поэтической лексике:                                                                                              

а) тень, полусонно, прозрачный, луна, отблеск, незримое, созвучие, тайна;                                                    

б) музыка, прикосновенье, голос, грациозный, паруса, капитаны, просторы;                                                        

в) презираю, улица, творяне, люди, дохлая луна, шествует.

  1. Поэтов какого направления вдохновляла философия Вл. Соловьева?
  2. Кто из поэтов принадлежал к «эгофутуристам»: а) И.Северянин, б) В.Хлебников, в) З.Гиппиус?
  3. К какому поэтическому направлению относятся следующие стихотворения? Аргументируйте свой выбор.

А)  Свобода приходит нагая,

      Бросая на сердце цветы,

И мы, с нею в ногу шагая,

Беседуем с небом на ты.

Мы, воины, строго ударим

Рукой по суровым щитам:

Да будет народ государем

Всегда, навсегда, здесь и там!

Пусть девы споют у оконца,

Меж песен о древнем походе,

О верноподданном Солнца

Самодержавном народе.

                               1917

Б) Скитания

Четкие линии гор;

Бледно-неверное море…

Гаснет восторженный взор,

Тонет в бессильном просторе.

Создал я в тайных мечтах

Мир идеальной природы, -

Что перед ним этот прах:

Степи, и скалы, и воды!

                              1896

Поэзия Серебряного века. Вариант 2.

  1. Кто ввел определение «Серебряный век»: а) Н.Бердяев, б) Н.Оцуп, в) А.Блок, г) В.Соловьев?
  2. Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.
  3. К какому направлению принадлежали поэты:

 а) В.Брюсов, Д.Мережковский, К.Бальмонт, А.Белый; б) В.Хлебников, И.Северянин, Д.Бурлюк, В.Маяковский                                                                                      

  1. Манифест представителей какого направления назывался «Ключи тайн»?
  2. Определите направления по поэтической лексике:

а) луна, отблеск тень, полусонно, прозрачный, незримое, созвучие, тайна;

б) музыка, прикосновенье, голос, грациозный, паруса, капитаны, просторы;

в) презираю, улица, творяне, люди, дохлая луна, шествует.

  1. Какое направление связано с философским идеалом «сверхчеловека» (Ф.Ницше)?
  2. Какой из названных ниже поэтов не является символистом:

      а) В.Брюсов, б) К.Бальмонт, в) Н.Гумилев?

  1. К какому поэтическому направлению относятся следующие стихотворения? Аргументируйте свой выбор.

А) Побледневшие звезды дрожали,

     Трепетала листва тополей,

     И, как тихая греза печали,

     Ты прошла по заветной аллее.

     По аллее прошла ты и скрылась…

     Я дождался желанной зари,

     И туманная грусть озарилась

     Серебристою рифмой Марии.

                               1896

Б) А вы могли бы?        

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

                                  1913


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Серебряный век русской поэзии» программа элективного курса

Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтов русского модернизма: декадентов, «старших символистов», «младосимволистов», акмеистов, футуристов...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

Проект "Русская природа в русской поэзии"

Данный проект подготовлен учениками 5 класса при изучении темы по литературе "Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе"...