Д.Лондон "Любовь к жизни" (материалы к уроку в 5 классе по ОС "Школа 2100")
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Материалы к уроку по рассказу Д.Лондона "Любовь к жизни" ( ОС "Школа 2100"). Содержит конспект урока, презентацию, приложения - задания для групповой работы, лист самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubov_k_zhizni.part1_.rar | 3 МБ |
lyubov_k_zhizni.part2_.rar | 3 МБ |
lyubov_k_zhizni.part3_.rar | 3 МБ |
lyubov_k_zhizni.part4_.rar | 1.92 МБ |
konspekt_uroka_po_rasskazu_lyubov_k_zhizni.docx | 39.3 КБ |
prilozhenie_1.docx | 30.54 КБ |
prilozhenie_2_samootsenka.docx | 11.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни»
(с использованием проблемно-диалогической технологии обучения )
Цели урока:
1)на примере рассказа Д.Лондона «Любовь к жизни» показать, что человек всегда должен оставаться человеком, продолжать бороться за жизнь до последнего;
2)развивать навыки сопоставительного анализа и умения работать с текстом;
3)воспитывать в детях такие качества, как преданность дружбе, верность, чувство товарищества.
Ход урока
1.Оргмомент.
-Проверка готовности.
?Ребята, каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?
Интересным, познавательным, запоминающимся, плодотворным…
Я уверена, что он таким и получится. Но чтобы урок получился таким, недостаточно действий одного учителя, необходима ваша помощь. Какими должны быть ученики на уроке?
Активными, работоспособными, внимательными, аккуратными, дисциплинированными.
2.Актуализация знаний.
Итак, начинаем нашу совместную работу.
Посмотрите на слайд: Что общего в этих литературных произведениях?
«Три мушкетера» «Приключения Тома Сойера» «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» «Любовь к жизни»
Написаны зарубежными авторами
Герои показаны в экстремальных ситуациях
Какое произведение отличается от остальных?
«Любовь к жизни» - это рассказ.
Почему вы так решили?
Небольшое эпическое произведение, в котором повествуется об одном событии из жизни главного героя.
Что помогло Джеку Лондону создать этот замечательный рассказ? Чтобы ответить на этот вопрос, поиграем в игру «Да-Нет». Вопросы по биографии Д.Лондона.
Ответы учеников с комментариями.
Так что же помогло автору создать рассказ «Любовь к жизни»?
Был на Аляске, искал золото (как и герой рассказа), в его жизни было много трудностей, но он их преодолел.
На прошлом уроке мы познакомились с первой частью рассказа и с иллюстрациями к тексту. Какими вопросами к автору закончился урок?
Главный герой встретится с Биллом?
Выживет ли главный герой?
Что будет с главным героем после встречи с волком?
Доберётся ли он до корабля?
Прочитав рассказ, вы получили ответы на эти вопросы. Каковы ваши читательские впечатления? Как читался рассказ?
Было интересно, захватывающий сюжет.
Вы сказали, что герой попал в экстремальную ситуацию. Что это значит?
Опасная для жизни
Давайте вспомним, через какие испытания он прошел?
Предательство
Боль
Голод
Холод
Страх
После всех испытаний как мог поступить герой рассказа?
Мог отчаяться, сломаться, опустить руки
Поступил он так?
Нет, он выжил.
3.Постановка проблемы
Как вы думаете, какая проблема будет главной на уроке?
Что помогло выжить главному герою?
Сколько героев автор показал в рассказе? Запись АВТОР
Двое
Как их зовут?
Одного – Билл, а второго – путник, товарищ, он Запись БЕЗЫМЯННЫЙ ГЕРОЙ БИЛЛ
Почему Джек Лондон не даёт имени ГЛАВНОМУ герою? Запись ?
Версии: не захотел, герой похож иногда не на человека, а на существо
Чтобы проверить версии, что сделаем?
Обратимся к тексту
Какой вид чтения нам поможет?
Медленное, вдумчивое, изучающее
Прочитайте отмеченные дома фразы, в которых автор говорит о желании героя двигаться вперед.
Зачитываются фразы
Так что же помогло герою выжить? Вспомните название рассказа.
Любовь к жизни.
Только ли? Ведь Билл, наверняка, тоже любил жизнь, а его судьба как сложилась?
Он погиб, его загрызли волки
Какой вопрос возникает?
Почему один герой выжил, а другой погиб? Запись ЖИЗНЬ СМЕРТЬ
Почему же погиб Билл?
Он бросил товарища, а ведь вместе им было бы намного легче вынести тяжёлый путь
Он был эгоистом, он очень боялся за себя, за свою жизнь
Он был безответственным, не захотел помогать больному товарищу
Он предал своего друга и за это его судьба наказала
Обратимся к схеме. Что напишем под именем Билл? Запись ПРЕДАТЕЛЬСТВО
А когда гл.герой нашел останки Билла, как он поступил? Запись ДОСТОИНСТВО
Задание группам: Составьте синквейн 1-2 группа – Билл
3-4 группа – главный герой
На выполнение задания - 2минуты
Пишут синквейн.
Представители от групп зачитывают получившиеся синквейны.
Главный герой
Мужественный, выносливый.
Выживает, верит, терпит.
Любовь к жизни сильнее жажды денег.
Человек.
Главный герой
Достойный, целеустремлённый.
Верит, выживает, болеет.
Любит жизнь.
Стремление.
Билл
Лицемерный, эгоистичный.
Предал, ушел, бросил.
Предал друга.
Предатель.
Билл
Бесчувственный, эгоистичный.
Бросает, предает, уходит.
Друг, на которого нельзя положиться.
Предатель.
Молодцы! Все группы справились с заданием. Какой жизненный урок вы вынесли из истории про Билла?
Нельзя предавать, бросать друзей в беде,
Главная проблема урока – что помогло выжить гл.герою.
-Работа каждой группы поможет нам ответить на главный вопрос. Мы вновь пройдём путём героя рассказа.
Задание 1-ой группе: анализ эпизода «Встреча с медведем»
2-ой группе: анализ эпизода «Схватка с волком»
3-ей группе: сравнить пейзаж в начале и в конце рассказа
4-ой группе: как меняется описание героя
Работают по группам, отвечая на вопросы.
На выполнение работы – 5 минут
Представьте результаты работы группы, называя те качества характера, которые помогли главному герою выжить в экстремальной ситуации.
Запись целеустремлённость
рассудительность
сила духа
преодолел жадность
поборол страх
любил жизнь
Посмотрите, на какой вопрос проблемный мы ещё не ответили?
Почему главный герой без имени?
Ответить нам поможет изучающее, вдумчивое чтение. Эпизод «Путь к кораблю». Найдите его, на какие слова вы обратили внимание?
Странное существо, оно, живое существо, вряд ли его можно назвать человеком, оно не отступало, корчась и извиваясь
О чем говорят эти слова?
От пережитых трудностей герой потерял человеческий облик.
А посмотрите на финал рассказа. Как автор называет героя?
Человек.
А почему?
Потому что сохранил человеческое достоинство, силу духа, сумел достичь цели, т.е.остался человеком.
Запись ЧЕЛОВЕК
Так почему же нет имени у главного героя?
Таких людей, сильных духом, много, герой не одинок, в экстремальных ситуациях всегда нужно оставаться человеком, и имя здесь совсем не важно.
Запись ВСЕГДА ОСТАВАЙСЯ ЧЕЛОВЕКОМ
Давайте, ребята, посмотрим ещё раз на проблему, которую ставили в начале урока.
Что помогло главному герою выжить?
Решили мы эту проблему?
Что для этого делали?
Читали текст, задавали вопросы, отвечали на них, сравнивали героев, составляли схему
Я довольна вашей работой, а как вы сами оцениваете свою работу? Заполните, пожалуйста, листы самооценки и сдайте капитанам команд. (1 минута)
А капитанов я попрошу назвать тех ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.
Называют активных учеников и благодарят
Спасибо!
Мы с вами сегодня ещё раз прошли путём главного героя, а дома я прошу вас составить рассказ от лица героя о любом эпизоде рассказа.
Предварительный просмотр:
Вопросы группам для анализа эпизода рассказа «Любовь к жизни»
Анализ эпизода «Встреча с медведем»
Составьте рассказ, отвечая на следующие вопросы. Выберите, кто представит этот рассказ классу.
При каких обстоятельствах герой встретился с этим животным?
Как зверь отнёсся к человеку?
Какие мысли были сначала у героя рассказа?
Как он поступил?
Какие качества характера проявил герой рассказа в этом эпизоде?
Анализ эпизода «Схватка с волком»
Составьте рассказ, отвечая на следующие вопросы. Выберите, кто представит этот рассказ классу.
При каких обстоятельствах встретился герой с эти животным?
После чего человек «явно представил, каков будет его конец»?
На какие строки вы хотели бы обратить внимание слушателей?
Какие качества характера проявил герой рассказа в этом эпизоде?
Описание героя рассказа
Составьте рассказ, отвечая на следующие вопросы. Выберите, кто представит этот рассказ классу.
Как выглядит герой в начале рассказа? Обратите внимание на его одежду, обувь, физическое состояние ?(стр.151-152, 158)
С какой скоростью передвигается герой в начале пути (стр.155) и в конце пути(стр.160)?
Что несёт с собой герой? Как меняется его поклажа? О чём это говорит?
Пейзаж в рассказе
Составьте рассказ, отвечая на следующие вопросы. Выберите, кто представит этот рассказ классу.
Как «настроена» природа по отношению к человеку в начале рассказа? Приведите примеры.
Как меняется пейзаж, погода на протяжении рассказа?
Почему, по вашему мнению, это происходит?
Предварительный просмотр:
Как я поработал на уроке? Ф.И._________________________________ 1.Меня заинтересовал материал урока, заставил задуматься о __________________ 2.Я отвечал на вопросы, вступал в беседу 3Я работал с текстом 4.Я помогал товарищам работать на общее дело группы 5.Я вступал перед классом с рассказом, представлял итоги работы группы 6.Я слушал всех участников урока | Как я поработал на уроке? Ф.И._________________________________ 1.Меня заинтересовал материал урока, заставил задуматься о __________________ 2.Я отвечал на вопросы, вступал в беседу 3Я работал с текстом 4.Я помогал товарищам работать на общее дело группы 5.Я вступал перед классом с рассказом, представлял итоги работы группы 6.Я слушал всех участников урока |
Как я поработал на уроке? Ф.И._________________________________ 1.Меня заинтересовал материал урока, заставил задуматься о __________________ 2.Я отвечал на вопросы, вступал в беседу 3Я работал с текстом 4.Я помогал товарищам работать на общее дело группы 5.Я вступал перед классом с рассказом, представлял итоги работы группы 6.Я слушал всех участников урока | Как я поработал на уроке? Ф.И._________________________________ 1.Меня заинтересовал материал урока, заставил задуматься о __________________ 2.Я отвечал на вопросы, вступал в беседу 3Я работал с текстом 4.Я помогал товарищам работать на общее дело группы 5.Я вступал перед классом с рассказом, представлял итоги работы группы 6.Я слушал всех участников урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 7-ом классе по программе 2100 с применением информационно -коммуникационных технологий по теме "Бесчерепные животные- наши морские предки"
Урок биологиив 7 классе составлен в соответствии с программой 2100 с использованием информационных технологий. Презентация позволяет более наглядно показать учащимся особенности строения и...
Планирование уроков русского языка, литературы и риторики в 7 классе (ОС Школа 2100)
Данный материал представляет собой расчасовку уроков русского языка, литературы и риторики по УМК ОС "Школа 2100" (под ред Бунеевых) в 7 классе...
Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»
Конспект урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...
Презентация к уроку 5 класс 2100 "Перебор возможных вариантов"
Презентаци к уроку по математике в 5 классе по программе "Школа 2100". Тема урока :"Перебор возможных вариантов" (1 четверть)...
Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (5 класс, ОС "Школа 2100).
Урок русского языка с использованием развивающих технологий....
Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100» Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».
Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.Демокрит....
Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.
Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...