А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок-исследование знакомит учащихся в событиями Древней Руси, показывает интерес поэта к национальной истории на примере изучения текста баллады
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin_pesn_o_veshchem_olege.docx | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Место урока в системе уроков: урок-исследование
Цель урока:
-познакомить учащихся с событиями Руси IX-X вв;
-показать интерес поэта к национальной истории на примере изучения текста художественного произведения
Задачи урока:
-воспитание интереса к истории своей страны;
-обучение связной монологической речи;
-чтение в лицах
Методы урока:
-словесный;
-творческое чтение;
-анализ стихотворения (баллады) Пушкина;
-беседа по тексту
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая
Возрастная категория: 5-7 класс
Средства наглядности:
-таблица на доске;
-портрет А.С. Пушкина;
-В.М. Васнецов «Встреча с волхвом»;
-И. Глазунов «Князь Олег с Игорем»;
-«Повесть временных лет»
Эпиграфы.
- Мы вопрошаем прошлое, чтобы лучше понять настоящее и заглянуть в будущее.
В.Г. Белинский
2) Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков.
А.С. Пушкин
Словарная работа:
вещий, анахронизм, баллада
Постановка целей и задач урока.
-Как истинный художник, А.С. Пушкин считал необходимым воскресить минувшие века, обращаясь к истории. Тема нашего урока «Дела давно минувших дней,/Преданья старины глубокой». О чём мы будем говорить сегодня?
(Речь пойдёт о далёком-далёком прошлом)
-Работая по группам, обратимся к «Повести временных лет», сопоставим летописный и пушкинский тексты, попытаемся понять, какой смысл вкладывал поэт в пересказ сказания о смерти Олега от коня.
-Откуда, из каких источников мы узнаём о нашем далёком прошлом?
(Из картин, книг, фильмов, стихотворений, летописей)
-Первыми книгами на Руси были летописи, именно они рассказывают о событиях тысячелетней давности. Вспомним, что такое летопись как жанр.
(Летопись-памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы)
-Когда стали появляться летописи?
(X-XI веках)
-В основе поэтического произведения Пушкина лежит летопись. С каким героем она связана?
(С князем Олегом)
-…который хитростью покорил Киев. В летописи содержится легенда о смерти этого киевского князя, предсказанной ему волхвом (жрецом).
-Вспомним, когда жил князь Олег (индивидуальное задание)
-Вещий-ведающий, знающий, мудрый, но главное значение слова «вещий» - «предвидящий будущее».
Князь Олег –второй в династии Рюриковичей, он правил сразу после Рюрика, так как родственник Рюрика Игорь был ещё мал.
Летописный памятник «Повесть временных лет» воссоздаёт эпоху княжения Олега.
Работа в группе.
1-ая группа готовила чтение и пересказ отрывка из летописи
(звучит 5 строчек на древнерусском языке и пересказ на русском)
-С какой целью Пушкин обратился к этой легенде?
(Обращение к эпиграфу урока (словам Пушкина). Поэт в поисках доказательств правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни часто обращался в своём творчестве к истории)
-Летописный события легли в основу стихотворения поэта, которое он назвал «Песнь о вещем Олеге».
Чтение «Песни…» учителем.
-Какие строки и отрывки вам особенно понравились?
(…, разговор Олега и кудесника)
-Прочтём этот в разговор в лицах.
Работа с иллюстрацией.
-Посмотрите на рисунок Виктора Михайловича Васнецова, изобразившего встречу Олега и кудесника в лесу. Как художник показал, что встретились два равноценных человека?
(Монументальная поза кудесника, его единство с вековым лесом)
-На фоне чего изображён кудесник?
(На фоне природы)
-С кем изображён князь Олег?
(Вместе с дружиной)
-Почему художник изобразил Олега на фоне дружины, а кудесника-на фоне природы?
(Олег силён дружиной, вся жизнь князя-битва, он в первую очередь воин. Дружина, с которой он делил тяготы и опасности, для него ближе, чем кто бы то ни было. А кудесник силён связью с силами природы)
-Ищем доказательство тому в тексте.
-Найдите и выпишите все детали, которые придают тексту историческую достоверность. Кто больше?
(Неразумные хозары; цареградская броня, врата Цареграда, брег Днепра…)
-Мы видим, что Пушкин, совершенно верный в деталях, использовал в «Песни..» анахронизм-неточность в художественном произведении при изображении прошлого, привнесение в текст признаков более позднего времени. Попробуйте найти анахронизм.
(Анахронизм заключён в словах при звоне весёлом стакана, они настолько органичны для Пушкина, что, как правило, почти никто не замечает ошибки.
Анахронизмы неизбежны в произведениях, изображающих минувшие исторические эпохи: при описании прошлого писатель невольно переносит на него черты своего времени)
-«Песнь о вещем Олеге»- баллада. Жанр баллады, как и всякий другой, имеет свои характерные черты. Дадим определение баллады.
Работа в группах.
2-ая группа сопоставляла пушкинский и летописный источник.
Летопись «Повесть временных лет» | Баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | |
Общее | Основаны на историческом событии | |
Отличие | Проза | 1)Поэтический текст 2)Таинственный,иногда фантастический ход событий (кудесник обладал таинственным, чудесным даром предвидения) 3)Используются средства художественной выразительности: эпитеты (в том числе постоянные, связь с фольклорной традицией): верный конь, бранное поле, княжеский дар; славянизмы (их употребление придаёт речи торжественность, приподнятость):сбирается, отмстиить, брег, внемлет; олицетворения: ковши шипят, годы таятся, дожди моют; сравнения: змея-лента, белые кудри-утренний снег; метафора: товарищ, слуга, друг (обращение к коню). 4)Характеристика героев |
Учащиеся должны подвести итоги сопоставления.
(Т.о., пушкинский текст отличается от летописного с точки зрения художественности; обращаясь к «преданью старины глубокой», поэт воспроизводит картину быта, нравов тех далёких лет)
-Какой же смысл вкладывает поэт в пересказ легенды о смерти Олега? Ребята 3-ей группы (прим.: это задание для сильных учеников) занимались научным поиском, анализируя балладу Пушкина. Послушаем, получилось ли у них проникнуть в мысль и чувство, выраженное поэтом.
Алгоритм-вопросник для учащихся.
1)Как бы определили тему стихотворения?
2)Какие строчки стихотворения являются главными? (В каких строчках заключена идея баллады?)
3)Как соотносятся начало и конец стихотворения?
4)Почему стихотворение так называется?
5)Какие возникают ассоциации и сравнения данного стихотворения с другими?
(Возможна помощь учителя, указание на стихотворение 1831 года «Чем чаще празднует лицей…»)
Подведение итогов.
-«Песнь о вещем Олеге» написана в 1822 году. Пушкин находится в Южной ссылке. Почему поэт обращается к далёкой старине? Мало интересного давала современность?
(История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни. Чтение эпиграфа, слов Белинского)
-Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина?
(Взаимоотношения «могучего владыки», царя, который преследовал Пушкина, и поэта, независимого и правдивого)
-Каким, по мнению Пушкина, должно быть творчество?
(В устах волхва: свобода, независимость, неподкупность)
-Словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей.
Выставление мотивированных оценок.
Домашнее задание (по группам):
- выписать из текста баллады устаревшие слова и словосочетания, записать соответствующие им синонимы из современного литературного языка;
- разделить текст на эпизоды, каждый эпизод озаглавить строчкой из текста;
- подготовить интерактивную мультимедийную презентацию на тему баллады Пушкина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С.Пушкин "Песнь о Вещем Олеге"
Читаем, думаем, спорим – действия, составляющие основу урока литературы. Урок по теме «А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге » и её летописный источник» является одним из уроков в изучении творчества велик...
Песнь о вещем Олеге.
Материал к уроку...
Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла
Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....
Презентация по литературе А.С. Пушкин " Песнь о вещем Олеге".
Презентация по литературе А.С.Пушкин " Песнь о вещем Олеге",в коррекционной (специальной) общеобразовательной школе-интернат I,II вида....
Тема судьбы в балладе А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге"
Урок литературы(с презентацией) в 7 классе.Рассчитан на 2 ч....
Мудрость старца. ("Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина)
Художественный смысл баллады Пушкина о могучем князе Олеге, о его верном коне и о мудром «вдохновенном кудеснике», как и поэтическое содержание многих других пушкинских шедевров, многогранен. Ра...