А.С.Пушкин "Песнь о Вещем Олеге"
план-конспект урока литературы (7 класс) по теме
Читаем, думаем, спорим – действия, составляющие основу урока литературы.
Урок по теме «А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге » и её летописный источник» является одним из уроков в изучении творчества великого русского писателя – классика А.С.Пушкина в 7 классе.
Урок построен с учётом возрастных особенностей детей, новый материал даётся с опорой на ране изученный. Разработка урока содержит необходимые тексты из летописи о князе Олеге, презентацию «Князь Олег», а также вопросы, задания, кроссворд, материалы для увлекательного чтения. С их помощью школьники смогут глубже изучить материал, вновь перечитать тексты, поразмышлять над особенностями художественных произведений.
Предложенные виды работы и материалы помогают учителю приобщить учащихся к серьёзной мыслительной деятельности, воспитать внимательных слушателей и вдумчивых читателей.
Разработка урока содержит вопросы и задания, которые могут быть использованы и во внеклассной работе по предмету литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury2.docx | 312.37 КБ |
knyaz_oleg.ppt | 941 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы, 7 класс
Учитель: Стишилина Татьяна Дмитриевна, МОУ «Средняя школа №4» город Балаково
Тема урока: А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»
Цель и задачи урока:
- Познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»
- Выйти на основную проблематику баллады.
- Найти ответ на вопрос: история и современность.
- Углубить представление учащихся о летописном источнике баллады.
- Практическая работа по нахождению средств художественной выразительности.
- Прививать любовь к чтению исторической литературы о Русской земле.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к «Песне о Вещем Олеге», презентация «Князь Олег»
Теория литературы: баллада
Ход урока
- Организация класса
- Проверка домашнего задания, повторение изученного материала.
В этом году у вас опять состоялась встреча с великим русским поэтом, национальной гордостью России А.С. Пушкиным.
А) Что особенно запомнилось из жизни и творчества А.С.Пушкина?
Б) Перечислите знакомые вам произведения Пушкина по жанрам ( учащиеся могут цитировать строчки из произведений):
- стихотворения-…
- поэмы-…
-повести-…
-романы-…
-драмы-…
В) Кроссворд
Вставьте пропущенные буквы, назвав героев изученных или прочитанных пушкинских произведений.
(Слова для справок: Пимен, Григорий, Олег, Пётр, Карл, Дубровский, Рогдай, Руслан, Владимир)
- Изучение новой темы
Слово учителя:
А.С.Пушкин писал и повести, и стихотворения, и поэмы, как «Руслан и Людмила», и исторические произведения в стихах, как «Борис Годунов», то есть талантлив был Пушкин во всех жанрах. Его волновала история нашей страны, её далёкое прошлое. В историческом прошлом поэт искал доказательства правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни.
Сегодня вы познакомитесь с произведением А.С.Пушкина «Песней о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды.
Беседа с классом:
-Что такое летопись? (исток древнерусской литературы)
-Когда стали появляться летописи?
-Чем сейчас интересны летописи?
Основной вид заглавия летописи в лучших её списках читается так: «Се повести временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве нача первее княжети и откуда русская земля стала есть»
С самого начала русской летописи идут рассказы, которые трудно проверить, но уже при внимательном чтении их самих без сличения с какими – либо другими показаниями, становится ясным, что они сказочны , что они не отражают исторической действительности, а имеют литературное происхождение. Таких сказочных эпизодов до 11 века довольно много.
Опираясь на летописные источники, Пушкин воссоздаёт эпоху княжения Олега в «Песне о Вещем Олеге»
- Кто он, князь Олег? ( Подготовленные учащиеся рассказывают летописные эпизоды, связанные с жизнью князя Олега. Рассказ учеников сопровождается показом презентации.)
Ученик 1:
В летописи под 882 годом рассказывается, как Олег со своими северными варягами, а также с их финскими и русскими союзниками спустился из Новгородской области к Горам Киевским по Днепру и остановился на стоянке у Киева, где тогда княжили варяги другого рода, другого племени – Аскольд и Дир.
Скрывши своих воинов в лодках, Олег представился на стоянке, что он с товарищами – купцы, направляющиеся торговать в Грецию.
Аскольд и Дир вышли к ним, а когда наступило удобное время, спрятанные воины выскочили, и Киев был взят.
Ученик 2:
Под 907 годом рассказывается о походе Олега на Константинополь.
Когда Олег пришёл к «Цесарюгороду» с 2000 «кораблей», греки заперли (цепью) гавань и затворили городские ворота.
Высадившись, Олег велел воинам вытащить корабли на берег. И войска его произвели сильное опустошение в окрестностях города. «…разбила многи палаты и церкви, пленников посекаху , мучаху, расстреляху, и ина многа зла творяху Русь Грекам, ели коже раткий творят».
И велел Олег воинам своим «колёса изделати» и поставить на них корабли. Когда поднялся попутный ветер, паруса надулись, и корабли с поля пошли к городу.
Видя это, Греки испугались и послали к Олегу со словами: не губи города, мы обяжемся тебе данью, какую захочешь.
Олег остановил воинов, и (греки) вынесли ему съестные припасы (братьно) и вино; но Олег не принял подношения, ибо оно было отравлено. Испугались Греки и сказали:
- Нет, это не Олег, но святой Димитрий, посланный против нас богом.
(Следует пояснить, что христианский святой Димитрий был патроном города Салуня, греческого по управлению, но славянского по населению своей области.)
Взяв с Греков дань «на 2000 кораблей, по 12 гривне на человек, а в корабли по 40 муж», Олег велел своим воинам готовиться к отплытию:
-Нашейте для Руси «т.е. для варягов) паруса шелковые, а для Славян «крапиньны» ( из тонкого полотна).
Так и сделали «И повеси щит свой в вратах, показал победу, и поиде от Цесарьграда». Когда надулись паруса, шёлковые у Славян и крапиньны у Славян, то ветер разодрал их. И сказали Славяне:
- Возьмём мы свои толстины, не даются Славянам эти паруса.
И пришёл Олег в Киев, принеся с собою золото и шёлковые ткани, и овощи, и вина, и всякие предметы роскоши( «всяко узорочие»).
И прозвали люди Олега «вещим», ибо были язычники и невежды: «И прозваша Олега вещим, бяху бо людие погани и новегласи»
Слово учителя:
Вопрос классу:
- Как вы думаете, почему Олега прозвали «вещим» ?
Одной из летописных новелл, относящихся к истории Олега, воспользовался А.С.Пушкин в балладе «Песнь о Вещем Олеге». Послушайте.
Рассказ ученика 3.
Однажды кудесник предсказал Олегу смерть от любимого коня. Олег разлучился с этим конём на веки. Пршёл с тех пот большой период времени, и Олег узнал, что конь издох.Он отправился на то место, где лежали кости коня, наступил на череп коня и сказал с насмешкой: «От этого ли черепа мне назначена смерть?».
В это время выскочила оттуда змея, ужалила его в ногу, и он скончался.
Это опять несомненная легенда, которая исторической действительности не отображает, а повторяет выраженную былину. В Скандинавии пели об этом богатыре по имени Орвар - Одд, у которого был конь Факси. Сюжет этой песни тот же, что и в рассказе об Олеге, только из конского лба там выскакивает не змея, а ящерица.
4. Работа с текстом «Песнь о Вещем Олеге»
-Вы прослушали легенды из древнерусской летописи о князе Олеге. Сегодня мы сравним их с балладой Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», найдём сходства и различия.
- Знакомство с понятием : баллада
«Песнь о Вещем Олеге» Пушкин написал в жанре баллада.
- Что такое баллада?
(Баллада - стихотворение, изображающее события фантастического или героического характера . Черты, характерные балладе: в балладах поэты часто обращались к историческому прошлому; таинственный, иногда фантастический ход событий, обилие средств художественной выразительности.)
- В тексте баллады встречается большое количество устаревших слов, обратим на них внимание (слова выписаны на доске)
Хозары – народ, живший некогда в южно – русских степях и нападавший на Древнюю Русь.
Броня – одежда из металлических пластинок или колец.
Перун – бог грома и молнии у древних славян.
Сеча – сражение.
Тризна – похоронный обряд у древних славян.
Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
И другие слова…
- Чтение баллады учителем или подготовленным учеником.
? перед прочтением и после.
Найдите в «Песне» средства воссоздания эпохи княжения Олега.
- В чём сходство летописи с сюжетом стихотворения?
- Чем летопись отличается от баллады?
- Подумайте, с какой целью в стихотворении используются устаревшие слова, и как можно объяснить появление не соответствующих «седой старине» слов «обманчивый вал, дивная судьба, незримый хранитель»?
- Выразительное чтение баллады учащимися
Вопросы после прочтения:
- Используя текст, ответьте на вопрос:
Что поведал кудесник о жизни князя?
2) Как раскрываются отношения «могучего владыки и мудрого старца» в их диалоге?
3) Дайте характеристику героям баллады. ( Олег – добрый, уважает старших, вежливый. Трогательная любовь к коню. Щедрый – предлагает коня. – это положительные черты. Отрицательные черты: гордый, привык к власти, воинственный, жестокий («Сёла и нивы …обрёк он мечам и пожарам»). В разговоре с кудесником груб. Кудесник- бескорыстный, смелый, независимый.)
4) К кому в большей степени относится слово «вещий»?
5) На чьей стороне автор? (На стороне кудесника)
6) В 1822 году Пушкин находится в Южной ссылке. Почему поэт обращается к далёкой старине? Мало интересного давала современность? – История повторяется. Люди, обращаясь к истории , решают важные проблемы из современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение труднейших проблем.
- Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина?
- Каким должно быть творчество?
- Есть ли ответ в тексте? (в устах волхва: свобода, независимость, неподкупность)
- Какова же главная мысль произведения?
7) Особенностью содержания баллады является обилие средств художественной выразительности: эпитеты, олицетворение, сравнение, метафора – найдите в тексте.
( эпитет- царьградская броня; олицетворение- ковши кипят, годы таятся, дожди моют; сравнения- змея-лента; метафора- товарищ, слуга – к коню)
- Творческое задание
- Большое место в балладе отводится прощанию князя с конём. Нарисуйте словесный портрет сцены прощания.
- Работа с иллюстрациями к балладе. Какие фрагменты «Песни…» отражены в иллюстрациях? Дома попробуйте сами создать образ понравившегося вам героя.
- Чтение по ролям (3 роли)
Сегодня произошло знакомство с летописью и балладой, главным героем которой стал князь Олег. Какой из текстов лучше пересказать, а какой прочитать по ролям?
- Кому из героев поставили бы памятник? Как бы он выглядел, из чего сделан?
7. Итог урока.
- Что понравилось и запомнилось на уроке?
Выставление оценок.
- Домашнее задание – отрывок из баллады выучить наизусть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Олег ( Вещий Олег , др.-рус. Ольгъ, умер в 912 г.) — варяг, князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи приводится его прозвище Вещий , то есть знающий будущее, провидящий будущее.Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.
Происхождение Олега В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет», и по Новгородской первой летописи, сохранившей фрагменты не дошедшего до нас более раннего летописного свода, с путаницей в хронологии.
Захват Киева В 882 Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и объявил им: «Вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ»
Поход на Византию В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя
Смерть Смерть князя Олега овеяна легендой. Летопись говорит о том, что волхвы нагадали Олегу смерть от коня. Князь Олег доверился их предсказаниям, и отказался от своего любимого коня. Олег захотел прийти на место, где лежали останки его любимца. Придя туда, князь Олег наступил на его череп, оказалось, что в черепе умершего коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песнь о вещем Олеге.
Материал к уроку...
Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла
Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....
Презентация по литературе А.С. Пушкин " Песнь о вещем Олеге".
Презентация по литературе А.С.Пушкин " Песнь о вещем Олеге",в коррекционной (специальной) общеобразовательной школе-интернат I,II вида....
Тема судьбы в балладе А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге"
Урок литературы(с презентацией) в 7 классе.Рассчитан на 2 ч....
Мудрость старца. ("Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина)
Художественный смысл баллады Пушкина о могучем князе Олеге, о его верном коне и о мудром «вдохновенном кудеснике», как и поэтическое содержание многих других пушкинских шедевров, многогранен. Ра...
Презентация. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина в 7 классе. Приложение к конспекту урока "Мудрость старца".
В ряду многих задач, которые я ставила перед собой, готовясь к учебному освоению «Песни о вещем Олеге» в седьмом классе, решила особо выделить углубленное рассмотрение нравственных вопросо...