А.С.Пушкин "Песнь о Вещем Олеге"
план-конспект урока литературы (7 класс) по теме

Стишилина Татьяна Дмитриевна

Читаем, думаем, спорим – действия, составляющие основу урока литературы.
Урок по теме «А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге » и её летописный источник» является одним из уроков в изучении творчества великого русского писателя – классика А.С.Пушкина в 7 классе.
Урок построен с учётом возрастных особенностей детей, новый материал даётся с опорой на ране изученный. Разработка урока содержит необходимые тексты из летописи о князе Олеге, презентацию «Князь Олег», а также вопросы, задания, кроссворд, материалы для увлекательного чтения. С их помощью школьники смогут глубже изучить материал, вновь перечитать тексты, поразмышлять над особенностями художественных произведений.
Предложенные виды работы и материалы помогают учителю приобщить учащихся к серьёзной мыслительной деятельности, воспитать внимательных слушателей и вдумчивых читателей.
Разработка урока содержит вопросы и задания, которые могут быть использованы и во внеклассной работе по предмету литература.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury2.docx312.37 КБ
Office presentation icon knyaz_oleg.ppt941 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы, 7 класс

Учитель: Стишилина Татьяна Дмитриевна, МОУ «Средняя школа №4» город Балаково

Тема урока: А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»

Цель и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»
  • Выйти на основную проблематику баллады.
  • Найти ответ на вопрос: история и современность.
  • Углубить представление учащихся о летописном источнике баллады.
  • Практическая работа по нахождению средств художественной выразительности.
  • Прививать любовь к чтению исторической литературы о Русской земле.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к «Песне о Вещем Олеге», презентация «Князь Олег»

Теория литературы: баллада

                                                    Ход урока

  1. Организация класса
  2. Проверка домашнего задания, повторение изученного материала.

В этом году у вас опять состоялась встреча с великим русским поэтом, национальной гордостью  России А.С. Пушкиным.

А) Что особенно запомнилось из жизни и творчества  А.С.Пушкина?

Б) Перечислите знакомые вам произведения Пушкина по жанрам ( учащиеся могут цитировать строчки из произведений):

- стихотворения-…

- поэмы-…

-повести-…

-романы-…

-драмы-…

В) Кроссворд

Вставьте пропущенные буквы, назвав героев изученных или прочитанных пушкинских произведений.

(Слова для справок: Пимен, Григорий, Олег, Пётр, Карл, Дубровский, Рогдай, Руслан, Владимир)

G:\Кроссворд.jpg

  1. Изучение новой темы

Слово учителя:

А.С.Пушкин писал и повести, и стихотворения, и поэмы, как «Руслан и Людмила», и  исторические произведения в стихах, как «Борис Годунов», то есть талантлив был Пушкин во всех жанрах. Его волновала история нашей страны, её далёкое прошлое. В историческом прошлом  поэт искал доказательства правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни.

Сегодня вы познакомитесь с произведением А.С.Пушкина «Песней о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды.

Беседа с классом:

-Что такое летопись?  (исток древнерусской литературы)

-Когда стали появляться летописи?

-Чем сейчас интересны  летописи?

Основной вид заглавия летописи в лучших её списках читается так:  «Се повести временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве нача  первее княжети и откуда русская земля  стала есть»

С самого начала русской летописи идут рассказы, которые трудно проверить, но уже при внимательном чтении их самих без сличения с какими – либо другими показаниями, становится ясным, что они сказочны , что они не отражают исторической действительности, а имеют литературное происхождение. Таких сказочных эпизодов до 11 века  довольно много.

Опираясь на летописные источники, Пушкин воссоздаёт эпоху княжения Олега в «Песне о Вещем Олеге»

- Кто он, князь Олег?  ( Подготовленные учащиеся рассказывают летописные эпизоды, связанные с жизнью князя Олега.  Рассказ  учеников сопровождается показом  презентации.)

Ученик 1:

В летописи под 882 годом рассказывается, как Олег со своими северными варягами, а также с их финскими и русскими союзниками спустился из Новгородской области к Горам Киевским по Днепру и остановился на стоянке у Киева, где тогда княжили варяги  другого рода, другого племени – Аскольд и Дир.

Скрывши своих воинов в лодках, Олег представился на стоянке, что он с товарищами – купцы, направляющиеся торговать  в Грецию.

Аскольд и Дир вышли к ним, а когда наступило  удобное время, спрятанные воины выскочили, и Киев был взят.

Ученик 2:

Под 907 годом рассказывается о походе Олега на Константинополь.

Когда Олег пришёл к «Цесарюгороду» с 2000 «кораблей», греки заперли (цепью) гавань и затворили  городские ворота.

Высадившись, Олег велел  воинам вытащить корабли на берег. И войска его произвели сильное опустошение в окрестностях города. «…разбила многи палаты и церкви, пленников посекаху , мучаху, расстреляху,  и ина многа  зла творяху Русь Грекам,  ели коже раткий творят».

И велел Олег воинам своим «колёса изделати» и поставить на них корабли. Когда поднялся попутный ветер, паруса надулись, и корабли с поля пошли к городу.

Видя это, Греки испугались и послали к Олегу со словами: не губи города, мы обяжемся тебе данью, какую захочешь.

Олег остановил воинов, и (греки) вынесли ему съестные припасы (братьно) и вино; но Олег не принял подношения, ибо оно было отравлено. Испугались Греки и сказали:

- Нет, это не Олег, но святой Димитрий, посланный против нас богом.

(Следует пояснить, что христианский святой Димитрий был патроном города Салуня, греческого по управлению, но славянского по населению своей области.)

Взяв с Греков дань «на 2000 кораблей, по 12 гривне на человек, а в корабли по 40 муж»,  Олег велел своим воинам готовиться к отплытию:

-Нашейте для Руси «т.е.  для  варягов)  паруса шелковые, а для  Славян «крапиньны» ( из тонкого полотна).

Так и сделали «И повеси щит свой в вратах, показал победу, и поиде от Цесарьграда». Когда надулись паруса, шёлковые у Славян и крапиньны у Славян, то ветер разодрал их. И сказали Славяне:

- Возьмём   мы свои толстины, не даются Славянам эти паруса.

И пришёл Олег в Киев, принеся с собою золото и шёлковые ткани, и овощи, и вина, и всякие предметы роскоши( «всяко узорочие»).

И прозвали люди Олега «вещим», ибо были язычники и невежды: «И прозваша Олега  вещим, бяху бо людие погани и новегласи»

Слово учителя:

Вопрос классу:

- Как вы думаете, почему Олега прозвали «вещим» ?

Одной из летописных новелл, относящихся к истории Олега, воспользовался А.С.Пушкин в балладе «Песнь о Вещем Олеге». Послушайте.

Рассказ ученика 3.

Однажды кудесник предсказал Олегу смерть от любимого коня. Олег разлучился с этим конём на веки. Пршёл с тех пот большой период времени, и Олег узнал, что конь издох.Он отправился на то место, где лежали кости коня, наступил на череп коня и сказал с насмешкой: «От этого ли черепа мне назначена смерть?».

В это время выскочила оттуда змея, ужалила его в ногу, и он скончался.

Это опять несомненная легенда, которая исторической действительности не отображает, а повторяет выраженную былину. В Скандинавии пели об этом богатыре  по имени Орвар  -  Одд, у которого  был  конь Факси. Сюжет этой песни тот же, что и в рассказе об Олеге, только из конского лба там выскакивает не змея, а ящерица.

4. Работа с текстом «Песнь о Вещем Олеге»

-Вы прослушали легенды из древнерусской летописи о князе Олеге.  Сегодня мы сравним  их с балладой Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», найдём  сходства и различия.

  1. Знакомство с понятием : баллада

«Песнь о Вещем Олеге» Пушкин написал в жанре баллада.

- Что такое баллада?

(Баллада  -  стихотворение, изображающее  события фантастического или героического характера .  Черты, характерные балладе:  в балладах поэты часто обращались к историческому прошлому; таинственный, иногда  фантастический ход событий, обилие средств  художественной выразительности.)

  1. В тексте баллады встречается большое количество устаревших слов, обратим на них внимание (слова выписаны на доске)

Хозары – народ, живший некогда в южно – русских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Броня – одежда из металлических пластинок или колец.

Перун – бог грома и молнии у древних славян.

Сеча – сражение.

Тризна – похоронный обряд у древних славян.

Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.

 И другие слова…

  1. Чтение баллады учителем или подготовленным учеником.

? перед прочтением и после.

Найдите в  «Песне» средства воссоздания эпохи княжения Олега.

- В чём сходство летописи с сюжетом стихотворения?

- Чем летопись отличается от баллады?

- Подумайте, с какой целью в стихотворении используются устаревшие слова, и как можно объяснить появление не соответствующих «седой старине» слов «обманчивый вал, дивная судьба, незримый хранитель»?

  1. Выразительное чтение баллады учащимися

Вопросы после прочтения:

  1. Используя текст, ответьте на вопрос:

    Что поведал кудесник о жизни князя?

2)  Как  раскрываются отношения  «могучего владыки и мудрого старца» в их диалоге?

3) Дайте характеристику героям баллады. ( Олег – добрый, уважает старших, вежливый. Трогательная любовь к коню. Щедрый – предлагает коня. – это положительные черты.  Отрицательные черты: гордый, привык к власти, воинственный, жестокий («Сёла и нивы …обрёк он мечам и пожарам»). В разговоре с кудесником груб.  Кудесник- бескорыстный, смелый, независимый.)

4) К кому в большей степени относится слово «вещий»?

5) На чьей стороне автор? (На стороне кудесника)

6) В 1822 году Пушкин находится в Южной ссылке. Почему поэт  обращается к далёкой старине? Мало интересного давала современность? – История повторяется. Люди, обращаясь к истории , решают важные проблемы  из современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение труднейших проблем.

- Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина?

- Каким должно быть творчество?

        - Есть ли ответ в тексте?  (в устах волхва: свобода, независимость,   неподкупность)

        - Какова же главная мысль произведения?

       7) Особенностью содержания баллады является  обилие средств художественной выразительности: эпитеты, олицетворение, сравнение, метафора – найдите в тексте.

( эпитет- царьградская броня; олицетворение- ковши кипят, годы таятся, дожди моют; сравнения- змея-лента; метафора- товарищ, слуга – к коню)

  1. Творческое задание
  1. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конём.  Нарисуйте словесный портрет сцены прощания.
  2. Работа с иллюстрациями к балладе. Какие фрагменты «Песни…» отражены в иллюстрациях? Дома попробуйте сами создать образ понравившегося вам героя.
  1. Чтение по ролям (3 роли)

Сегодня произошло знакомство с летописью и балладой, главным героем которой стал князь Олег. Какой из текстов лучше пересказать, а какой прочитать по ролям?

- Кому из героев поставили бы памятник? Как бы он выглядел, из чего сделан?

      7. Итог урока.

          - Что понравилось и запомнилось на уроке?

         Выставление оценок.

  1. Домашнее задание – отрывок из баллады выучить наизусть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Князь Олег

Слайд 2

Олег ( Вещий Олег , др.-рус. Ольгъ, умер в 912 г.) — варяг, князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи приводится его прозвище Вещий , то есть знающий будущее, провидящий будущее.Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

Слайд 3

Происхождение Олега В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет», и по Новгородской первой летописи, сохранившей фрагменты не дошедшего до нас более раннего летописного свода, с путаницей в хронологии.

Слайд 4

Захват Киева В 882 Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и объявил им: «Вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ»

Слайд 5

Поход на Византию В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя

Слайд 6

Смерть Смерть князя Олега овеяна легендой. Летопись говорит о том, что волхвы нагадали Олегу смерть от коня. Князь Олег доверился их предсказаниям, и отказался от своего любимого коня. Олег захотел прийти на место, где лежали останки его любимца. Придя туда, князь Олег наступил на его череп, оказалось, что в черепе умершего коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песнь о вещем Олеге.

Материал к уроку...

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

Презентация по литературе А.С. Пушкин " Песнь о вещем Олеге".

Презентация по литературе А.С.Пушкин " Песнь о вещем Олеге",в коррекционной (специальной) общеобразовательной школе-интернат I,II вида....

Тема судьбы в балладе А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге"

Урок литературы(с презентацией) в 7 классе.Рассчитан на 2 ч....

Мудрость старца. ("Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина)

Художественный смысл баллады Пушкина о могучем князе Олеге, о его верном коне и о мудром «вдохновенном кудеснике», как и поэтическое содержание многих других пушкинских шедевров, многогранен. Ра...

Презентация. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина в 7 классе. Приложение к конспекту урока "Мудрость старца".

В ряду многих  задач, которые я ставила перед собой, готовясь к учебному освоению «Песни о вещем Олеге» в седьмом классе, решила особо выделить углубленное  рассмотрение нравственных вопросо...