О традиционной декаде литературы. (Из опыта работы школы №307 Санкт -Петербурга.)
статья (литература) на тему
Данная статья систематизирует и обобщает опыт работы подготовки и проведения Декады словесности методического объединения словесников общеобразовательной школы №307 Санкт-Петербурга за последние 10 лет. В статье подробно описан ход Декады, конкурсы, которые традиционно проводятся в её рамках, их цели. В конце в качестве приложения дана литературно-музыкальная композиция "Гамлет в русской поэзии и критике" (для 9 класса), которая была использована в последней Декаде словесности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_traditsionnoy_dekade_literatury.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
О традиционной Декаде литературы. (Из опыта работы школы №307 Санкт –Петербурга.)
…1 сентября. Счастливый гомон ребят и учителей перед Домом молодёжи Адмиралтейского района, где начнётся День знаний. Обмен впечатлениями о летнем отдыхе.
И обязательно вопросы нам, учителям русского языка и литературы: «А когда будет Декада словесности? А какая тема? А что готовить?»
И мы понимаем, что жить без этого ребята уже не могут, что Декада стала частью их – и нашей, учительской – жизни и души. И эти вопросы звучат как высшая награда, как признание необходимости такой работы.
Почему же наши ученики (а их более 700 человек, причём всех ступеней образования – от младших классов до старших) с таким воодушевлением более десяти лет участвуют в Декаде литературы и готовятся к ней заранее, за несколько месяцев?
Главная причина, как нам представляется, заключается в том, что каждый из ребят в течение Декады может раскрыть свой творческий потенциал.
Так, любимым конкурсом у наших школьников традиционно является конкурс литературно-музыкальных композиций и драматических постановок. И здесь наши ученики получают возможность проявить и развить, помимо литературных способностей (совместно с учителем пишут сценарий), артистические, изобразительные (оформляют сцену), музыкальные (подбирают музыкальное сопровождение, поют), ребята также придумывают и изготавливают костюмы.
В этом учебном году с блеском были показаны такие композиции, как «Вернуться в Россию» (по творчеству Г.Иванова), «Любовь в жизни великих» (по творчеству Ф.И. Тютчева, М.Цветаевой, А.Ахматовой, О.Мандельштама), «О времени и о себе» (по творчеству В.Маяковского), «Гамлет в русской поэзии и критике», «Чистейшей прелести чистейший образец» (по биографии Н.Н.Гончаровой), «О дуэли» (по произведениям русских писателей 19 и 20 вв.), «И жизнь, и слёзы, и любовь» (по любовной лирике А.С.Пушкина) и ряд других.
Что примечательно, ученики (старшеклассники), помимо преподавателей, тоже вовлекаются в процесс судейства. Таким образом, с одной стороны, картина оценивания получается более объективной, с другой – в этой ситуации наши юные члены жюри приобретают бесценный опыт театральной критики, что позволит им в дальнейшем глубже и лучше разбираться в искусстве театра.
Блеснуть своим актёрским мастерством школьники могут и в конкурсе «Парад литературных героев». Совместно с учителем ребята выбирают какой-либо литературный персонаж, наиболее близкий им по духу, пишут текст выступления от имени героя, в котором сообщаются самые интересные и характерные факты его биографии, придумывают костюм, подбирают музыку (по необходимости).
Интересно, что «герой» во время выступления себя не называет, а представители разных классов (по 3 человека) должны отгадать, что это за персонаж. После выступления ему предстоит своеобразная «защита»: он должен, не выходя из образа, ответить на ряд вопросов, предложенных членами жюри. Все этапы выступления оцениваются.
В этом году мы увидели капризную, но обаятельную Оксану Н.В.Гоголя, грациозную Багиру Р.Киплинга, отважного Руслана и одухотворённую Татьяну Ларину А.С.Пушкина, романтичную Джульетту В.Шекспира, неоднозначную, оригинально представленную Кабаниху А.Н.Островского, Демоническую женщину Тэффи и множество других не менее замечательных «героев».
В рамках Декады литературы проходит тоже очень популярный в нашей школе конкурс чтецов (его количество участников достигает 70 человек и выше). Нужно заметить, что эта часть Декады является отборочным туром для участия в районном и городском конкурсах мастеров художественного чтения «Живое поэтическое слово». Результатами этой работы гордятся как ребята, так и мы, учителя: наша школа ежегодно занимает лидирующее место в районном конкурсе чтецов.
Впервые в этом году мы ввели конкурс юных журналистов, который привлекает внимание к проблемам и интересам подростков, предоставляя ребятам возможность творчески проявить себя, а педагоги с помощью этого конкурса выявляют и поддерживают талантливых в области журналистики школьников.
В рамках этого конкурса были предложены такие номинации, как лучший репортаж (рассказ об интересном событии), лучшее интервью, лучшая зарисовка (рассказ об интересном событии), лучший аналитический материал, лучшее письмо в номер (эссе по теме, значимой для автора).
Проверить свои знания в области литературы младшие школьники могут в игре по станциям, а старшие – участвуя в литературных викторинах. Ребята готовятся к вопросам, связанным с биографией писателя, со знанием текстов произведений, с узнаванием героев по рисунку и их репликам, с определением литературоведческих терминов, с соотнесением литературных произведений с музыкальными или с репродукциями картин, и другим.
Эти два вида деятельности объединяют всех участников образовательного процесса и способствуют более успешному усвоению учебного материала.
По итогам Декады литературы проводится традиционный гала-концерт, на котором победители всех конкурсов представляют свои лучшие работы и получают дипломы и ценные подарки.
Мы перечислили только самые яркие и самые любимые нашими учениками конкурсы Декады. Проводить такие Декады в нашей школе давно стало доброй традицией. И как здорово, что участников конкурсов становится всё больше, а уровень знаний по литературе и мастерство участников год от года растёт!
Систематизировала и обобщила материал учитель русского языка и литературы школы № 307
г. Санкт – Петербурга Мясоедова Галина Валентиновна
Приложение к статье 1
Литературно – музыкальная композиция
«Гамлет в русской поэзии и критике» для 9-ого класса
Звучит «Токката и фуга ре минор» И.С.Баха, под музыку ученик в образе Гамлета (первый чтец) исполняет знаменитый монолог из одноимённой трагедии В.Шекспира «Быть или не быть?».
Далее двое ведущих поочерёдно произносят следующий текст:
Первый ведущий: Прошло уже больше четырёхсот лет с того времени, когда был написан «Гамлет», но до сих пор не утихают споры вокруг этого имени и Гамлет снова и снова выходит на подмостки и задаёт свой вечный вопрос «Быть или не быть?»…
Второй ведущий: Русские читатели, зрители, поэты и критики разных поколений приняли близко к сердцу ситуации и проблемы трагедии. Сохраняя свой строгий чёрный костюм, датский принц представал в их глазах то пылким, то вялым, то гуманным, то холодным…
Первый ведущий: Первым в русской критике к образу Гамлета обратился Виссарион Григорьевич Белинский. Он считал принца человеком, преодолевающим слабость духа: «От природы Гамлет,- писал он, -человек сильный: его желчная ирония, его мгновенные вспышки, его страстные выходки в разговоре с матерью, гордое презрение и нескрываемая ненависть к дяде- всё это свидетельствует об его энергии и великости души».
Второй ведущий: В 1914 году в цикле «Ямбы» Александр Блок поместил стихотворение «Гамлет», в котором показал удивительную преданность Гамлету, слияние с ним. Это трагедия чистой души, столкнувшейся с бесконечным миром зла.
Второй чтец исполняет стихотворение А.Блока «Я – Гамлет. Холодеет кровь…»:
Я – Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетёт коварство сети,
И в сердце – первая любовь
Жива – к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увёл далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.
Первый ведущий: Борис Пастернак сравнил жизненный путь героя с судьбой Иисуса Христа: они оба пришли в этот мир, чтобы пострадать за него. Они оба предчувствовали свою гибель от фарисейства, лжи и предательства.
Третий чтец исполняет стихотворение Б.Пастернака «Гул затих. Я вышел на подмостки…»:
Гул затих. Я вышел на подмостки,
Прислоняясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси!
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на эту роль меня уволь!
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Второй ведущий: Владимир Высоцкий видел трагическое одиночество мятежного Гамлета, которому противостоит весь мир, и даже любимая.
Четвёртый чтец исполняет стихотворение В.Высоцкого «Мой Гамлет»:
Мне судьба – до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты, а за ней – немота.
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что не то это всё, и не тот, и не та!
Первый ведущий: Давид Самойлов, советский поэт, объяснял промедление героя приверженностью идеям гуманизма.
Пятый чтец исполняет стихотворение Д.Самойлова «Врут про Гамлета…»:
Врут про Гамлета, что он нерешителен.
Он решителен, груб и умён.
Но когда клинок занесён,
Гамлет медлит быть разрушителем
И глядит в перископ времён.
Не помедлив, стреляют злодеи
В сердце Лермонтова или Пушкина.
Не помедлив, бьёт лейб-гвардеец,
Образцовый, шикарный воин.
Не помедлив, бьют браконьеры,
Не жалея, что пуля пущена.
Гамлет медлит, глаза прищурив
И нацеливая клинок.
Гамлет медлит. И этот миг
Удивителен и велик.
Миг молчанья, страсти и опыта,
Водопада застывшего лик.
Миг всего, что отринуто, проклято,
И всего, что познал и постиг.
Ах, он знает, что там, за портьерой,
Ты, Полоний, плоский хитрец.
Гамлет медлит застывшей пантерой,
Ибо знает законы сердец,
Ибо знает законы и следствия,
Видит даль за ударом клинка,
Смерть Офелии, слабую месть её,-
Всё, что будет потом, на века.
Второй ведущий: Но существует и другой взгляд на Гамлета. В 1860-ом году в своей публичной речи «Гамлет и Дон-Кихот» Иван Сергеевич Тургенев обвинил Гамлета в слабости и эгоизме. Писатель ждал от героя активных действий, а не бесконечного самоанализа, не только противостояния злу, но и решительной борьбы с ним. Он говорил: «Он весь живёт для самого себя, он вечно возится и носится с самим собою, он постоянно занят не своей обязанностью, а своим положением».
Первый ведущий: Марина Цветаева тоже вписала свою страницу в трагедию Шекспира. В стихотворении «Диалог Гамлета с совестью» она уличает принца в холодности чувств к Офелии, что и стало причиной гибели его возлюбленной.
Шестой чтец исполняет стихотворение М. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью»:
- На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, - но сна и там нет!
- Но я её любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
- Гамлет!
На дне она, где ил:
Ил! И последний венчик
Всплыл в приречных брёвнах…
-Но я её любил,
Как сорок тысяч…
- Меньше всё же,
Чем один любовник.
На дне она, где ил.
- Но я её – любил???
Второй ведущий: Однажды Гамлет сказал: « У меня нет будущности». Оказалось, он ошибся. Гамлетовские сомнения, вопросы, надежды живут в людях. Каждый переходит своё поле, засеянное отчаянием и верой, любовью и злобой. И всё равно, Гамлет - это надежда. Надежда на то, что такое трудное противостояние миру зла найдёт понимание у потомков.
Седьмой чтец исполняет стихотворение Б. Окуджава «В земные страсти вовлечённый…»:
В земные страсти вовлечённый,
Я знаю, что из тьмы на свет
Однажды выйдет ангел чёрный
И крикнет, что спасенья нет.
Но, простодушный и несмелый,
Прекрасный, как благая весть,
Идущий следом ангел белый
Прошепчет, что надежда есть!
Звучит мелодия Э.Морриконе «Le Vent, Le Cri ».
______________________________________________________________
1 Данная композиция составлена из композиций разных авторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в образовательном процессе в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 262 Санкт-Петербурга
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. ...
Урок русского языка в 5 классе. «Тире между подлежащим и сказуемым» Автор разработки - учитель ГБОУ школы№459 Санкт-Петербурга Казицкая Ирина Борисовна
Урок с использованием современных образовательных технологий:Информационно – коммуникационная технологияГрупповые технологии.Технология проблемного обучения Здоровьесберегающие технологии Технологии у...
Урок литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна
Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...
Презентация к уроку литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна
Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С УЧЕНИКАМИ 3 Г КЛАССА (С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ). ШКОЛА № 7, САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КРАСНОСЕЛЬСКИЙ РАЙОН.
Занятие разработано для коррекционных классов школьников начальной школы (3 класс), имеющих ментальные нарушения. Это конспект занятия по внеклассной работе, посвященное теме - лето по приметам. Прово...
План работы музея Героя Советского Союза М.С.Харченко школы №104 Санкт-Петербурга на 2021/2022 учебный год
Эта публкация может помочь начинающим руководителям школьных музеев в планировании работы...