Урок литературы в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок разработан к 90-летию В.П.Астафьева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_v.p._astafeva.docx | 93.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе.
Проблемы нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной.
Предварительное задание: прочесть рассказ Астафьева «Бабушка с малиной», определить лексическое значение слова «память»
1 группа - по толковому словарю Д.Н.Ушакова
2 группа – по словарю В.И.Даля
3 группа – по современному толковому словарю русского языка С.А.Кузнецова.
Цели урока:
1. Обучающие:
- формирование навыков работы с отрывками из произведений разных видов и жанров;
- расширение читательского кругозора обучающихся;
- повторение изученного в 5 и 6 классах;
- обучение анализу художественного текста;
- обучение выражению мнений и обоснованию их ( формулировать ответы на поставленные вопросы, в том числе и проблемного характера).
2. Развивающая: развитие умений анализа, синтеза, выделения главного.
3. Воспитывающие:
- осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.
- воспитание нравственных качеств личности: взаимопомощи, взаимовыручки, доброте, уважения к старости.
Тип урока – комбинированный урок.
Применяемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, игровые технологии, ИКТ.
Методы обучения: эвристический, метод выразительного чтения, аналитическое чтение, открытый микрофон.
Средства обучения: портрет писателя, распечатанные тексты, вопросы, задания, интернет.
Формы работы: групповая работа.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся хорошо знают содержание рассказа;
- умеют выразительно читать;
- аналитическая работа с текстом покажет, что дети знают и дают оценку таким нравственным категориям, как добро, совесть, честность, трудолюбие;
- работа в группах покажет, что у учащихся хорошо развиты коммуникативные навыки.
План урока:
1.Стадия вызова.
- Выразительное чтение авторского стихотворения Мамоновой Анны «Был полон зал…» подготовленным учащимся;
- Эмоциональный настрой: комментирующее слово учителя;
- Разгадывание кроссворда;
- Выявление опорного слова урока;
- Лексическая работа (реализация домашнего задания);
- Мини-викторина по произведениям В.П.Астафьева, изученным в 5 и 6 классах;
- Составление ассоциативного ряда к слову «душа»;
- Формулирование детьми темы и целей урока.
2.Физкультминутка «А в лесу растет черника».
3.Стадия осмысления.
Анализ рассказа «Бабушка с малиной».
4. Стадия рефлексии.
- Рефлексия учителя.
- Рефлексия обучающихся – открытый микрофон.
- Домашнее задание.
Ход урока.
1.Стадия вызова.
A. Выразительное чтение авторского стихотворения Мамоновой Анны «Был полон зал…» подготовленным учащимся (читает Кирилова Альбина).
Был полон зал,
Все замерли и ждали,
Что к ним на встречу выйдет
Исполин,
Что загремят на пиджаке медали,
И долго будет говорить один.
Но, вдруг, с трудом поднялся
К нам на сцену
Седой, как лунь, сутулый человек.
Сомнений нет, он жизни знает цену,
Крутил его, мотал двадцатый век.
Он говорил, и чудилась царь-рыба,
Босое детство, белые снега,
Большая жизнь –
Неписаная книга,
Поклон последний –
Память на века. (Мамонова Аня г. Лесосибирск )
B. Эмоциональный настрой: комментирующее слово учителя.
Это стихотворение посвящено В.П. Астафьеву – писателю, прославившему своими книгами Россию, Сибирь, Красноярский край, Енисей и свое родное село Овсянка. Многие его произведения вошли в золотой фонд русской и мировой литературы.
К сожалению, с «седым, как лунь, сутулым человеком» мы не сможем увидеться: его не стало в 2001 г. Уже будучи тяжело больным, В.П. очень просил земляков и друзей своих не увековечивать искусственно его память: он считал, что писатель будет жить до тех пор, пока читают его книги.
C. Разгадывание кроссворда
Разгадайте кроссворд, и в горизонтальном ряду появится подсказка.
4 | ||||||||
3 | 5 | 8 | ||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
1 | 2 | |||||||
9 | ||||||||
(Виктору Петровичу Астафьеву исполнится 90 лет со дня рождения. Он юбиляр. Мы должны помнить о таких датах русской литературы.)
E. Выявление опорного слова урока.
«Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости, пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества...
Я тороплюсь навстречу… Бегу с одышкой, переваливаюсь неуклюже, будто линялый гусь по тундре. Спешу, спешу, минуя кровопролития и войны; цехи с клокочущим металлом; умников, сотворивших ад на земле; мимо затаённых врагов и мнимых друзей; мимо удушливых вокзалов; мимо житейских дрязг; мимо газовых факелов и мазутных рек; мимо вольт и тонн; мимо экспрессов и спутников; мимо волн эфира и киноужасов…
Сквозь всё это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну единственную плату – ответную любовь”. В.П.Астафьев
«Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно». К.Прутков
«Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать». Жан Поль
Какое опорное слово нужно для соединения материала в единое целое?
D. Лексическая работа (реализация домашнего задания)
Какова семантика слова память?
1 группа - по толковому словарюУшакова
- Память. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.
2 группа – по словарю Даля
- ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же. что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего.
3 группа – по современному толковому словарю русского языка Кузнецова
- Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.
Учитель: Словарь Ушакова вышел в свет в 1935 г., современный толковый словарь русского языка под редакцией Кузнецова напечатан впервые в 1994 г. Обратите внимание на толкование слова память в словаре Даля. В нем память соотносима со словом «душа». Детище Владимира Ивановича любителю словесности увидели в 1863-66гг. В 20 веке семантика слова больше связана с сознанием, мозгом, нежели с внутренним миром человека.
«Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги, всё морочней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь, которым хотелось бы поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, осыпаются осенним листом. Стою на житейском ветру голым деревом, завывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжёлые свои дни и годы.
И всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу…» (В. Астафьев).
В наше время, когда мы на каждом шагу сталкиваемся с жестокостью, равнодушием, легко блудим в кромешной тьме безверия, очень важно иметь в жизни духовные ориентиры. В.П.Астафьев своими художественными творениями активно вмешивается в наше сегодня и завтра, восстанавливает в памяти прошлое.
С памятью обратимся к памяти.
F. Мини-викторина по произведениям В.П.Астафьева, изученным в 5 и 6 классах.
«Мальчик брел по тайге, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед ним отлогий берег Енисея. У Васютки даже дух захватило - так красива, так широка была его родная река. А раньше она ему казалась обыкновенной и не очень приветливой.
От радости Васютка очнулся, и даже несколько смутился, огляделся вокруг. Но никого и нигде не было, и он стал решать, куда идти; вверх или вниз по Енисею.
Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу друг другу, хотят сомкнуться и теряются в просторе.
Вот в верховьях реки появился дымок. Идет пароход. Долго еще ждать его.
Пароход все приближался и приближался.
На нем маячили фигурки пассажиров. Васютка заметался на берегу. Кто-то заметил его и помахал рукой.»
Вспомните, из какого рассказа отрывок? Кратко восстановите сюжет рассказа.Определите его тему и основную мысль. (Этот отрывок из рассказа «Васюткино озеро». Мальчик по имени Васютка отправился в тайгу за кедровыми шишками, но заблудился, провел один в лесу 4 дня, испугался, отчаялся выбраться, но вспомнив уроки деда, охотников, мамы, сумел выйти из тайги. Тема рассказа – как мальчик выжил в тайге, идея - спасли мальчика нравственные зарубки в памяти, во внутреннем мире.)
«…Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым. Левонтий заготовлял лес на бадоги, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села, по другую сторону Енисея. Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать я точно не помню, — Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой. Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывала не только левонтьевский дом, но и всех соседей. Ранним еще утром к бабушке забегала тетка Васеня — жена дяди Левонтия, запыхавшаяся, загнанная, с зажатыми в горсти рублями…»
Героями какого произведения Астафьева являются Левонтий, тетка Васеня, бабушка? Что вспоминает герой о бабушке? Какой нравственный урок выносит для себя мальчик? (Левонтий, Васеня, бабушка и «левонтьевские орлы» - герои рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой». О бабушке мальчик вспоминает по-доброму. Она – мудрая, добрая, помогает ему очиститься, понять свою вину. Бабушка преподносит герою жизненный урок – заплатить за проступок муками совести).
С этими произведениями Виктора Петровича мы знакомились в 5 и 6 классах. В них писатель утверждает воспитание в человеке чувства доброты, ответственности, становления и взросления человека, напоминает о последствиях «нарушения душевной связи людей».
Опять мы встают рядом слова «память» и «душа».
G. Составление ассоциативного ряда к слову «душа».
Запишем ассоциативный ряд со словом «душа». ( Доброта, внутренний мир, внутреннее состояние, способность помочь другому человеку, отзывчивость, неравнодушие, чувства…)
H. Формулирование детьми темы и целей урока.
Проблемы .?. в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной».
Выдвиньте свои предположения о теме нашего урока.
Итак, тема нашего урока «Проблемы нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной».
И поспешит твое перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро.
Эпиграфом к уроку пусть станут стихотворные строчки Бэлы Ахмадулиной.
Опираясь на тему урока, сформулируйте цели, к которым вы будете стремиться. (Мы будем стремиться выявить, какие нравственные уроки преподносит Астафьев в своем рассказе, будем учиться анализировать текст, выражать свои мысли четко, доказывать их.)
2. Физкультминутка «А в лесу растёт черника»
Чтобы проанализировать рассказ Астафьева, нам понадобятся силы. Почерпнем их в физкультминутке.
А в лесу растёт черника,(Поворот головы влево-вправо)
Земляника, голубика.(Поворот головы влево-вправо)
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
3.Стадия осмысления.
Анализ рассказа «Бабушка с малиной».
Где происходят события рассказа? (На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора.)
Кто пассажиры поезда? Как они себя ведут? (В узкую дверь тамбура пытаются влезть штук тридцать ребятишек, и среди них копошится старушонка.)
Обратим внимание на существительное, которое использует рассказчик, называя героиню. Какое значение вносит в слово скуффикс -ОНК-? Какова роль этой морфемы? (Существительным «старушонка» рассказчик называет героиню. Суффикс вносит значение пренебрежительности, он не только превносит дополнительный оттенок значения, но и передает отношение рассказчика к героине.)
Почему рассказчик пренебрежительно отзывается о старушке? (Она пожилая женщина, которой многое дается с трудом: «остреньким плечом «режет массы», достигает подножки, цепляясь за неё. Кто-то из ребят хватает её под мышки, пытаясь втащить наверх… взгромождается на подножку», но старается всех опередить, все успеть.)
«И в это время случается…трагедия!» В чем и для кого трагедия? («Авария», «трагедия» происходит с бабулей: «Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина — вся, до единой ягодки. Туес висит на груди, но уже вверх дном. Ягоды раскатились по щебёнке, по рельсам, по подножке. Машинист, уже просрочивший стоянку минуты на три, просигналил, и поезд тронулся.»)
Только теперь рассказчик разглядел бабушку, нарисовал ее портрет. Найдите, зачитайте. На что обращено внимание? С какой целью? («Сухие, сморщенные губы дрожали и дрожали, руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы, тоже тряслись.» Рассказчик обращает внимание на руки. Этим он подчеркивает, что жизнь старушки была не проста, трудна, прошла в труде.)
Проследим за состоянием и поведением пассажиров после трагедии: бабушки и ребятишек.
ребята | старушка |
Ей поспешно освободили место — да и не место, а всю скамейку — притихшие школьники, видимо всем классом выезжавшие по ягоды. | Она потрясённо смотрела на уплывающее красное пятно малины, расплеснувшееся по белой щебёнке, и, встрепенувшись, крикнула: — Стойте! Родимые, подождите! Соберу!.. Бабка молча села, заметила пустой туес, сорвала посудину вместе со стареньким платком через голову и сердито запихнула его пяткой под сиденье. …смахнув платком слезы с реденьких ресниц… |
Какой стилистический прием использован писателем? С какой целью?
(Писатель использует антитезу, чтобы ввести мотив одиночества старушки, глубже показать «бабкино горе».)
Отчего плачет старушка? Отчего «горе у бабки»? Неужели малину жаль? (Жалеет себя старушка: стара, неловка. Жалеет напрасные старания, труд. Слезы одиночества: «Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне…». Некому помочь, поддержать.)
Кто и как разгоняет «горе у бабки»? («Молодой рыбак в соломенной драной шляпе… Он что-то пошептал им, подмигивая в сторону бабки, и лица у ребят просияли.
В вагоне всё разом оживилось. Школьники засуетились, заговорили. Из-под лавки был извлечён бабкин туес. Рыбак поставил его подле ног и дал команду:
— Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обедняете, а бабусе радость будет!
И потекла малина в туес, по горсти, по две… И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени.)
Как вы расцениваете протест бабули: «Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!» (Старушка гордая, привыкла все свои проблемы решать сама.)
Как рыбаку удалось ее «урезонить»? («Какое же это чужое? Ребята ж эти всё внуки твои. Хорошие ребята. Только догадка у них ещё слаба. Сыпь, хлопцы, сыпь, не робей!» Доброе слово сказал рыбак, и оно сделало свое дело.)
«Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, на котором поплясывала слеза…» Горе бабушки развеяли, но почему опять слезы? (Это уже слезы радости, слезы гордости за добрых ребятишек и рыбака.)
«Рыбаки снова грянули песню. Школьники тоже подхватили её:
Эх, Калино, Лямино, Лёвшино!
Комариха и Тёплая гора!..»Мы наблюдаем, что настроение рассказа меняется. Какой троп, использованный Астафьевым, помог читателю увидеть, почувствовать изменения? («Поезд летел к городу. Электровоз рявкнул озорно, словно бы выкрикивал: «Раздайся, народ! Бабку с малиной везу!» Колёса вагонов поддакивали: «Бабку! Бабку! С малиной! С малиной! Везу! Везу!» Виктор Петрович использует олицетворение. Ярким, очеловеченным нарисован образ поезда: он говорит, радуется за «бабку с малиной», поведение его напоминает поведение человека.)
Какой урок нравственности преподнес нам Виктор Петрович? (Нельзя быть равнодушным к чужому, пусть маленькому, пустячному, горю. Нельзя забывать про одиноких стариков. Постараться помочь человеку, попавшему в беду добрым словом или добрым делом.)
3. Стадия рефлексии.
A. Рефлексия учителя.
Когда я разрабатывала этот урок, много мыслей, чувств родилось в голове и душе. Они вылились в следующие стихотворные строки:
Помни, что с самого первого века
Добрых удача и любит, и ждет.
Так? Мы забыли? Может, не знали?
«Будьте добры»…
Не верю!
Мы знали, но растеряли.
Спешит Астафьева перо
К бумаге просто, незамысловато
Напомнить нам:
Прощать и за добро платить добром.
B. Рефлексия обучающихся – открытый микрофон.
Полезным ли стал этот урок для тебя? Чем? Выскажитесь.
C. Домашнее задание.
За те нравственные уроки, которые преподносят книги юбиляра 2014 года, Виктора Петровича Астафьева, почтим память истинно русского писателя, оставив свои отзывы о нем, о его творчестве, о его рассказах на стене памяти http://pomnipro.ru/memorypage1665 . Я уже сделала это.
Использованные материалы:
- Стена памяти - http://pomnipro.ru/
- Рассказ В.П.Астафьева «Бабушка с малиной» - http://libes.ru/132278.read
- Отрывки из «Оды русскому огороду» В.П.Астафьева - http://lib.ru/PROZA/ASTAFIEW/oda.txt
- Б.Ахмадулина «Свеча» - http://ahmadulina.ouc.ru/sviecha.html
- Авторское стихотворение Мамоновой Анны «Был полон зал…» - http://do.gendocs.ru/docs/index-88442.html
- Авторский кроссворд Гундаревой Н.А., составленный в программе HotPotatos - file:///C:/Users/1/Documents/КРОССВОРД.htm
- Афоризмы про память - http://avspomni.ru/gl/aforizmy-o-nashej-pamyati.html
- Отрывок из рассказа «Васюткино озеро» - http://www.litmir.net/br/?b=2061&p=5
- Отрывок из рассказа «Конь с розовой гривой» - http://lib.ru/PROZA/ASTAFIEW/poklon.txt
- Физкультминутка «А в лесу растёт черника» - http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/fizkultminutki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...