урок литературы в 10 классе
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
внеклассного чтения «И учил их притчами…» Жанр притчи в Евангелии и русской литературе (древнерусская притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Милостыня») в 10 классе.
Цель урока: создание на уроке личностно-ориентированной ситуации; осмысление жанра притчи с точки зрения богословия и литературы; определение основных особенностей евангельской притчи; сопоставление древнерусской притчи о милостыне и стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Милостыня» с целью определения, что такое притча и произведение с притчевым началом.
Задачи:
- обучающие: определение основных особенностей евангельской притчи;
-развивающие: опыт сопоставительного анализа произведений
-воспитательные: роль милосердия в жизни человека
Тип урока: урок внеклассного чтения
Формы работы учащихся: беседа
Необходимое техническое оборудование: экран и компьютер
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Словарная работа- работа с экраном и проектором. | №1 | Учащимся предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях Текст для ознакомления | Учащиеся самостоятельно изучают различные толкования понятия «притча»
| 5 мин. | |
2 | Чтение евангельской притчи о сеятеле |
|
| Распечатка текста притчи должна быть у каждого ученика, текст притчи выразительно читает заранее подготовленный ученик | 3 мин. | |
3 | Беседа по вопросам |
| -Как вы думаете, о чём эта притча? В чём её видимый и невидимый планы? -Что или кто кроется в притче за образом сеятеля? -Что обозначает зерно? А что почву?
| Ответы на вопросы, комментарии к ответам одноклассников | 7 мин. | |
4 | Чтение стихотворения в прозе «Милостыня» | №3 | Текст для ознакомления | Выразительно читает заранее подготовленный ученик | 5 мин. | |
5 | Сопоставительный анализ |
| -Случайна ли близость названий прочитанных произведений? В чём их смысл? -Первое из них названо притчей. Найдите в нём качества, присущие притче. Достаточно ли чётко они проявляются? -В чём смысл притчи? -Как изображаются герои первой притчи? Используются ли средства художественной выразительности? -Какие средства воплощения авторской мысли используются в стихотворении И.С.Тургенева? -Обратите внимание на портрет старика. почему он предшествует диалогу? -Как вы понимаете слова незнакомца? Кто он, по-вашему | Ответы на вопросы, комментарии к ответам одноклассников | 10 мин. | |
6
| Предлагается ознакомиться с трактовкой содержания произведения в литературоведении | №2 | Текст для ознакомления | Чтение статьи | 5 мин. | |
7 | Итоги урока Объяснение домашнего задания |
|
| 1.Написать сочинение-миниатюру «Как я понимаю смысл притчи о милостыне и стихотворения в прозе «Милостыня» 2. Индивидуальное задание 2-3 уч-ся Обзор содержания литературовед ческих статей о стихотворениях в прозе И.С.Тургенева на http://school-collection.edu.ru.
| 5 мин. | |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | ||
1 | Ресурс : Притча (№34374)
| Текст/Текст с иллюстрациями | Текст для ознакомления | |||
2 | Ресурс: Учебная статья "О "Стихотворениях в прозе" И. С. Тургенева" (N 204060) | Текст/Текст с иллюстрациями | Текст для ознакомления | |||
3 | Ресурс: Милостыня (№205573)
| Текст/Текст с иллюстрациями | Текст для ознакомления |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pritcha.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
внеклассного чтения «И учил их притчами…» Жанр притчи в Евангелии и русской литературе (древнерусская притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Милостыня») в 10 классе.
Цель урока: создание на уроке личностно-ориентированной ситуации; осмысление жанра притчи с точки зрения богословия и литературы; определение основных особенностей евангельской притчи; сопоставление древнерусской притчи о милостыне и стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Милостыня» с целью определения, что такое притча и произведение с притчевым началом.
Задачи:
- обучающие: определение основных особенностей евангельской притчи;
-развивающие: опыт сопоставительного анализа произведений
-воспитательные: роль милосердия в жизни человека
Тип урока: урок внеклассного чтения
Формы работы учащихся: беседа
Необходимое техническое оборудование: экран и компьютер
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Словарная работа- работа с экраном и проектором. | №1 | Учащимся предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях Текст для ознакомления | Учащиеся самостоятельно изучают различные толкования понятия «притча» | 5 мин. |
2 | Чтение евангельской притчи о сеятеле | Распечатка текста притчи должна быть у каждого ученика, текст притчи выразительно читает заранее подготовленный ученик | 3 мин. | ||
3 | Беседа по вопросам | -Как вы думаете, о чём эта притча? В чём её видимый и невидимый планы? -Что или кто кроется в притче за образом сеятеля? -Что обозначает зерно? А что почву? | Ответы на вопросы, комментарии к ответам одноклассников | 7 мин. | |
4 | Чтение стихотворения в прозе «Милостыня» | №3 | Текст для ознакомления | Выразительно читает заранее подготовленный ученик | 5 мин. |
5 | Сопоставительный анализ | -Случайна ли близость названий прочитанных произведений? В чём их смысл? -Первое из них названо притчей. Найдите в нём качества, присущие притче. Достаточно ли чётко они проявляются? -В чём смысл притчи? -Как изображаются герои первой притчи? Используются ли средства художественной выразительности? -Какие средства воплощения авторской мысли используются в стихотворении И.С.Тургенева? -Обратите внимание на портрет старика. почему он предшествует диалогу? -Как вы понимаете слова незнакомца? Кто он, по-вашему | Ответы на вопросы, комментарии к ответам одноклассников | 10 мин. | |
6 | Предлагается ознакомиться с трактовкой содержания произведения в литературоведении | №2 | Текст для ознакомления | Чтение статьи | 5 мин. |
7 | Итоги урока Объяснение домашнего задания | 1.Написать сочинение-миниатюру «Как я понимаю смысл притчи о милостыне и стихотворения в прозе «Милостыня» 2. Индивидуальное задание 2-3 уч-ся Обзор содержания литературовед ческих статей о стихотворениях в прозе И.С.Тургенева на http://school-collection.edu.ru. | 5 мин. |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...