урок литературы в 10 классе
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Гудкова Олеся Владимировна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
внеклассного чтения «И учил их притчами…» Жанр притчи в Евангелии  и русской литературе (древнерусская притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Милостыня») в 10 классе.

 

 

 Цель  урока: создание на уроке личностно-ориентированной ситуации; осмысление жанра притчи с точки зрения богословия и литературы; определение основных особенностей евангельской притчи; сопоставление древнерусской притчи о милостыне и стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Милостыня» с целью определения, что такое  притча и произведение с притчевым началом.

Задачи:

- обучающие:  определение основных особенностей евангельской притчи;

-развивающие: опыт сопоставительного анализа произведений

-воспитательные: роль милосердия в жизни человека

Тип урока: урок внеклассного чтения

Формы работы учащихся: беседа

Необходимое техническое оборудование: экран и компьютер

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

2

3

5

6

7

1

Словарная работа- работа с экраном и проектором.

№1

Учащимся предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях

Текст для ознакомления

Учащиеся   самостоятельно изучают различные толкования понятия «притча»

 

5 мин.

2

Чтение евангельской притчи о сеятеле

 

 

Распечатка текста притчи должна быть у каждого ученика, текст притчи выразительно читает заранее подготовленный ученик

3 мин.

3

Беседа по вопросам

 

-Как вы думаете, о чём эта притча?

В чём её видимый и невидимый планы?

-Что  или кто кроется в притче за образом сеятеля?

-Что обозначает зерно? А что почву?

 

Ответы на вопросы, комментарии к ответам одноклассников

7 мин.

4

Чтение стихотворения в прозе «Милостыня»

№3

Текст для ознакомления

Выразительно читает заранее подготовленный ученик

5 мин.

5

Сопоставительный анализ

 

-Случайна ли близость названий прочитанных произведений? В чём их смысл?

-Первое из них названо притчей. Найдите в нём качества, присущие притче. Достаточно ли чётко они проявляются?

-В чём смысл притчи?

-Как изображаются герои первой притчи? Используются ли средства художественной выразительности? -Какие средства воплощения авторской мысли используются в стихотворении И.С.Тургенева?

-Обратите внимание на портрет старика. почему он предшествует диалогу?

-Как вы понимаете слова незнакомца? Кто он, по-вашему

Ответы на вопросы, комментарии к ответам одноклассников

10 мин.

 

6

 

 

Предлагается ознакомиться с трактовкой содержания произведения в литературоведении

№2

Текст для ознакомления

Чтение статьи

5 мин.

7

Итоги урока

Объяснение домашнего задания

 

 

 1.Написать сочинение-миниатюру «Как я понимаю смысл притчи о милостыне и стихотворения в прозе «Милостыня»

2. Индивидуальное задание 2-3 уч-ся

Обзор содержания литературовед

ческих статей о стихотворениях в прозе И.С.Тургенева

на http://school-collection.edu.ru.

 

5 мин.

       

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

  

Ресурс : Притча (№34374)

 

Текст/Текст с иллюстрациями

Текст для ознакомления

http://school-collection.edu.ru

2

Ресурс: Учебная статья "О "Стихотворениях в прозе" И. С. Тургенева" (N 204060)

Текст/Текст с иллюстрациями

Текст для ознакомления

http://school-collection.edu.ru

3

Ресурс: Милостыня (№205573)

 

Текст/Текст с иллюстрациями

Текст для ознакомления

http://school-collection.edu.ru

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pritcha.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
внеклассного чтения «И учил их притчами…» Жанр притчи в Евангелии  и русской литературе (древнерусская притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Милостыня») в 10 классе.

 Цель  урока: создание на уроке личностно-ориентированной ситуации; осмысление жанра притчи с точки зрения богословия и литературы; определение основных особенностей евангельской притчи; сопоставление древнерусской притчи о милостыне и стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Милостыня» с целью определения, что такое  притча и произведение с притчевым началом.

Задачи:

- обучающие:  определение основных особенностей евангельской притчи;

-развивающие: опыт сопоставительного анализа произведений

-воспитательные: роль милосердия в жизни человека

Тип урока: урок внеклассного чтения

Формы работы учащихся: беседа

Необходимое техническое оборудование: экран и компьютер

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Словарная работа- работа с экраном и проектором.

№1

Учащимся предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях

Текст для ознакомления

Учащиеся   самостоятельно изучают различные толкования понятия «притча»

5 мин.

2

Чтение евангельской притчи о сеятеле

Распечатка текста притчи должна быть у каждого ученика, текст притчи выразительно читает заранее подготовленный ученик

3 мин.

3

Беседа по вопросам

-Как вы думаете, о чём эта притча?

В чём её видимый и невидимый планы?

-Что  или кто кроется в притче за образом сеятеля?

-Что обозначает зерно? А что почву?

Ответы на вопросы, комментарии к ответам одноклассников

7 мин.

4

Чтение стихотворения в прозе «Милостыня»

№3

Текст для ознакомления

Выразительно читает заранее подготовленный ученик

5 мин.

5

Сопоставительный анализ

-Случайна ли близость названий прочитанных произведений? В чём их смысл?

-Первое из них названо притчей. Найдите в нём качества, присущие притче. Достаточно ли чётко они проявляются?

-В чём смысл притчи?

-Как изображаются герои первой притчи? Используются ли средства художественной выразительности? -Какие средства воплощения авторской мысли используются в стихотворении И.С.Тургенева?

-Обратите внимание на портрет старика. почему он предшествует диалогу?

-Как вы понимаете слова незнакомца? Кто он, по-вашему

Ответы на вопросы, комментарии к ответам одноклассников

10 мин.

6

Предлагается ознакомиться с трактовкой содержания произведения в литературоведении

№2

Текст для ознакомления

Чтение статьи

5 мин.

7

Итоги урока

Объяснение домашнего задания

 1.Написать сочинение-миниатюру «Как я понимаю смысл притчи о милостыне и стихотворения в прозе «Милостыня»

2. Индивидуальное задание 2-3 уч-ся

Обзор содержания литературовед

ческих статей о стихотворениях в прозе И.С.Тургенева

на http://school-collection.edu.ru.

5 мин.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Ресурс : Притча (№34374)

Текст/Текст с иллюстрациями

Текст для ознакомления

http://school-collection.edu.ru

2

Ресурс: Учебная статья "О "Стихотворениях в прозе" И. С. Тургенева" (N 204060)

Текст/Текст с иллюстрациями

Текст для ознакомления

http://school-collection.edu.ru

3

Ресурс: Милостыня (№205573)

Текст/Текст с иллюстрациями

Текст для ознакомления

http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...