Л.Н.Толстой "Кавказский пленник"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Сердакова Наталья Владимировна

Методическая разработка урока по теме:  «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.   

Сравнительная  характеристика героев рассказа». 5 класс.

Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 510

с углубленным изучением английского языка

Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока

по теме:

«Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.   

Сравнительная  характеристика героев рассказа».

5 класс.

Используемые технологии: ИКТ-технологии

(презентация, мультимедийный проектор).

Санкт-Петербург

2010 год


Тема: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.   Сравнительная  характеристика героев рассказа.

Цель: составить сравнительную характеристику героев

Задачи:

- научить выбирать материал из текста в соответствии с темой и анализировать его;

- составить сравнительную характеристику героев;

- определить мотивы  поведения героев.

Ход урока:

  • Организационный момент
  • Проверка домашнего задания
  • Беседа
  • Работа в группах
  • Работа с таблицей
  • Работа над сравнительной характеристикой героев
  • Подведение итогов урока

  • Домашнее задание
  • Организационный момент

Организационный момент.

Проверка домашнего задания: на презентации даны иллюстрации к произведению, пересказать проиллюстрированные  фрагменты текста (см. слайды 2-6). Какие иллюстрации понравились вам? Как бы вы изобразили героев?

Беседа:

Почему жизнь аула показана через воспоминания Жилина?

Что говорит о том, что у народов нет внутренней вражды?

Чем нравится рассказчику Дина?

За что ценили горцы Жилина?

Почему Жилин взялся за рукоделие?

Работа в группах:

1 группа: Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар (цитаты)

2 группа: Сцена выкупа. Почему татары назвали Костылина  смирным? Справедливо ли сказано о Жилине – джигит, а о Костылине – смирный?

3 группа: Найти глаголы, относящиеся к Жилину и Костылину в 3 и 4 главе.

4 группа: Сцена побега. Какую фразу несколько раз повторяет Жилин? Что это добавляет к его характеристике?

Обсуждение полученных результатов.

Работа с таблицей:

У вас дана табличка с героями, покажите стрелочками их взаимоотношения, над стрелками укажите испытываемые друг к другу чувства.

Проверим результаты, внимание на слайд  (открывается  таблица на слайде 7).

Подумаем  над фамилиями героев. Почему выбраны именно такие фамилии?

Фамилии героев находятся в паре, даже рифмуются. Внимание на слайд

Запись в тетрадь:  Жилин (жила – прочное соединение мышц) – крепкий, выносливый человек.

Костылин (Костыль – опора для хромых) – слабый, нуждается в опоре. Фамилия – дополнительная характеристика, выражающая отношение автора.  (см. слайд 8)

Работа над сравнительной характеристикой героев:

Теперь обобщим все сказанное о героях и  поработаем в тетради  над сравнительной характеристикой  (по мере заполнения на слайде 9 открывается информация).

Подведение итогов урока: С точки зрения автора, человек сам отвечает за свою судьбу, каков характер такова и судьба.

Домашнее задание: сочинение «Жилин и Костылин – разные судьбы».

Организационный момент.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кавказский пленник в русской литературе

обрах кавказского пленника в литературе...

План-конспект по теме: «Л. Н. Толстой “Кавказский пленник» (1 глава)

На уроке по теме «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»  формируются умения и навыки составления сравнительной характеристики главных героев – Жилина и Костылина. В ходе урока учащиеся учатся выявлять...

Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...

«Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»

Урок-игра по рассказу Л.Толстого "Кавказский пленник"с компьютерной презентацией.Продолжаем формировать умения проводить сравнительную характеристику героев; совершенствовать умения понимать главную м...

Урок по творчеству Л.Н. Толстого ("Кавказкий пленник")

Презентация и разработка к уроку....

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...