Разработки уроков
методическая разработка по литературе по теме

Груненкова Наталья Владимировна

Планы-конспекты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Октябрьский район

с. Малый Атлым

 Конкурс учителей общеобразовательных учреждений Южной группы на лучшую методическую разработку урока с использованием современных педагогических технологий

 Разработка урока русского языка

"Морфологический разбор причастия"

                               Автор:

Груненкова Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы                                                                                    

2013 год

Содержание.

1. Пояснительная записка...............................................................................2

2. Разработка урока.........................................................................................3

3. Список используемой литературы...............................................................

4. Приложения..................................................................................................

Пояснительная записка.

Урок по теме "Морфологический разбор причастия"  разработан на основе  учебно-методического комплекта  М.Т.Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой "Русский язык". 

Используемая технология:  технология деятельностного метода.

Методы работы на уроке: систематизация материала, проблемный, самооценка, возврат к ключевым словам.

Формы работы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

Задания разработаны автором.

Разработка урока.

Цель: создание условий для усвоения выполнения морфологического разбора причастия.

Задачи:

предметные УУД:

- повторить изученное о причастии;

- познакомиться с порядком морфологического разбора причастия;

-  развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;

 - отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;

- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные:

способствовать формированию УУД:

- регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

- познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

- коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;

 личностные УДД:

- воспитывать патриотические чувства; (уважение к истории страны

- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению

- .

Результат. Умеют выполнять морфологический разбор причастия.

Оборудование: учебник «Русский язык» (под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской), тетрадь,  раздаточный материал (карта самооценки (приложение 1.), эталон морфологических разборов (приложение 2), тест (приложение 3), презентация Microsoft Office PowerPoint ,  мультимедийное оборудование.

Основные понятия: причастие, вид, действительные и страдательные причастия, причастный оборот.

Межпредметные связи: история, литература, искусство.

Используемая технология: технология деятельностного метода.

Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в группах, работа в парах.

Тип урока: открытие нового знания.

Предварительное домашнее задание: повторить теоретические сведения по теме "Причастие".

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности. 

- Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

- Откройте тетради, запишите число, классную работу.

Материал слайда 1.

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

(П.Чесноков.)

- О чём пойдёт речь на уроке, вы сможете определить, прочитав стихотворение П.Чеснокова? (О причастии.)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Материал слайда 2.

Карта самооценки.

Задание

Моя оценка

1. Орфографическая разминка.

Критерии оценки:

0 ошибок - "5";

1-2 ошибки - "4";

3-4 ошибки - "3";

Более 4 ошибок - "2".

2. Проверка теоретических знаний.

3. Работа с текстом.

 

Знание орфографических и пунктуационных норм

Оценка группы.

Оценивание друг друга.

Работа с этимологическим  и толковым словарями.

Оценка группы

Оценивание друг друга.

4. Письменный морфологический разбор причастий.

Оценка пары.

Оценивание друг друга.

5. Дополнительное задание. (Тест.)

Критерии оценки:

0 ошибок - "5";

1ошибка - "4";

2 ошибки - "3";

Более 2 ошибок - "2".

Критерии  деятельности

а) Усвоил(а) полностью, могу применить.

б) Усвоил(а) полностью, но затрудняюсь в применении.

в) Усвоил(а) частично.

г) Не усвоил(а).

Оценка за урок (среднее арифметическое всех выставленных оценок).

- Обратите внимание, у вас на партах лежат листы самооценки. Не забывайте в течение всего урока себя оценивать. Оценивая работу в паре, обосновывайте постановку оценки друг другу.

Орфографическая разминка.

Материал слайда 3.

  Пр(и/е)щуре(н/нн)ый, п(о/а)влёкший, танцу(ю/я)щий,  см(о/а)тревший,  предпол(а/о)га(е/и)мый, выр(а/о)ще(н/нн)ый, пр(и/е)бывший, ув(я/е)дший, дв(и/е)жимый, пр(и/е)ведённый, п(и/е)р(и/е)ведённый, жёва(н/нн)ый, кова(н/нн)ый, выровне(н/нн)ый.

- В начале урока проверим ваши орфографические знания. Запишите слова в тетради, обозначьте графически условия выбора гласной в суффиксах причастий.

Материал слайда 4.

  Прищуренный, повлёкший, танцующий,  смотревший,  предполагаемый, выращенный, прибывший, увядший, движимый, приведённый, переведённый, жёваный, кованый, выровненный.

- Выполните проверку своих работ, оцените себя по критериям, указанным в карте самооценки.

- Знание каких правил вам помогло правильно выполнить работу?

(При ошибочном выполнении работ обучающиеся вспоминают условия выбора пропущенных гласных и согласных букв)

 Повторение. Проверка теоретических знаний. 

- Продолжим работу: проверка домашнего задания. Вам нужно было повторить изученные сведения по теме «Причастие».

- Какая часть речи называется причастием?

- Что называется причастным оборотом?

- Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми?

- На какие две группы делятся причастия?

- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?

- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?

- При помощи каких суффиксов образуются страдательные  причастия  настоящего времени?

- При помощи каких суффиксов образуются страдательные  причастия прошедшего времени?

- Оцените ваши знания правил.

Определение темы урока.

- Для какого вида разбора нам пригодится знание грамматических признаках причастия? Тема нашего урока... (Обучающиеся определяют тему урока.)

Материал слайда 5.

Тема урока: Морфологический разбор причастия.

- Поскольку тема урока определена, переходим к её изучению.   Запишите   тему урока.

Работа с текстом. (Текст записан на доске без знаков препинания и с пропусками букв.)

 Материал слайда 5.

(Репродукции картин о Великой Отечественной войне.)

Запись на доске. Издалека виден темно-серый обелиск поставле..ый в память о воинах павших в боях с фашистами. Не вянут цветы положе..ые на камень чьей-то благодарной рукой. Уходят в далёкие воспоминания ветераны приходящие к священному месту тихими вечерами. Всегда рядом и ученики школы юные патриоты не забывающие героический подвиг далёких дней.

 (Учитель читает текст.)

- Назовите тему и главную мысль текста. (Тема: Великая Отечественная война. Главная мысль текста: благодарность потомков.)

- Какое для нас имеют значение события Великой Отечественной войны?

Работа в 3 группах с этимологическим  и толковым словарями.

 Материал слайда 6.

Задания:

 - дайте толкования слов: ветеран. герой, патриот;

- с помощью этимологии слов объясните правописание непроверяемых гласных в корнях слов: ветеран. герой, патриот; запишите данные слова и запомните их правописание;

- составьте и запишите 3 словосочетания "причастие + существительное.";

- оцените свою работу.        

- Правильно ли оформлен записанный на доске текст с точки зрения орфографии и пунктуации?

- Необходимо  ли каждому человеку знать правильное написание слов и верную постановку знаков препинания? Для чего? (Грамотность - показатель культуры.)

- и пропущенных букв в тексте.

-   Есть ли в данном тексте пропущенные знаки препинания? Какие? Обсудите в группе верную постановку знаков препинания. Обозначьте графически причастные обороты.

- Назовите пропущенные буквы, объясните их написание.

(Представители от каждой группы поочерёдно выходят к доске и объясняют орфографические и пунктуационные ошибки.) 
- Оцените свою работу.

III. Выявление места и причины затруднения.

- Назовите причастия, которые вам встретились в тексте.

- Сможете ли вы сейчас самостоятельно выполнить морфологический разбор причастия? (Нет) Почему выполнение данного вида разбора у вас вызывает затруднение? (Не изучали.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Определение цели урока.

  - Следовательно, какая основная цель нашего урока? (Научиться выполнять морфологический разбор причастия)

Работа с учебником.

- Я предлагаю вам познакомиться с планом разбора причастия как части речи, повторить признаки причастия (постоянные и непостоянные) и его синтаксическую роль, чтобы не ошибиться в морфологическом разборе  слова.

- Откройте учебник на странице 64.  Познакомьтесь с планом разбора,  устным образцом разбора,  с письменным образцом.  

(Обучающиеся самостоятельно знакомятся с материалом учебника.)

- Какие морфологические признаки являются постоянными?

- Какие морфологические признаки - непостоянными?

- Какая часть речи повлияла на непостоянные признаки причастия?

Y. Физминутка. («Распределительный диктант»)

- Сейчас мы немного отдохнём, разграничивая прилагательные от причастий.

- По каким особенностям мы различаем эти части речи?

- Условия физминутки:  я вам буду называть слова: причастия и прилагательные.

Назову прилагательное – подпрыгиваете и хлопаете в ладоши.

Причастие –  приседаете.

- Деревянный, пустынный, отправленный,  составленный, песчаный, отданный,  засеянный, серебряный, отдаленный.

(Обучающиеся выполняют физические упражнения.)

 YI. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление во внешней речи.

Материал слайда 7.

 Тема урока: Морфологический разбор причастия.

- Обращаемся к нашему тексту. Опираясь на образец морфологического разбора в учебнике,  выполним устный разбор первых двух причастий.

(Первые два причастия обучающиеся разбирают устно.)

YII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

- Поработаем в парах, выполняя письменный морфологический разбор остальных причастий. Выполнив работу, показываете свою готовность, взявшись за руки и подняв их вверх. Получив эталон морфологических разборов, проверяете себя. Не забудьте оценить свою работу.
- Та пара, которая выполнит данный вид работы, имеет возможность получить дополнительное задание-тест  по теме "Причастие" (приложение  3).

YIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Пригодился ли вам материал, изученный на прошлых уроках?

- Почему у вас возникла необходимость изучать данную тему?

- Пригодится ли вам материал, изученный на данном уроке?

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Каждая работа имеет свой результат. Как мы можем определить результат нашего урока? (Подведя итог.)

- Назовите цель, поставленную вами в начале урока.

- Вы достигли поставленной цели?

- Какая работа вызвала у вас затруднение?

- Внизу карты самооценки расположены критерии вашей деятельности. Прочтите внимательно своё отношение к нашему урока. Оцените свою работу.

- В течение всего урока вы заполняли карту самооценки. Сейчас вы можете оценить себя, вычислив среднее арифметическое.  

X. Домашнее задание дифференцированного характера:

Материал слайда 7.

Домашнее задание:

-  для всех - выучить порядок морфологического разбора  §23;

- индивидуальное:

А) составить и записать текст на тему "Великая Отечественная война" с причастными оборотами, используя слова: герой, патриот, ветеран; выполнить письменный морфологический разбор 2 причастий;

Б) составить и записать предложения или словосочетания на тему "Великая Отечественная война" с причастиями или причастными оборотами, используя слова: герой, патриот, ветеран; выполнить письменный морфологический разбор 2 причастий.

-  для всех - выучить порядок морфологического разбора  §23;

- для обучающихся, имеющих повышенную учебную мотивацию: составить и записать текст на тему "Великая Отечественная война" с причастными оборотами, используя слова: герой, патриот, ветеран; выполнить письменный морфологический разбор 2 причастий;

- для обучающихся, имеющих повышенную учебную мотивацию: составить и записать предложения или словосочетания на тему "Великая Отечественная война" с причастиями или причастными оборотами, используя слова: герой, патриот, ветеран; выполнить письменный морфологический разбор 2 причастий.

Материал слайда 7.

Молодцы! Спасибо за работу!

Список используемой литературы.

1. Баранов, М. Т. Программа для общеобразовательных учреждений [Текст] / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского; под общ. ред. М. Т. Баранова. - М.: Просвещение,  2009. - 46 с. - ISBN -978-5-09-021711-8.

2. Баранов М. Т. Русский язык [Текст]: учеб. для общеобразовательных учреждений 7 кл. /  М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова; под общ. ред. М. Т. Баранова. - 27-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 221 с. - ISBN 5-09-013960-1.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст]:   С. И. Ожегов; под ред.  чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. Ок. 57 000 слов/   - 20-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1989. -750 с. - ISBN 5-200-00313-X.

4. Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов [Текст]:  / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. - 3-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000. - 400 с. - ISBN 5-7107-3206-0.

Приложения.

Приложение 1. Карта самооценки.

Задание

Моя оценка

1. Орфографическая разминка.

Критерии оценки:

0 ошибок - "5";

1-2 ошибки - "4";

3-4 ошибки - "3";

Более 4 ошибок - "2".

2. Проверка теоретических знаний.

3. Работа с текстом.

 

Знание орфографических и пунктуационных норм

Оценка группы.

Оценивание друг друга.

Работа с этимологическим  и толковым словарями.

Оценка группы

Оценивание друг друга.

4. Письменный морфологический разбор причастий.

Оценка пары.

Оценивание друг друга.

5. Дополнительное задание. (Тест.)

Критерии оценки:

0 ошибок - "5";

1ошибка - "4";

2 ошибки - "3";

Более 2 ошибок - "2".

Критерии  деятельности

а) Усвоил(а) полностью, могу применить.

б) Усвоил(а) полностью, но затрудняюсь в применении.

в) Усвоил(а) частично.

г) Не усвоил(а).

Оценка за урок (среднее арифметическое всех выставленных оценок).

Приложение 2. Эталон морфологических разборов.

Положенные - причастие.

I. Цветы (какие?) положенные.

II. Н.ф. - положенный.

Постоянные  - страдательное, прошедшего времени, совершенного вида;

непостоянные - в именительном падеже, во множественном числе.

III. Цветы (какие?) положенные (определение).

I.  Ветераны (какие?) приходящие

II. Н.ф. - приходящий.

Постоянные  - действительное, настоящего времени, несовершенного вида;

непостоянные - в именительном падеже, во множественном числе.

III. Ветераны (какие?) приходящие (определение).

I.  Патриоты (какие?) не забывающие

II. Н.ф. - не забывающий.

Постоянные  - действительное, настоящего времени, несовершенного вида;

непостоянные - в именительном падеже, во множественном числе.

III.   Патриоты (какие?) не забывающие (определение).


Приложение 3.Тестовая работа

1. Причастие имеет следующие глагольные признаки.
А) вид
Б) время
В) лицо
Г) переходность

2. Выберите предложение с причастным оборотом.
А) В густом вечереющем воздухе пролетела чайка.
Б) Из-за темневшего с левой стороны леса выплыла луна.
В) Зловещий вой, пронзительный и наглый, разрезал небо надвое.

3. Найдите предложение с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).
А) Море гладко выковано из синего металла.
Б) Самолет стоял за лесом на подтаявшем у краев крепком льду.
В) Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репьями.

4. Укажите словосочетания со страдательными причастиями.
А) расколотый пополам
Б) помогавший старикам
В) растущее дерево
Г) увядший цветок
Д) исправленный учителем
Е) несклоняемые существительные

5. Укажите, в каких пунктах допущены ошибки в образовании страдательных причастий прошедшего времени:
А) услышать – услышенный
Б) застрелить – застреленный
В) понять – понятый
Г) засеять – засеятый
Д) запаять – запаянный



Предварительный просмотр:

Автор: Груненкова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы.

ОУ: МКОУ «Малоатлымская СОШ».

Номинация: «Изучение нового материала».

Учебный предмет, класс: литература, 6 класс.

Учебник:  учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, 6 класс.

План-конспект урока.

Тема: Басни  И.А.Крылова как источник мудрости и творческого вдохновения.

Цель: научить  понимать обучающихся иносказательный подтекст басен и их мораль.

Задачи:

1. Образовательная:

-  повторить жанровые признаки басни;

-  учить внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;

- формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра.

2. Развивающая:

-  учить через ассоциативное мышление (образное) развивать умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.

3. Воспитательная:

- воспитывать любовь к слову и родному языку, духовность и нравственность через художественные произведения;

- прививать интерес к творчеству великого баснописца.

Оборудование: презентация Power Point, карточки-помощники, магниты, листки с названиями,  шкатулка, фонохрестоматия.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(слайд № 1)

 -  Сегодня мы вместе проведём урок литературы.

II. Постановка проблемного вопроса и определение темы урока. 

(слайд № 2)

- Я большая любительница разгадывать различные головоломки: ребусы, кроссворды, шарады; поэтому  и тему нашего урока для вас зашифровала в ребусе. Отгадав ребус, вы сможете сами назвать тему нашего урока.

 (слайд № 3)

- Ваш ответ «басня»; следовательно, речь сегодня пойдёт о баснях И.А.Крылова как источнике мудрости и творческого вдохновения.

  1. Создание образа-рисунка дерева.

(слайд № 4)

- Очень часто вы слышали слово басня.  А я сегодня задумалась, с чем может у вас ассоциироваться это слово. Почему?

(Опрос нескольких ребят)

- Мы получили разные варианты ответов. Сегодня на уроке мы вместе создадим единый образ басни. Сейчас мы будем и теоретиками, и практиками, и художниками. У вас на столах есть карточки-помощники (приложение № 1), которые смогут вам помочь в случае затруднения. Карточки перевёрнуты, вы к ним обращаетесь в случае затруднения.

– Назовите известных вам баснописцев?

 (Иван Иванович Дмитриев «Муха», Эзоп (Греция), Федр (Рим), Лафонтен (Франция), Василий Кириллович Тредиаковский, Александр Петрович Сумароков)

- Значит, у нашего образа обязательно есть автор.

(Учитель рисует ствол дерева на доске, прикрепляю листок «автор»)

- Без чего не может существовать басня. Что самое основное в ней? (Мораль).

(Учитель рисует корни у дерева, прикрепляет листок «мораль»)

-Какие вы знаете жанровые особенности  басни?

(-Небольшой рассказ, часто стихотворный;

-2 части: основное повествование и мораль (нравоучение);

- аллегорическая форма (иносказание);

-  сатирическое изображение;

- герои – чаще животные, насекомые, предметы и т.д.;

- олицетворение;

- диалог;

- использование просторечной лексики;

- лаконизм (краткость);

афористичность языка;

- особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь.)

(По ходу ответов учитель условно рисует ветви, прикрепляет листки

с определениями жанровых признаков басни)

- А кто всегда присутствует в баснях? (Герои) Кто же выступает в роли героев? (Животные «Свинья под дубом», насекомые «Стрекоза и муравей», птицы «ворона и лисица» и т.д.). Поскольку в баснях много разных героев, мы на ветвях нарисуем много листьев.

(Учитель рисует листы)

- Посмотрите, перед нами получился законченный образ басни - дерево.

  1. Анализ басни «Листы и корни»
  1. Знакомство с басней.

- У нас получился образ басни в виде дерева неслучайно. Созданный образ поможет нам ответить на вопрос «Какую басню мы сейчас будем изучать?» Помочь ответить на мой вопрос вам поможет страница учебника 37.

(Ребята, открыв названную страницу учебника, дают ответ.)

(слайд № 5)

- Сейчас мы познакомимся  с  басней Ивана Андреевича Крылова «Листы и корни».

- Я вам прочту басню, а вы проследите по тексту глазками. После прочтения басни назовите непонятные вам слова и выражения. Познакомимся с первым словом – обратите внимание на слово «зефиры».  (Тёплые летние ветры.) Приготовились, слушаем и следим! 

(Учитель рассказывает басню наизусть)

     2. Работа над лексическим значением слов и выражений.

а) Отвечал... смиренно — отвечал смирно, покорно.

б)   ...Дерзко так считаться с нами стали — дерзко, то есть высокомерно стали выяснять, кто важнее.
в)  На коем вы цветете — на котором вы цветете.
г) Не станет дерева, ни вас — не станет ни дерева, ни вас.

Е) Зефир - приятный, легкий ветерок.
ж) Толковали – рассказывали.
з) Раскидисто- пышно.
к) Надменно – высокомерно.

3. Анализ басни.

- Кто герои басни? Чей разговор мы слышим в этой басне? (Листы и корни)

- Что рассказывают листья ветру? Чем они гордятся?
- Согласны ли с листьями корни? О чём они предупреждают листья?

- Кто из героев на самом деле говорит «нагло и надменно»?


- Без какой части дерева не могут существовать листья? Почему?

- Вы знаете, что И.А.Крылов – большой мастер иносказания: под одним он подразумевает что-то другое. Поэтому и нам предстоит ответить на вопрос «Кто подразумевается под листами и корнями?» А поможет вам в этом иллюстрация на странице 38. (Дворяне и простой народ.)

(Если вопрос вызывает затруднение, дальнейшая работа корректируется.  

- Мой вопрос вызвал у вас небольшое затруднение. Мы не должны забывать, что на уроке у нас всегда есть верный помощник – учебник. Познакомьтесь со статьёй на стр. 39 и найдите ответ на поставленный вопрос: «Кого же подразумевал И.А.Крылов под листами и корнями?»)

- Встаньте, пожалуйста, те, кто выступает на стороне листов; а теперь я прошу подняться ребят, которые принимают сторону корней. Объясните свой выбор.

- Когда мы создавали образ басни, наше дерево, мы говорили, что самое основное в басне– это корни, мораль. Найдите строки морали, зачитайте и объясните их смысл.

- Иногда бывает так и среди людей. Те, кто на самом деле выполняет очень важную работу, остаются в неизвестности. А не столь важный человек имеет славу и популярность. Можете ли вы привести пример?

Y. Анализ басни «Ларчик».

  1. Знакомство с басней.

 - А теперь посмотрите на меня внимательно. (Учитель берёт в руки шкатулку). Обратите внимание на предмет, который я держу. Что это? (Шкатулка, сундучрк…) Это в нашей современной речи называется шкатулкой, а во времена И.А.Крылова называлось «ларец».

(слайд № 6)

- Предлагаю познакомиться с басней «Ларчик». Приготовьтесь слушать, следить по тексту. После прочтения басни назовите непонятные вам слова и выражения.

(Рассказывает басню наизусть учитель или заранее подготовленный ученик.)

     2. Работа над лексическим значением слов и выражений.

Исподтишка – когда никто не видит.
Голову ломает – усердно думает.
Скобка – скоба, используется в качестве ручки у сундуков, дверей и других предметов.
В ушах отдаётся – слышится.
Пуще – ещё больше.

 3. Анализ басни.

- Был ли мудрец уверен, что откроет Ларчик? Старался ли он?
- Тогда почему у него ничего не вышло?
- Правильно ли вёл себя мудрец, хвастаясь и рассказывая всем, какой он умелый? Хотел бы ты вести себя, как этот мудрец?
-  Всегда ли то, что кажется нам трудным, нелегко на самом деле? Подумай о случаях, которые могли бы это подтвердить. А что думают по этому поводу взрослые?

- Над чем смеётся баснописец в басне «Ларчик»?

- Что изменилось бы в басне от перестановки ударения (на слове «просто» или открывался»)?

- Найдите строки морали, зачитайте и объясните их смысл. (Не надо мудрствовать, если можно легко и просто выполнить работу.)

(слайд № 7)

- Каждая шкатулка, сундучок, ларец что-то бережно хранит. Так и наш ларец хранит вечную память и искреннюю любовь к великому баснописцу И.А.Крылову.

- Закончим нашу работу словами поэта Михаила Васильевича Исаковского:

                             Все знал и видел ум певца пытливый,
                            Всего сильней желая одного,
                           Чтоб жили жизнью вольной и счастливой,
                           Народ его и Родина его.

YI.  Подведение итога.

- Сегодня мы познакомились с двумя замечательными баснями И.А.Крылова: «Листы и корни» и «Ларчик». Чему мы учимся, читая произведения великого баснописца? (Иван Андреевич научил нас различать положительные и отрицательные качества людей, оценивать себя, свои мысли и поступки.)

- Что объединяет все басни И.А.Крылова? (У каждой басни есть своя мораль, которая является источником мудрости и творческого вдохновения.)

YII. Рефлексия.

- Ребята, всё ли вам понятно, о чём шла речь на уроке? Какие есть у вас вопросы?

- Оцените вашу работу на уроке:

А) если вам понравилась ваша работа на уроке, поднимите правую руку;

Б) если вы недовольны своей работой – левую руку.

 (слайд № 8)

YIII. Домашнее задание:

1. Вклейте в тетради карточки-помощники и повторите по ним жанровые особенности басни.

2.Сочините басню, используя следующую мораль: "Надо уметь выбирать друзей". Используйте крылатые выражения из басен Крылова. Басню можно сочинить и в стихотворной форме, и в форме рассказа.

- Понятно ли вам домашнее задание? Выполнять его совсем не сложно. Вам «просто нужно» за него взяться и сделать, как говорится в басне «Ларчик».

(слайд № 9)

Приложение № 1.

Жанровые особенности  басни.

1. Небольшой рассказ, часто стихотворный.

2. Две части: основное повествование и мораль (нравоучение).

3. Аллегорическая форма (иносказание).

4. Сатирическое изображение.

5. Герои – чаще животные, насекомые, предметы и т.д..

6. Олицетворение.

7. Диалог.

8. Использование просторечной лексики.

9. Лаконизм (краткость); афористичность языка.

10. Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь.



Предварительный просмотр:

Урок-путешествие  русского языка в 6 классе

«Фразеологизмы – мудрость народа».

Тип урока: закрепление новых знаний (урок формирования умений и навыков, закрепления знаний и способов действий).  

Вид урока: урок-путешествие.

Методы обучения: диалогический

Эпиграф урока:    

«Такой великий язык мог быть дан только великому народу».  (И.С.Тургенев)

Цели:

- систематизировать знания, полученные на уроках русского языка по теме «Фразеологизмы»;

- провести работу по обогащению  словарного запаса учащихся;

- заинтересовать ребят уроками русского языка;

- учить ребят работать коллективно.

Оборудование: мультимедийная поддержка.

Предварительное домашнее задание: повторить теоретический материал по теме «Фразеологические обороты».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему урока.

Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ошеломляют. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. Подобно тому, как русское слово неотделимо от понятия, которое оно передаёт, так и русский язык неотделим от духовной сущности нашего народа и истории. Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. Глубоко прав И.С.Тургенев, сказавший, что «такой великий язык мог быть дан только великому народу». (Слайд 1.)

Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включить их в словарь.

     Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи...

  1. Сообщение темы и цели урока.

Насколько ярки и точны фразеологические обороты, вы сможете убедиться сами. Сегодня вы сможете не только продемонстрировать свои знания, но и получить новые.

Итак,  мы отправляемся  в увлекательное путешествие по красочной стране Фразеология. Нас ожидает поезд под названием «Язык до Киева доведёт». (Слайд 2.)

Поскольку наше путешествие необычное, поэтому и поезд наш тоже не простой, а волшебный: когда мы прибудем на станцию и выйдем на платформу, двери вагонов захлопнутся автоматически и откроются только тогда, когда мы покажем свои знания и выполним все задания. Чтобы получить билет на поезд, нужно продемонстрировать свои знания в области фразеологии.

  1.  Устный опрос.        

Поочерёдно подходим к кассе. (Учащийся-помощник в форме кассира железнодорожной станции называет вопросы, в обмен на правильные ответы выдаёт билеты).(Слайд 3.)

Вопросы:

1)  Отличаются ли фразеологизмы от свободных сочетаний?

2) Можно ли так говорить?

А) Вы заблудились в трех елях? (Он заблудился в трех соснах.)

Б) У него семеро четвергов на неделе. (У него семь пятниц на неделе.)

В) Он привык из кильки делать кита. (Он привык из мухи делать слона.)

Можно ли во фразеологизмах произвольно заменять слова? (Во фразеологизмах нельзя произвольно заменять слова, так как они обладают постоянством лексического состава).

  1. В составе фразеологизмом порой используются слова, которые не всем понятны. Объясните значения слов.

А) Попасть впросак? (Просак – стан для кручения верёвок).

Б) Точить лясы?  (Лясы – точёные столбики для поддержания перил).

 5) Исходя из признака свободного словосочетания, определите признак фразеологизма.

А) Любое из слов можно заменить другими словами.  (В  составе фразеологизма нельзя заменять слова по своему желанию).

Б) Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность. (Слова теряют свою смысловую самостоятельность).

В) Слова в свободных словосочетаниях создаются в процессе речи, не требуют запоминания.  (Фразеологизмы не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания).

6) Являются ли фразеологизмы членами предложения? Объясните на примерах.

А) Он приехал на место происшествия к шапочному разбору.

Б) Мы увидели на клумбе анютины глазки.

В) На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды трактор.  

(Фразеологизм в предложении является одним членом предложения).

7) Могут ли у фразеологизмов быть синонимы и антонимы? Подберите примеры.

А) Тертый калач. (Стреляный воробей).

Б) Ни зги не видно. (Тьма кромешная, хоть глаз коли).

В) Жить своим умом.  (Жить чужим умом).

Г) Кот наплакал. (Куры не клюют).

        Молодцы! Благодаря своим знаниям, вы все смогли получить билеты. (Звучит гудок паровоза). Вы слышите, нас ждут приключения. Отправляемся в путь. Счастливого путешествия!

  1. Комментированное письмо.  (Учащиеся поочерёдно дают ответы и делают записи на доске, выделяют орфограммы)

Перед нами первая станция «Фразеологическая разминка». (Слайд 4.)

  1. Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха?
  2.  Выполняется быстро, ловко, хорошо.
  3.  Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения.
  4.  Оказаться в неловком, глупом положении.
  5.  Молчать, не говорить лишнего.
  6.  Выполнять обещание.
  7. Изобретать то или сообщать о том, что уже давно изобретено или известно.
  8.  Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком.
  9.  Его вешают, приходя в уныние.
  10.  Не цветы, а вянут.

  1. Работа в парах.

Вторая станция «Загадочный мир фразеологии». (Слайд 5.) Некоторые люди из-за своего незнания считают, что фразеологизмы произошли сами по себе, не имея под собой никакой основы: ни мифологической, ни исторической... Вы придерживаетесь такого же мнения? Объясните значение и, по возможности, происхождение следующих фразеологизмов:

А) Рог изобилия. (Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлён молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подарила его Зевсу. Тот  подарил его воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться всё то, чего они бы ни пожелали. Так выражение стало символом неисчерпаемого богатства, достатка.)

Б) Бить баклуши. (Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение «бить баклуши» превратилось во фразеологизм.)

В) Крокодиловы слёзы. (Этот фразеологизм означает притворную, лицемерную жалость, неискреннее сожаление. Выражение произошло от широко распространившегося в старину поверья, что крокодил якобы плачет, съедая свою жертву. В одном Азбуковнике (словаре) 17 века сказано о крокодиле: «Егда иметь человека ясти  (то есть когда ловит человека, чтобы съесть его), тогда плачет и рыдает, а ясти не перестаёт.)

Г) Заварить кашу. (В наши дни каша – только вид пищи, а раньше это слово имело ещё один смысл: свадебный пир, свадьба. О том, какое значение придавалось каше, можно судить по свадьбе Дмитрия Донского. Приятно было устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу, а последний отказался ехать в Москву, к молодому Дмитрию, которому в то время было 16 лет. Поэтому кашу устроили между двумя городами в Коломне.  От этих хлопотливых  «каш», в которое втягивался весь город, и родилось выражение заварить кашу.)

VII. Работа по карточкам. (Взаимопроверка).

Не только дети, но и взрослые любят наблюдать за поведение животных. Животные очень бы удивились, если бы узнали, что фразеология их не обошла стороной. Наверное, вы уже догадались, что наш поезд прибыл на станцию «Фразеологический зверинец». (Слайд 6.) Насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных, мы сейчас узнаем.

 Вставьте названия животных.

  1. Голоден как…
  2. Хитёр как…
  3. Труслив как…
  4. Изворотлив как…
  5. Надут как…
  6. Нем как…
  7. Грязный как…
  8. Упрям как…
  9. Болтлив как…
  10. Колючий как…

(Волк, осёл, сорока, индюк, лиса, свинья, заяц, ёж, рыба, бык.)

Проверка. (Слайд 7.)

  1. Голоден как волк.
  2. Хитёр как лиса.
  3. Труслив как заяц.
  4. Изворотлив как уж.
  5. Надут как индюк.
  6. Нем как рыба.
  7. Грязный как свинья.
  8. Упрям как бык.
  9. Болтлив как сорока.
  10. Колючий как ёж.
  11. Медвежья услуга.
  12. Вертеться как белка в колесе.
  13.  Ворон считать.
  14. Свинья везде грязь найдёт.

IY. Подведение итогов игры. Проверочная работа.

Как бы ни было интересно путешествие, всегда хочется вернуться домой. Последняя станция «Обобщаем, делаем выводы». (Слайд 8.)

  1. Назовите основные  термины урока. Дайте  их определение.
  2. Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа?
  3.  Чем могут различаться фразеологизмы-синонимы?
  4. Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи?
  5. С какой целью используются фразеологизмы в художественной литературе
  6. Какова роль фразеологизмов в языке?

IY. Выводы по уроку. 

Молодцы! Сегодня вы все показали, что дружны с фразеологией.

….Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории. Берегите его, не портите, не искажайте, не заостряйте грубыми  словами, штампами. (Слайд 9.)

Y. Домашнее задание. (Слайд 10.)

1) Выпишите из 3-5 фразеологизмов и объясните их значение.

2) Придумайте своё устойчивое сочетание слов, объясните его значение, нарисуйте к нему иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...