УМК по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Анашкина Анна Ивановна

УМК по литературе 5 класс (по уч.Меркина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umk_po_literature.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Пояснительная записка (общая)

        Данная программа предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на        

                                                  2012-2013 учебный год.      

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования. Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образования по  литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.

  Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

Для реализации задач литературного образования в 5—9 классах предлагается концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Выбор обусловлен тем обстоятельством, что в новой структуре образования 9 класс является выпускным и, исходя из обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе, школьники должны получить представление об историко-литературном процессе, в том числе и на основе постижения системных понятий и категорий.

В содержание новых программ для 9 класса входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века включительно. Это и многие другие обстоятельства выделяют проблему 9 класса как одну из самых актуальных. Решить ее в течение одного учебного года только в 9 классе для любой школы затруднительно.

Решение проблемы представляется оптимально возможным при таком варианте, когда, начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе. Сказанное совершенно не означает постоянное обращение только к одним и тем же именам. Вводя с 5 класса произведения определенных эстетических периодов и систем, учитель имеет возможность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), в 8 классе — о романтизме, чтобы в 9 классе сосредоточиться на основной эстетической проблеме — развитии реализма.

Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем детстве, — важный пример для школьника, проникающегося уважением и любовью к автору полюбившихся рассказов, повестей, стихотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но особенности его личности. В программе и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писателя, его отношением к искусству, творчеству, людям.

В тех случаях, когда произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс, как правило, последовательно даются сведения о детстве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). При этом всегда подобраны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста. Тогда же, когда имя писателя появляется в одном из классов, приводятся материалы и сведения, которые помогают школьникам лучше представить себе писателя, приблизить к себе образ автора.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.

Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение учащихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.

В конце программы для каждого класса основной школы приводится примерный список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть.

Возрастные особенности учащихся, техника их чтения, возможности анализировать прочитанное позволяют определить два больших концентра: 5—9 и 10—11 классы. Однако внутри этих основных концентров необходимо учитывать этапы взросления школьников в зависимости от роста их умений — техники чтения, умения анализировать и формировать свое отношение к прочитанному, преобладания наивно-реалистического восприятия прочитанного и беглости, выразительности чтения, умения видеть подтекст прочитанного.

Известно, что школьники 5—6 классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, которым характеризуется «наивный реализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Учитель должен открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей пятиклассников и шестиклассников. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или комментария произведения равнозначимы как эстетические, так и нравственные аспекты изучаемого литературного источника.

На новой ступени происходит восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 7 и 8 классов общеобразовательной школы. К этому возрасту многое меняется в подростках, особенно если идет речь об умениях и навыках. Например, к 7 классу, даже если весь класс в школе не считается сильным, школьники в большей степени, чем в предыдущих классах, стремятся к чтению; к этому времени у большинства учащихся отмечается хорошая техника чтения (беглость, выразительность и осмысленность читаемого текста), значительно более верными становятся различные виды пересказов произведения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, создавать собственный текст и пр.

В связи с этим в 7—8 классах на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.

  1.  класс как бы подытоживает знания, умения и навыки и позволяет творчески осмысливать художественное произведение, более полно определять особенности творчества писателя. С другой стороны, в 9 классе делается упор на усвоение материала курса в историко-литературном аспекте. Школьники к этому времени учатся осмыслять не только отдельное художественное произведение, но и постигать наиболее существенные стороны литературного процесса, видеть творчество писателя в историко-литературном контексте. В связи с этим, наряду с понятиями и категориями, характеризующими конкретные эстетические явления, вводятся системные понятия и категории: литературный процесс, литературные направления, историзм, народность, поэтический мир, стиль писателя и пр. Таким образом, курс 9 класса рассматривается как «переходный » по отношению к старшей школе, а сам материал организован с учетом возможной предпрофильной подготовки учащихся гуманитарных классов.

Отбор произведений, как правило, художественно совершенных с нравственно-эстетической точки зрения и учитывающих духовный рост личности, предполагает тематические, жанровые и иные переклички, позволяющие сопоставлять, сравнивать изучаемые произведения на протяжении всего курса обучения, от 5 до 9 класса включительно (в программный курс 10—11 классов введена специальная рубрика «Внутрипредметные связи »). Материал каждого учебника (художественные тексты, пояснительные статьи, вопросы и задания и пр.) объединен также внутренними сквозными идеями. Одной из них является мысль о диалогическом характере отношений на самых различных уровнях: диалога школьника с товарищами по классу, с учителем. Однако основной диалог школьник призван вести в смоделированном учителем художественном пространстве: книга — писатель.

Преподавание литературы в современной школе должно строиться на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников, поэтому в программу включен материал о возможных формах внеурочной деятельности школьников. Безусловно, это лишь некоторый ориентир для учителя, который, во-первых, волен избрать иной принцип и подход к данному вопросу, а во-вторых, вполне может либо проводить указанные творческие дела в той системе, которая предложена, либо разработать свою программу, основанную на личном опыте и видении проблемы.

Как показала практика, внеурочная деятельность дает оптимальные результаты в системе коллективных творческих дел. Кроме того, различаем три пути для возможной реализации: пропедевтический период (когда изучение материала еще не началось); параллельный (то есть в процессе работы над темой) и итоговый (после завершения изучения материала). Естественно, внеурочная деятельность по предмету не замыкается только в рамках предложенной системы и предполагает занятия и по темам (видам), не обязательно связанным с изучаемым литературным материалом.

В начальной школе заложены основы литературного развития школьника, сформированы личностные качества ученика как заинтересованного читателя. Безусловно, в процессе дальнейшего литературного образования эти грани литературного развития углубляются и расширяются. Для процесса обучения в 5 классе «программной» скрепляющей идеей стала мысль о книге, о ее роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Понимая необходимость приобщения школьников к чтению и к книге в современных условиях, авторы учебника сочли возможным показать на примерах из жизни выдающихся писателей, какую роль сыграла книга в их духовных и художественных исканиях , а также чем питался их особый интерес к чтению и к книге.

В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям.

Для 7 класса доминантным должно стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя.

Восьмиклассники постигают явления, связанные не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей.

В центре курса 9 класса — подведение итогов работы по литературе в 5—8 классах и усвоение основ историко-литературного процесса в русской культуре. В 9 классе введены разделы, включающие произведения от древнерусской литературы до второй половины XX века.


Общая логика движения материала представляется следующей:

класс

Содержание материала

5

Годы детства писателя; проблемы добра и зла в художественном произведении. Книга, ее роль в творчестве писателя, его художественных исканиях, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Произведения, вызывающие у учащихся данного возраста наибольший эмоциональный отклик. Характеристика отдельных граней художественного произведения на основании конкретных теоретических понятий

6

Период становления и формирования личности писателя; годы учения. Включение в круг чтения и изучение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Сложное отношение авторов к своим героям, созданным ими произведениям; характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий (например, силлабо-тоническая система)

7

Понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя; центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть; характеристика не только одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа; усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика

8

Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Выяснение своеобразия личности писателя. В связи с периодом становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах, включение произведений, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблема «человек — общество — государство». Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-литературного процесса (сентиментализм, романтизм)

9

Изучение основных фактов и явлений творческой биографии писателя; характеристика историко-литературного процесса. Усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе

Речевые умения школьников: начиная с крайне малых устных и письменных пересказов, сочинений, школьники постепенно осваивают различные виды пересказов (краткий, выборочный, художественный, от другого лица), различные виды собственных рассказов (создание сказки, былины, песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т. д.), от письменных ответов на вопрос переходят к сочинениям разных жанров (на литературную и свободную тему, в форме диалога, эссе, воспоминания, летописи, поучения, хождения, интервью, отзыва и т. д.).

Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:

  •  умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  •  выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  •  осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  •  умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
  •  умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  •  умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  •  умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

— умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  •  умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  •  умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  •  умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  •  умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Из базовых эстетических понятий и категорий, необходимых для всестороннего постижения авторского замысла и идеи художественного произведения (характеристика текста в единстве формы и содержания), школьники по завершении 9 класса должны усвоить и уметь пользоваться следующими:

I.

  1. Искусство. Книга как явление культуры и искусства.
  2. Миф как явление эстетическое. Мифы народов мира.
  1. Фольклор. Виды и формы фольклора. Структура фольклорного текста. Структура волшебной сказки. Варианты текстов сказки. Сказители. Собиратели и исследователи фольклора.

II.

1. Художественная речь. Средства изобразительности (выразительности) речи. Интонация. Многозначность слова. Ассоциативное восприятие (книга — писатель — читатель).

2. Система образов. Образы центральные и второстепенные.
Образ — персонаж — герой — тип.
Образ-персонаж, образ-пейзаж, образы животных.
Герой — лирический герой.

Портрет. Коллективный портрет.

III.

Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры.

Поэтическая речь как художественная система.

1. Эпос. Жанры эпоса (эпические жанры фольклора: рассказ, повесть, роман). Тематика и проблематика. Сюжет, фабула, композиция в эпическом произведении. Система образов. Язык. Разнообразие лексических пластов.

Авторский замысел и художественная идея.

  1. Лирика. Жанры лирических произведений. Жанровое образование (лирическое стихотворение). Строгие формы лирических стихотворений (сонет). Тема и мотив. Строфа. Стопа. Метр и ритм. Рифма. Типы рифм. Сюжет лирического произведения. Композиция лирического стихотворения.
  2. Лироэпические произведения. Фабула. Фабульные элементы: пролог (экспозиция), развитие действия, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Басня. Баллада. Поэма.
  3. Драма. Драматургия. Жанры драматургии (комедия [водевиль, мюзикл], драма, трагедия). Драматическая сказка.

Творческая история пьесы. Специфика драматургического произведения. Диалог. Позиция автора. Конфликт в драматургическом тексте.

IV.

Литературный процесс. Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Золотой век русской литературы; Серебряный век русской поэзии.

Содержание литературных произведений каждого класса основной школы учитывает эстетическую и воспитательную роль предлагаемых для изучения текстов, имеет как бы концентрическую форму для каждого класса (размышление о книге в начале курса, внутри и в конце; басня русская и зарубежная; сказка народная и литературная, русская и зарубежная; произведения, зовущие к добру, состраданию, великодушию в каждом из разделов; особенности детства писателей разных эпох и отношение их к книге и чтению и т.д. — в 5 классе, например), то есть предусматривается содержательная и структурная взаимосвязь разделов. То же самое можно сказать и о взаимосвязи между классами: пересекаются или продолжаются темы и писатели внутри групп классов (5—6, 7—8, 9) и внутри концентра 5—9, что помогает выстроить серию учебников и учебных пособий, содержательно и логически связанных друг с другом. Например, если в 5 классе идет в большей степени разговор о книге и увлечении ею пятиклассников, то в 6 классе осмысляют роль, значение и особенности художественной литературы, поднимаясь на новую ступень постижения литературного наследства, с которым им предстоит знакомиться.

Направляя усилия школьников на то, чтобы они глубоко осознали значение книги и чтения, роль собственного прочтения произведения, педагог формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т. е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. («Есть три вида читателей: первый — это те, кто наслаждается не рассуждая; другой — те, кто судит не наслаждаясь, и третий, срединный, — те, кто судит наслаждаясь и наслаждается рассуждая. Именно эти последние и воссоздают произведение заново». — И.В. Гёте.)

Программа 5—9 и 10—11 классов максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от преданий, фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века, четко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю и тем более «талантливому читателю» (С.Я. Маршак).

В старших классах происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии, соответствующей задаче профилизации старшей школы, ее ориентированности на углубленное изучение предмета (например, понятия «карнавальный смех», «литературная антиутопия» и т.п.). В программе 10—11 классов основной корпус теоретико-литературных сведений представлен рубрикой «Опорные понятия», сопровождающей каждый из «персональных разделов» курса.

Изучение курса литературы в старших классах являет собой завершающий этап школьного литературного образования. Вместе с тем это лишь определенная фаза формирования духовной и эстетической зрелости юного читателя — процесса, не прекращающегося с окончанием школы. Исходя из этого, следует выделить основные структурно-содержательные параметры и методологические принципы, положенные в основу программы.

В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.

Структура программы старшей школы отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»), Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике  «Межпредметные связи»).

Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значи        тельные явления того или иного историко-литературного периода. Применительно к русской литературе XIX века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творчество А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.). Литература первой        половины XIX века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков, углубляющим и расширяю        щим курс 9 класса (о принципах программного сопряжения курсов 9 и 10 классов см. выше).

Существенно переосмыслена историко-литературная канва курса литературы XX века. Прежде всего авторы стремились избежать «перекосов» в соотношении различных пластов литературы столетия (реализм и модернизм,  «эмигрантские» и «советские» авторы и т.д.), по возможности полно представить рассеянную по миру и расколотую в недрах собственной отчизны великую русскую литературу. С этой целью в программу введены новые разделы, такие, как «Парижская нота русской поэзии», «Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х гг.». Особо следует отметить цикл разделов-очерков «У литературной карты России», призванный расширить знания читателя-школьника в области литературного краеведения, воздать должное писателям так называемого «второго ряда».

В обзорные темы программы включены произведения, которые могут быть выделены для ознакомительного текстуального анализа в рамках обзора. Монографические разделы содержат как обязательный, «активный» перечень произведений, рассматриваемых текстуально, так и «пассивный» список для самостоятельного чтения, любые произведения из которого могут быть включены в текстуальное изучение в форме индивидуального сообщения, ученического доклада или реферата. В целом объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (базовый и профильный уровни). Двухуровневый подход к изучению курса придает программе многоцелевой, вариативный характер, дает простор для творческой инициативы учителя.

Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы XIX— XX веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку — вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность. Аннотации к разделам программы соответствуют общей концепции курса и призваны сориентировать учителя в проблематике изучаемых произведений, выделить то главное, что составляет их идейно-эстетическую значимость.

     

 Календарно-тематическое планирование уроков  

                                     литературы

                                       

                                                       5 класс

                                           2012-2013 учебный год

                           

  № урока

Содержание учебного материала

Всего часов

Теория

Практика

Контроль

   1

Введение в мир литературы. Книга – твой друг. Писатель – книга – читатель.

   1

   1

   2

Мифология. Рассказ о мифе и мифологии. Античный миф. Возникновение мифа.

   1

   1

   3

Мифология. Мифологические герои и персонажи Древней Греции. «Рождение Зевса». «Олимп». Происхождение мира и богов.

   1

   0,5

     0,5

   4

Мифология. Представления древних греков о сотворении Вселенной. Гомер. «Одиссея».  Сюжет. Образ Одиссея и Полифема.

   1

   0,5

    0,5

   5

Контрольная работа по мифологии

   1

   1

   6

Устное народное творчество. Истоки. Жанры. Загадки. Пословицы и поговорки.

   1

  0,5

   0,5

  7

Устное народное творчество. Сказки. Волшебная сказка  «Царевна – лягушка» Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки. Композиция сказки.

  1

  0,5

  0,5

  8

Устное народное творчество. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Сюжет и реальная основа сказки.

  1

  0,5

  0,5

  9

Контрольная работа по унт.

  1

  1

 10-11

Древнерусская литература. «Повесть временных лет» - памятник древнерусской литературы. Отражение исторических фактов в древнерусской литературе. Нравственная позиция автора в произведениях литературы.

  2

  1

  1

 12

Басня. Басня как жанр литературы. Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица». Понятие «эзопов язык». Жан де Лафонтен. «Лисица и виноград».

  1

  0,5

  0,5

 13

Басня. Русские басни и баснописцы. В.К. Тредиаковский. «Ворона и лиса» А.П. Сумароков. «Ворона и лиса». М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в миру…»

  1

  0,5

  0,5

 14

Басня. И.А.Крылов. Тематика басен. Сатирическое и нравоучительное в басне.

 15

Басня. Сравнение басен В.К. Тредиаковского, А.И. Сумарокова, И.А.Крылова, Эзопа. Способы реализации одного сюжета. Понятие бродячего сюжета.

  1

  1

 16

Русская литература XIX века. А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Стихотворение «Няне».

  1

  0,5

  0,5

 17

А.С.Пушкин. Литературная сказка и  ее отличие от народной сказки.  А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». /»Сказка о царе Салтане…»

  1

  1

 18

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы.

  1

  1

 19

А.С.Пушкин. В мире художественного слова А.С. Пушкина. Понятие прозаической и стихотворной речи. Ритм. Рифма.

  1

  0,5

  0,5

 20

А.С.Пушкин. Образ природы в стихотворении «Зимняя дорога»

  1

  1

 21

Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

  1

  1

 22

Поэзия 19 века о родной природе: М.Ю. Лермонтов, Ф.Тютчев, А. Фет, Е. Боратынский, И.З. Суриков

  1

 

  1

 23

М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя

  1

  1

 24

М.Ю.Лермонтов. «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении Лермонтова. Домашнее сочинение «На поле славы»

  1

  0,5

  0,5

  1

 25

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

  1

  1

 26-27

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» - атмосфера святочной повести. Сюжет повести. Добро и зло. Средства создания образов (портрет, речевая характеристика). Комизм произведения. Отличие от сказки. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести

  2

  1

  1

 28

И.С.Тургенев. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в жизни писателя.

  1

  1

 29

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образы центральные и второстепенные. Тематика и социальная проблематика рассказа (понятие проблемы). Современники о рассказе.

  1

  1

 30

Сочинение «Эпизод в рассказе И. С.Тургенева «Муму», который произвел на меня самое большое впечатление»

  1

 31

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе (понятие, знакомство со стихотворениями «Щи», «Собака», «Воробей», «Черепаха», «Роза», «Насекомое», «Голуби», «Природа», «Русский язык»)

  1

  0,5

  0,5

 32

Н.А.Некрасов. Детство поэта. Стихотворение «Крестьянские дети»: тема и способы ее раскрытия, композиция, отношение автора к героям произведения

  1

  0,5

  0,5

 33

Н.А.Некрасов. Стихотворение Н. Некрасова «Тройка». Понятие строфы

  1

  0,5

  0,5

 34

Л.Н.Толстой. Ясная поляна в жизни писателя. «Кавказский пленник»: творческая история рассказа

  1

  1

 35

Л.Н.Толстой. Кавказский пленник». Основные проблемы в рассказе. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа отношений. Образ Дины. Роль Дины

  1

  1

 

Домашнее сочинение на тему «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?»

 36

А.П. Чехов. Детские и юношеские годы писателя. «Злоумышленник» - юмористический рассказ? Понятие юмора. Роль детали, диалога в рассказе

  1

  0,5

  0,5

 37

А.П. Чехов. Вн. чт. Рассказы А. Чехова «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др. Высмеивание страха и трусости.

  1

  0,5

  0,5

 38

Контрольная работа по литературе XIX  века

  1

  1

 39

Русская литература XX века. И.А. Бунин. Детские годы писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»: тема природы, приемы ее реализации. Понятие морфологического анализа художественного произведения. Чтение наизусть.

  1

  0,5

  0,5

 40

И.А. Бунин «В деревне» - эмоциональное состояние героя. Средства создания образа

  1

  0,5

  0,5

 41

Л.А. Андреев. Краткие сведения о писателе. «Петька на даче»:основная тематика и нравственная проблематика рассказа.

  1

  0,5

  0,5

 42

А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух»

  1

  0,5

  0,5

Домашнее сочинение-отзыв: впечатление об услышанном или увиденном в мире природы. См. Живое слово стр. 45

 43

А.А.Блок. Детские годы в Шахматове. «Летний вечер»: красота природы и сопереживание ей. (Формирование умения анализа стихотворения).

  1

  0,5

  0,5

 44

А.А.Блок. В мире художественного слова А. Блока (работа со стихотворением «Полный месяц встал над лугом»). Художественное своеобразие стихотворения.

  1

  1

 45

С.А. Есенин. Детство поэта. Единство человека и природы в поэзии Есенина. Прием олицетворения. Чтение наизусть.

  1

  0,5

  0,5

 46

А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Никита». Мир глазами ребенка. Образ Никиты. Значение финала. Понятие фантастики.

  1

  0,5

  0,5

 47

П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. Труд и мастерство в сказе «Каменный цветок». Жанр сказа и его отличие от сказки. Язык героев сказа

  1

  0,5

  0,5

 48

Н.Н.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: правда или веселый вымысел?

  1

  0,5

  0,5

 49

Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. «Как патефон петуха от смерти спас». Тема милосердия, добра и сострадания.

  1

  0,5

  0,5

50

Вн.Чт. Е.И.Носов «Трудный хлеб»

  1

  1

51

Родная природа в произведениях писателей 20 века (стихотворения В. Бокова, Н. Рубцова). Чтение наизусть.

  1

  0,5

  0,5

 52

В мире художественного слова В.И. Белова. Составление словаря словосочетаний с изобразительными средствами по рассказу «Весенняя ночь»

  1

 

  1

53

В.Г. Распутин. Отрывок из повести «Век живи – век люби». Смысл названия повести.

  1

  0,5

  0,5

54

Контрольная работа по разделу «Литература XX века».

  1

  1

 55

Поэты – земляки о природе кузбасского края.

  1

  1

56-57

Зарубежная литература. Д.Дефо. Краткие сведения о писателе.

«Робинзон Крузо» (отрывки). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта),

Характеристика жанра. Притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие.

  2

  1

  1

 58

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: искусство и природа. Волшебная сказка, авторский замысел и способы его характеристики

  1

  0,5

  0,5

 59

Х.К.Андерсен. «Снежная королева»: добро и зло, внешняя и внутренняя красота, гармония, дружба, верность, любовь, надежда, искренность, доброта. Библейский и мифологический мотивы в сказке «Снежная королева».

  1

  0,5

  0,5

 60-61

М.Твен. Краткие сведения о писателе. Краткие   сведения  о писателе.     Автобиографическая   повесть и ее герои. Том и Гек. Дружба мальчиков.      Приключения подростков,  их смелость,    фантазия    и авантюризм.     Бекки Тэчер и Том. Внутренний   мир   героев М: Твена,  черты  характера      Изобретательность в играх - умение   сделать   окружающий мир интересным.  Ирония.

  2

  1

  1

 62-63

Ж. Рони-Старший. Эмоциональный мир древнего человека в повести «Борьба за огонь» Краткие  сведения  о писателе. Гуманистическое   изображение доисторического   человека.    Человек   и природа,   борьба   за выживание

  2

  1

  1

 64-65

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» - период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни. Добро и зло, благородство героя, уважение взрослых.

  2

  1

  1

  66

А. Линдгрен. Биография.

Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги»

(отрывок)

  1

  0,5

  0,5

 67-68

Р.Брэдбери. Краткие сведения о писателе. Знакомство с фантастическими произведениями. Рассказ «Всё лето в один день»: мечта и реальность, жизнелюбие, доброта – основные мотивы произведения.

  2

  1

  1

 69

Итоговый урок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги», или литературный час («Я хочу рассказать вам…»)

  1

  1

 70

Рекомендация книг для летнего чтения

  1

  1

Литература

  1. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., 2004
  2. Г.Меркин, С.Зинин, В.Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – М.,2006
  3. Г.Меркин, Б.Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс». – М., 2007
  4. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Г. Меркин. – М., 2007
  5. Н.Ванюшева. Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе. – Литература (ИД «Первое сентября»), 2008, № 10
  6. С.Воровщиков. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология (глава «Программа общеучебных умений школьников»). – М., 2005
  7. Г.Граник, Л.Концевая, С.Бондаренко. Когда книга учит. – М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...