Урок литературного чтения в начальной школе (3-й класс). Н.А. Некрасов. "Мороз-воевода"
методическая разработка по литературе по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_3_klass_n._l._protsenko.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
литературного чтения в начальной школе (3-й класс).
Н.А. Некрасов. "Мороз-воевода"
Учитель начальных классов: Проценко Нина Леонидовна
Цели урока:
- Самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью;
- Корректировать свою деятельность, диалоги с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- Вычитывать все виды текстовой информации;
- Слушать и слышать других, понимать иную точку зрения, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, задавать вопросы;
- формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально – творческую деятельность;
- обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений;
- реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова “Мороз – воевода”;
- развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;
- воспитывать интерес к классической литературе, к поэзии 19 века;
- воспитывать любовь к русской природе;
- способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.
Оборудование:
портрет Н.А. Некрасова, презентация по теме урока, мультимедиа проектор, экран, рисунки детей «Как я представляю Мороза», выставка книг с произведениями Н.Некрасова, памятки по определению темы и жанра произведения, по подготовке к выразительному чтению, листы белой бумаги, цветные карандаши, таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение.
Ход урока:
- Психологический настрой учащихся.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
Посмотрите по сторонам всё ли в порядке в классе? Всё ли обычно?
- Ой, кругом снег, снежинки!!
-Кто догадался почему? О чём говорит дата – 2 декабря?
- Наступила зима.
Давайте пригласим зиму и поздороваемся с ней ! ( Шолохов Никита).
Работа над пословицами о зиме.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь – году начало, зиме середина.
Февраль – месяц лютый, спрашивает как обутый.
- На улице зима, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в зале есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи .
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
- Подготовка к восприятию стихотворения Некрасова Н.А. ( Мороз - Воевода).
Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии XIX века, исследовали структуру, тему, специфику литературной формы (жанра), содержание, язык произведения “Мороз-воевода” Н.А. Некрасова; - реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”.
Некрасов написал поэму «Мороз Красный нос» о женщине крестьянке, о её встрече с Морозом в лесу. Мы познакомимся с отрывком из поэмы - “Мороз – воевода”, определим его тему, жанр, исследуем содержание, язык произведения; представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, будем учиться выразительно читать это произведение.
3.Сообщение темы и цели урока.
- Кто может поставить цели перед нами?
(Ознакомиться с новым стихотворением. Найти его особенности).
4.Первичное восприятие текста.
Учитель читает стихотворение .
- Понравилось это стихотворение , Чем?
5. Словарная работа ( по презентации ).
6. Определение темы и жанра произведения.
- Смоделируйте обложку книги для одноимённого произведения. (Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмически организованной форме, поэтому на обложке я нарисовала треугольник. Это произведение о зимней природе, о её красоте, поэтому треугольник раскрасила зелёным цветом, автор произведения – Николай Алексеевич Некрасов, название произведения – “Мороз-воевода”).
7. Чтение текста и анализ текста стихотворения.
-Что значит «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»?(сторожит).
-Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).
-Как покоряется Морозу природа?(Морозу подчиняется все «-метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Он кажется нам всемогущим владыкой. Он всё может).
-Что он может?
-Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).
-Какими эпитетами его можно наградить? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.).
8. Словесное рисование образа « Мороза - Воеводы».
Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он - волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может.
9. Представление сказочного образа Деда мороза.
Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках?(В сказках Мороз добрый, может пожалеть,может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый.А в стих-нии у Н.Некрасоваон-всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз-воевода).
-Какова основная мысль стих-ния?(Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, каки любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу.ТаковН.Некрасов-он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает.)
Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.
10. Работа над выразительным чтением стихотворения.
Индивидуальное и хоровое чтение.
11. Итог урока.
-Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии XIX века, исследовали структуру, тему, специфику литературной формы (жанра), содержание, язык произведения “Мороз-воевода” Н.А. Некрасова; - реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”.
12. Рефлексия.
- Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?
- Продолжите предложения: ( на слайде ).
- Спасибо за работу!
Время урока истекло.
Я вам, ребята, благодарна.
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
Звучит « Новогодняя песенка ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование уроков физической культуры в начальной школе 1-4 классы
Планирование уроков по физической культуре 1-4 классы по 3 часа в неделю...
Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН, окружающего мира и чтения в начальной школе»
Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН,...
«Мастер класс» «Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе» «Забавное чтение»
quot;Мастер класс". "Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе ". "Забавное чтение"....
Совместная проектная деятельность на уроках литературного чтения и немецкого языка в начальной школе
Совместная деятельность учителя начальной школы Лисичкиной Татьяны Васильевны и учителя немецкого языка Шустовой Ларисы Александровны на уроках литературного чтения....
Речевые разминки для уроков литературного чтения в начальных классах
Речевые разминки для уроков литературного чтения в начальных классах...
Сказки учебника «Starlight 2 – 4 » для обучения чтению и формированию интереса к чтению на уроках английского языка в начальной школе.
Все дети любят сказки. Сказки это , как правило, небольшие истории, которые всегда заканчиваются хорошо. Добро побеждает зло, а сказочные персонажи помогают хорошим героям бороться с неприятностями....
Материалы к новогодним литературным чтениям в начальной школе ("Щелкунчик и Мышиный король" Э. Т. А. Гофмана)
Подобные совместные тематические чтения идеально проводить в начальной школе, когда ребята уже научились читать, но им ещё не хватает практики. Выбранный текст (фрагмент текста) разбивается на маленьк...