Представление романа Ф.М. Достоевского "Бесы"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Арбатова Эльвира Николаевна

Урок предполагает продолжение разговора о вечных темах в творчестве Достоевского, пробуждает желание прочесть роман, позволяет осуществить связь с научной мыслью, развить навыки философского осмысления действительности. Главная роль на уроке, который может быть проведён после изучения "Преступления и наказания" ("Идиот"), принадлежит учителю. Отдельным учащимся предлагается подготовиться заранее по первым пунктам плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dostoevskiy.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                Представление романа Ф.М.Достоевского “Бесы”.

Цели урока: - продолжение разговора о вечных темах в творчестве                                      Достоевского;

                   - осуществление тесной связи с научной мыслью;

                   - привитие учащимся навыков философского осмысления                                      действительности;

                   - пробуждение желания прочесть роман.

План        1. Обстановка в России в период написания романа.

        2. “Нечаевское” дело.

        3. Черновики произведения.

        4. “Пропаганда идей” (Н.Бердяев) П.Верховенского, Ставрогина, Ки-                      риллова, Шигалева, Шатова в романе.

        5. “Идея” Достоевского.

        6.  Интерпретация “Бесов” в критической литературе.

Главная роль на уроке, который может быть проведен после изучения романа “Преступление и наказание” (“Идиот”), принадлежит учителю. Отдельным учащимся предлагается заранее подготовиться по 1, 2 пунктам плана.

Оформление: - портрет Достоевского;

                    - репродукции картин Иеронима Босха “Сатана” ( XV в.) и                               Люсьена Дульфана “Бесы” (1987).

Эпиграфы:

        Все герои Достоевского поглощены какой-нибудь идеей, опьянены идеей, все разговоры в его романах представляют изумительную диалектику идей.

                                                        Н.А.Бердяев о русской философии  1

        ... нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть.

Из письма Ф.М.Достоевского - Н.Д.Фонвизиной от конца февраля 1854  2 .

Словарная работа:

Анархизм (греч. anarchia - безначалие, безвластие) - общественно-политическое течение, враждебно относящееся ко всякой власти и государству.

Тенденциозный - пристрастный, необъективный.

Ход урока.

Звучит стихотворение А.С.Пушкина “Бесы” (1830).

- “Бесы” А.С.Пушкина запечатлели горькие, напряженно-мучительные размышления поэта о будущем России и о пути художника  3 .

Спустя сорок лет Ф.М.Достоевский из этого стихотворения возьмет не-сколько строк в качестве эпиграфа для своего третьего эпохального романа “Бесы” (1870)  4 , которому предшествовали “Преступление и наказание” (1866) и “Идиот” (1868). И так же , как и Пушкин, писатель будет философски осмысливать положение личности в мире, пути развития общества, “трагичес-кое движение идей”.

- Роман создавался в период, когда русское освободительное движение переживало сложный период. Оно потеряло идейное и организационное един-ство и распалось на множество не связанных друг с другом отдельных групп и ячеек, проповедовавших самые различные политические взгляды. Достоевс-кий, живший за границей, с тревогой следил за усиливающимися в среде ре-волюционной эмиграции влияниями анархических идей и проникновением их в Россию  5 . Противоборствующие в России в 60-х - 70-х г.г. идеи давали Достоевскому повод для постановки нравственно-философских  вопросов. В 1870 году он писал из Дрездена Н.Н.Страхову : “Хочется высказать несколько мыслей, хотя бы погибла при этом моя художественность. Но меня увлекает накопившееся в уме и в сердце... Нигилисты и западники требуют окончатель-ной плети”  6 . В их идеях Достоевский увидел преклонение перед прагматиз-мом, устраняющим из жизни духовность как нечто ненужное и тем самым уничтожающим человека как личность  7 . Роман создается как отклик на те явления русской действительности, которые отразились в громком “нечаевс-ком” деле.

- Убийство пятью членами тайной организации “Народная расправа” - С.Г.Нечаевым, П.Г.Успенским, А.К.Кузнецовым, И.Г.Прыжовым, Н.Н.Нико-лаевым - слушателя Петровской земледельческой академии И.И.Иванова, процесс над большой группой революционеров, проходивший в 1871 году в Петербурге и широко освещавшийся в печати, - реальный пласт, который лег в основу самого злободневного и тенденциозного романа Достоевского.         С.Г.Нечаев (1847 -  1882) принимал активное участие в студенческих бес-порядках, позже бежал в Швейцарию, где и состоялась его встреча с М.А.Ба-куниным и Н.П.Огаревым. Бакунин пытался через посредство Нечаева орга-низовать в России революционное общество, которое воплотило бы его анар-хистскую программу. Нечаев вернулся в Россию с выданным ему Бакуниным мандатом мифического “Русского отдела всемирного революционного сою-за”. Афишируя свои мнимые тесные связи с вождями русской эмиграции в Же-неве (в том числе с Герценом, которого он вообще не знал), Нечаев организо-вал в Москве несколько пятерок. Его диктаторские приемы внутри общества “Народная расправа” вызвали серьезные трения, которые привели к столкно-вению с Ивановым. Убедив соучастников в том, что Иванов является тайным агентом, организовал его убийство. Сам Нечаев бежал за границу, но был вы-дан в 1872г. царскому правительству швейцарскими властями. Над Нечаевым был совершен обряд публичной казни, после чего его заточили в Алексеев-ский равелин Петропавловской крепости.

Программа общества ”Народная расправа” представлена в “Катехизисе революционера”: “Наше дело страшное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение”  8 .

- Подготовительные материалы к “Бесам” отражают основные этапы ра-боты писателя над романом, позволяют видеть, по каким внутренним законам художественная мысль воплотилась в слово.

Одна из записей формулирует основную особенность повествования “Бе-сов”: “Вся обстановка и весь ход Нечаева в том, что читателю совсем ничего не видно сначала, кроме нескольких плутовских и странных характеристичес-ких черт. Не делать, как другие романисты, т.е. с самого начала затрубить о нем, что вот это человек необычный. Напротив, скрывать его и открывать лишь постепенно сильными художественными чертами”  9 .

В рабочих материалах Достоевский детально обдумывал все подробности психологических ходов. “Главное, - записывает он, - особый тон рассказа, и все спасено. Тон в том, что Нечаева и Князя П.Верховенского и Ставрогина - не разъяснять. Нечаев начинает с сплетен и обыденностей, а Князь раскрыва-ется постепенно в действии и без всяких объяснений”. “Пусть потрудятся сами читатели” - так сформулировал Достоевский на страницах “Записных тетра-дей” принцип сотворчества писателя и читателя  10 .

“В моде был некоторый беспорядок умов”.

“...одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, тру-сливую, жестокую, себялю-бивую мразь...”

     (Петр Верховенский)

“Для меня нет выше идеи, что бога нет”

                            (Кириллов)

“Потерял раз-личие добра и зла”

  (Ставрогин)

“Народ возношу до бога”

                              (Шатов)

“Выходя из безграничной свобо-ды, я заключаю безграничным деспотизмом”

                               (Шигалев)

- Наиболее рьяный “революционер” в романе Петр Верховенский (“вер-ховенство” - начальствование, главенство), для которого не существует ничего святого. Его кредо - самоуверенность, исключительное бесстыдство, проник-нутое пренебрежением к нравственности. Чужая жизнь для него ничего не зна-чит (организует убийство Шатова), ни во что не верит, считая себя “мошен-ником”, а не “социалистом”. Все политические происки ему нужны для того , чтобы осуществить замысел своей исключительности.

Другой “нигилист” - Кириллов. Если для П.Верховенского само понятие свободы вообще не существует, то для Кириллова личная независимость, “ат-рибут божества” - своеволие заключается в том, чтобы убить себя. Обуревае-мый атеистическим бредом, Кириллов приходит к крайней степени демонизма, обожествляя собственное “я”: “Если нет бога, то я бог”. По выражению П.Верховенского, Кириллова “съела идея”, сцена самоубийства последнего страшна.

Шигалев, рассуждая о системе устройства мира, пришел к умозаключе-нию, что человечество разделяется “на две неравные части. Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью де-сятыми. Те же должны потерять личность и обратится как бы в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как бы первобытного рая, хотя, впрочем, и будут рабо-тать”. Вспомним: подобный взгляд на окружающее определял и логику Рас-кольникова. Однако, предлагая рай на земле, Шигалев запутался в противо-речиях: “Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспо-тизмом”.

Поначалу кажется, что идея Шатова далека от идей и П.Верховенского, и Кириллова, и Шигалева. Он верит в “единого народа - “богоносца”, проповедует бога. Но уже сама фамилия Шатова значима: шаткость, непрочность веры. Его подстерегало изысканное бесовское искушение: возлюбить Христа не в своем ближнем, а в народе в целом. В отношении же к конкретному человеку Шатов далеко не христианин  11 .

Центральное место в романе занимает странный образ Николая Ставрогина. Именно он - “солнце, вокруг которого все вращается. И вокруг Ставро-гина поднимается вихрь, который переходит в беснование. Все тянется к нему, как к солнцу, все исходит от него и возвращается к нему, все есть лишь его судьба. Шатов, П.Верховенский, Кириллов - лишь части распавшейся личнос-ти Ставрогина - необыкновенной человеческой личности, истощившей свои силы в безмерности своих стремлений, не способной к избранию и жертве”, - писал Н.А.Бердяев  12 . Ставрогин способен на потрясающий цинизм, может внушить окружающим его людям противоположные идеи, толкает их на смерть, оставаясь при этом ко всему безучастным. И в этом смысле идет гораздо дальше всех в моральном крахе личности, ведущем к самоистреблению. Ставрогин одержим дьяволом, который имеет свой “рецепт”.

Я яд дурмана напущу

В сердца людей, пускай их точит!

В пеньку веревки мысль вмещу

Для тех, кто вешаться захочет!

Под шум веселья и пиров,

Под звон бокалов, треск литавров

Я в сфере чувства и умов

Вновь воскрешу ихтиозавров!

У передохнувших химер

Займу образчики творенья.

Каких-то новых, диких вер

Непочатого откровенья!

Смешаю я по бытию

Смрад тленья с жаждой идеала;

В умы безумья рассую,

Дав заключенье для начала!

Сведу, помолвлю, породню

Окаменелость и идею,

И праздник смерти учиню,

Включив его в Четьи-Минею.

                                                (К.Случевский “Рецепт Мефистофеля”)

- Болела душа великого писателя за Россию, искушаемую бесами-людьми, одержимыми страстью основательно и быстро изменить весь мир. Достоев-ский не хочет и не может верить, чтобы зло было нормальным состоянием лю-дей, справедливо считая, что “в мире без Христа станет грязно и греховно... Устраняя Христа, вы устраняете недостижимый идеал красоты и добра из че-ловечества”  13 . Христос для Достоевского - начало всякого нравственного основания.

- После выхода в свет роман сразу же заземлили, “зазлободневнили” (Ю.Карякин). До недавнего времени он воспринимался с позиций социальных катаклизмов как злобная острая книга политического характера, направлен-ная против всего русского революционного движения, сатирически изобража-ющая передовых деятелей эпохи  14 . В результате шельмования проглядели, что Достоевский “сумел подняться от злобы (от буквальной злобы) дня до высших, вековечных забот... предупредить, спасти и возвысить хотел, вернее, спасти путем возвышения, одухотворения, подвига”  15 .

Глубинную суть произведения сумела увидеть исследователь Л.Сарас-кина, считая, что в будущем “Бесы” будут прочитаны как роман “о мучи-тельных исканиях Бога, об испытаниях веры и любви, о мытарствах мятеж-ного духа”  16 .

- Нечисть изобличалась для общественного блага не только в конце XIX века писателем Достоевским, но и в XV столетии художником раннего Нидер-ландского Возрождения Иеронимом Босхом (1460 - 1516). Слуги и посыльные зла изображены им уродливо, странно-безобразно. Босх рассказывает о нашей жизни на вечном фоне божественной истории и непрерывной взаимопо-беждающей борьбы добра и зла  17 . Современные авангардисты восходят к нему как к своей предтече.

Люсьен Дульфан - глубокий художник, обладающий неповторимым инди-видуализмом. На своих полотнах временами он запечатлевает как бы сюжеты из странных снов. Его творческое воображение гротескно перемешивает лю-дей и предметы, будничное с абсурдным.

Будем же и мы, познавая себя, окружающий мир, осваивать наследие многотысячелетней человеческой культуры.

Источники:

1.Бердяев Н.А. о русской философии / ч.1 - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. С.39.

2. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Л., 1985. Т.28. С.176.

3. См. об этом подробнее в кн. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пуш-кина в 1830-е годы (1830-1833). - Л.: Худож. лит., 1974. С.96-104.

4. Русская литература: 10 кл. Хрестоматия ист.-лит. материалов. М.: Про-свещение, 1993. С.234.

5. Достоевский Ф.М. Избранные сочинения. М.: Худож. лит.,1990. С.17.

6. Достоевский Ф.М. Полн. собр.соч. Л., 1986. Т.29. С.112-113.

7. Достоевский Ф.М. Бесы. М.: Правда, 1990. С.8.

8.Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Л., 1975. Т.12. С.192-194.

9.Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Л., 1974.Т.11. С.265.

10.Сараскина Л.И. Бесы: роман-предупреждение. М.: Советский писатель, 1990. С.40-41.

11.Достоевский Ф.М. Бесы. С.16-17.

12. Бердяев Н.А. Указ. соч. С.44.

13. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т.11. С.112.

14. Русские писатели. Библиографический словарь. М.: Просвещение, 1971. С.307.

15. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. М.: Советский писатель, 1989. С.201-235.

16. Сараскина Л.И. Указ. соч. С.6.

17. Липатов В. Пассажир корабля дураков // Юность, 1991, № 7. С.32-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная работа.Тема: «Сходство романо-германских и славянских языков». Цель: установить сходство между романо-германскими (английским) и славянскими языками (русским), причины взаимопроникновения и влияния.

Научная работа«Сходство романо-германских  и славянских языков».Мурманская область, г. Гаджиево, МОУ СОШ №276, 6 Б Выполнила:Волошенко Маргарита,ученица 6 класса БМОУ СОШ №276 г. Гаджиево....

Краткое содержание романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", ОК, таблицы, кольцевая композиция романа

Данный материал позволяет успешно активизировать учебный процесс при изучении в 10-м классе романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"...

Конспект урока литературы в 9 классах “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике».

Тема: “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений...

Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....