Представление романа Ф.М. Достоевского "Бесы"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок предполагает продолжение разговора о вечных темах в творчестве Достоевского, пробуждает желание прочесть роман, позволяет осуществить связь с научной мыслью, развить навыки философского осмысления действительности. Главная роль на уроке, который может быть проведён после изучения "Преступления и наказания" ("Идиот"), принадлежит учителю. Отдельным учащимся предлагается подготовиться заранее по первым пунктам плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dostoevskiy.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление романа Ф.М.Достоевского “Бесы”.
Цели урока: - продолжение разговора о вечных темах в творчестве Достоевского;
- осуществление тесной связи с научной мыслью;
- привитие учащимся навыков философского осмысления действительности;
- пробуждение желания прочесть роман.
План 1. Обстановка в России в период написания романа.
2. “Нечаевское” дело.
3. Черновики произведения.
4. “Пропаганда идей” (Н.Бердяев) П.Верховенского, Ставрогина, Ки- риллова, Шигалева, Шатова в романе.
5. “Идея” Достоевского.
6. Интерпретация “Бесов” в критической литературе.
Главная роль на уроке, который может быть проведен после изучения романа “Преступление и наказание” (“Идиот”), принадлежит учителю. Отдельным учащимся предлагается заранее подготовиться по 1, 2 пунктам плана.
Оформление: - портрет Достоевского;
- репродукции картин Иеронима Босха “Сатана” ( XV в.) и Люсьена Дульфана “Бесы” (1987).
Эпиграфы:
Все герои Достоевского поглощены какой-нибудь идеей, опьянены идеей, все разговоры в его романах представляют изумительную диалектику идей.
Н.А.Бердяев о русской философии 1
... нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть.
Из письма Ф.М.Достоевского - Н.Д.Фонвизиной от конца февраля 1854 2 .
Словарная работа:
Анархизм (греч. anarchia - безначалие, безвластие) - общественно-политическое течение, враждебно относящееся ко всякой власти и государству.
Тенденциозный - пристрастный, необъективный.
Ход урока.
Звучит стихотворение А.С.Пушкина “Бесы” (1830).
- “Бесы” А.С.Пушкина запечатлели горькие, напряженно-мучительные размышления поэта о будущем России и о пути художника 3 .
Спустя сорок лет Ф.М.Достоевский из этого стихотворения возьмет не-сколько строк в качестве эпиграфа для своего третьего эпохального романа “Бесы” (1870) 4 , которому предшествовали “Преступление и наказание” (1866) и “Идиот” (1868). И так же , как и Пушкин, писатель будет философски осмысливать положение личности в мире, пути развития общества, “трагичес-кое движение идей”.
- Роман создавался в период, когда русское освободительное движение переживало сложный период. Оно потеряло идейное и организационное един-ство и распалось на множество не связанных друг с другом отдельных групп и ячеек, проповедовавших самые различные политические взгляды. Достоевс-кий, живший за границей, с тревогой следил за усиливающимися в среде ре-волюционной эмиграции влияниями анархических идей и проникновением их в Россию 5 . Противоборствующие в России в 60-х - 70-х г.г. идеи давали Достоевскому повод для постановки нравственно-философских вопросов. В 1870 году он писал из Дрездена Н.Н.Страхову : “Хочется высказать несколько мыслей, хотя бы погибла при этом моя художественность. Но меня увлекает накопившееся в уме и в сердце... Нигилисты и западники требуют окончатель-ной плети” 6 . В их идеях Достоевский увидел преклонение перед прагматиз-мом, устраняющим из жизни духовность как нечто ненужное и тем самым уничтожающим человека как личность 7 . Роман создается как отклик на те явления русской действительности, которые отразились в громком “нечаевс-ком” деле.
- Убийство пятью членами тайной организации “Народная расправа” - С.Г.Нечаевым, П.Г.Успенским, А.К.Кузнецовым, И.Г.Прыжовым, Н.Н.Нико-лаевым - слушателя Петровской земледельческой академии И.И.Иванова, процесс над большой группой революционеров, проходивший в 1871 году в Петербурге и широко освещавшийся в печати, - реальный пласт, который лег в основу самого злободневного и тенденциозного романа Достоевского. С.Г.Нечаев (1847 - 1882) принимал активное участие в студенческих бес-порядках, позже бежал в Швейцарию, где и состоялась его встреча с М.А.Ба-куниным и Н.П.Огаревым. Бакунин пытался через посредство Нечаева орга-низовать в России революционное общество, которое воплотило бы его анар-хистскую программу. Нечаев вернулся в Россию с выданным ему Бакуниным мандатом мифического “Русского отдела всемирного революционного сою-за”. Афишируя свои мнимые тесные связи с вождями русской эмиграции в Же-неве (в том числе с Герценом, которого он вообще не знал), Нечаев организо-вал в Москве несколько пятерок. Его диктаторские приемы внутри общества “Народная расправа” вызвали серьезные трения, которые привели к столкно-вению с Ивановым. Убедив соучастников в том, что Иванов является тайным агентом, организовал его убийство. Сам Нечаев бежал за границу, но был вы-дан в 1872г. царскому правительству швейцарскими властями. Над Нечаевым был совершен обряд публичной казни, после чего его заточили в Алексеев-ский равелин Петропавловской крепости.
Программа общества ”Народная расправа” представлена в “Катехизисе революционера”: “Наше дело страшное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение” 8 .
- Подготовительные материалы к “Бесам” отражают основные этапы ра-боты писателя над романом, позволяют видеть, по каким внутренним законам художественная мысль воплотилась в слово.
Одна из записей формулирует основную особенность повествования “Бе-сов”: “Вся обстановка и весь ход Нечаева в том, что читателю совсем ничего не видно сначала, кроме нескольких плутовских и странных характеристичес-ких черт. Не делать, как другие романисты, т.е. с самого начала затрубить о нем, что вот это человек необычный. Напротив, скрывать его и открывать лишь постепенно сильными художественными чертами” 9 .
В рабочих материалах Достоевский детально обдумывал все подробности психологических ходов. “Главное, - записывает он, - особый тон рассказа, и все спасено. Тон в том, что Нечаева и Князя П.Верховенского и Ставрогина - не разъяснять. Нечаев начинает с сплетен и обыденностей, а Князь раскрыва-ется постепенно в действии и без всяких объяснений”. “Пусть потрудятся сами читатели” - так сформулировал Достоевский на страницах “Записных тетра-дей” принцип сотворчества писателя и читателя 10 .
“В моде был некоторый беспорядок умов”.
“...одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, тру-сливую, жестокую, себялю-бивую мразь...” (Петр Верховенский) | “Для меня нет выше идеи, что бога нет” (Кириллов) | |
“Потерял раз-личие добра и зла” (Ставрогин) | ||
“Народ возношу до бога” (Шатов) | “Выходя из безграничной свобо-ды, я заключаю безграничным деспотизмом” (Шигалев) |
- Наиболее рьяный “революционер” в романе Петр Верховенский (“вер-ховенство” - начальствование, главенство), для которого не существует ничего святого. Его кредо - самоуверенность, исключительное бесстыдство, проник-нутое пренебрежением к нравственности. Чужая жизнь для него ничего не зна-чит (организует убийство Шатова), ни во что не верит, считая себя “мошен-ником”, а не “социалистом”. Все политические происки ему нужны для того , чтобы осуществить замысел своей исключительности.
Другой “нигилист” - Кириллов. Если для П.Верховенского само понятие свободы вообще не существует, то для Кириллова личная независимость, “ат-рибут божества” - своеволие заключается в том, чтобы убить себя. Обуревае-мый атеистическим бредом, Кириллов приходит к крайней степени демонизма, обожествляя собственное “я”: “Если нет бога, то я бог”. По выражению П.Верховенского, Кириллова “съела идея”, сцена самоубийства последнего страшна.
Шигалев, рассуждая о системе устройства мира, пришел к умозаключе-нию, что человечество разделяется “на две неравные части. Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью де-сятыми. Те же должны потерять личность и обратится как бы в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как бы первобытного рая, хотя, впрочем, и будут рабо-тать”. Вспомним: подобный взгляд на окружающее определял и логику Рас-кольникова. Однако, предлагая рай на земле, Шигалев запутался в противо-речиях: “Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспо-тизмом”.
Поначалу кажется, что идея Шатова далека от идей и П.Верховенского, и Кириллова, и Шигалева. Он верит в “единого народа - “богоносца”, проповедует бога. Но уже сама фамилия Шатова значима: шаткость, непрочность веры. Его подстерегало изысканное бесовское искушение: возлюбить Христа не в своем ближнем, а в народе в целом. В отношении же к конкретному человеку Шатов далеко не христианин 11 .
Центральное место в романе занимает странный образ Николая Ставрогина. Именно он - “солнце, вокруг которого все вращается. И вокруг Ставро-гина поднимается вихрь, который переходит в беснование. Все тянется к нему, как к солнцу, все исходит от него и возвращается к нему, все есть лишь его судьба. Шатов, П.Верховенский, Кириллов - лишь части распавшейся личнос-ти Ставрогина - необыкновенной человеческой личности, истощившей свои силы в безмерности своих стремлений, не способной к избранию и жертве”, - писал Н.А.Бердяев 12 . Ставрогин способен на потрясающий цинизм, может внушить окружающим его людям противоположные идеи, толкает их на смерть, оставаясь при этом ко всему безучастным. И в этом смысле идет гораздо дальше всех в моральном крахе личности, ведущем к самоистреблению. Ставрогин одержим дьяволом, который имеет свой “рецепт”.
Я яд дурмана напущу
В сердца людей, пускай их точит!
В пеньку веревки мысль вмещу
Для тех, кто вешаться захочет!
Под шум веселья и пиров,
Под звон бокалов, треск литавров
Я в сфере чувства и умов
Вновь воскрешу ихтиозавров!
У передохнувших химер
Займу образчики творенья.
Каких-то новых, диких вер
Непочатого откровенья!
Смешаю я по бытию
Смрад тленья с жаждой идеала;
В умы безумья рассую,
Дав заключенье для начала!
Сведу, помолвлю, породню
Окаменелость и идею,
И праздник смерти учиню,
Включив его в Четьи-Минею.
(К.Случевский “Рецепт Мефистофеля”)
- Болела душа великого писателя за Россию, искушаемую бесами-людьми, одержимыми страстью основательно и быстро изменить весь мир. Достоев-ский не хочет и не может верить, чтобы зло было нормальным состоянием лю-дей, справедливо считая, что “в мире без Христа станет грязно и греховно... Устраняя Христа, вы устраняете недостижимый идеал красоты и добра из че-ловечества” 13 . Христос для Достоевского - начало всякого нравственного основания.
- После выхода в свет роман сразу же заземлили, “зазлободневнили” (Ю.Карякин). До недавнего времени он воспринимался с позиций социальных катаклизмов как злобная острая книга политического характера, направлен-ная против всего русского революционного движения, сатирически изобража-ющая передовых деятелей эпохи 14 . В результате шельмования проглядели, что Достоевский “сумел подняться от злобы (от буквальной злобы) дня до высших, вековечных забот... предупредить, спасти и возвысить хотел, вернее, спасти путем возвышения, одухотворения, подвига” 15 .
Глубинную суть произведения сумела увидеть исследователь Л.Сарас-кина, считая, что в будущем “Бесы” будут прочитаны как роман “о мучи-тельных исканиях Бога, об испытаниях веры и любви, о мытарствах мятеж-ного духа” 16 .
- Нечисть изобличалась для общественного блага не только в конце XIX века писателем Достоевским, но и в XV столетии художником раннего Нидер-ландского Возрождения Иеронимом Босхом (1460 - 1516). Слуги и посыльные зла изображены им уродливо, странно-безобразно. Босх рассказывает о нашей жизни на вечном фоне божественной истории и непрерывной взаимопо-беждающей борьбы добра и зла 17 . Современные авангардисты восходят к нему как к своей предтече.
Люсьен Дульфан - глубокий художник, обладающий неповторимым инди-видуализмом. На своих полотнах временами он запечатлевает как бы сюжеты из странных снов. Его творческое воображение гротескно перемешивает лю-дей и предметы, будничное с абсурдным.
Будем же и мы, познавая себя, окружающий мир, осваивать наследие многотысячелетней человеческой культуры.
Источники:
1.Бердяев Н.А. о русской философии / ч.1 - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. С.39.
2. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Л., 1985. Т.28. С.176.
3. См. об этом подробнее в кн. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пуш-кина в 1830-е годы (1830-1833). - Л.: Худож. лит., 1974. С.96-104.
4. Русская литература: 10 кл. Хрестоматия ист.-лит. материалов. М.: Про-свещение, 1993. С.234.
5. Достоевский Ф.М. Избранные сочинения. М.: Худож. лит.,1990. С.17.
6. Достоевский Ф.М. Полн. собр.соч. Л., 1986. Т.29. С.112-113.
7. Достоевский Ф.М. Бесы. М.: Правда, 1990. С.8.
8.Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Л., 1975. Т.12. С.192-194.
9.Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Л., 1974.Т.11. С.265.
10.Сараскина Л.И. Бесы: роман-предупреждение. М.: Советский писатель, 1990. С.40-41.
11.Достоевский Ф.М. Бесы. С.16-17.
12. Бердяев Н.А. Указ. соч. С.44.
13. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т.11. С.112.
14. Русские писатели. Библиографический словарь. М.: Просвещение, 1971. С.307.
15. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. М.: Советский писатель, 1989. С.201-235.
16. Сараскина Л.И. Указ. соч. С.6.
17. Липатов В. Пассажир корабля дураков // Юность, 1991, № 7. С.32-33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная работа.Тема: «Сходство романо-германских и славянских языков». Цель: установить сходство между романо-германскими (английским) и славянскими языками (русским), причины взаимопроникновения и влияния.
Научная работа«Сходство романо-германских и славянских языков».Мурманская область, г. Гаджиево, МОУ СОШ №276, 6 Б Выполнила:Волошенко Маргарита,ученица 6 класса БМОУ СОШ №276 г. Гаджиево....
Краткое содержание романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", ОК, таблицы, кольцевая композиция романа
Данный материал позволяет успешно активизировать учебный процесс при изучении в 10-м классе романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"...
Конспект урока литературы в 9 классах “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике».
Тема: “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений...
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания романа. Исторические прототипы героев романа.
конспект и презентация к уроку литературы в 8 классе...
схема анализа урока "История создания романа Жанровые особенности романа-эпопеи"
Жанровые особенности романа-эпопеи...
Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".
Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....