«Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды». 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Методическая разработка урока по теме  «Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды».  11 класс

Цель урока: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Методические приемы: проверка домашнего задания -корректировка составленного учениками плана, беседа по плану.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sudba-g-melihov.rar11.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме  «Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды».  11 класс

Автор: Каргаполова Ольга Александровна.

Цель урока: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Методические приемы: проверка домашнего задания -корректировка составленного учениками плана, беседа по плану.

Ход урока

Слово учителя.

Герои Шолохова — люди простые, но незаурядные, а Григорий не только храбр до отчаяния, честен и совестлив, но и по-настоящему талантлив, и не только «карьера» героя это доказывает (хорунжий из простых казаков во главе дивизии — свидетельство немалых способностей, хотя у красных в годы гражданской войны подобные случаи были нередки). Подтверждает это и его жизненный крах, поскольку Григорий слишком глубок и сложен для требуемого временем однозначного выбора!

Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и стихийное, что унаследовано от среды.

Проверка домашнего задания

Примерный сюжетный план «Судьба Григория Мелехова»:

Книга первая

1.   Предопределенность трагической судьбы (происхождение).

2.   Жизнь в доме отца. Зависимость от него («как батя»).

3.   Начало любви к Аксинье (гроза на реке)

4.   Стычка со Степаном.

5 Сватовство и женитьба. ...  

6.Уход из дома с Аксиньей в батраки к Листницким.

7.   Призыв в армию.

8.   Убийство австрийца. Потеря точки опоры.

9.   Ранение. Известие о смерти, полученное родными.

10. Госпиталь в Москве. Беседы с Гаранжой.

11. Разрыв с Аксиньей и возвращение домой.

Книга вторая, ч. 3-4

12. Вытравление правды Гаранжи. Уход на фронт «добрым казаком».

13.1915 г. Спасение Степана Астахова.

14. Огрубение сердца. Влияние Чубатого.

15. Предчувствие беды, ранение.

16. Григорий и его дети, желание конца войны.

17. На стороне большевиков. Влияние Изварина и Подтелкова.

18. Напоминание об Аксинье.

19. Ранение. Расправа над пленными.

20. Лазарет. «К кому же прислониться?»

21. Семья. «Я - за советскую власть».

22. Неудачные выборы в отрядные атаманы.

23. Последняя встреча с Подтелковым.

Книга третья, ч. 6

24. Разговор с Петром.

25. Злоба к большевикам.

26. Ссора с отцом из-за награбленного.

27. Самовольный отъезд домой.

28. Красные у Мелеховых.

29. Спор с Иваном Алексеевичем о «мужичьей власти».

30. Пьянство, мысли о смерти.

31. Григорий убивает матросов

32. Разговор с дедом Гришакой и с Натальей.

33. Встреча с Аксиньей.

Книга четвертая, ч.7:

34. Григорий в семье. Дети, Наталья.

35. Сон Григория.

36. Кудинов о невежестве Григория.

37. Ссора с Фицхалауровым.

38. Распад семьи.

39. Расформирование дивизии, Григория производят в сотники.

40. Смерть жены.

41. Тиф и выздоровление.

42. Попытка сесть на пароход в Новороссийске.

Часть 8:

43. Григорий у Буденного.

44. Демобилизация, разговор с. Михаилом.

45. Уход из хутора.

46. В банде Филина, на острове.

47.  Уход из банды.

48. Гибель Аксиньи.

49. В лесу.

50. Возвращение домой.

Беседа.

Образ Григория Мелехова — центральный в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон». О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути. Григорий Мелехов предстает в романе, прежде всего как правдоискатель.

В начале романа Григорий Мелехов — обыкновенный хуторской парень с привычным кругом хозяйственных забот, занятий, развлечений. Он живет бездумно, как трава в степи, следуя традиционным устоям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Он позволяет отцу женить себя, как заведено, готовится к военной службе. Все в его жизни происходит невольно, будто бы без его участия, как невольно рассекает он во время косьбы крошечного беззащитного утенка — и содрогнулся от содеянного.

Не для кровопролития пришел Григорий Мелехов в этот мир. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Как трагедия пережита Григорием первая пролитая человеческая кровь. Облик убитого им австрийца является потом ему во сне, вызывая душевную боль. Опыт войны вообще переворачивает его жизнь, заставляет задуматься, заглянуть в себя, прислушаться, присмотреться к людям. Начинается сознательная жизнь.

Большевик Гаранжа, встретившийся Григорию в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему. «Автономист» Ефим Изварин, большевик Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений Григория Мелехова. Трагически погибший Федор Подтелков оттолкнул Мелехова, пролив кровь безоружных пленных, поверивших обещаниям захватившего их в плен большевика. Бессмысленность этого убийства и бездушия «диктатора» ошеломили героя. Он тоже воин, много убивал, однако здесь нарушены не только законы человечности, но и законы войны.

«Честный до донышка», Григорий Мелехов не может не видеть обмана. Большевики обещали, что не будет бедных и богатых. Однако уже год прошел, как у власти «красные», а обещанного равенства нет как нет: «взводный в хромовых сапогах, а «Ванёк» в обмотках». Григорий очень наблюдателен, ему свойственно обдумывать свои наблюдения, и выводы из его раздумий неутешительны: «Уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже».

Гражданская война бросает Григория то в буденновский отряд, то в белые соединения, но это уже не бездумное подчинение укладу или стечению обстоятельств, а сознательный поиск правды, пути. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе.

Бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит тюрьмой или расстрелом. Продразверстка поселяет в умах многих казаков желание «перевоевать», вместо рабочей власти поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. В одну из них, банду Фомина, и попадает Григорий Мелехов, скрывающийся от преследований советской власти. Но у бандитов нет будущего. Для большинства казаков ясно: сеять надо, а не воевать.

К мирному труду тянется и главный герой романа. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины — Аксиньи, получившей пулю по дороге, как им кажется, к свободной и счастливой жизни. Все погибло. Душа Григория выжжена. Остается лишь последняя, но очень важная ниточка, связывающая героя с жизнью, — это родной дом. Дом, земля, ждущая хозяина, и маленький сын — его будущее, его след на земле.

С удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью раскрыта глубина противоречий, через которые прошел герой. Многогранность и сложность внутреннего мира человека — всегда в центре внимания М. Шолохова. Индивидуальные судьбы и широкое обобщение путей и перепутий донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива жизнь, как труден выбор истинного пути.

-         Какой смысл вкладывает Шолохов, говоря о Григории «добрый казак»? Почему главным героем выбран Григорий Мелехов?

(Григорий   Мелехов   -   неординарная   натура,   яркая индивидуальность. Он искренен и честен в мыслях и поступках   (особенно   по   отношению   к   Наталье   и Аксинье (см. эпизоды: последняя встреча с Натальей - часть 7, глава 7; смерть Натальи - часть 7, главы 16-18;  смерть Аксиньи). У него отзывчивое сердце, развито чувство  жалости,   сострадания  (утенок  на  сенокосе, Франя, казнь Ивана Алексеевича).

Григорий - человек, способный на поступок (уход с Аксиньей    в    Ягодное,    разрыв    с    Подтелковым, столкновение с Фицхалауровым - часть 7, глава  10; решение вернуться на хутор).

-       В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория? Роль   внутренних   монологов.    Человек   зависит   от обстоятельств или сам делает свою судьбу?

(Он нигде не соврал перед собой, несмотря на сомнения и метания (см. внутренние монологи - часть 6, глава 21). Это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор. Война развращает людей провоцирует на совершение поступков, каких человек в обычном состоянии никогда бы не совершил. Григорий имел стержень, который не позволил ему нм разу сделать подлость. Глубокая привязанность к дому, к земле - сильнейшее душевное движение: «Моим рукам работать надо, а не воевать».

Герой   постоянно   в   ситуации   выбора   («Сам   ищу выход»). Перелом: спор и ссора с Иваном Алексеевичем Котляровым,        Штокманом.        Бескомпромиссность человека, который никогда не знал середины. Трагедия как    бы    переносится    в    глубины    сознания:    «Он мучительно старался разобраться в сумятице мыслей». Это   не   политические   шатания,   а   поиски   правды. Григорий тоскует по правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался». Эти поиски оказались, как он считает, «зряшными и пустыми». И в этом тоже его трагедия. Человек     поставлен     в     неизбежные,     стихийные обстоятельства и уже в этих обстоятельствах делает выбор, свою судьбу.) «Больше всего нужно для писателя,— говорил Шолохов, — ему самому нужно, — передать движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове...»

- Как вы считаете, удается ли автору «Тихого Дона» «передать движение души человека» на примере судьбы Григория Мелехова? Если да, каково, на ваш взгляд, основное направление этого движения? Каков его общий характер? Есть ли в образе главного героя романа то, что вы могли бы назвать очарованием? Если да, то в чем его очарование заключается? Основная проблематика "Тихого Дона" раскрывается не в характере одного, хотя бы и основного героя, каким является Григорий Мелехов, а в сопоставлении и противопоставлении многих и многих характеров, во всей образной системе, в стиле и языке произведения. Но образ Григория Мелехова   как   типической   личности   как   бы   концентрирует   в   себе основной исторический и идейный конфликт произведения и этим объединяет все детали огромной картины сложной и противоречивой жизни многих   действующих   лиц,   являющихся   носителями   определенного отношения к революции и народу в данную историческую эпоху.

Как бы вы определили основную проблематику «Тихого Дона»? Что, на ваш взгляд, позволяет характеризовать Григория Мелехова как типическую личность? Можете вы согласиться с тем, что именно в нем сконцентрирован «основной исторический и идейный конфликт произведения»? Литературовед А.И. Хватов утверждает: «В Григории таился громадный  резерв  нравственных  сил,  необходимых   в  созидательных свершениях становящейся новой жизни. Какие бы осложнения и беды ни обрушивались на него и как бы тягостно ни ложилось на его душу содеянное под влиянием неверного решения, Григорий никогда не искал мотивов, ослабляющих его личную вину и ответственность перед жизнью и людьми».

Как вы считаете, что дает право ученому утверждать, что «в Григории таился громадный резерв нравственныхсил»? Какие   поступки свидетельствуют, по вашему мнению, в пользу такого утверждения? А против него? Какие     «неверные     решениям     принимает     герой Шолохова? Допустимо ли,  на  ваш  взгляд,  вообще говорить   о   «неверных   решениях»   литературного героя? Поразмышляйте на эту тему. Согласны ли вы с тем, что «Григорий никогда не искал   мотивов,   ослабляющих  его  личную   вину  и ответственность перед жизнью и людьми»? Приведите примеры из текста. «В сюжетном сопряжений мотивов художественно действенны в раскрытии образа Григория неизбывность любви, которую дарят ему Аксинья и Наталья, безмерность материнского страдания Ильиничны, преданная товарищеская верность однополчан и сверстников» особенно Прохора Зыкова. Даже те, с кем его интересы пересекались драматически, но кому открылась его душа... не могли не ощутить силу его обаяния и великодушия» (А.И. Хватов).

Согласны ли вы с тем, что особую роль в раскрытии образа Григория Мелехова играет любовь Аксиньи и Натальи, страдания его матери, а также товарищеская верность однополчан и сверстников? Если да, то, как это проявляется в каждом из названных случаев?

С кем из героев интересы Григория Мелехова «пересеклись драматически»? Можете ли вы согласиться с тем, что даже этим героям открывается душа Григория Мелехова, а они, в свою очередь, смогли «ощутить силу его обаяния и великодушия»? Приведите примеры из текста.

Критик В. Кирпотин упрекал (1941) шолоховских героев в примитивизме, грубости, «умственной неразвитости»: «Даже лучший из них, Григорий,— тугодум. Мысль для него — непосильное бремя».

Есть ли среди героев «Тихого Дона» такие, которые показались вам грубыми и примитивными, «умственно неразвитыми» людьми? Если да, то какую роль они выполняют в романе? Согласны ли вы с тем, что Григорий Мелехов у Шолохова — «тугодум», для которого мысль — эта «непосильное бремя»? Если да, приведите конкретные примеры «тугодумства» героя, его неумения, нежелания мыслить. Критик Н. Жданов отмечал (1940): «Григорий мог быть с народом в его борьбе... но он не стал с народом. И в этом его трагедия».

Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что Григорий «не стал с народом», разве народ — это только те, кто за красных? Как вы думаете, в чем трагедия Григория Мелехова? (Этот вопрос можно оставить в качестве домашнего задания для развернутого письменного ответа.)

Домашнее задание.

Как соотносятся события, захватившие страну, с событиями личной жизни Григория Мелехова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 11 классе на тему "Трагедия Григория Мелехова"

Особенности характера Григория Мелехова, показать взаимосвязь судьбы Григория Мелехова с судьбой русского общества...

Урок литературы по теме: "Судьба Григория Мелехова"

Урок изучение нового материала с учащимися 11 класса.Тема урока поднимает нравственные проблемы личности в сложной исторической обстановке в стране. Урок по роману М. Шолохова "Тихий Дон".Тема урока с...

Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Урок + презентация на тему: Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»...

Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Урок с  использованием технологии проблемного обучения...

Художественный мир романа-эпопеи М.А. Шолохова "Тихий Дон". Поиски правды Григорием Мелеховым.

Презентация предназначена для уроков литературы в 11 классе при изучении романа М.А. Шолохова "Тихий Дон". Включает материал по определению жанровой принадлежности произведения и содержит от...

Конспект урока литературы в 11 классе "Трагедия Григория Мелехова"

Конспект урока литературы в 11 классе "Трагедия Григория Мелехова" по роману М. Шолохова "Тихий Дон". Это завершение изучения романа.Подводятся итоги жизненных исканий главного гер...