«Судьба человека». 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Методическая разработка урока по теме М.А.Шолохов «Судьба человека». 9 класс
Цели: обучающие: дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях; показать значение образа героя рассказа "Судьба человека";
развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать; воспитывающие: воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sudba-chel.rar | 8.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме М.А.Шолохов «Судьба человека». 9 класс
Автор: Каргаполова Ольга Александровна.
Цели:
обучающие: дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях; показать значение образа героя рассказа "Судьба человека";
развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать; воспитывающие: воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.
Ход урока
Орг. момент.
Вступительное слово учителя.
Вставал вопрос в любые времена-
Что жизнь такое? Для чего она?
Сто мудрецов на то ответ искали
У звезд, богов, земли, воды, огня.
А что известно? То же, что вначале-
На старой тайне старая броня.
Так, может, надо подойти иначе
К известно не решаемой задаче
И суть в другом аспекте изложить-
Раз есть она, то как её прожить?
Действительно, во все времена человек спрашивал себя: " Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?" Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них - рассказ "Судьба человека". Сегодня нам с вами предстоит поговорить о личности Шолохова и о его рассказе.
Вся жизнь писателя - это великий подвиг. Шолохов принадлежит к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером народу. О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: "Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою"
Просмотр фрагмента видеозаписи с выступлением Шолохова
Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. М.А. Шолохов - академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Он автор "Донских рассказов", рассказов "Нахаленок", "Судьба человека" и др., романов "Тихий Дон", "Поднятая целина", "Они сражались за Родину". Шолохов - лауреат Нобелевской премии (1965)
Работа над рассказом
- Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова - "Судьба человека". В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.
-Рассказ был опубликован в "Правде" 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. Он получил всенародное признание.
Видеофрагмент о выходе в свет произведения
-Мы видим с вами, ребята, что воспринимали этот рассказ по-разному, что о нем спорили. Это и является доказательством тому, что равнодушных читателей у него не было, потому что проблема этого произведения близка каждому. "У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье", - говорил писатель.
-И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.
-Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.
-Давайте обратимся к содержанию рассказа
- Кому и почему Шолохов посвятил свой рассказ? (Реализация индивидуального задания)
(Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.)
-Что вы можете сказать о композиции этого произведения? Для чего это нужно было автору?
(Автор пользуется особым композиционным приёмом - рассказ в рассказе. Это позволяет познакомиться с исповедью А.Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный.)
- В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, "простого советского человека". Каковы же основные вехи судьбы А.Соколова? Что помогло герою выстоять?
(уч-ся называют основные вехи судьбы героя)
На слайде
" Довоенная жизнь
" Уход на фронт и прощание с семьёй
" Плен
" Гибель семьи
" Встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном
- Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом? (А тут вот она, война.)
- Чем эта фраза отличается от предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени. Эпический план изображения переходит в драматический)
- Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.
- В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!.."
- Какое изобразительное ср- во использовал здесь автор и почему? (градация - для создания особого эмоционального накала в передаче переживаний героя - и тех, которые он испытывает сейчас , и тех, которые были в прошлом, и тех, которые до конца жизни будут сопутствовать ему)
-Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.
- Как Соколов попал в плен? (текст)
- Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)
-В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.
-В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)
-Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)
-Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода? (тест или рассказ, или фильм) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)
- А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)
- Ещё одно испытание - гибель семьи.
- Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: "На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала". Эта фраза - лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что "жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа".)
-Эта мысль отразилась и в финале рассказа. В нём утверждается идея органической преемственности поколений.
Просмотр отрывка кинофильма ( эпизод встречи с Ванюшкой)
- Автор, предсказывая будущую жизнь Ванюшки, использует слово "терпеть" почти в том же значении, которое придавал ему Соколов: "…около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина". Литературовед Рыбинцев считал, что в шолоховском контексте глаголы "вытерпеть" и "преодолеть" являются синонимами. Я попросила Ипполитову С. выяснить с помощью словарей, так ли это.
- Реализация индивидуального задания
(Народ часто слово "вытерпеть" употреблял в значении "преодолеть". В толковом словаре Даля слово "терпеть" определяется как "крепиться", "мужаться", "держаться", "стоять не изнемогая", "не унывая". Эти слова в устах А.Соколова не означают безропотности, покорности. Это слова настоящего мужчины, солдата, мужественного и сильного. Слово "вытерпеть" - ключевое, дополненное сначала словом "снести", затем - "преодолеть".)
- Но не только вытерпеть, но и суметь сохранить доброе, чуткое сердце, способность подарить любовь и ласку людям.
- Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение "Судьба человека", а не "Судьба солдата"? (Жизнь человека. Судьба. Родина. В образе простого русского человека, каких миллионы, солдата Андрея Соколова, Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. В этом обобщённость, собирательность образа Соколова. Перед нами предстаёт не просто история жизни солдата, а судьба человека , воплотившего в себе типические черты национального русского характера; в самой биографии героя совместились черты, свойственные "не одному какому - либо социальному слою, но - народу. Поэтому и рассказ называется не "Судьба солдата", а "Судьба человека".)
-Судьба А. Соколова - это судьба обыкновенного русского человека, на чью долю выпала Вов. Таких судеб миллионы. И у нас в посёлке есть люди, прошедшие этот ад. Вы знаете их?
- Эта страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не должны забывать об этом. Закончить наш урок мне хочется стихотворением, которое сочинила Маша Дегелевич. В нём она выразила своё видение войны.
Итог урока:
- Чем поучительна для вас история А.Соколова? (беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования)
Д/з 1. Прочитать рассказ Шолохова "Наука ненависти" и письменно ответить на вопросы:
1. Что общего в военных испытаниях героев рассказов "Судьба человека" и "Наука ненависти" и что отличает их друг от друга?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...
Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».
Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...
Урок литературы в 9-ом классе в форме виртуальной экскурсии по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» с учетом краеведческого компонента. Человек на войне.
Данное занятие по литературе хорошо дополнит урок по творчеству М.А. Шолохова в 9-ом классе при изучении рассказа "Судьба человека". Ребята узнают о том, что литературные произведения вдохно...
«Чем жив человек?» (урок-размышление в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).
laquo;Чем жив человек?» (урок-размышление в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»). Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста....
УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")
УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")...
Урок на тему «Судьба человека во время войны» (по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Сравнительная характеристика судеб героев.Осуждение войны, калечащей судьбы людей....