Будущая профессия - переводчик
методическая разработка по английскому языку (7 класс)

Урок  конспект " Музыка в лирике А.Блока" , надеюсь, поможет усовершенствовать учащимся навыки идейно-художественного анализа текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основы физического воспитания185.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе «Музыка в творчестве А. Блока»

в 11 классе учителя русского языка и литературы ГБОУ гимназия №105

Выборгского района Санкт-Петербурга Полежаевой Н.В.

                              Музыка в творчестве А. Блока

Цель урока:

  • познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием творчества           А. Блока
  • углубление и расширение представлений об авторе, проблеме, способах выражения авторской позиции, повышение интереса к чтению;
  • использование клипового и ассоциативного мышления для установления связей: автор-герой-сюжет;
  • способствовать формированию эстетического вкуса

Ход урока

Оформление доски:                                 Эпиграф к уроку:

                                                                 Вначале была музыка.

                                                                Музыка есть сущность мира.

                                                                Мир растет в упругих ритмах…  

                                                                                                   (  А. Блок )                                         Всякое стихотворение – покрывало,

растянутое на остриях слов.

Эти слова светят как звезды.

                                      А.Блок

        

  1. Звучит стихотворение А. Ахматовой , посвященное А. Блоку:

   

      И ветер с залива. А там , между строк,

      Минуя и ахи и охи,

      Тебе улыбнется презрительно Блок,

      Трагический тенор эпохи.

  1.  Музыкальный фон     Вагнер « Полет Валькирий»
  2.  В статье « Интеллигенция  и революция» А. Блока есть такие слова : «Любовь творит чудеса , музыка завораживает зверей. А вы (все мы) жили без музыки  и без любви… До человека без музыки сейчас достучаться нельзя.»

    Но одновременно с этим поэт скажет, что «музыка не игра на фортепьянах», «не исступленное пение смычков»

 Вопрос: Где искать истоки музыкального вдохновения  поэта?

         ( Внимание учащихся обратить на слова А .Блока , записанным на доске:

                                                                                    Всякое стихотворение – покрывало,

                                                                                         растянутое на остриях слов.

                                                                                        Эти слова светят как звезды.»

         -  Музыка в слове, его тайне и притягательной силе.

Запись в тетрадь: «Символ – пучок смыслов, каждый из которых торчит в разные    стороны.»

         -  Может быть , переплетение символов  и рождает звуки , которые слышит поэт.

 

        II  ЭТАП .  А. Блок   14 апреля  1917 года сделал запись : « Я не имею ясного взгляда на происходящее, тогда как волею судьбы я поставлен свидетелем великой эпохи. Я художник, т.е. свидетель. »

   Кто еще из поэтов 19 века считал, что задача художника быть свидетелем эпохи.

( Ф.Тютчев «Цицерон» . Звучит  стихотворение )

-  Какими еще чувствами проникнуто это высказывание А.Блока?
(Сомнение, упреки самому себе. Сложность происходящих перемен и рождает сомнения)

- Но уже 9 января 1918 года в статье «Интеллигенция и революция» Блок скажет : «Дух есть музыка. Демон некогда повелел  Сократу слушать духа музыки . Всем  телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию».

-  С какой работой и какого автора ассоциируется само сочетание слов «слушать духа музыки» ?

    ( Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» 1872 год)

- Мы знаем , что поэт  А. Блок не может не только творить , но и жить  в «гнетущей немузыкальности»

-  Вспомним , что происходит с художником, когда вокруг него образуется замкнутая , гнетущая « немузыкальность»

                            1912 год Цикл « Страшный мир»

«Ночь , улица, фонарь, аптека.»

.

Художник задыхается в мире , где нет музыки ,любви, красоты, а значит - поэзии

В музыке запечатлелась история души поэта. Давайте попробуем сравнить , какая музыка звучала в творчестве А.Блока периода ТЕЗЫ и АНТИТЕЗЫ.

ТЕЗА

АНТИТЕЗА

Поиск гармонии , но не на земле, устремленность в иные миры. Высшая  гармония , идущая от Аполлона:

   «весенние песни»

   «звучные песни Твои»

Цвета  - лазурный, огненный, ясные , лучезарные.

Уход в мечту, мир хрупкий, замкнутый в себе.

Стихийное начало, идущее от Диониса. (типология Ницше – два начала мира)

          ХАОС

          ЗИМА

           ПЕСНИ – вьюги, бури, метельные страсти;

Цвета -   Черный, меловый

ВЫВОД:    Противопоставление

                  Гармония      -       хаос

                  Свет               -       ночь

                  Весна             -       зима, вьюга, метель

На протяжении своего творчества  А. Блок  слышал разную музыку – от волшебных, чарующих, неземных песен, мелодий других миров, продиктованных высшим началом, идущим от  Аполлона , до звуков музыки, выплеснутых хаосом, стихией « слушать в мире ветер» призывал поэт.

   III книга Блока – Синтез .  По Ницше , Идеал искусства в синтезе двух культурных начал ( аполлоновского и дионисийского) . И действительно , в третьей книге Блока звучит другая музыка. Начинается циклом « Страшный мир» , где царит «гнетущая немузыкальность», но поэт ищет точку опоры, и не этой ли точкой становится для поэта цикл стихотворений «Родина». Именно в этом цикле в стихотворении « Россия» прозвучат  строки:

           Россия , нищая Россия,

           Мне избы серые твои,

           Твои мне песни ветровые-

            Как слезы первые любви !

«Песни ветровые» и «слезы первые любви» сливаются, не здесь ли синтез. Поэт вновь обретает музыку

III  этап  

  К поэме «  Двенадцать»       И.С. Грачева подчеркивала, что определяющие мотивы третьей книги Блока стали :

  СТИХИЯ         ТАЙНА         КРУГ

Еще раньше  -  в 1911 году Блок напишет:

      И черная , земная кровь

       Сулит нам , раздувая вены,

       Все разрушая рубежи,

        Неслыханные перемены,

        Невиданные рубежи.

Блок ждал перемен, и , когда они наступили, он был готов  к ним:

     СЛУШАЙТЕ МУЗЫКУ РЕВОЛЮЦИИ

Круг размыкается.

Тайна становится явью.

Стихия торжествует.

        Ф.Тютчев .  «Последний катаклизм»

«Когда пробьет последний час  природы…»

ХАОС  -              состав частей разрушится земных:

КРУГ    -              Все зримое опять покроют воды

ГАРМОНИЯ  -    И божий лик изобразится в них.

    Движение: от хаоса к гармонии – от тьмы к свету-носит циклический характер.

Домашнее задание: поэма А.Блока «Двенадцать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Профессия ПЕРЕВОДЧИК"

Слайд-шоу по теме "Профессия перевлдчик", с помощью которого можно познакомится с видами перевода, а также  узнать о положительных и отрицательных сторонах профессии переводчика....

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Презентация "Профессия ПЕРЕВОДЧИК"

Данная презентация рассказывает о  специфике профессии, важных профессиональных качествах, необходимых будущим переводчикам....

Билингвальная презентация о профессии переводчика

Билингвальная презентация о профессии переводчика, предназначенная школьников, желающих выбрать профессию переводчика...