Разработка по литературе по теме: "Рождественски чтения"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Маркевичус Людмила Фёдоровна

Разработка урока + презентация с музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rozhdestvenskie_chteniya.zip1 МБ

Предварительный просмотр:

Рождественские чтения

 Разработка урока по теме: О.Генри «Дары волхвов»

 О.Генри «Дары волхвов» .Биография писателя, анализ текста, презентация к уроку.

Маркевичус Людмила Фёдоровна учитель русского зыка и литературы МОКУ ООШ №13 д.Мухино

01.11.2013


                   

                        Разработка урока по теме: О.Генри «Дары волхвов»

Цели: развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, художественного пересказа.

Методические приёмы: рассказ учителя, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с историей, с изобразительным искусством.

Оборудование урока: портрет О.Генри, презентация.

                                                             Ход урока.

  1. Слово учителя.

      О.Генри – это псевдоним Уильяма Сидни Портера, американского писателя, книги которого любимы во всём мире. Он родился в 1862 году на юге Америки, в семье врача. В три года он лишился матери, умершей от туберкулёза, и воспитывался тёткой. Он рано приохотился к чтению, любил романы Ч.Диккенса, У.Коллинза, В.Скотта, А.Дюма.

      Будущему писателю рано пришлось  начать зарабатывать деньги. В пятнадцать лет он становится дипломированным фармацевтом, в двадцать лет отправляется в Техас, куда пригласил его друг его дяди. Два года он работает на ранчо вместе с ковбоями. Позже он пытается издавать свою газету, пишет статьи, очерки, фельетоны, юмористические рассказы. Судьба не была к нему благосклонна.

      Испытания, которые выпали на долю писателя, частично отражены в его многочисленных рассказах, главное в которых – неистребимый оптимизм, юмор, любовь к людям и к жизни в целом. Темы своих произведений определил так: « Я буду писать рассказы о маленьких людях до тех пор, пока все не поймут, что короткий рассказ может иметь огромное воспитательное значение. В нём должны сочетаться юмор и глубокое чувство. Он должен разрушать предрассудки, объясняя их. Я хочу ввести в гостиные наших магнатов павших, отверженных и при этом обеспечить им там радушный приём. Я хочу, чтобы наши четыреста побывали в шкуре миллионов» ( запись в тетрадях).

     Вы прочитали один из рассказов О.Генри «Дары волхвов».

  1. Анализ названия рассказа.

- Название рассказа необычно. Попробуем разобраться в его значении. Кто такие волхвы?

( ответы  учащихся.  Волхвы – мудрецы, прорицатели. Образ волхвов встречался в «Песне о вещем Олеге»)

- О каких волхвах идёт здесь речь: «Те, что принесли дары младенцу в яслях»                                                               ( ответы учащихся. О библейских волхвах.)

- Какие дары принесли волхвы?                                                                                                                                   ( ответы учащихся. По евангельской легенде, волхвы новорождённому Иисусу золото, ладан и благовонную миру. Отсюда пошёл обычай делать подарки на Рождество ).

Учитель.

      Прочитаем эпизод, связанный с рождением Христа:                                                                                                                         «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском в дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся  Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему». Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: «Где должно родиться Христу?» Они же сказали ему: «В Вифлеему Иудейском; Ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля…» Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась перед тем местом, где был младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя, в дом, увидели младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение, не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою» (Мф.2.1-12).  

- Какие дары принесли волхвы Младенцу Иисусу?                                                                                   (Ответы учащихся. Золото и благовония: ладан и смирну).

 Учитель: Поясним, что в те времена благовония стоили так же дорого, как и золото.

       К эпизоду встречи волхвов и новорождённого младенца, как и другим эпизодам евангельской истории, часто обращались художники разных эпох. Рассмотрим репродукции картин, иллюстрирующих эпизод  (демонстрация картин Джотто, Рубенса и др.)

       Автор рассказа «Дары волхвов» переосмысливает библейскую историю. Он называет наимудрейшими дарителями именно героев своего рассказа.

  1. Беседа по вопросам.

- Что можно сказать о доме, в котором жили Делла и Джим? Как он характеризует героев? Как автор показывает дух этого дома?                                                                                                                     ( Ответы учащихся. Это была меблированная квартирка за восемь долларов в неделю. « В обстановке не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность». Эта фраза напоминает заглавие стихотворения Бёрнса «Честная бедность». Видно, что герои с достоинством терпят обстоятельства, в которых им приходится жить. Но главное, что в доме царит любовь, здесь всё одушевлённо, даже буквы на карточке с именем хозяина: «Буквы в словах «Дилленгхем» потускнели, словно не на шутку задумавшись: а не сократиться ли им в скромное и непритязательное «Д»?»

 - Какими сокровищами обладала семья Юнг?                                                                              (Ответы учащихся. Золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, и прекрасные волосы Деллы – «каштановый водопад», спускавшийся ниже колен).

 - Какое значение в рассказе имеет цвет?                                                                                              ( Ответы учащихся. Значительную роль играют блестящие оттенки. Это не нарочитое сверкание дорогих безделушек и не блеск дешёвых подделок. Это прекрасные блестящие волосы Деллы, её слёзы – «невысохшие блёстки в глазах», «не показной блеск» платиновой цепочки, которую Делла купила в подарок Джиму, блестящие камешки гребней – подарок Джима.)

 - Что вы можете сказать о стиле автора?                                                                                        ( Ответы учащихся. О.Генри пишет кратко, лаконично, предложения обычно короткие, язык простой и доступный. В то же время встречаются повторения одних и тех фраз. Короткие фразы иногда подчёркивают стремительность действий, решительность героев. В некоторых предложениях отсутствуют глаголы действия, таким образом достигаются мгновенность поступков.)  

- Почему Джима и Деллу автор называет «мудрейшими из всех дарителей»?                                                                            (Ответы учащихся. Автор сравнивает Деллу и Джима с волхвами. Он говорит, что рассказал историю «про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами». И в то же время он называет героев «мудрейшими из всех дарителей». Это противоположные суждения только на первый взгляд кажутся парадоксальными. Всё дело в том, какова шкала ценностей человека. Таким образом, автор утверждает: нет на свете ничего дороже и ценнее настоящей любви.)

- Как О.Генри обыгрывает библейские образы?                                                                                                                                                                                                             (Ответы учащихся. О.Генри вводит ветхозаветные образы царицы Савской и царя Соломона. Это символы красоты, славы, мудрости, богатства. Но писатель показывает эти образы в неожиданном, юмористическом ключе. Кроме того, важно заметить, что «Дары волхвов» - это святочный рассказ.

- Вспомните известные вам «святочные» произведения.                                                                                                                                                                         ( Ответы учащихся. «Ночь перед «Рождеством» Гоголя; «Чудесный доктор» И.А.Куприна; «Синяя птица» Метерлинка» и др.)

- Как автор относится к своим героям?                                                                                                                       ( Ответы учащихся. О.Генри описывает героев с сочувствием, незлобивым юмором, с сентиментальностью, восхищается их самоотверженной любовью. Уже само сопоставление с волхвами говорит об уважительном, почтительном отношении к героям.

4. Итог урока.

      Заключим урок словами самого писателя: «Вы ждёте сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените»

5.Домашнее задание.

1. Написать небольшое сочинение на тему: «Лучший подарок в моей жизни»

2. Прочитайте рассказы О.Генри: «Трест, который лопнул», «Вождь краснокожих», «Дороги, которые мы выбираем», «Последний лист»  на выбор.

                 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка» ( с использованием приема критического мышления через чтение и письмо)

Урок внеклассного чтения разработан по произведению А.В.Костюнина "Рукавичка" для 5-7 классов( с использованием приемов критического мышления)...

Методическая разработка по теме Рождественская открытка

Представлен вариант открытки на тему "Рождественский вертеп" разработанный в ходе подготовки мастер-класса "Рождественская мастерская"...

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

Методическая разработка урока английского языка на тему "Рождественские символы Великобритании"

Методическая разработка урока английского языка «Рождественские символы Великобритании» содержит видео материалы, презентацию и мини-словарь. Предназначена для использования на уроках в 3 классе общео...

Методическая разработка урока английского языка на тему "Рождественские традиции Великобритании"

Закрепление лексики по теме "Праздники", лингвострановедческих аспектов...

Методическая разработка урока. Тема: «Рождественский сапожок»

Методическая разработка урока.Тема: «Рождественский сапожок»Метод: проектная деятельность.Краткая формулировка задачи:1) Разработать и изготовить сапожок для новогодних ирождественских под...