Разработка по литературе по теме: "Рождественски чтения"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рождественские чтения |
Разработка урока по теме: О.Генри «Дары волхвов» |
О.Генри «Дары волхвов» .Биография писателя, анализ текста, презентация к уроку. |
Маркевичус Людмила Фёдоровна учитель русского зыка и литературы МОКУ ООШ №13 д.Мухино |
01.11.2013 |
Разработка урока по теме: О.Генри «Дары волхвов»
Цели: развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, художественного пересказа.
Методические приёмы: рассказ учителя, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с историей, с изобразительным искусством.
Оборудование урока: портрет О.Генри, презентация.
Ход урока.
- Слово учителя.
О.Генри – это псевдоним Уильяма Сидни Портера, американского писателя, книги которого любимы во всём мире. Он родился в 1862 году на юге Америки, в семье врача. В три года он лишился матери, умершей от туберкулёза, и воспитывался тёткой. Он рано приохотился к чтению, любил романы Ч.Диккенса, У.Коллинза, В.Скотта, А.Дюма.
Будущему писателю рано пришлось начать зарабатывать деньги. В пятнадцать лет он становится дипломированным фармацевтом, в двадцать лет отправляется в Техас, куда пригласил его друг его дяди. Два года он работает на ранчо вместе с ковбоями. Позже он пытается издавать свою газету, пишет статьи, очерки, фельетоны, юмористические рассказы. Судьба не была к нему благосклонна.
Испытания, которые выпали на долю писателя, частично отражены в его многочисленных рассказах, главное в которых – неистребимый оптимизм, юмор, любовь к людям и к жизни в целом. Темы своих произведений определил так: « Я буду писать рассказы о маленьких людях до тех пор, пока все не поймут, что короткий рассказ может иметь огромное воспитательное значение. В нём должны сочетаться юмор и глубокое чувство. Он должен разрушать предрассудки, объясняя их. Я хочу ввести в гостиные наших магнатов павших, отверженных и при этом обеспечить им там радушный приём. Я хочу, чтобы наши четыреста побывали в шкуре миллионов» ( запись в тетрадях).
Вы прочитали один из рассказов О.Генри «Дары волхвов».
- Анализ названия рассказа.
- Название рассказа необычно. Попробуем разобраться в его значении. Кто такие волхвы?
( ответы учащихся. Волхвы – мудрецы, прорицатели. Образ волхвов встречался в «Песне о вещем Олеге»)
- О каких волхвах идёт здесь речь: «Те, что принесли дары младенцу в яслях» ( ответы учащихся. О библейских волхвах.)
- Какие дары принесли волхвы? ( ответы учащихся. По евангельской легенде, волхвы новорождённому Иисусу золото, ладан и благовонную миру. Отсюда пошёл обычай делать подарки на Рождество ).
Учитель.
Прочитаем эпизод, связанный с рождением Христа: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском в дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему». Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: «Где должно родиться Христу?» Они же сказали ему: «В Вифлеему Иудейском; Ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля…» Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась перед тем местом, где был младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя, в дом, увидели младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение, не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою» (Мф.2.1-12).
- Какие дары принесли волхвы Младенцу Иисусу? (Ответы учащихся. Золото и благовония: ладан и смирну).
Учитель: Поясним, что в те времена благовония стоили так же дорого, как и золото.
К эпизоду встречи волхвов и новорождённого младенца, как и другим эпизодам евангельской истории, часто обращались художники разных эпох. Рассмотрим репродукции картин, иллюстрирующих эпизод (демонстрация картин Джотто, Рубенса и др.)
Автор рассказа «Дары волхвов» переосмысливает библейскую историю. Он называет наимудрейшими дарителями именно героев своего рассказа.
- Беседа по вопросам.
- Что можно сказать о доме, в котором жили Делла и Джим? Как он характеризует героев? Как автор показывает дух этого дома? ( Ответы учащихся. Это была меблированная квартирка за восемь долларов в неделю. « В обстановке не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность». Эта фраза напоминает заглавие стихотворения Бёрнса «Честная бедность». Видно, что герои с достоинством терпят обстоятельства, в которых им приходится жить. Но главное, что в доме царит любовь, здесь всё одушевлённо, даже буквы на карточке с именем хозяина: «Буквы в словах «Дилленгхем» потускнели, словно не на шутку задумавшись: а не сократиться ли им в скромное и непритязательное «Д»?»
- Какими сокровищами обладала семья Юнг? (Ответы учащихся. Золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, и прекрасные волосы Деллы – «каштановый водопад», спускавшийся ниже колен).
- Какое значение в рассказе имеет цвет? ( Ответы учащихся. Значительную роль играют блестящие оттенки. Это не нарочитое сверкание дорогих безделушек и не блеск дешёвых подделок. Это прекрасные блестящие волосы Деллы, её слёзы – «невысохшие блёстки в глазах», «не показной блеск» платиновой цепочки, которую Делла купила в подарок Джиму, блестящие камешки гребней – подарок Джима.)
- Что вы можете сказать о стиле автора? ( Ответы учащихся. О.Генри пишет кратко, лаконично, предложения обычно короткие, язык простой и доступный. В то же время встречаются повторения одних и тех фраз. Короткие фразы иногда подчёркивают стремительность действий, решительность героев. В некоторых предложениях отсутствуют глаголы действия, таким образом достигаются мгновенность поступков.)
- Почему Джима и Деллу автор называет «мудрейшими из всех дарителей»? (Ответы учащихся. Автор сравнивает Деллу и Джима с волхвами. Он говорит, что рассказал историю «про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами». И в то же время он называет героев «мудрейшими из всех дарителей». Это противоположные суждения только на первый взгляд кажутся парадоксальными. Всё дело в том, какова шкала ценностей человека. Таким образом, автор утверждает: нет на свете ничего дороже и ценнее настоящей любви.)
- Как О.Генри обыгрывает библейские образы? (Ответы учащихся. О.Генри вводит ветхозаветные образы царицы Савской и царя Соломона. Это символы красоты, славы, мудрости, богатства. Но писатель показывает эти образы в неожиданном, юмористическом ключе. Кроме того, важно заметить, что «Дары волхвов» - это святочный рассказ.
- Вспомните известные вам «святочные» произведения. ( Ответы учащихся. «Ночь перед «Рождеством» Гоголя; «Чудесный доктор» И.А.Куприна; «Синяя птица» Метерлинка» и др.)
- Как автор относится к своим героям? ( Ответы учащихся. О.Генри описывает героев с сочувствием, незлобивым юмором, с сентиментальностью, восхищается их самоотверженной любовью. Уже само сопоставление с волхвами говорит об уважительном, почтительном отношении к героям.
4. Итог урока.
Заключим урок словами самого писателя: «Вы ждёте сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените»
5.Домашнее задание.
1. Написать небольшое сочинение на тему: «Лучший подарок в моей жизни»
2. Прочитайте рассказы О.Генри: «Трест, который лопнул», «Вождь краснокожих», «Дороги, которые мы выбираем», «Последний лист» на выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка» ( с использованием приема критического мышления через чтение и письмо)
Урок внеклассного чтения разработан по произведению А.В.Костюнина "Рукавичка" для 5-7 классов( с использованием приемов критического мышления)...
Методическая разработка по теме Рождественская открытка
Представлен вариант открытки на тему "Рождественский вертеп" разработанный в ходе подготовки мастер-класса "Рождественская мастерская"...
Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).
В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...
Методическая разработка урока английского языка на тему "Рождественские символы Великобритании"
Методическая разработка урока английского языка «Рождественские символы Великобритании» содержит видео материалы, презентацию и мини-словарь. Предназначена для использования на уроках в 3 классе общео...
Методическая разработка урока английского языка на тему "Рождественские традиции Великобритании"
Закрепление лексики по теме "Праздники", лингвострановедческих аспектов...
Методическая разработка урока. Тема: «Рождественский сапожок»
Методическая разработка урока.Тема: «Рождественский сапожок»Метод: проектная деятельность.Краткая формулировка задачи:1) Разработать и изготовить сапожок для новогодних ирождественских под...
Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку для учащихся 6-7 классов по теме " Рождественский калейдоскоп"
В разработке представлены разные виды заданий для активизации слов по теме " Рождество". Нестандартные формы работы помогут учащимся запомнить учебный материал быстро и с удовольствием...