И.С. Тугневе "Записки охотника". Бирюк.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Материалы к уроку: И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ « Бирюк» в 7 классе.
Что сказать о произведениях
И.С. Тургенева?- что после
прочтения их легко дышится
и легко вериться, тепло чувствуется.
М. Е. Салтыков – Щедрин.
Жизнь И. С. Тургенева затрагивает значительную историческую эпоху: от времен парусного флота и ямских троек до эпохи телеграфа и телефона.
Более полувека находился он в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы.
“Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот – крепостное право,”- писал Тургенев .
Сборник « Записки охотника» 1847-1851 г.г.
В чем новизна этого сборника?
- Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение.
- Тяжелая жизнь крестьян дается на фоне поэтических картин русской
природы.
- Рядом с крестьянами особенно мелкими и ничтожными выглядят их господа.
Меняются исторические условия. Крымская война 1853-1856 гг. показала бессилие николаевской России, отсталость крепостного строя. Новый царь, Александр II, решается отменить крепостное право, чтобы избежать революции.
Сюжет « Записок охотника» прост, автор - охотник странствует, наблюдает. Он участник событий. Это вызывает доверие читателя.
Задание классу: Выписать предложения или часть, где Тургенев использует глаголы состояния.
- Он подошел к голове лошади и сдернул ее с места. Почему сдернул? Должно же быть повел?
- Дверь заскрипела, и лесник шагнул в комнату. Почему не вошел?
Потому что здесь происходит накопление , которое создает образ сильного , гордого.
Какая догадка возникает у читателя, когда мы вслед за автором входим в дом лесника и слушаем разговор с девочкой? (У Бирюка нет хозяйки).
Затем прочитать словесный портрет. Почему портрет скуп словами? (всего 32 слова)
После названных лесником имени и прозвища возникает у автора «удвоенное любопытство» к Бирюку. Почему?
( Проверить мнение людей о Бирюке. Опираясь на молву людей и собственное впечатление, вывести справедливое окончательное решение).
В какой странной противоестественной формулировке выразилась людская ненависть к Бирюку?
« Уже не раз добрые люди его сжить со свету собирались»
Возникает проблемный вопрос перед читателем: А ты сам, на чьей стороне, сторожа или вора? Это основной наш вопрос.
В своей мужской и отцовской жизни Бирюк обездолен. Как переданы переживания сильного и гордого человека?
«Сильно взмахнул топором.» А зачем сильно? Ведь лучинку рубит?
В каком моменте диалога душа скупого на слова и желания человека открывается? Ведь здесь уже ответ на вопрос : почему Бирюк отпускает мужика, Возможно , кто сам страдает, тот поймет другого страдающего.
Как добился автор впечатляющей силы этого момента?
« Ребенок заплакал…» Горе, грех, бросила ребенка, сказал вполголоса, не хочет, чтобы девочка слышала о матери. Почему ушел смотреть лошадь? Ведь надобности нет? Он страдает, но гордый, не хочет показывать своих переживаний.
Почему барин вызывается идти вместе с Бирюком к месту воровской порубки? Какой выразительной деталью автор передает неумолимую жестокость преследования вора?
Автор дважды изображает пойманного мужика. Чем отличаются эти два портрета? Чем вызвано это отличие?
Как? В каком каждый раз новом контексте произносится мужиком слово « отпусти»? (12 раз)
Шесть доводов, после последнего Бирюк отвернулся, Что за довод ?
Внезапно поведение мужика изменяется, Почему это поведение подействовало на Бирюка, и он поступает не по разуму , а по сердцу? Мужик в отчаянии и потрясает этим даже Бирюка.
Необходимо задать вопрос: на сколько оправдана, единственно верна концовка рассказа, в которой автор называет Бирюка « славным малым», а тот на такую оценку досадует ? Здесь открывается подневольность Бирюка. Он поступает как бы в противоречие с обязанностями, долгом, а значит главной характеристикой будет не « славный малый» , а просьба не сказывать барину.
В конце урока даю задание: самостоятельно дома прочитать любой рассказ из «Записок охотника» и приготовить выступление в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)
Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока....
урок литературы в 7 классе по произведению И.С.Тургенева "Бирюк"
Тема урока И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Характеристика литературного героя.ТИП УРОКА : урок применения знаний, умений, навыковВИД УРОКА: комбинированныйЦЕЛИ УРОКА: Ι. образовательные:1)формиро...
Урок-исследование по новелле И.С.Тургенева "Бирюк"
Урок литературы, позволяющий учащемуся отследить основные этапы работы над исследованием в рамках одного урока...
Карточки к рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (7 класс)
Предлагаю четыре варианта карточек, проверяющих не только знание содержания рассказа "Бирюк", но и побуждающих учащихся задуматься над смыслом этого произведения....
урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")
Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....
Литературная викторина. И.С.Тургенев "Бирюк"
Викторина И.С.Тургенев "Бирюк" используется на уроках литературы в 6 классе для проверки знания текста....