Урок литературы в 11 классе "Стихотворения Юрия Живаго..."
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Урок по творчеству Б.Л. Пастернака. Стихотворения Юрия Живаго.Значение поэтического цикла в общем контексте романа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_doktor_zhivago.ppt | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пастернак- присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творения Мировозданья. Андрей Вознесенский. *** Во всём мне хочется дойти До самой сути, В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, О их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывается нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья…
Зимняя ночь Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе. Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озарённый потолок Ложились тени, Скрещенье рук, скрещенье ног. Судьбы скрещенье. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И всё терялось в снежной мгле. Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.
Стихотворение «Гамлет» Гул затих. Я выщел на подмостки. Прислоняясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый \и играть согласен эту роль. Но сейчас идёт другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти. Лара Гишар свеча Юрий Живаго
1. Члены религиозно-политической секты, представляющие интересы зажиточных слоёв городского населения, отличающиеся фанатизмом и лицемерным исполнением благочестивых правил. 2. В настоящее время – имя нарицательное для лицемеров и ханжей. (Энциклопедия русского языка. Словарь иностранных слов. – М.- Мир книги –с.381-382) Фарисеи (др.-евр.)-
Стихотворение «Чудо » Он шёл из Вифании в Ерусалим, Заранее грустью предчувствий томим. Колючий кустарник на круче был выжжен, Над хижиной ближней не двигался дым, Был воздух горяч, и камыш неподвижен, И Мёртвого моря покой недвижим. И в горечи, спорившей с горечью моря. Он шёл с небольшою толпой облаков По пыльной дороге на чьё-то подворье, Шёл в город на сборище учеников. И так углубился Он в мысли Свои, Что поле в уныньи запахло полынью. Всё стихло. Один Он стоял посредине, А местность лежала пластом в забытьи. Всё перемешалось: теплынь и пустыня, И ящерицы, и ключи, и ручьи. Смоковница высилась невдалеке, Совсем без плодов, только ветки да листья. И Он сказал: «Для какой ты корысти? Какая Мне радость в твоём столбняке? Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет, И встреча с тобой безотрадней гранита. О, как ты обидна и недаровита! Останься такой до скончания лет». По дереву дрожь осужденья прошла, Как молнии искра по громоотводу. Смоковницу испепелило до тла. Найдись в это время минута свободы У листьев, ветвей, и корней, и ствола, Успели б вмешаться законы природы. Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог. Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда Оно настигает мгновенно, врасплох.
Притча «Засохшая смоковница». Возвращаясь рано утром в город, Иисус почувствовал сильный голод. При дороге он увидел смоковницу. Он подошёл к ней, но, кроме листьев, ничего на дереве не нашёл. Тогда Иисус сказал дереву: -Пусть же на тебе никогда больше не будет плодов! Дерево сразу же засохло. Когда ученики это увидели, то удивились: -Как это дерево могло так быстро засохнуть? Иисус ответил: -Говорю вам истину: если вы будете без сомнения верить, то сможете сделать не только то, что было сделано с деревом, вы даже сможете сказать этой горе: «Пойди и бросься в море»,и она вам подчинится. Если вы верите, то всё, о чём бы вы ни попросили в молитве, получите. ( Слово жизнь/Новый Завет в современном переводе. -М. «Протестант». -1992. –с.30.)
Обращаясь к своим ученикам в нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставит её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми , чтобы они видели ваши добрые дела представляли Отца вашего небесного». В нагорной проповеди.
Итог урока Мы ограничились анализом трёх стихотворений, но даже это служит ярким примером и доказательством того, насколько тесно взаимодействуют в романе Пастернака поэзия и проза. «Доктор Живаго» -произведение уникальное во всех отношениях: Философском, поэтико-жанровом , в плане преемственности и в плане новаторства. Поэтическое слово героя в романе – не предмет изображения, а полноправное, живое изображающее слово, дополняющее и углубляющее слово прозаическое , авторское. Органическое единство прозаической и поэтических частей романа в конечном итоге воспринимается уже не просто как оригинальный композиционный приём , но, прежде всего как символ истинного искусства– искусства , которое может существовать только в слиянии с порождающей его и преображённой им жизнью.
*** Во всём мне хочется дойти До самой сути, В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших в ней, До их причины, До оснований, до корней, До середины……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе "Доктор Живаго"
Урок литературы в 11 классе. « Т...
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...
Урок алгебры по теме «Юрий Гагарин: полет прошел нормально…»,
Урок посвящен годовщины полета Гагарина в космос и связан с темой по статхарактеристикам и статисследованиям...
Разработка урока литературы в 11 классе по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» «Война глазами Юрия Керженцева».
Цели урока: познакомить учащихся с внутренним миром героев повести, оценить её достоинства;совершенствовать умение анализировать художественный текст;способствовать воспитанию искренности во вза...
Урок литературы в 11 классе "Стихотворения Юрия Живаго..."
Урок по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго"...
Пастернак. Стихотворения Юрия Живаго
Презентация к юбилею Б. Пастернака. Мероприятие в школьной библиотеке...
Конспект урока "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева «Рыцарь Вася»
Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева "Рыцарь Вася"...