Конспект открытого урока Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР
1. Требования к содержанию плана-конспекта
План-конспект урока должен включать в себя ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru, при этом, их использование должно быть обосновано.
В плане-конспекте урока должны быть указаны: ФИО автора, место работы, должность, предмет, класс, тема урока, базовый учебник.
План-конспект должен включать в себя следующие разделы:
- Цель и задачи урока
- Тип урока
- Формы работы учащихся
- Необходимое техническое оборудование
- Структуру и ход урока
Структура урока может быть представлена в табличной форме (Таблица 1). Перечень используемых на данном уроке ЭОР необходимо указать в приложении к Плану-конспекту урока (Таблица 2).
2. Требования к оформлению плана-конспекта
2.1. Форматирование
Для плана-конспекта урока следует использовать формат страницы А4, книжную ориентацию. Значения полей: левое – 3 см, правое 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. В случае использования альбомной (горизонтальной) ориентации листа размеры полей должны быть следующими: левое – 2 см, правое – 2 см, верхнее – 3 см, нижнее – 1,5 см.
Для основного текста рекомендуется использовать:
- шрифт Times New Roman, 12 пунктов;
- полуторный межстрочный интервал;
- выравнивание по ширине;
- абзацный отступ 1,27 см.
В тексте допускаются выделения полужирным или курсивным шрифтом, если это необходимо.
2.2. Грамотность и стилистика языка
План-конспект урока должен быть написан с соблюдением правил и норм русского языка. Специальные термины должны использоваться в соответствии с установленными в нормативных документах нормами.
2.3. Формат
Планы-конспекты уроков разрабатываются в электронном виде в формате *.doc или *.odt, предоставляются в zip-архиве документа.
Архив документа не должен превышать 10МБ.
План-конспект размещается в системе дистанционного обучения: http://eor.it.ru/eor/
Приложение 1
ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы в 7 классе
____Н. В. Гоголь. О писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба». «Это было трудное, бранное время»______________________________________
1. | ФИО (полностью) | Шуваева Ольга Семёновна |
2. | Место работы | АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт» , гимназия ОГИ |
3. | Должность | Учитель русского языка и литературы |
4. | Предмет | Литература |
5. | Класс | 7 |
6. | Тема и номер урока в теме | Н.В. Гоголь .О писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба». «Это было трудное, бранное время» 1-ый урок в теме |
7. | Базовый учебник | Литература. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.1/ под ред. Г.И.Беленького.-7-е изд.,испр.- М.:Мнемозина, 2008.- 287, [8]с.: ил. |
8. Цель урока: углубить знания учеников о биографии и творчестве Н.В. Гоголя; познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»; дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя; помочь ученикам выявить основную идею повести; её патриотический пафос; совершенствовать навыки анализа текста (1 гл.), навыки монологической речи, выразительного чтения.
9. Задачи:
Образовательные:
Формирование опорной системы знаний по теме.
Воспитательные:
Создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения.
Привлечения яркого фактического материала.
Воспитание чувства патриотизма.
Опора на явление окружающей жизни и опыт учащихся.
Побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям.
Развивающие:
Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.
- Тип урока: урок – введение нового материала.
- Формы работы учащихся : фронтальная работа (вопрос-ответ),самостоятельная работа с последующей самопроверкой, работа с иллюстрациями, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ текста
- Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска с подготовленными заданиями, Интернет, компьютер, видеозапись фрагмента из фильма «Биография писателей» 2ч. (Студия учебных фильмов «Кварт»)
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный этап | Организует учащихся, настраивает на учебную деятельность | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | 1мин | |
2 | Актуализация опорных знаний | Работа с интерактив- ной доской №1 ЦОР №1 Иллюстрация №2 ЦОР№ 24 Иллюстрация №3 ЦОР №2 Иллюстрация | Беседа о жизни и творчестве Н. В. Гоголя. . Демонстрация портретов Н.В. Гоголя работы В.Н. Горяева и Ф.И. Моллера; фотографии дома в Великих Сорочинцах, где предположительно родился будущий писатель. Демонстрация отрывка из фильма «Биографии писателей» ч .2(Студия учебных фильмов «Кварт») | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, смотрят отрывок из учебного фильма, отвечают на вопросы, обсуждают цитату, работают с иллюстрациями. | 8 мин |
3 | Работа по теме. Введение нового материала |
№4 ЦОР№23 Аудиофрагмент №5 ЦОР №21 Иллюстрация
№6 ЦОР №8 Иллюстрация | Слово учителя о Гоголе- историке, об исторической основе повести. Использование материалов статей учебника: «Историческая основа повести «Тарас Бульба», «Что может быть непонятно в содержании повести?» Обсуждение цитаты из книги французского инженера Боплана(известной Гоголю) «Описание Украйны» Комментированное чтение отрывков из 1 главы. Беседа по ним. (Учитель задаёт проблемные вопросы, объясняет новый материал). Прослушивание фрагмента 1гл. в исполнении Н. Боголюбова. Выявление исторической и фольклорной основы повести, нравственного облика Тараса Бульбы и его товарищей- запорожцев: героизма, самоотверженности, верности боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. Раскрытие образа Тараса Бульбы (вопрос №2 с.111 учебник) Раскрытие образа матери (её мысли и чувства, описание ночи и приближающегося утра, сцена благословения, прощание с сыновьями.) Знакомство с особенностью стиля Гоголя .- единством «силы смеха» и «лирической силы», стройностью композиции, яркостью изображённых характеров, выразительностью языка. | Работают с текстами статей, с текстом 1 главы. | 17мин |
4 | Закрепление материала | Работа с интерактивной доской Интерактивное задание Тест | Тест (учитель сам составляет тест и выводит на Smart доску) | Выполняют задания, предложенные учителем. Делают выводы. Получают поощрительный балл. | 8мин |
5 | Диагностика усвоения темы | Игра «Копилка вопросов» (вопросы по 1гл) Учитель «вкладывает» в копилку вопросы: 1.Чем интересен Тарас Бульба? 2. Что мы можем сказать о нём на основании 1гл.? 3.Как изображает Гоголь Н.В. смену его настроений? 4.Как автор относится к своему герою? и др. Учитель анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. | Самостоятельно придумывают вопросы(1гл.), записывают на карточках, помещая их в копилку. Вытаскивая любую карточку с вопросом, отвечают на него, получая поощрительный балл. Анализируют ответы учащихся | 7мин | |
6 | Комментирование домашнего задания и отметок за урок | №7 ЦОР №6 Интерактивное задание №8 ЦОР№25 Интерактивный текст | Задаёт дом. задание: Подготовить сообщение о годах учения в бурсе Остапа и Андрия. Что отличало их друг от друга? Рассказать о пути 3-х всадников в Сечь. О чём думал каждый из них? Какой они видели степь днём, вечером, ночью? Какое воздействие оказали виды степи на них? Въезд Тараса с сыновьями в предместье Сечи. Индивидуальные. задания:1. Определить, какие фрагменты текста характеризуют Остапа, а какие- Андрия? 2.Познакомиться с учебной статьёй о повести. Отвечает на вопросы учащихся | Задают индивидуальные вопросы. Записывают домашнее задание в дневник. | 2мин |
7 | Формулирование выводов урока | Помогает сформулировать ответы | Формулируют выводы | 2мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Гоголь Н.В. О писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба». «Это было трудное, бранное время»__________________________________________
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | В. Горяев. Портрет Н.В. Гоголя (№203949) | Локальный ресурс открытого типа | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/68b6bddb-0094-47e9-ac86-a5bdb2d86289/%5BLI7RK_3-01%5D_%5BIL_02%5D.htm |
2 | Великие Сорочинцы. Предполагаемое место рождения Н. В. Гоголя (№204150) | Локальный ресурс открытого типа | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/efc673ab-50ed-478b-b336-88e548fa52db/%5BLI7RK_3-01%5D_%5BIL_03%5D.htm |
3 | Портрет Н.В. Гоголя с оригинала Ф.И. Моллера(№204071) | Локальный ресурс открытого типа | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b984aedd-2d15-49bf-8cc3-38771f08404b/%5BLI7RK_3-01%5D_%5BIL_01%5D.htm |
4 | Начало первой главы повести «Тарас Бульба» читает Боголюбов(№203880) | Локальный ресурс открытого типа | Аудиофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4e1d0df9-a6fc-49b6-9eca-cff4ff5b63ea/%5BLI7RK_3-01%5D_%5BAU_04%5D.htm |
5 | Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Тарас)(№204113) | Локальный ресурс открытого типа | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d653eea5-2465-4767-a865-044071f80964/%5BLI7RK_3-01%5D_%5BIL_05%5D.htm |
6 | Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (№203979) | Локальный ресурс открытого типа | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/95b30042-a2a9-4c0d-beed-6aa2287cf04d/%5BLI7RK_3-01%5D_%5BIL_06%5D.htm |
7 | Задание: определите, какие фрагменты характеризуют Остапа, а какие Андрия(№204063) | Локальный ресурс открытого типа | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/af6a6a59-e764-4a10-b590-62cfadae6361/%5BLI7RK_3-05%5D_%5BTR_01%5D.swf |
8 | Учебная статья «О певести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (№203866) | Локальный ресурс открытого типа | Интерактивный текст |
________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...
Конспект открытого урока на День открытых дверей
Тем урка "ГТО - путь к здоровью"...
Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока
Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...