Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы.
статья по литературе (6 класс) по теме

Методы работы с учащимися по развитию творческих способностей на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkina_e.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пушкина Е.Г.

-учитель русского языка и литературы

 Гимназия №441.

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы.

       

                  …Дорогою свободною иди,

Куда влечет тебя твой деятельный ум,

 Усовершенствуя плоды любимых дум,

 Не требуя наград за подвиг благородный.  

А.С. Пушкин.

Длительное время я, работая преподавателем русского языка и литературы в школе, параллельно с этим занималась собственным творчеством-сочиняла стихотворения, басни, стихи-посвящения. Создавая эти произведения, я задавалась целью не только раскрыть, развить и использовать свой собственный творческий потенциал, но и пыталась вовлечь в этот «нелегкий процесс» своих учеников. Для развития современной гармоничной личности в детях необходимо развивать их творческие способности. И особенно это удается на уроках русского языка и литературы, а также на занятиях в литературном кружке, который я веду уже много лет.                  

 К примеру, рассматривая образцы стихотворного наследия А.С. Пушкина, необходимо обратить внимание учащихся на то, что именно стихотворной формой, ее простотой и необыкновенной современностью, Пушкин достиг небывалого совершенства своего поэтического творчества и признания его поэтического таланта во всем мире.    

  Хотелось бы вспомнить высказывание русского филолога, академика Якова Карловича Гротта, который владел многими иностранными языками. Он, как и А.С. Пушкин, окончил Царскосельский лицей, занимался литературой, переводами произведений зарубежных поэтов, исследовал творчество русских писателей. Суть его высказывания состояла в том, что «… письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время», которое доказывает необходимость письменной работы на уроках русского языка и литературы, причем, работы не только исследовательской и познавательной, а также развивающей и творческой.                

 Поэтому игра в «слова » -работа над текстами, их анализом и созданием новых текстов еще глубже «приближают» учащихся к  грамотности ,легкому восприятию научных определений и понятий русского языка, развивают их речь. Не зря наш современник Л. Успенский высказал такую мысль о значении «слова» в русском языке: «Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то СЛОВО, бесспорно, первая и самая чудесная из них».          

На уроках литературы в 6 классе, где подробно изучаются двусложные и трехсложные размеры стиха, можно детально разобраться с «механикой» пушкинского стихосложения, а затем предложить учащимся попробовать «сотворить» свое стихотворение на предложенную тему, причем, я сразу же привожу им пример собственного сочинения- четверостишие, посвященное великому поэту:

Связала нас фамилия одна,

Которую прославил мудрый гений.

И в школе я теперь учить должна

Тому, что ты оставил для грядущих поколений.

Продолжая тему собственного поэтического творчества, бывшего «модным» в 19 веке среди современников А.С. Пушкина, инструктируя учащихся в «технике» создания собственного опуса, зачитываю им отрывок из книги С.М. Бонди «Черновики Пушкина» (стр. 12-13):

«…Пушкин творил с пером в руках; он заносил на бумагу почти все моменты своей творческой работы: целый стих, части стиха, отдельные слова, иногда в полном беспорядке, торопливо, в волнении, зачеркивая одно и заменяя другим, снова возвращаясь к первому, опять зачеркивая одно и опять восстанавливая…начинается работа, это и есть первая, записываемая на листке. А затем идет лихорадочная быстрая запись возникающих в голове образов, обрывков стиха, эпитетов…Перо явно не поспевает за мыслью, слова не дописываются, стих недоканчивается, черта заменяет само собой разумеющееся слово. Очень часто Пушкин пишет только начало и конец стиха, оставляя место для середины, которую придумает потом, а сейчас спешит зафиксировать наплывающие новые мысли, слова, ритмы, образы…»

После того, как учащиеся знакомятся с тем, как «творил» великий гений, я делаю вывод о том, что звуковая выразительность слов в его стихотворениях глубоко и ярко может передать мысли, характеристики, действия. Затем я опять призываю их придумать собственное стихотворение.

И результаты не дают себя долго ждать!

В заключение хочу сказать, что, изучая классические произведения авторов-поэтов, знакомя ребят с очередным поэтическим шедевром, вовлекая их в творческий процесс, можно научить учащихся ярко и неординарно мыслить, красочно и умело выражать свои чувства и переживания, причем, грамотно все это записывать. Чего я и добиваюсь от своих учеников!

         

     

                     

 

Длительное время я, работая преподавателем русского языка и литературы в школе, параллельно с этим занималась собственным творчеством-сочиняла стихотворения, басни, стихи-посвящения. Создавая эти произведения, я задавалась целью не только раскрыть, развить и использовать свой собственный творческий потенциал, но и пыталась вовлечь в этот «нелегкий процесс» своих учеников. Для развития современной гармоничной личности в детях необходимо развивать их творческие способности. И особенно это удается на уроках русского языка и литературы, а также на занятиях в литературном кружке, который я веду уже много лет.                    

 К примеру, рассматривая образцы стихотворного наследия А.С. Пушкина, необходимо обратить внимание учащихся на то, что именно стихотворной формой, ее простотой и необыкновенной современностью, Пушкин достиг небывалого совершенства своего поэтического творчества и признания его поэтического таланта во всем мире.      Хотелось бы вспомнить высказывание русского филолога, академика Якова Карловича Гротта, который владел многими иностранными языками. Он, как и А.С. Пушкин, окончил Царскосельский лицей, занимался литературой, переводами произведений зарубежных поэтов , исследовал творчество русских писателей.            Суть его высказывания состояла в том, что «… письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время», которое доказывает необходимость письменной работы на уроках русского языка и литературы, причем, работы не только исследовательской и познавательной, а также развивающей и творческой.                  Поэтому игра в «слова»-работа над текстами, их анализом и созданием новых текстов еще глубже «приближают» учащихся к  грамотности ,легкому восприятию научных определений и понятий русского языка, развивают их речь. Не зря наш современник Л. Успенский высказал такую мысль о значении «слова» в русском языке:» Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то СЛОВО, бесспорно, первая и самая чудесная из них».          

На уроках литературы в 6 классе, где подробно изучаются двусложные и трехсложные размеры стиха, можно детально разобраться с «механикой» пушкинского стихосложения, а затем предложить учащимся попробовать «сотворить» свое стихотворение на предложенную тему, причем, я сразу же привожу им пример собственного сочинения- четверостишие, посвященное великому поэту.                        

   

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

В статье раскрываются возможности использования театрализации для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы....

Статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы"

В статье представлены некоторые виды творческих работ учащихся на уроках литературы, которые позволяют активизировать познавательную деятельность старшеклассников, повысить их интерес к изучаемы...

К вопросу о развитии творческих способностей учащихся на уроках литературы

Редактор Г. И. Петрова - профессор, доктор философских наук....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения

В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...

Графические способы изображения информации как ведущие приемы ТРКМ для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы в 5-11 классах.

Из опыта работы по разработке и применению приемов и техник  технологии РКМЧ  на уроках литературы  в 5-11 классах....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы (из опыта работы)

Статья на тему: "Развитие творческих способностей учащихся  на уроках литературы (из опыта работы)".Один известный сказочник сказал: «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать». ...