Урок литературы в 11 классе "Наука поведения" по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Взаимоотношения взрослых и детей, поведение подростка в экстремальной ситуации, воспитание любви к матери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shukshin_nauka_povedeniya.doc | 50 КБ |
nauka_povedeniya.ppt | 1.57 МБ |
nauka_povedeniya_prodolzhenie1.ppt | 609.5 КБ |
nauka_povedeniya_-_prodolzhenie2.ppt | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
«Наука поведения» в рассказе В.М. Шукшина
«Материнское сердце».
Цели урока:
обучающая: рассмотреть духовный мир героев рассказа В.М. Шукшина «материнское сердце» (работа по восприятию и осмыслению нравственных проблем произведения, дальнейшее обучение навыкам работы с прозаическим текстом)
развивающая: расширять круг читательских интересов учащихся, умение выделить главное в художественном тексте.
воспитывающая: формирование нравственных черт характера – ответственность за свои поступки перед близкими, обществом, осознание себя как личности.
Тип урока – урок закрепления и совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока- урок – размышление.
Метод – частично – поисковый, аналитическая беседа
Формы – работа с ключевыми понятиями, решение проблемных заданий
Оборудование- портрет писателя, репродукции картин, словарь С.И.Ожегова, музыкальная фонограмма, раздаточный материал.
«Есть прекраснейшее существо, у которого
мы в долгу – это мать» Н. Островский
Ход урока.
- Организационный момент.
Слайд №1 Мы продолжаем изучение творчества В.М.Шукшина. Сегодня на уроке для анализа рассказ «Материнское сердце». Тема урока «Наука поведения» в рассказе В.М.Шукшина «Материнское сердце» (запись в тетради темы, эпиграфа)
Слайд №2 «Есть прекраснейшее существо, у которого мы в долгу – это мать» Н.Островский
- Слово учителя (музыка)
Образ матери… К нему обращались во все времена поэты и писатели, композиторы и художники, потому что это самый близкий нам человек – это мать.
Слайд №3 Полотна Леонардо Да Винчи, Боровиковского, Маргерит Жерар и другие произведения искусства воспели этот образ и продолжают воспевать.
Матери… Матери… Им всегда более дорог свой ребёнок – пусть он не Моцарт, не прославленный учёный, не полководец – победитель, пусть он не очень удачливый, даже убогий.
Их бескорыстие, их верность и преданность своему долгу поистине безграничны. Способность к такой самоотверженности раздвигает стены старого дома, границы одной семьи – женщина, отдающая себя без остатка своим детям, создаёт вокруг климат сердечности, доброты. Таково свойство подлинной человечности. Быть сыном или дочерью тоже высокое предназначение.
«Берегите матерей!» - провозгласил Р. Гамзатов. Можно добавить: берегите так, как они берегут нас! Этот призыв был бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. И всё же… Дарить покой и радость – в наших руках.
3. Знакомство с новым.
Короткий рассказ В.М.Шукшина «Материнское сердце» поднимает именно эту проблему – проблему долга, проблему ответственности за своё предназначение на Земле – быть сыном матери.
Обратимся к рассказу. Беседа по вопросам текста. Слайд №4
-Кратко расскажите сюжет рассказа.
- Почему рассказ называется «Материнское сердце», ведь речь идёт о поведении молодого человека? (очень много переживаний выпало на долю матери).
- Подтвердите текстом переживания матери и её мытарства по освобождению сына.(Мать испугалась, взмолилась, заметалась по селу, пришла в милицию, воскликнула, мать поняла и замолчала, перекрестила сына и т.д.)
«Каждое слово - в сердце отдаёт»
Поразмышляем о значении слова «сердце» Слайд №5
Определение к слову сердце:
- Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка (у человека с левой стороны грудной клетки, груди). Сердце бьётся. Порок сердца (одна из болезней).
- Переносное значение. Этот орган как символ переживаний, чувств, настроений человека. Золотое сердце у кого – нибудь (об очень добром человеке).
- Переносное значение. Важнейшее место чего – нибудь, средоточие. Москва – сердце нашей Родины. (Словарь Ожёгова)
Запись в тетрадях лексического 2 значения слова сердце.
Беседа:
-Есть ли ещё в рассказе кто – нибудь из близких родственников, кто помог Витьке в его беде? (Мать одна. И это беда, которая на неё свалилась. Ей трудно. Она прошла все инстанции, нигде не нашла помощи.)
- К кому ещё обращается мать за помощью? (К Богу)
- Почему мать, обращаясь к Богу, говорит: «Забегу, свечку Николаю Угоднику поставлю, попрошу его»? (Николай Угодник помогает именно таким, как Витька)
Слово учителя: На Руси Николая Угодника называют Николай Заступник, Николай Чудотворец, он помогает осуждённым, а именно оступившимся.
- Каким образом оступился Витька? (Напился, подрался, попал в КПЗ, теперь ему грозит суд).
-Каково теперь состояние Витьки, после случившегося? ( по тексту)
(Витька переживает, ему стыдно, но почему же случилось то, что случилось? (безответственность, легкомыслие).
-Каким было воспитание Витьки?
-Судя по тому, что в каком возрасте, уже собрался жениться, обзавестись семьёй, можно предположить, каким сыном был Витька? (Не совсем послушным, не всегда внимательным, не всегда обязательным).
- Почему Витька, а не Виктор?
1) Это деревенское обращение, уже устоявшееся в обиходе деревенских людей.
2) Видимо, нет уважения со стороны автора к нему. Само обращение подтверждает, что перед ними не всегда серьёзный, не особо пользующийся авторитетом человек в деревне.
- Какова позиция автора? (Он осуждает Витьку)
- В чём выражается авторская позиция? (Один необдуманный поступок сына рикошетом отзывается в сердце матери, и на протяжении всего рассказа мы наблюдаем, как страдает мать)
-Да, необдуманный поступок, итог – бесконечные страдания матери. Каждый человек стремится к душевному равновесию, гармонии (согласованность, стройность). Если поставить на весы всё происходящее, какая несоразмерная картина получается.
Слайд №6 Задание: разместить из данного списка отрицательные и положительные качества, которые составляют поведение человека( искушение, ответственность, любовь к матери, легкомыслие, излишняя доверчивость, алкоголизм, искренность, целеустремлённость)
С одной стороны – легко, запросто совершённый поступок сына, а с другой стороны – такие страдания и мытарства матери. Ведь мать постоянно в действии.
- Можно ли назвать поведение Витьки только поступком? (Это серьёзное отступление от норм поведения, предстоит суд)
-Как тогда можно назвать Витьку, если он перешёл нормы поведения? Слайд №7
Обратимся к словарю (отступник – неодобрительный человек, который отступил от прежних убеждений) Словарь Ожегова. Запись в тетрадь.
- Безмерные страдания матери, теперь уже явные бессонные ночи, дальнейшие хождения по инстанциям (ведь рассказ заканчивается на её решении действовать дальше). Вот итог его отступления.
- Какое чувство теперь переживает Витька? (Чувство вины, совести) Обратимся к словарю Слайд №8 (Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом) Запись в тетради.
- Совесть – высшее мерило человеческой ценности. Она заговорила в Витьке.
- Какова окончательная позиция автора по отношению к Витьке? (Раз в нём заговорила совесть – есть надежда на нравственное возрождение. Автор даёт шанс своему герою понять цену отступничества, обсудить до конца своё поведение, ещё раз задуматься над собой.)
- Кого ещё можно назвать отступником? (Риту).
- Подумаем, как можно охарактеризовать её поведение? (Безнравственным).
- Слово отступник, отступление чаще встречается в библейских мотивах. Если мы обратимся к Библии, к его Завету, то найдём следующую заповедь, она считается 5-ой
заповедью Божия: Слайд №9 «Чти отца твоего и мать твою, да благо ли будет, и долголетен будеши на Земли» (прочесть и записать в тетради)
- Какова связь между рассказом и 5 –ой заповедью Божия? (Все беды Витьки от нарушения этой заповеди).
- Почему, говоря о нормах поведения, говорят о «Науке»? (В её основе лежат секреты этой науки, которые заложены в Библии).
- Какова главная идея рассказа? (Ответственность человека за свои поступки. Запись в тетради)
- Какой теперь можно сделать вывод? (Таким образом, Шукшин призывает своих героев и читателей к нравственным ориентирам, которыми должен овладеть человек, умеющий ценить и высоко нести честь семьи. Запись в тетради)
Вы, стоящие на пороге семейной жизни, должны помнить: все проступки детей оставляют на материнском сердце раны, отметины.
Слайд №10 Обратимся к эпиграфу. Почему мы в долгу у матерей? (Она дала нам жизнь, мы должны сохранить ей жизнь, продлить её, а значит, не нарушать её покой, не причинять ей беды, горести, страдания)
Слайд №11 Стихотворение В. Романчина «У матерей священные права»
У матерей священные прав:
Казнить и миловать,
Надеяться и плакать,
И жребий свой.
Приобретя едва
Нести сквозь радости,
Сомнения и слякоть.
У матерей обязанность одна:
Себя забыв,
В заботах распыляться.
И плоть, и душу
Выложив до дна
Душой и плотью
В ком – то повторяться.
И ничего не требовать взамен!
Лишь жертвенно
Надеяться и верить,
Любя такой любовью без измен,
Что мерками земными не измерить.
У матерей и чаянья одни:
Самоотверженно у жизни на исходе
Стоять за жизнь
И в чём – то тут сродни
Они великой Матери – Природе.
И пусть за всё
Воздастся щедро ей!
Собрав в букет
Любовь и откровенье,
Придите, дети,
К матери своей
И станьте перед нею
На колени.
Слово учителя: Помните, ребята, что среди всех сердец на Земле Материнское сердце – особенное. У него особенное предназначение – принадлежать матери. Жертвенность материнского сердца естественна, но естественной должна быть и ваша готовность оградить и защитить это сердце, и тем самым с честью выполнять свой долг – быть настоящим сыном или дочерью.
Слайд №12 Стихотворение С. Киплинг «Владей собой среди толпы смятенной, останься честен, говоря с толпой»
Владей собой среди толпы смятенной
Останься честен, говоря с толпой.
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек! С.Киплинг.
Итог:
Так как, по мысли В.Шукшина, нельзя жить?
Какие жизненные принципы он не принимает?
Против каких нравственных пороков он восстаёт?
О чём заставил думать?
Какие вопросы, поднятые писателем, актуальны сегодня?
Слайд №13 Дом. задание: прочитать самостоятельно и подумать над произведением В.М.Шукшина «Живёт такой парень»
Оценки
Комментарий оценок.
Десять заповедей человечности.
- Не убий и не начинай войны.
- Не помысли народ врагом других народов.
- Не укради и не присваивай труда ближнего своего.
- Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло.
- Уважай мысли и чувства братьев своих.
- Чти родителей и прародителей своих и всё, сотворённое ими, сохраняй и почитай.
- Чти природу как мать свою и помощницу.
- Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
- Пусть живёт всё живое и мыслится всё мыслимое.
- Пусть свободным будет всё, ибо всё рождается свободным.
Сердце – 1.Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка (у человека с левой стороны грудной полости, груди). Сердце бьётся. Порок сердца. 2. Перен. Этот орган как символ переживаний, чувств, настроений человека. Золотое сердце у кого – нибудь. 3. перен. Важнейшее место чего – нибудь, средоточие. Москва – сердце нашей Родины.
Отступник – (неодобрит.) Человек, который отступил от прежних убеждений.
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Василий Макарович Шукшин
Тема урока: « Наука поведения» в рассказе В.М. Шукшина «Материнское сердце»
Эпиграф к уроку:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы: Кратко расскажите сюжет рассказа Почему рассказ называется «Материнское сердце», ведь речь идёт о поведении молодого человека? Подтвердите текстом переживания матери и её мытарства по освобождению сына
Сердце Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка (у человека с левой стороны грудной клетки, груди). Сердце бьётся. Порок сердца (одна из болезней). Переносное значение. Этот орган как символ переживаний, чувств, настроений человека. Золотое сердце у кого–нибудь (об очень добром человеке). Переносное значение. Важнейшее место чего–нибудь, средоточие. Москва – сердце нашей Родины. (Словарь Ожёгова)
Вопросы: Есть ли ещё в рассказе кто – нибудь из близких родственников, кто помог Витьке в его беде? К кому ещё обращается мать за помощью? Почему мать, обращаясь к Богу, говорит: «Забегу, свечку Николаю Угоднику поставлю, попрошу его»?
Вопросы Каким образом оступился Витька? Каково теперь состояние Витьки, после случившегося? Каким было воспитание Витьки? Судя по тому, что в каком возрасте, уже собрался жениться, обзавестись семьёй, можно предположить, каким сыном был Витька? Почему Витька, а не Виктор?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отступник – неодобрительный человек, который отступил от прежних убеждений Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом Словарь Ожегова
«Чти отца твоего и мать твою, да благо ли будет, и долголетен будеши на Земли»
Десять заповедей человечности Не убий и не начинай войны. Не помысли народ врагом других народов. Не укради и не присваивай труда ближнего своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и всё, сотворённое ими, сохраняй и почитай. Чти природу как мать свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живёт всё живое и мыслится всё мыслимое. Пусть свободным будет всё, ибо всё рождается свободным.
Владей собой среди толпы смятенной Останься честен, говоря с толпой. Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек! С.Киплинг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...
к вопросу об изучении творчества В.П. Астафьева на уроках литературы в старших классах;рассказ В. П. Астафьева "Пролетный гусь"
рассказ В.П. Астафьева "Пролетный гусь"-новое о Великой Отечественной войне...
Урок литературы на тему "Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» - это повесть-предупреждение."
Данная работа познакомит учеников с новым для них писателем М.Булгаковым, с его повестью «Собачье сердце», поможет им понять, о чём же предупреждает нас повесть Булгакова....
Урок литературы в 8 «А» классе по теме: Память сердца. Проблемы рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Урок прошёл в рамках проведения областного семинара....
Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.
Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...
Конспект бинарного урока (литература, история) с элементами интеграции "На любовь своё сердце настрою..." (10 класс)
Человек приходит в жизнь, чтобы любить и уходит из жизни, любя ее. Герой купринского рассказа “Леночка” говорит: “Нет, жизнь все-таки мудра… И, кроме того, жизнь прекрасна. Она – вечное воскресен...
Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"
Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...