Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_9_kl._podorvanova.doc | 445 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель межшкольного методического объединения учителей русского языка и литературы _________ Н. А. Томилина Протокол №___ от «___» _________ 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» _________ Н. И. Ткаченко «___» ________ 2013 г. | «Утверждаю» Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» __________ Л. А. Прядченко Приказ №______ от «_____» __________ 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
литературе
для 9 класса
(базовый уровень)
Учитель: Подорванова Лилия Николаевна
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании:
- Приказа Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области №819 от 23.03.2010 года «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательных учреждений».
- Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа», принятого на заседании педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» протокол от 30.08.2011 года №1, утвержденный приказом директора МБОУ «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» от 01.09.2011 года №27.
- На основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (ФКГОС 2004 г.).
- Программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А.Чалмаева, опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., «Русское слово», 2010 г.
- Учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.
- Календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.
- С учётом рекомендаций инструктивно-методического письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании литературы в 2013 – 2014 учебном году».
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели программы:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
- воспитание культуры речи учащихся.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
УМК
- Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. / под ред. Зинина С.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009
- Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы.-6-е изд. - М., «Русское слово», 2010
В течение учебного года планируется:
- классное сочинение - 5
- домашнее сочинение -1
Изменений в авторскую программу не внесено.
Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень.
Формы организации учебного процесса:
Урок-лекция, урок-дискуссия, урок-зачет, урок-конференция.
Формы текущего контроля знаний:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающиеся должны знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
- Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
- Типическое значение характеров главных героев произведений.
- Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Обучающиеся должны уметь:
- Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
- Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
- Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
- Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
- Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
- Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
- Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Вид контроля, самостоятельной работы | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения | Подготовка к ГИА, ЕГЭ | Примечание | |
9 «а» | 9 «б» | ||||||
1 | ВВЕДЕНИЕ. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. | Устный опрос. Лекция | 1 | Записать в тетради особенности русской литературы XIX века по материалам лекции | |||
2 | ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. | Входной контроль (тестирование) | 1 | Подготовиться к проверочной работе по содержанию таблицы. Прочитать «Слово о полку Игореве», подготовить выразительное чтение речи Святослава | |||
3 | Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». | Фронтальный опрос, работа с текстом, терминами | 1 | Прочитать статью учебника на с.12-24, подготовить пересказ понравившегося эпизода или выучить отрывок «Плач Ярославны» из стихотворного перевода. | |||
4 | Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. | Ответы на вопросы, выразительное чтение, умение определять композиционные особенности произведения | 1 | Сформулировать письменно какие приёмы УНТ использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, их характеристики; устное сочинение «Каким я представляю себе автора «Слова…» | |||
5 | Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. | Оценка устного сочинения, характеристика героев; оценка материала, изложенного учащимися | 1 | Сравнительный анализ «Плача Ярославны…» в переводе Жуковского и Заболоцкого; выучить наизусть отрывок «Золотое слово Святослава», подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка | |||
6 | Проблема авторства «Слова…». Фольклорное, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. Подготовка к сочинению. | Оценка за домашнее задание: чтение наизусть, выразительное чтение, умение проводить сравнительный анализ | 1 | Сформулировать возможные темы сочинений по «Слову…»; устная характеристика Игоря и Ярославны | |||
7 | РР. Сочинение по «Слову…» | Текущий контроль | 1 | Написать сочинение на одну из тем: 1.Образ князя Игоря. 2. Героическая тема и приёмы её воплощения в «Слове о полку Игореве». 3.Образ Ярославны в «Слове…». 4. Тема Русской земли в «Слове…». | |||
8 | ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА. Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. | Выборочная проверка записей тезисов в тетрадях | 1 | Прочитать материал учебника на с. 28-37 Индивидуальные задания: подготовить сообщение о М.ВА.Ломоносове, Кантемире, Тредиаковском, Сумарокове; подобрать материал о классицизме в живописи и архитектуре | |||
9 | М.В. Ломоносов. Значение творчества М.В.Ломоносова для последующего развития русского поэтического слова. | Оценка выступлений, ответы на вопросы, чтение и анализ стихотворений | 1 | Выразительное чтение «Оды на день…», выучить отрывок наизусть. Какие задачи ставит Ломоносов перед поэзией? Сообщение о Г.Р.Державине. Прочитать стихотворения «Арфа», «Властителям и судьям», «Памятник», «Фелица» | |||
10 | Г.Р.Державин. Значение творчества Г.Р.Державина для последующего развития русского поэтического слова. | Оценка выполнения домашнего задания: чтение наизусть, ответы на вопросы, оценка сообщений | 1 | Выучить стихотворение «Памятник», прочитать стихотворение К.Рылеева «Державин», устное сочинение «Речь у памятника Державина» | |||
11 | Расцвет отечественной драматургии (А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.Б.Княжнин). | Оценка устных сочинений, чтения стихотворений наизусть | 1 | Составить таблицу «Особенности произведений Ломоносова и Державина», чтение комедии «Недоросль», сообщение о Фонвизине | |||
12 | Д.И.Фонвизин «Сатиры смелый властелин» Комедия «Недоросль», её идейное содержание, композиция | Оценка письменных работ, выполненных дома; ответы на уроке | 1 | Материал учебника на с.46-55; дочитать комедию, составить словарик крылатых слов и выражений. Кто из персонажей является выразителем точки зрения автора, как это и было принято в классицизме? Какие ещё черты классицизма вы увидели в пьесе? | |||
13 | Идеал честного человека в комедии «Недоросль» | Оценка, ответов, письменных работ | 1 | Прочитать внимательно эпизод «Экзамен Митрофанушки», подготовиться к его анализу. Дать характеристику Митрофанушке с опорой на текст. В каких эпизодах он смешон, в каких заслуживает сочувствия? Ответить на вопрос «Как раскрывается в комедии тема воспитания?» | |||
14 | РР. Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки». Тема воспитания и образования в комедии. Подготовка к сочинению. | Активность работы на уроке, ответы на поставленные вопросы | 1 | Написать сочинение на одну из тем: 1.Простакова – госпожа бесчеловечная. 2. Тема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | |||
15 | РР. Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». | Текущий контроль | 1 | Прочитать главы из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». | |||
16 | А.Н.Радищев. Книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия…» | Ответы на уроке | 1 | Составить устное сообщение об одной из «станций» «Путешествия…», прочитать повесть Карамзина «Бедная Лиза». Индивидуально: сообщение о Н.М.Карамзине | |||
17 | Н.М.Карамзин. Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка. | Оценка за домашнее задание, за сообщение | 1 | Ответить на вопросы: «Почему «Бедную Лизу» мы можем отнести к сентиментализму?», «Какую роль в повести играет пейзаж?» | |||
18 | Тема любви в повести «Бедная Лиза». Роль пейзажа в произведении | Ответы на уроке | 1 | Сочинение-рассуждение «Осуждает ли рассказчик Лизу за самоубийство?» | |||
19 | Тестирование по творчеству писателей XVIII века | Тест | 1 | Устное сочинение «Каким я увидел XVIII век на страницах ….» (по выбору учащихся) | |||
20 | ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века. Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме. | Выборочная проверка тезисов лекции | 1 | Основные исторические события, определившие пафос русского романтизма. Стр. 84-85 Каковы особенности русского романтизма? Индивидуально: подготовить сообщения о Батюшкове, Жуковском, Рылееве | |||
21 | К.Н.Батюшков. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н.Батюшкова. | Выборочная проверка тезисов лекции, оценка сообщения ученика | 1 | Подготовить выступление «Темы, мотивы и образы лирики Батюшкова». Индивидуально: сообщение о жизни и творчестве В.А.Жуковского. Прочитать балладу «Светлана», стихотворения «Сельское кладбище», «Вечер» | |||
22 | В.А.Жуковский. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве В.А.Жуковского. | Ответы на уроке, выполнение домашнего задания, выразительное чтение, сопоставительная таблица | 1 | Анализ баллады Жуковского «Лесной царь», выучить наизусть одно из стихотворений Жуковского. | |||
23 | РР. Обучение анализу лирического текста. Практикум | Ответы на вопросы, анализ стихотворения | 1 | Письменный анализ стихотворения «Море», подготовить сообщение о поэте-декабристе Ф.К.Рылееве | |||
24 | К.Ф.Рылеев. Е.А.Баратынский. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Ф.Рылеева, Е.А.Баратынского. | Оценка анализа стихотворения Жуковского, ответы на уроке | 1 | Чтение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» | |||
25 | А.С.Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба А.С.Грибоедова. | Ответы на вопросы учителя | 1 | Прочитать 1 действие, проанализировать список действующих лиц, выписать значения слов комедия, конфликт, интрига, сюжет. Подготовить сообщение «Сюжет комедии «Горе от ума» | |||
26 | Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. | Ответы на уроке | 1 | Прочитать 2-е действие, подготовить (индивидуально) выразительное чтение монологов Чацкого и Фамусова; Начать работу по заполнению таблицы «Цитатная характеристика героев комедии «Горе от ума» | |||
27 | Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни началаXIX столетия. | Ответы на уроке, реализация домашнего задания | 1 | Прочитать 3-е действие. 1гр. – проанализировать монолог Чацкого о «французике из Бордо»; 2гр. – воспроизвести цепочку: как родилась и распространялась сплетня о сумасшествии Чацкого; 3гр. – охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты | |||
28 | Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. | Ответы на уроке, реализация домашнего задания | 1 | Прочитать 4-е действие, выучить один из монологов Чацкого или Фамусова; составить план сочинения «Фамусовское общество в комедии», продолжить работу по заполнению таблицы | |||
29 | Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох. | Ответы на уроке, реализация домашнего задания | 1 | Подготовить сравнение «века нынешнего и века минувшего» в высказываниях разных героев, продолжить работу по заполнению таблицы | |||
30 | Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. | Ответы на уроке, реализация домашнего задания | 1 | Познакомиться со статьёй Гончарова «Мильон терзаний». Какие положения статьи вызывают Ваше несогласие? Закончить работу по заполнению таблицы | |||
31 | И.А. Гончаров о «горе от ума» (статья «Мильон терзаний»). | Выборочная проверка конспекта | 1 | Закончить работу по заполнению таблицы | |||
31 | Умники и умницы. Литературная игра по комедии Грибоедова «Горе от ума» | Ответы учащихся, проверка знания текста | 1 | Подготовиться к сочинению по комедии Грибоедова «Горе от ума» | |||
33-34 | РР. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | Промежуточный контроль | 2 | Подготовить сообщения о жизни и творчестве А.С.Пушкина (индивидуально), повторить ранее изученные стихотворения поэта | |||
35 | А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. | Оценка выступлений учащихся, реализация домашнего задания (чтение стихотворений) | 1 | Работа в группах: 1гр. – собрать материал о лицейских друзьях Пушкина; 2гр. – подобрать стихотворения поэта о дружбе и друзьях, подготовить выразительное чтение | |||
36 | Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион», «пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд…», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». | Оценка выступлений, выразительное чтение, ответы на уроке | 1 | Чтение и конспектирование статьи учебника на с.22-27; устное сочинение «Дружба в лирике Пушкина»; повторить основные понятия: ода, послание, элегия | |||
37 | Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина. | Оценка выступлений, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений, выполнение задания в группах | 1 | 1.Выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву» 2. Мини-сочинение «Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина»; подготовить сообщения о любимых женщинах Пушкина (индивидуально) | |||
38 | Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты лирики | Оценка выступлений, выразительное чтение, ответы по теме урока | 1 | Выучить наизусть одно из стихотворений Пушкина о любви; чтение стихотворений «Пророк», «Я памятник…», «Поэт», Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Поэту», «Свободы сеятель пустынный». Что сближает эти стихотворения? | |||
39 | Тема назначения поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина | Оценка чтения наизусть, ответы на уроке | 1 | Наизусть стихотворение «Я памятник…», письменный анализ стихотворений: 1гр. – «Пророк», 2гр. – «Подражание Корану» Подобрать стихотворения о природе по указанному списку | |||
40 | Образы природы в лирике А.С.Пушкина | Оценка чтения наизусть, ответы на уроке. Текущий контроль | 1 | Подготовить выразительное чтение любимого стихотворения, объяснить свой выбор. Опережающее задание: чтение романтических поэм Пушкина | |||
41 | Р/р Обучение анализу лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка | Анализ стихотворения | 1 | Прочитать поэмы «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник». Каковы темы «южных» поэм Пушкина? | |||
42 | Романтическая поэма Пушкина «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. | Ответы на уроке | 1 | Прочитать «Маленькие трагедии» Пушкина, материал учебника нас. 53-62 | |||
43 | Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). | Ответы на уроке | 1 | Чтение статьи учебника на с.63-69, подготовить презентацию одной из повестей Пушкина из сборника «Повести Белкина» | |||
44 | Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. | Ответы на уроке, работа в группах | 1 | ||||
45 | Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. | Оценка за презентацию прочитанной повести | 1 | Написать сочинение на одну из тем 1-8 на с. 95; чтение статьи учебника на с. 75-79. | |||
46 | «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений. | 1 | Посмотреть фильм «Барышня-крестьянка», сравнить с повестью, дать оценку экранизации произведения | ||||
47 | «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. | Устные ответы на вопросы, составление плана рассказа учителя | 1 | Прочитать главу 1; ответить на вопросы: 1)С чего начинает свой роман Пушкин? В чём своеобразие такого начала? 2)Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпровождение Онегина? 3)Счастлив ли герой? Каковы причины его хандры? | |||
48 | Автор и его герой в образной системе романа. | Ответы на уроке | 1 | Начать работу над заполнением таблицы «Цитатная характеристика героев романа «Евгений Онегин», прочитать главы 2-3 | |||
49 | Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». | Ответы на уроке | 1 | Главы 4-5, составить общую характеристику провинциального дворянства; «Письмо Татьяны» наизусть | |||
50 | Онегин и Ленский. | Чтение наизусть «письма Татьяны» или «Письма Онегина», ответы на вопросы по домашнему заданию, работа на уроке | 1 | Прочитать статью учебника на с. 87-90, составить сравнительную характеристику героев по плану, найти в тексте примеры антитезы, прокомментировать их | |||
51 | Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. | Чтение наизусть «Письма Татьяны», ответы на уроке | 1 | Прочитать главы 6-7, проанализировать сцену посещения Татьяной кабинета Онегина, ответить на вопросы. Прочитать лирические отступления (V – 1, 2; VII – 1, 29-30), какую роль они играют в тексте? | |||
52 | Картины жизни русского дворянства в романе. | Ответы на уроке | 1 | Выучить одно лирическое отступление, завершить работу над составлением таблицы. Ответить на вопрос «Каким вы увидели автора произведения»? | |||
53 | Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». | Оценка выполнения домашнего задания, ответы на уроке | 1 | Составить тезисы статьи Белинского. С какими положениями автора вы могли бы поспорить? | |||
54 | В.Г.Белинский о романе «Евгений Онегин». Подготовка к сочинению. | Оценка выполнения домашнего задания, ответы на уроке, выборочная проверка тезисов | 1 | Подготовиться к сочинению по творчеству Пушкина | |||
55-56 | Р/р Сочинение по творчеству Пушкина | Текущий контроль Оценка письменной работы | 1 | Подготовить сообщение о Жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, повторить ранее изученные стихотворения поэта | |||
57 | М.Ю.Лермонтов. Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова. | Выступления учащихся | 1 | Статья учебника на с.110-115, прочитать стихотворения «Пророк», «Смерть Поэта», «Поэт». Определить позицию автора на назначение поэта и поэзии; сравнить точки зрения Пушкина и Лермонтова на данный вопрос. | |||
58 | Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон…», «Я жить хочу…», «Смерть поэта», «Поэт», «И скучно и грустно», «Молитва», «Дума», «пророк», «Три пальмы» и др. | Ответы на уроке, выразительное чтение, | 1 | Прочитать стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю», «К Н.И.» (Я не достоин, может быть…), «Расстались мы, но твой портрет», «К*» (Я не унижусь пред тобою…). Подобрать материал об адресатах данных стихотворений. Выучить стихотворение «Смерть Поэта» (Индивидуальные задания) | |||
59 | Любовная лирика Лермонтова. | Выступления учащихся, чтение стихотворений наизусть, ответы на уроке | 1 | Выучить одно из стихотворений о любви наизусть. Прочитать и проанализировать стихотворения «Родина», «Дума», Монолог». Каков герой этих произведений? Статья учебника на с.115-121 | |||
60 | Тема России. Характер лирического героя его поэзии. | Чтение стихотворений наизусть, ответы на уроке | 1 | Стихотворение «Родина» наизусть; чтение романа «Герой нашего времени | |||
61 | «Герой нашего времени» как первый философский роман в прозе. | Оценка за анализ стихотворения | 1 | Чтение романа «Герой нашего времени»; устное сочинение «Моё впечатление о романе «Герой нашего времени». Проанализируйте название романа. | |||
62 | Своеобразие композиции и образной системы романа. | Оценка устных сочинений | 1 | Прочитать главу «Бэла», дать характеристику Печорину как литературному герою. Что вы не приемлете в герое? | |||
63 | Автор и его герой. | Текущий контроль | 1 | ||||
64 | Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. | Оценка ответов на уроке | 1 | Прочитать статью учебника на с.122-130; перечитать главу «Максим Максимыч» и «Журнал Печорина», ответить на вопрос «Злой нрав или глубокая постоянная грусть» лежит в основе характера Печорина?» Начать работу по заполнению таблицы «Печорин в оценке персонажей романа» | |||
65 | Печорин в ряду других персонажей романа. | Оценка ответов на уроке | 1 | Прочитать статью учебника на с.130-132, перечитать главу «Тамань». Как содержание данной главы дополнило ваше представление о Печорине? | |||
66 | Черты романтизма и реализма в поэтике романа. | Оценка ответов на уроке | 1 | Прочитать статью учебника на с.132-133; перечитать главы «Княжна Мери», «Фаталист»; Рассмотреть отношения Печорина с Верой, Бэлой, Мери. Как раскрывается образ героя через отношения с этими женщинами? | |||
67 | Мастерство психологической обрисовки характеров. | Текущий контроль Оценка ответов на уроке | 1 | Выразительное чтение эпизода «В погоне за Верой»; ответить на вопрос «Чем объясняется порыв отчаяния Печорина после отъезда Веры?»; 1гр. Речевая характеристика Печорина 2гр. Речевая характеристика Грушницкого 3гр. Речевая характеристика Вернера | |||
68 | История души человеческой» как главный объект повествования в романе. | Оценка ответов на уроке, реализация домашнего задания | 1 | В.Г.Белинский о романе. (Законспектировать статью «Герой нашего времени».СочинениеМ.Лермонтова») | |||
69 | В.Г.Белинский о романе. | 1 | Подготовиться к тестовой работе по творчеству Лермонтова, закончить работу над заполнением таблицы | ||||
70 - 71 | РР. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова | Текущий контроль Оценка за письменные работы | 2 | Подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, читать поэму «Мёртвые души» | |||
72 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. По страницам изученных произведений. | Ответы на уроке, выполнение викторины | 1 | Прочитать 1-3 главы поэмы «Мёртвые души» | |||
73 | Поэма «Мёртвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. | Ответы на уроке | 1 | Прочитать главы 4-6. Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности. Составить характеристику одного из помещиков по опорной схеме (групповые задания), используя текст | |||
74-75 | Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы), «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. | Ответы на уроке, оценка выполнения домашнего задания | 2 | Подготовить материал по теме «Чичиков и чичиковщина». Как вы понимаете значение слова «чичиковщина»? Прокомментировать «Повесть о капитане Копейкине» в свете пословицы «Русский человек задним умом крепок» | |||
76 | Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. | Ответы на уроке, оценка таблицы | 1 | Определить роль «Повести о капитане Копейкине» и роль лирических отступлений; повторить литературоведческие понятия и термины; составить устный рассказ «Чичиковы наших дней, какие они?» | |||
77 | Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода. Подготовка к домашнему сочинению. | Оценка устных рассказов, ответы на уроке | 1 | Выучить наизусть отрывок «Эх, тройка…» Написать сочинение на одну из тем: 1.Образы помещиков в моём восприятии. 2.Чичиков Гоголя и современныечичиковы Опережающее задание: подготовить сообщение о А.Н.Островском, прочитать пьесу «Бедность не порок» | |||
78 | ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. (Обзор с обобщением ранее изученного). Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840 – 1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А.Гончарова и И.С.Тургенева). | Выборочная проверка конспектов | 1 | Прочитать статью учебника на с.182-199; выполнить задание 1 или 2 на с. 210; подготовить сообщения о Фете, Тютчеве, Некрасове | |||
79 | Лирическая ситуация 50 – 80-х годовXIX века (поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета). Эмоциональное богатство поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова | Оценка сообщений, ответы на уроке | 1 | Выучить наизусть одно из стихотворений Фета, Тютчева, Некрасова (по выбору) | |||
80 | А.Н.Островский. Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра. Пьеса «Бедность не порок». Имена и фамилии в пьесах Островского. | Оценка сообщений, ответы на уроке | 1 | Сочинение-миниатюра «С каким героем пьесы я хотел бы встретиться и почему?» Как раскрыта в пьесе тема любви? | |||
81 | Любовь в патриархальном мире и её влияние на судьбы героев пьесы «Бедность не порок» | Ответы на уроке | 1 | Анализ эпизода: выделить ключевые слова, объяснить их значение в русском языке и роль в пьесе. Какова роль Любима Торцова в развитии сюжета? Охарактеризуйте речь героя. Какую роль в пьесе играет песня? | |||
82 | РР. Домашнее сочинение-миниатюра «Почему главным действующим лицом пьесы «Бедность не порок» А.Н.Островский сделал Любима Торцова?» | Оценка сочинения | 1 | Подготовить сообщение о Л.Н.Толстом, Перечитать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» | |||
83 | Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»). Л.Н.Толстой Жизнь и творчество. Автобиографическая повесть «Детство», «Отрочество», «Юность» | Оценка сообщений, ответы на уроке | 1 | Проанализировать главу «Я проваливаюсь»; письменно ответить на вопрос: какие черты Николеньки Иртеньева можно назвать главными, определяющими? Докажите примерами из текста. | |||
84 | Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». (Обзор). | Ответы на уроке | 1 | ||||
85 | Ф.М.Достоевский Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди», её место в творчестве писателя | Текущий контроль Ответы на уроке | 1 | Устное сочинение «Моё представление о главном герое повести «Бедные люди», выразительное чтение указанных фрагментов. | |||
86 | Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». (Обзор). | Ответы на уроке, оценка домашнего задания | 1 | Составить устный рассказ «Роль истории Настеньки в повести «Бедные люди» Прочитать рассказы А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Тоска», подготовить сообщение о писателе | |||
87 | А.П.Чехов Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классикиXIX столетия. | Текущий контроль Ответы на уроке, оценка домашнего задания | 1 | Опережающее задание: читать пьесу Горького «На дне» | |||
88 | ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА. (Обзор с обобщением ранее изученного). Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн). | Выборочная проверка конспектов лекции | 1 | Подготовить сообщение о творчестве А.М.Горького. Как вы понимаете смысл названия пьесы «На дне»? Образ какого героя вам запомнился, почему? | |||
89 | А.М.Горький. Драма М.Горького «На дне» как «пьеса-буревестник». | Оценка домашнего задания, ответы на уроке | 1 | Подготовить сообщения о поэтах Серебряного века, подготовить выразительное чтение стихотворений А.Ахматовой, М.Цветаевой, Н.Гумилёва, О.Мандельштама | |||
90 | Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака). | Оценка домашнего задания, ответы на уроке | 1 | Выучить наизусть одно из стихотворений поэтов Серебряного века; подготовить сообщение об А.Блоке (В связи с праздничными днями урок перенесен на 27.04) | |||
91 | А.Блок «В поэтической мастерской поэта» | Текущий контроль Оценка выразительного чтения. Индивидуальная работа по анализу стихотворений | 1 | Прочитать и осмыслить стихотворения «О, весна без конца и без краю…», «В ресторане», «О доблестях, о подвигах, о славе» Выучить одно стихотворение, проанализировать его. Подготовить сообщение о С.Есенине (в связи с праздничными днями урок перенесен на 30.04) | |||
92 | С.Есенин Слово о писателе. Тема Родины в лирике поэта | Текущий контроль Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | 1 | Выучить наизусть стихотворение о природе (по выбору) Подготовить сообщение по биографии В.Маяковского Прочитать стихотворения Маяковского «Послушайте», «Люблю», «А вы могли бы?» (в связи с праздничными днями урок перенесен на 30.04) | |||
93 | В.В.Маяковский Новаторство поэта | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | 1 | Подготовить сообщение о М.Цветаевой, выразительное чтение одного из стихотворений Маяковского о Казани | |||
94 | М.И.Цветаева. Судьба и творчество | Текущий контроль. Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | 1 | Составить хронологическую таблицу о творчестве Цветаевой; выучить наизусть понравившееся стихотворение, проанализировать его. Подготовить сообщение об А.Ахматовой, познакомиться с её стихотворениями по предложенному списку | |||
95 | А.Ахматова. Жизнь и творчество | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | 1 | Выучить понравившееся стихотворение Ахматовой. Читать повесть М.Булгакова «Собачье сердце» | |||
96 | Б.Пастернак. Жизнь и творчество. | Оценка за анализ стихотворения | 1 | Читать повесть М.Булгакова «Собачье сердце», подготовить сообщение о М.Булгакове и пересказ указанных эпизодов (индивидуально) | |||
97 | Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М.Шолохова, А.Толстого, М.Булгакова. М.А.Булгаков Жизнь и судьба. Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце» | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | 1 | Прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека», посмотреть одноимённый фильм; подготовить рассказ о судьбе А.Соколова. Подготовить рассказ о Ванюшке по плану: 1.Где и когда Соколов встретил Ванюшку? 2.Портрет мальчика 3.судьба Ванюшки до встречи с Соколовым 4.Чем задел душу солдата мальчик? 5.Почему Ваня поверил Соколову? | |||
98 | М.Шолохов Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «Судьба человека»). | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | 1 | Подготовить сообщение о Солженицыне, прочитать рассказ «Матрёнин двор» | |||
99 | Литературный процесс 50 – 80-х годов (проза В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина, А.Солженицына, поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого). А.И.Солженицын Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор» | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | 1 | Подготовить характеристику Матрёны. Групповые задания: подготовить рассказ о писателе и характеристику произведений: 1гр. – В.П.АстафьеваВ.Распутина, В.Шукшина, А.Солженицына, 2гр. – Е.Евтушенко, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого) | |||
100 | Новейшая русская проза и поэзия 80 – 90-х годов (произведения В.Астафьева, В.Распутина, Л.Петрушевской, В.пелнвина и др., лирика И.Бродского, О.Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации. | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | 1 | Подготовиться к сочинению на тему «Произведение литературы XX века, понравившееся мне больше всего» | |||
101 | РР. Произведение литературы XX века, понравившееся мне больше всего | Оценка сочинений | 1 | Подготовиться к тестовой работе | |||
102 | Итоговое тестирование | Итоговый контроль Оценка за выполнение теста | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1ч)
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусской литературы(6)
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».
Из литературыXVIIIвека (12)
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
Литература первой половиныXIX века (58)
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.
Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».
Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».
А.С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».
Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.
Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).
ЛитературавторойполовиныXIX века (Обзор с обобщением ранее изученного) (10)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Из литературыXX века (Обзор с обобщением ранее изученного) (2)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век (13)
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов.«Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).
Для домашнего чтения
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов.«Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».
Из литературы второй половины XIX—XX века
См. обзорные темы.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
- Входной контроль(позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся на начало учебного года)
- Промежуточный контроль (позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых).
- Текущий контроль (позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых).
- Итоговый контроль (призван выявить конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение знаний обучаемых по курсу литературы. В ходе проверки необходимо использовать преимущественно тесты.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
- Тодоров, Л.В. Современный кабинет литературы. – М.: Дрофа, 2008. – 224 с.
- Семыкина, Е.Н. Комплексный литературоведческий анализ (от теории к практике): учебное пособие. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. – 294 с.
- Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
- Тодоров, Л.В. Поэзия: образы и понятия: Пособие для учителя. – М.: Русское слово, 2010. – 192 с.
- Глушкова, Н.В. Внутришкольный контроль состояния преподавания литературы. 5-11 классы: методическое пособие. – М.: Изд-во «Глобус», 2010. – 176 с.
- Королева, Н.С. Открытые уроки литературы. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 2010. – 256 с.
- Каплан, И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 253 с.
- Иванова, Е.В. Анализ произведений русской литературы ХХ века: 11 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 253 с.
- Скригайло, Т.О. Творческое развитие школьников: диалоги и монологи на основе художественного текста: книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 200 с.
- Липина, Е.Ю. Литература. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 2011. – 137 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).
- Липина, Е.Ю. Литература. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 70 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).
- Каганович, С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 112 с.
- Журнал Литература в школе.
- Тралкова, Н.Б.Литература: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2011. – 157 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
15. Зинин, С.А., Сахаров, В.И., Чалмаев, В.А. Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
16. Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы.-6-е изд.
Дополнительная литература
1.Меркин, Г.С. Планирование и материалы к курсу «Литература. 9 класс». – М., 2008.
2. Воровщиков, С. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология (глава «Программа общеучебных умений школьников»). – М., 2005.
3. Граник, Г., Концевая, Л., Бондаренко, С. Когда книга учит. – М., 1991.
4. Скорина, Н.М. Поурочные планы по литературе для 8 класса. – Волгоград. Учитель-АСТ, 2008.
Ресурсы ЦОР
http://lit.1september.ru ˗ Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
http://litera.edu.ru ˗ Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
http://metlit.nm.ru ˗ Методика преподавания литературы
http://pisatel.org/old/ ˗ Древнерусская литература
http://profile-edu.ru/ ˗ профильное обучение в старшей школе
http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
http://slova.org.ru ˗ Слова: поэзия Серебряного века
http://som.fio.ru/ ˗ сетевое объединение методистов
http://www.9151394.ru/ ˗ Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://www.feb-web.ru ˗ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
http://www.foxdesign.ru/legend/ ˗ Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия
http://www.likt590.ru/project/museum/ ˗ Виртуальный музей литературных героев
http://www.ug.ru/ ˗ «Учительская газета»
http://likhachev.lfond.spb.ru ˗ Академик Дмитрий Сереевич Лихачев
http://www.aleksandrpushkin.net.ru˗ Пушкин Александр Сергеевич
http://www.antonchehov.org.ru˗ Чехов Антон Павлович
http://www.belinskiy.net.ru ˗ Белинский Виссарион Григорьевич
http://www.bulgakov.ru ˗ Булгаковская энциклопедия
http://www.chernishevskiy.net.ru˗ Чернышевский Николай Гаврилович
http://www.dobrolyubov.net.ru˗ Добролюбов Николай Александрович
http://www.dostoevskiy.net.ru ˗ Достоевский Федор Михайлович
http://www.fonvisin.net.ru˗ Фонвизин Денис Иванович
http://www.gercen.net.ru ˗ Герцен Александр Иванович
http://www.goncharov.spb.ru ˗ Иван Александрович
http://www.griboedow.net.ru ˗ Грибоедов Александр Сергеевич
http://www.karamzin.net.ru˗ Карамзин Николай Михайлович
http://www.krylov.net.ru˗ Крылов Иван Андреевич
http://www.kuprin.org.ru˗ Куприн Александр Иванович
http://www.lermontow.org.ru˗ Лермонтов Михаил Юрьевич
http://www.levtolstoy.org.ru˗ Толстой Лев Николаевич
http://www.nekrasow.org.ru˗ Некрасов Николай Алексеевич
http://www.nikolaygogol.org.ru˗ Гоголь Николай Васильевич
http://www.ostrovskiy.org.ru˗ Островский Александр Николаевич
http://www.saltykov.net.ru˗ Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
http://www.tolstoy.ru˗ Лев Толстой и «Ясная Поляна»
http://www.turgenev.org.ru˗ Тургенев Иван Сергеевич
http://www.tutchev.net.ru˗ Тютчев Федор Иванович
http://www.zhukovskiy.net.ru˗ Жуковский Василий Андреевич
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
Оборудование и приборы
(в соответствии с минимальными требованиями оснащенности)
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Состав комплекта | Количество штук | % |
1 | Компьютер | 1 | 100 | |
2 | Доска интерактивная SMART | 1 | 100 | |
3 | Проектор | 1 | 100 | |
4 | Настенный экран | 1 | 100 | |
5 | Сетевой фильтр СВЕН ОПТИМА BASE | 1 | 100 | |
Наглядность | ||||
6 | Комплект портретов для кабинета литературы «Русские писатели 20 века» | 1. А. А. Ахматова 2. Максим Горький 3. В. В. Маяковский 4. А. Т. Твардовский 5. А. А. Блок 6. С. А. Есенин 7. Б. Л. Пастернак 8. М. И. Цветаева 9. М. А. Булгаков 10. Е. И. Замятин 11. А. П. Платонов 13. И. А. Бунин 14. А. И. Куприн 15. А. И. Солженицын 16. М. А. Шолохов | 1 | 100 |
7 | Список таблиц по литературе | 1. Фоника. 2. Проблема. 3. Принципы ритмической организации стихотворных произведений. 4. Лирический герой. 5. Композиция. 6. Поэтический синтаксис. 7. Реализм; художественные системы в литературе. 8. Поэтический синтаксис. 9. Виды строф в лирике. 10. Жанры лирики, лирическое стихотворение ода, романс, песня,послание. 11. Жанры лирики: сонет, сатира, Итальянский сонет, Английский сонет, отрывок, эпиграмма, эпиграфия. 12. Твёрдые стихотворные формы. 13. Лексика в лирике. 14. Основные образы в лирике. 15. Строфа. 16. Темы и мотивы в лирике. 17. Образность поэтического текста. 18. Сюжет в лирике. 19. Виды строф в лирике: Трёхстишие, четырёхстишие. 20. Схема анализа стихотворения. 21. Изобразительно-выразительные средства языка. 22. Роды литературы; жанровая система. 23. Классицизм; Сентиментализм; Романтизм; Модернизм. 24. Изобразительно-выразительные средства языка: Тропы. 25. Изобразительно-выразительные средства языка: Тропы, метафора, эпитет, виды метафор, характеристика метафор, характеристика эпитетов. 26. Стихосложение. (Версификация) 27. Рифма. | 1 | 100 |
8 | Ресурсы ЦОР | 1. Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон. Литература. Вся школьная программа. Читаем голосом автора, видим глазами художника. Готовим рефераты, пишем сочинения. 5-11 классы. Министерство образования Российской Федерации, 2004. 2. DirectMEDIA.Хрестоматия по русской литературе. Незаменимые для рефератов и сочинений 22 000 страниц. Полных текстов всех произведений по школьной программе с 5 по 11 класс, включая биографии и портреты писателей. 3. Библиотека школьника. 127 авторов. 902 произведения. 82 фотографии. 82 биографии. 4. Хрестоматия школьника. 133 автора. 13 биография. 518 произведений. 111 фотографий. 5. Русская литература. От Нестора до Маяковского. 6. Русская драматургия от Сумарокова до Хармса. 7. Русская поэзия. 17-20 веков. | 1 1 1 1 1 1 1 | 100 100 100 100 100 100 100 |
9 | Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете | www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия». www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет». Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. «Рубрикон». www.slovari.ru Электронные словари. www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
1. Сколько лет исполнилось Петру Гриневу, когда отец отослал его в полк?
а. двадцать
б. восемнадцать
в. семнадцать
г. шестнадцать
2. Стихотворение А.С. Пушкина «К…» («Я помню чудное мгновенье…») посвящено:
а. М.Раевской
б. Е. Карамзиной
в. А Керн
г. Е. Бакуниной
3. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» - отклик на гибель:
а. Декабристов
б. Николая 1
в. А.С. Пушкина
г. К. Ф. Рылеева
4. Какие из приведенных ниже басен И.А. Крылова посвящены Отечественной войне 1812 года?
а. «Слон и моська»
б. «Обоз»
в. «Кот и повар»
г. «Волк на псарне»
5. Какое женское имя было вынесено в заглавие одной из повестей И.С, Тургенева?
а. Ася
б. Параша
в. Арина
г. Лиза
6. Какая дата, неоднократно упоминаемая А.С. Пушкиным в стихотворениях, связана с Царскосельским Лицеем?
а. 19 апрел
б. 5 мая
в. 21 октября
г. 19 октября
7. Кто из героев произведений М. Горького «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце, горящее факелом великой любви к людям?
а. Ларра
б. Дед Архип
в. Данко
г.Челкаш
8. Кому из героев Н.В.Гоголя принадлежат эти слова: «У меня легкость необыкновенная в мыслях»?
а. Чичикову
б. Хлестакову
в. Ноздреву
г. Башмачкину
9. Историческим фоном «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова стали события:
а. Отечественная война 1812г.
б. Царствование Ивана Грозного
в. Восстание С. Разина
г. Междуусобные войны русских князей
10. В каком произведении М.В, Ломоносов пишет, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»?
а. «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»
б. «Ода на день восшествия на престол…»
в. «Ночною темнотой…»
г. Разговор с Анакреоном
11. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» построено как диалог двух лиц:
а. солдата и солдата
б. солдата и полководца
в. солдата и молодого собеседника
г. солдата и автора
12. Укажите имя и отчество гоголевского городничего Сквозника-Дмухановского
а. Иван Александрович
б. Илья Ильич
в. Антон Антонович
г. Антон Иванович
13. Какие реальные исторические лица действуют в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
а. Николай 1 и Емельян Пугачев
б. Степан Разин и Александр 1
в. Екатерина 2 и Степан Разин
г. Емельян Пугачев и Екатерина 2
14. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова – поэма:
а. реалистическая
б. символическая
в. историческая
г. романтическая
15. Назовите годы жизни А.С. Пушкина:
а. 1802-1841г.г
б. 1789-1828г.г
в. 1799-1837г.г
г. 1805-1840г.г
16. Сколько композиционных частей в басне?
а. четыре
б. одна
в. три
г. две
17. Укажите стихотворения М.Ю. Лермонтова, главной темой которых является тема поэта и поэзии:
а. «Парус»
б. «Нет, я не Байрон, я другой…»
в. «Тучи»
г. «Смерть поэта»
18. Кто является автором знаменитых строк: «Я пришел к тебе с приветом…»?
а. А.С. Пушкин
б. А.А. Фет
в. Ф.И. Тютчев
г.А. Толстой
19. Как называлось имение, в котором прошло детство М.Ю. Лермонтова?
а. Болдино
б. Тарханы
в. Лермонтово
г. Столыпино
20. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»?
а. Автору
б. Екатерине2
в. Петру Андреевичу Гриневу- автору мемуаров
г. Савельичу
Ключ
1.г)
2.в)
3.в)
4.б,г)
5.а)
6.г)
7.в)
8.б)
9.б)
10.б)
11.в)
12.в)
13.г)
14.г)
15.в)
16.г)
17.б,г)
18.б)
19.б)
20.в)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Тест по литературе ученика(цы) 9 класса ----------------------------------------
Творчество М.Ю. Лермонтова
I.Михаил Юрьевич Лермонтов жил:
А) 1814 – 1841
Б) 1824 - 1849
В) 1812 – 1837
II. Укажите количество стоп в стихе: «Сижу за решёткой в темнице сырой…»
А ) 2 стопы
Б) 3 стопы
III. Определите период творчества, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы М.Ю. Лермонтова:
- «Мцыри», «Что толку жить»
- «Молитва», «Завещание»
Романтический
Реалистический
IV. В строках стихотворения «Три пальмы:
…И гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей, -
Автор прибегает к:
А) олицетворению
Б) сравнению
Г) иронии
V. Стихотворение «Три пальмы» вызывает у читателя:
А) чувство горести, наводит на раздумья о добре и зле
Б) сожаление о поступках людей
В) интерес к путешествиям
VI. Определите мотивы (темы) лирики М.Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений:
- «И скучно, и грустно», «Монолог», «Выхожу один я на дорогу»
- «Смерть поэта», «Поэт», «Нет, я не Байрон…»
- «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия»
- «Желание», «Пленный рыцарь», «Парус»
- «Я к вам пишу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Но я вас помню»
А) Тема поэта и поэзии
Б) любовная лирика
В) тема родины
Г) вольнолюбивая лирика
Д) философская лирика
VII. Найдите метафоры и сравнения в приведённых строках:
- «В пространстве брошенных светил»
- «Под ним Казбек, как грань алмаза»
А) метафора
Б) сравнение
Ключи к тесту М. Ю. Лермонтов
1. - А
2. – Б
3. – А-1, В-2.
4. – А
5. – А
6. – А-2; Б-5: В-3; Г – 4; Д – 1
7.А – 1; Б – 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1Жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени.
2. Средство художественного изображения, основанное на преувеличении
А) метафора
Б) эпитет
В) гипербола
Г) литота
3 Текст « Слова о полку Игореве» был найден
А) А.С. Пушкиным
Б) М. М. Херасковым
В) А.И. Мусиным-Пушкиным
Г) Н.М. Карамзиным
4 Комедия Д.И. Фонвизина « Недоросль» заканчивается репликой
А) «Ах! Боже мой! что станет говорить
княгиня Марья Алексевна!»
Б) «Вот злонравия достойные плоды»
В) «Говорят, что с совестью жить худо: а я сам теперь узнал, что жить без совести всего на свете хуже».
Г) «Еще если бы в двери выбежал - иное дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно - уж тут просто мое почтение!»
5Кому Хлестова, героиня комедии А. С. Грибоедова <<Горе от ума>>, дала следующую характеристику:
Лгунишка он, картежник, вор.
Я от него было и двери на запор;
Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье
Двоих арапченков на ярмарке достал;
Купил, он говорит, чай в карты сплутовал;
А мне подарочек, дай Бог ему здоровье!
А) Чацкому
Б) Горичу
В ) 3агорецкому
Г) Молчалину
6.Прочитайте стихотворный отрывок:
...И думал он: Отсель
грозить мы будем шведу:
3десь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
А. С. Пушкин.
Определите художественный прием, использованный поэтом.
7.Течение в литературе второй половины XVIII в., отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.
8 Слух о сумасшествии Чацкого был пущен
А) Фамусовым
Б) Софьей
В) Молчалиным
Г) Скалозубом
9 Какая басня И.А. Крылова заканчивается следующей моралью:
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
А)»Волк и Ягненок»
Б) «Свинья под дубом»
В)» Осел и Соловей»
Г) «Демьянова уха»
10На экзамене в присутствии Г.Р. Державина юный Пушкин прочел
А"Воспоминания в Царском Селе"
Б) «К другу стихотворцу»
В) «Поэт»
Г) «Анчар»
11Назовите автора критического этюда « Мильон терзаний» о комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
12Первым произведением русской литературы, написанного в традиции сентиментализма, принято считать
А) повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Б) повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
В) поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Г) роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
13) Кому из героев Н.В.Гоголя соответствует описание: « …молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорится, без царя в голове…»
А) Хлестакову
Б) Шпекину
В) Землянике
Г) Ляпкину-Тяпкину
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....