Урок внеклассного чтения в 7 классе
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Урок внеклассного чтения в 7 классе
Тема взаимоотношений человека и природы в повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_v_7_klasse.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 7 классе
Тема урока: Тема взаимоотношений человека и природы в повести
Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо"
Цель урока: обратить внимание учащихся на многие нравственные пробле-
мы, поднятые в книге
Задачи урока:
1.Учить учащихся видеть, что дает природа человеку.
2.Развитие способности чувствовать, улавливать авторское отношение к описываемым событиям, к жизни.
3.Развитие умения анализировать произведение, сравнивать героев.
4.Воспитание чуткого, бережного отношения к природе, воспитание внимания к "живому языку природы".
5.Воспитание великодушия, доброты, способности к состраданию.
6.Воспитание у детей читательского вкуса, интереса к чтению
ХОД УРОКА:
1) Вступительное слово учителя о Г.Троепольском, его книге
2) Беседа по прочитанному
- С каким чувством вы закрыли последнюю страницу повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо"?
( Хотелось, чтобы все прочитали эту удивительную повесть и, прочитав, стали чище, гуманнее, добрее. Обидно было за человека, который выглядел в сравнении с Бимом черствее. Повесть тронула тем, что собака преподает урок человечности. Хотелось сказать людям:"Не проходите мимо, когда на ваших глазах торжествует зло, равнодушие)
-Повесть вызвала сильные переживания, заставила задуматься над нравственными проблемами. Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?
(Весь мир, в котором мы живем, все, что нас окружает, -люди, земля, реки, леса, птицы, животные, -все испытывает потребность в умном, добром, душевном отношении, и человек - единственный, кто может помочь всему живому. Это призыв автора быть ближе к природе, у нее учиться доброте, простоте.)
-Сам писатель так определил назначение своей повести: " В моей книге единственная цель - говорить о доброте, доверии, искренности, преданности".
- Обратимся с вами к герою повести -Биму. Чем больше всего покорил вас Бим?
(Своей верностью, преданностью и привязанностью, когда без друга не мог ни есть, ни пить, а мог только ждать, любить, надеяться. Пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой. Когда я читала сцену, где Бим плакал над письмом Ивана Иваныча, я забывала, что это собака: так это было человечно.)
- Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пес?
(Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта- это норма, иначе быть не может. Бим твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси - и тебя впустят. Он привык доверять людям.)
- Расскажите об Иване Иваныче, хозяине Бима. Что это за человек?
(Иван Иваныч - человек большой души, и не удивительно, что собака Бим добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Иван Иваныч любит природу, знает и понимает ее. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве)
- Как Иван Иваныч относится к природе?
(Он преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Он хочет обратиться к людям с такими словами:" О беспокойный Человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности".)
- Обратите внимание на слова небольшого лирического отступления, которые полностью можно отнести к Ивану Иванычу: "Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого -и счастливого и несчастливого- он сейчас - украшение жизни. Вот так среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем,"незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают эту жизнь".Говоря об Иване Иваныче, нужно сказать, что этим "маленьким" человеком с огромной душой и является Иван Иваныч.
- Хотя повесть кончается трагично- Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. Докажите.
( У отца и матери Толика она растопила лед эгоизма, сдружила Толика и Алешу; молодой Иван, один из собаководов, навсегда оставил свое занятие. Иван Иваныч ощутил в себе, в той пустоте, которая осталась после потери друга, теплоту. Это были два мальчика, их привел к нему Бим. И они придут не раз.)
- Подумайте над смыслом слов Иван Иваныча: "Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники...В России бывают и зимы, и весны обязательно". В чем суть этого философского раздумья?
(Как зимы и весны, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы.)
- Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие - это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.
- Тема взаимоотношений человека и природы, нравственная тема привлекает все больше писателей. Эта повесть не только о доброте и черствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе.
3)Заключительное слово учителя.
Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником. Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий."В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать. Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли ,как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?"
4)Домашнее задание.
Письменный ответ на вопрос: " Что хотел сказать Г.Троепольский нашему современнику?"
(
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Урок внеклассного чтения "Образы Царицына-Сталинграда-Волгограда в стихотворениях волгоградских поэтов (7класс)"
Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода на основе технологии творческой мастерской....
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".
quot;Чтение с остановками" способствует критическому мышлению, поиску здравого смысла. Школьники учатся рассуждать объективно и поступ...
Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.
Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...