Открытый урок. "...Никого в жизни нет и не будет родней"
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме
Урок по рассказу Паустовского К.Г. "Телеграмма".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок: "Никого в жизни нет и не будет родней".docx | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 8 классе
Тема «… Никого в жизни нет и не будет родней…»
Цель урока:
- анализируя произведение, помочь учащимся раскрыть идейное содержание рассказа, выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев;
- продумать систему работу по формированию навыков выразительного чтения на основе определения опорных слов, интонациями, темпа чтения;
- продолжить работу по формированию коммуникативных умений учащихся: анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, обобщать;
- создать проблемные ситуации.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
- К. Паустовский… (около портрета)Когда слышишь или произносишь это имя,
то в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России с её неброской красотой. Вот как пишет о ней Паустовский: «Здесь нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же этот край обладает большой притягательной силой. Он очень скромен. В этом заключена вся прелесть».
Довольно много произведений у Паустовского написано о русской природе. Но его интересовали и люди. Вспомните, о ком из известных людей написал Паустовский повести, очерки, рассказы (Грин, Чехов , Лермонтов и т. д.)
- Но все- таки чаще Паустовский писал о простых и безвестных людях .
- «Я не знал ничего более прекрасного, чем наша земля, не знал ничего более близкого мне, чем наши простые люди».(Паустовский) В этих произведениях нет острого сюжета, захватывающих событий. Но почему же тогда рассказ о простых людях мы читаем с трепетом и волнением? В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям? Может быть в умении остановиться и внимательно посмотреть в глаза людям, которые окружают тебя каждый день? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.
Итак, (сообщение темы урока) урок посвящен…
(На доске записан эпиграф урока)
2.Читаю эпиграф:
«Есть на свете прекраснейшее существо,
у которого мы всегда в долгу,- это мать»
М.Горький
- Я не зря взяла эти замечательные слова эпиграфом к уроку. Сегодня урок необычный, немного грустный. Урок доброты, понимания, сочувствия, сострадания, поэтому я зажгу свечу.
На фоне музыки Чайковского П.И. – «Времена года» - «Октябрь» учитель читает начало рассказа.
- Подумайте, как с помощью картины природы автор передает состояние главной героини рассказа - Катерины Петровны? Каково оно? Помогла ли вам музыка, понять это состояние?
(Увядание природы, даже омертвение ее; эта безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны)
- Как же создается эмоциональный фон рассказа уже в его начале?
В какое время года происходят эти события?
- Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину:
"Спутанная трава в саду полегла..." (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) "Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи" (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). "Из них назойливо сыпался дождь" (не лил, а сыпался -' дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо).
- Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.
-Обратите внимание на фразы: они очень короткие? Для чего? (Короткие, кроме фразы о подсолнечнике.Они тоже усиливают общий колорит серости). - Какие эпитеты, глаголы использует Паустовский, рисуя эту осень?
(- Автор использует такие эпитеты как холодный, ненастный, спутанная, рыхлые; глаголы - полегла, тащились тучи (не плыли, а именно тащились), назойливо сыпал.
- Паустовский рисует мрачную холодную осень).
-Что еще дополняет картину пейзажа и как?
(Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный "Вестник Европы"; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.
- Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок?
- Почему автор начинает свой рассказ с такой мрачной картины?
( Он подчеркивают одиночество хозяйки дома, запущенность интерьера, где "доживала свой век" Катерина Петровна).
- Каково душевное состояние Катерины Петровны? Как автор передает его читателям?
(Автор передает душевное состояние Катерины Петровны через ее действие: ... начинала тихо плакать;... без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра; ... думала о ней (Насте) все дни, сидя на краешке продавленного дивана; ... ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами; ... впервые за этот год вышла из дома.Катерина Петровна страдает от одиночества, от того, что уже три года она не видела свою дочь).
А ещё как?( С помощью художественной детали). Ведь деталь для Паустовского не только предметы быта, но ещё с их помощью передаётся настроение, психологическое состояние героини.
На что указывает такая деталь, как керосиновый ночник?
Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.
Примерный ответ: Ночник - «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, её грусть, боль. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия.
На чтоуказывает эта деталь? (Указывает на безмерность одиночества К.П.)
Ещё на какие детали можно обратить внимание?( Клён)
Зачитайте.
Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила, уже девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Примерный ответ: Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отождествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: «некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины – глубину ее тоски по дочери. -В судьбе клена, как он написал в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».
А ещё что вы нашли?(Зачитываем)
Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.
Примерный ответ: Пустота – Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота – бездушие, неоправданная жестокость дочери.
- Обратите внимание, как тонко Паустовский проводит параллель между тем, что происходит в природе и состоянием человека.
Учитель. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери.
Страдает человек, и природа у Паустовского «сочувствует» ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.
Голос записан на диктофон.
- Сейчас вы прослушаете письмо Катерины Петровны. Сядьте поудобнее, закройте глаза или просто опустите голову. (Читаю письмо): «Ненаглядная моя,- писала Катерина Петровна. -Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
- А вас что- то удивило в письме?
/Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти («зиму эту я не переживу», «смерть забыла ко мне дорогу»).
- А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени/.
- Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Она и окружающий ее мир- единое целое. Может быть, именно природа и помогла ей жить, ведь и сад, которым занимался ее отец, и замерзший клен, который она жалеет, так как его «посадила давно, еще девушкой- хохотушкой»,- это все близкий ей мир, ее родная земля.
- А что же Настя? (Паустовский не вводит подробного описания портрета Насти.Мы только узнаем, что «художники звали ее соловей за русые волосы и большие холодные глаза»)
-О чем говорит эпитет «холодные» (глаза)?
(Глаза- зеркало души. Здесь такой разоблачающий эпитет! «Холодные»! очевидно, у человека с холодными глазами, такое же холодное черствое сердце.)
- Доказывает ли нам автор, что у Насти, действительно, "черствая" душа?
(Автор нам показывает реакцию Насти на письмо от мамы.Ведь она даже сразу не прочитала его, хотя мать свою не видела уже три года.)
Письмо от мамы у Насти вызвало два чувства: облегчение; раз мать пишет- значит, жива; и в тоже время - безмолвный укор. Но несмотря на "глухое" беспокойство, она не едет к Катерине Петровне, старается оправдать себя: "Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!". А на самом деле ей не хотелось ехать, потому что ее ждали переполненные поезда, материнские слезы, скука.
А кто же дает оценку ее поступку?
(Оценку поступка Насти дает Гоголь: "А письмо - то в сумочке не распечатанное, - казалось, говорили сверлящие глаза. - Эх ты, сорока!". Через слова Гоголя мы чувствуем и авторское отношение к происходящему.)
- А почему Гоголь сравнивает Настю с сорокой?
(Скорее всего автор этим сравнением хочет передать беспечность Насти, тягу ее ко всему красивому, блестящему...).
- А почему именно Гоголь оценивает поступок Насти, а не другой писатель?
(Может быть потому, что Гоголь - сатирик, и, по мнению Пушкина, обладал удивительной способность сразу угадывать человека.)
- Но можем ли мы говорить о черствости Насти, зная о ее участии в судьбе художника Тимофеева?
- И вот настал долгожданный день - выставка Тимофеева. И именно в этот момент приносят телеграмму от Тихона: "Катя помирает. Тихон."
Какие слова у вас ассоциируются со словом телеграмма. Составление кластера.Записываем на доске слова радость, новость, встреча, родные, дружба, любовь, горе, разлука, боль, приезд, немедленное сообщение, текст, смерть.
Для нас важна реакция Насти на телеграмму. Как вы считаете, что должна была чувствовать, делать Настя в этот момент?
(Настя должна была, получив такую телеграмму, почувствовать боль, отчаяние.Она должна была плакать и кричать, ведь речь идет о жизни самого близкого человека и немедленно ехать).
- А какова же была реакция Насти?
(Настя сначала даже не поняла о ком идет речь в этой телеграмме, так была она увлечена тем, что происходило на выставке: "Какая Катя? - растерянно подумала Настя. - Какой Тихон? Должно быть, это не мне?". Настя скомкала телеграмму и нахмурилась. И продолжала слушать выступление Першина.)
- А что же в это время говорили с кафедры?
(Першин о говорил о чуткости и заботливости Насти: "Этой выставкой мы целиком обязаны - да не в обиду будет сказано нашему руководству - одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне.)
- Автор пишет, что "Настя смутилась до слез". А чем вызваны эти слезы?
(Это слезы радости, гордости, ведь "Першин поклонился Насте, и все зааплодировали.Аплодировали долго.)
- Какой художественный прием использует здесь автор и для чего?
(Автор здесь использует контраст, чтобы подчеркнуть несоответствие поступков и похвалы.)
- А кто же дает оценку ее поступку снова.
(Оценку ее поступку дает опять Гоголь: "... чей-то взгляд, тяжелый и пронзительный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову...
Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: "Эх, ты!")
- Раскройте, что стоит за этим "Эх, ты!".
( Предательство, фальшь, тщеславие, эгоизм)
Не уделила должного внимания матери Настя.
Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались.
Кто это? -Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?
- В каких поступках Тихона проявляется его доброе отношение к Катерине Петровне? Какие слова из текста характеризуют его жизненные принципы? (Монологичные ответы):
Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать.
Сторож Тихон - рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.
Учитель:
-Почему он решился на обман?
(чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни)
Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя как и та молодая учительница, не знавшая К.П., но пришедшая на её похороны.
/ Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.
Звучит стихотворение : «Заболела мать»
По ночам звучит надрывной кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».
Ваша мать согнулась, поседела,
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли
Вот попробуй всех вас собери!
Заболела мать! И той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!
Приезжайте – заболела мать»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко –
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь ….
Почему же дали вы разлуке
Между вами так надолго встать?
Мать ждала вас в бури, снегопады
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
Сцена похорон заканчивается предложением: "За оградой, в легком, перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля". Эта земля родная не для Насти, а для этих обыкновенных русских людей, не растерявших ни терпения, ни чуткости, ни доброты...
Учитель: Настя опоздала, не успела увидеть маму живой. Она умерла.
Читает стихотворение Юлия Соколова.
-Пробудилась ли совесть Насти?
/Показать динамику пробуждения. Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила "ненаглядная моя" - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию - лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала/.
Она теперь не думает о том, как сложно добираться до деревни, а сразу идет на вокзал, а потом ей кажется, что поезд едва тащится.
- Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что "никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести".
- Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить ее, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придется испытывать это чувство вины. Кстати, в народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.
Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка. Ребята, вы скоро станете взрослыми, получите образование, уедете далеко от родителей, возможно, не сможете их часто навещать – будут у вас свои интересы, неотложные дела, но наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам:
Не забывай о том, что мать вспоила нас,
Отец же воспитал родное чадо,
Поэтому страшись в беспечности своей
В их старые сердца пролить хоть каплю яда,
К тому же - минет час: ты старцем будешь сам,
Смотри же, не нарушай священного уклада.
(Из книги "В мире мудрых мыслей" Н. Хиероу).
ІІІ. Домашнее задание.
1. Написать сочинение на тему:
«Какой я сын (дочь)?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения."Никого в жизни нет, и не будет родней". 8 класс
Тема:"Никого в жизни нет, и не будет родней..." . 8 класс. К.Г. Паустовкий "Телеграмма "...
Пусть в жизни каждого из вас будет свой Хатико
Классный час о любви к природе и ее творениям - животным....
Конспект открытого урока по географии «Африка, для меня она стало родною»
Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Африка» ...
План-конспект открытого классного часа "Пусть в жизни каждого из вас будет свой Хатико"
Данный урок был разработан и проведен в 2014-2015 уч.году,размещен на данном сайте под другой учетной записью (Белявская Юлия Николаевна)Классный час о любви к природе и ее творениям - животным....
«Жизнь одна, перезагрузки не будет»
Коррекционно - развивающее занятие, направленное на профилактику суицида....
Сценарий открытия образовательного события «Земля Амурская – была, есть и будет русская!»
Разработка посвящена празднованию 160-летия образования Амурской области....
Комментарии
Никого в жизни нет и не будет родней
Никого в жизни нет и не будет родней