Урок литературы в 9 классе
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Функ Светлана Владимировна

Описание картины

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_9_klasse.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Русский язык    9 класс

                         Тема: Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»

Сочинение по картине в   школе - одно из эффективных средств развития речи   школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним такие стороны жизни, с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина развивает мышление детей, расширяет    кругозор, обогащает   словарный запас. Сочинение по картине развивает воображение детей, и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинения. Дети должны уметь себя контролировать, чтобы их вымысел не противоречил действительности. Внимательное рассмотрение картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств учат уже с первых шагов в искусстве глубоко воспринимать произведения.

Задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством А.А. Пластова; учить “читать” картину, осмысливать ее содержание; привлечь внимание детей к красоте зимней природы; способствовать эмоциональному восприятию картины как произведениию  искусства; совершенствовать умение отбирать нужные для описание слова; формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.

Оборудование: картина А.А.Пластова “Первый снег”, материал о жизни и творчестве Пластова, литературные произведения известных авторов. Подготовка учителя к уроку: Материал о жизни и творчестве Аркадия Александровича  Пластова (учитель может взять из справочных материалов о художниках). Индивидуальные задания: стихи о первом снеге, рассказ о художнике.

                                         

                                      Ход урока:

             Этап организации и целеполагания-2 мин. 

      -  Готовность к уроку проверили, сосредоточились, здравствуйте, садитесь.

       -Чем замечателен для  вас сегодня  день?      Нарисуйте смайлик с вашим настроением.

       -  Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами не просто ученикам, а  поэтами   и   писателями.   – Как вы думаете, почему?

- Так как   тема  известна, давайте определим цель урока.

- Напишите на листочке, что вы должны сделать на уроке. Поделитесь.

- Определим общие задачи урока. Обратите внимание на доску. Если вам захотелось добавить что-либо, пожалуйста. 

 Этап   сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.  Подготовка к восприятию картины - 3 мин

     Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)  Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?  

  • Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

              Как  относится   сам  писатель  к первому снегу?

            А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”:

…Зимним холодом пахнуло. На поля и на леса.Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,На пруды, на сад пустынныйПервым снегом понесло.

  • Как говорит Бунин о том, что снег идет? (“Снегом понесло”). Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову понесло.
  • А какие стихи о первом снеге подготовили вы?

Этап изучения нового.  Рассматривание картины,  рассказ о -  художнике  -5 мин

-Давайте попросим Надю рассказать о художнике. Делайте записи   по ходу рассказа

  •  Рассмотрите картину и поделитесь своими первыми впечатлениями

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

 

 Этап закрепления  Работа  по содержанию картины в парах  -5 мин

Проверка -5 мин

- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)

- Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

                      Работа со словарем настроений:

- Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

радость

восторг

волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес

Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)

- Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

   - Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

- Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

  Выявление изобразительных средств картины:

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)

- А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)

- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.)   - Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)

  Речевая подготовка к сочинению:

- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

снег

дети

земля

ворона

небо

береза

- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.

снег

Как стеклянный дождь

Укрыл землю

 

Очень к лицу земле

Порошил

 

Как чистые капли воды

Щекотал лицо

 

Белая скатерть полей

Кружился

 

Лебяжий пух земли

Порхал

 

Робкий и тихий

Танцевал

 

Пушистый и мохнатый

Опускался большими хлопьями

Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.

- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

  Составление плана сочинения: 

  1. Первый день зимы.
  2. Радость детей.
  3. Цвет и настроение картины.
  4. Мое отношение к картине.

Итак, подведем итог,  что выяснила каждая пара. Очень кратко  

   Здоровьесберегающая пауза 1мин

  Ребята, представьте, что мы находимся вместе с детьми на крыльце деревенского дома И смотрим на небо, откуда медленно падают снежинки. Мы вытягиваем руки и ловим их.ловим ловим Руки замерзли погреем их. Оглядимся кругом Что же еще поделать? Может снежки? В кого бы кинуть? Покидайте снежки.

- Перейдем к домашнему заданию

Этап рефлексии и домашнего задания -5 мин

  - Написать сочинение по картине А. А. Пластова в тетрадь по развитию речи

А вас не удивляет А что же мы будем делать сейчас? Как вы думаете?

-  Написание учащимися  в группах в черновике    от лица девочки , от лица мальчика, от взрослого, от имени вороны.-10 мин  

-  Чтение   сочинений-2 мин

Итоги урока Мне хочется, чтобы вы ответили на несколько вопросов.

-Рефлексия учебная  Лист оценки

- Смайлик

  Эмоциональная рефлексия  Песня Мы желаем счастья вам

 - Какое время года изобразил художник?  

- Почему вы догадались, что это именно начало зимы?  

- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (

- Кого изобразил художник на переднем плане?  

- Опишите их внешний вид.  

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?  

 

      Работа со словарем настроений:

- Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

радость

восторг

волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес

 

 

- Что   показывает художник на переднем плане кроме детей?  

  • Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется?

  Выявление изобразительных средств картины:

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый?  

- А какой цвет здесь главный и почему?  

- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево?  

- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано?  

 

     Речевая подготовка к сочинению:

- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

снег

дети

земля

ворона

небо

береза

- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.

снег

Как стеклянный дождь

Укрыл землю

 

Очень к лицу земле

Порошил

 

Как чистые капли воды

Щекотал лицо

 

Белая скатерть полей

Кружился

 

Лебяжий пух земли

Порхал

 

Робкий и тихий

Танцевал

 

Пушистый и мохнатый

Опускался большими хлопьями

 

 

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?  

  • Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине?

                       Составление плана сочинения:   расположите правильно

  Цвет и настроение картины.  

  Мое отношение к картине.

  Первый день зимы.

 

  Радость детей.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...