Урок литературы в 9 классе
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
- Русский язык 9 класс
Тема: Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»
Сочинение по картине в школе - одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним такие стороны жизни, с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина развивает мышление детей, расширяет кругозор, обогащает словарный запас. Сочинение по картине развивает воображение детей, и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинения. Дети должны уметь себя контролировать, чтобы их вымысел не противоречил действительности. Внимательное рассмотрение картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств учат уже с первых шагов в искусстве глубоко воспринимать произведения.
Задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством А.А. Пластова; учить “читать” картину, осмысливать ее содержание; привлечь внимание детей к красоте зимней природы; способствовать эмоциональному восприятию картины как произведениию искусства; совершенствовать умение отбирать нужные для описание слова; формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.
Оборудование: картина А.А.Пластова “Первый снег”, материал о жизни и творчестве Пластова, литературные произведения известных авторов. Подготовка учителя к уроку: Материал о жизни и творчестве Аркадия Александровича Пластова (учитель может взять из справочных материалов о художниках). Индивидуальные задания: стихи о первом снеге, рассказ о художнике.
Ход урока:
Этап организации и целеполагания-2 мин.
- Готовность к уроку проверили, сосредоточились, здравствуйте, садитесь.
-Чем замечателен для вас сегодня день? Нарисуйте смайлик с вашим настроением.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами не просто ученикам, а поэтами и писателями. – Как вы думаете, почему?
- Так как тема известна, давайте определим цель урока.
- Напишите на листочке, что вы должны сделать на уроке. Поделитесь.
- Определим общие задачи урока. Обратите внимание на доску. Если вам захотелось добавить что-либо, пожалуйста.
Этап сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях. Подготовка к восприятию картины - 3 мин
Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.) Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?
- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.
Как относится сам писатель к первому снегу?
А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”:
…Зимним холодом пахнуло. На поля и на леса.Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,На пруды, на сад пустынныйПервым снегом понесло.
- Как говорит Бунин о том, что снег идет? (“Снегом понесло”). Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову понесло.
- А какие стихи о первом снеге подготовили вы?
Этап изучения нового. Рассматривание картины, рассказ о - художнике -5 мин
-Давайте попросим Надю рассказать о художнике. Делайте записи по ходу рассказа
- Рассмотрите картину и поделитесь своими первыми впечатлениями
Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
Этап закрепления Работа по содержанию картины в парах -5 мин
Проверка -5 мин
- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)
- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)
- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)
- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)
- Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)
- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)
Работа со словарем настроений:
- Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.
радость | восторг | волнение |
удивление | восхищение | беспокойство |
испуг | грусть | интерес |
Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)
- Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)
- Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)
- Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)
- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)
Выявление изобразительных средств картины:
- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)
- А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)
- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.) - Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)
Речевая подготовка к сочинению:
- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:
снег | дети |
земля | ворона |
небо | береза |
- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.
снег | Как стеклянный дождь | Укрыл землю |
| Очень к лицу земле | Порошил |
| Как чистые капли воды | Щекотал лицо |
| Белая скатерть полей | Кружился |
| Лебяжий пух земли | Порхал |
| Робкий и тихий | Танцевал |
| Пушистый и мохнатый | Опускался большими хлопьями |
Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.
- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)
Составление плана сочинения:
- Первый день зимы.
- Радость детей.
- Цвет и настроение картины.
- Мое отношение к картине.
Итак, подведем итог, что выяснила каждая пара. Очень кратко
Здоровьесберегающая пауза 1мин
Ребята, представьте, что мы находимся вместе с детьми на крыльце деревенского дома И смотрим на небо, откуда медленно падают снежинки. Мы вытягиваем руки и ловим их.ловим ловим Руки замерзли погреем их. Оглядимся кругом Что же еще поделать? Может снежки? В кого бы кинуть? Покидайте снежки.
- Перейдем к домашнему заданию
Этап рефлексии и домашнего задания -5 мин
- Написать сочинение по картине А. А. Пластова в тетрадь по развитию речи
А вас не удивляет А что же мы будем делать сейчас? Как вы думаете?
- Написание учащимися в группах в черновике от лица девочки , от лица мальчика, от взрослого, от имени вороны.-10 мин
- Чтение сочинений-2 мин
Итоги урока Мне хочется, чтобы вы ответили на несколько вопросов.
-Рефлексия учебная Лист оценки
- Смайлик
Эмоциональная рефлексия Песня Мы желаем счастья вам
- Какое время года изобразил художник?
- Почему вы догадались, что это именно начало зимы?
- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (
- Кого изобразил художник на переднем плане?
- Опишите их внешний вид.
- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?
Работа со словарем настроений:
- Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.
радость | восторг | волнение |
удивление | восхищение | беспокойство |
испуг | грусть | интерес |
- Что показывает художник на переднем плане кроме детей?
- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется?
Выявление изобразительных средств картины:
- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый?
- А какой цвет здесь главный и почему?
- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево?
- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано?
Речевая подготовка к сочинению:
- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:
снег | дети |
земля | ворона |
небо | береза |
- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.
снег | Как стеклянный дождь | Укрыл землю |
| Очень к лицу земле | Порошил |
| Как чистые капли воды | Щекотал лицо |
| Белая скатерть полей | Кружился |
| Лебяжий пух земли | Порхал |
| Робкий и тихий | Танцевал |
| Пушистый и мохнатый | Опускался большими хлопьями |
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине?
Составление плана сочинения: расположите правильно
Цвет и настроение картины.
Мое отношение к картине.
Первый день зимы.
Радость детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...