Великий сказочник
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Красавцева Наталья Ивановна

сценарий урока во внеклассному чтению по творчеству Г.Х. Андерсена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikiy_skazochnik.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕЛИКИЙ  СКАЗОЧНИК

ОТКРЫТЫЙ   УРОК  ВНЕКЛАССНОГО  ЧТЕНИЯ

ПО  ЛИТЕРАТУРЕ  В   ПЯТОМ  КЛАССЕ  ПО  ТЕМЕ:

«ГАНС  ХРИСТИАН

АНДЕРСЕН»

                                             Подготовила: учитель русского языка и

                              литературы Красавцева Н.И.

Цель  урока: закрепить  полученные  знания, развивать  внимание,  интерес  к  литературе,  развитие  речи.

  План  урока:

  1. Организационный  момент.
  2. Слово  учителя.
  3. Проведение  конкурсов.
  4. Подведение  итогов  урока.

Форма  урока: литературная  игра.

Оформление: портрет  Г.Х.Андерсена,  иллюстрации  художников  к  сказкам  писателя,  

выставка  книг.

Сценарий урока:

ВЕЛИКИЙ СКАЗОЧНИК

УЧИТЕЛЬ: Ребята, сейчас расскажу вам историю про то, как школьный учитель  сказал  своему  ученику: «Вы  глупый юноша,  из  вас  никогда  не  выйдет  ничего  путного.  Вы  собираетесь  заняться  бумагомаранием,  но   никто никогда  не  будет  читать  ваши  сочинения! Их  будут  скупать  старьёвщики.  О, вы  ещё  у  меня  поплачете,  верзила  вы  этакий».  Ученик  слушал,  опустив  голову.  Он  был  очень  длинный,  нескладный. В  ту  пору  ему  уже  стукнуло семнадцать лет  и  среди  гимназистов-второклассников  он  и,  правда,  выглядел  нелепо.  И  всё  же  злой  учитель  ошибался.  Как  звали  того  учителя,  теперь  никто  и  не  помнит,  зато  его  непутёвого  ученика  знают  и  любят  дети  всего  мира. Вы,  конечно,  догадались,  что  это  великий  сказочник  ГАНС  ХРИСТИАН  АНДЕРСЕН.  Родился  он  в  Оденсе  в  апреле  1805 года.  У  него  были  самодельные  игрушки,  картонный  кукольный  театр  и  куча  старых  театральных  афиш.  Билет  в  театр   был  не  по  карману  сыну  сапожника.  Ганс  забивался  дома  в  уголок  и  сам  сочинял  и  разыгрывал  для  себя  спектакли.  Над  ним  потешались,  смеялись  и  дразнили  фантазёром.  Но  Ганс  вырос  и  стал  писателем.  Его  сказки  вы  знаете  и  любите, и, надеюсь,  вспомните  во  время  игры.

ПЕРВЫЙ  КОНКУРС – «ЗВЁЗДНЫЙ  ЧАС»

После  вопросов  учителя  вывешиваются  листы  ватмана  с  написанными  на  них  пятью  ошибочными  и  одним  верным  ответами.  Ученики  поднимают  табличку  с  номером  правильного,  на  их  взгляд,  варианта.  Учитель  оценивает  быстроту  и  точность  ответа.

ВОПРОС 1 .  В  какой  стране  жил  великий  сказочник  Г.Х.Андерсен?

  1.Швеция

  2.Германия

  3.Норвегия.

  4.Италия.

  5.Дания.

  6.Швеция.

ВОПРОС 2.  Из  шести  предложенных  произведений  одно  не  принадлежит  перу  Андерсена.  Назовите  его.

  1. «Оле – Лукойе».
  2. «Принцесса  на  горошине».
  3. «Гадкий  утенок».
  4. «Снежная  Королева».
  5. «Дикие  лебеди».
  6. «Золотой  гусь»  (Братья  Гримм ).

ВОПРОС  3.  Из  шести  предложенных  предметов  пять  взяты  из  сказки  «Огниво»,  определите  лишний  предмет.

  1. Ранец.
  2. Сундук.
  3. Монеты.
  4. Оловянный  солдатик.
  5. Сабля.
  6. Кремень.

ВОПРОС 7.  Из  какой  сказки  эта  песенка?

«Ах,  мой  милый  Августин,

Всё  прошло,  всё!»

  1. «Русалочка».
  2. «Гадкий  утёнок».
  3. «Снежная  Королева».
  4. «Дикие  лебеди».
  5. «Оле – Лукойе».
  6. «Свинопас».

ВОПРОС  5.  Кто  из  героев  Андерсена  мог  сказать  о  себе  так: «Это  было  тогда,  когда  на  наших  окнах  зацвели  прекрасные  розы.  Мы  жили  дружно  и  весело,  но  однажды  мне  в  глаз  попал  осколок  зеркала  троллей,  и  я  всё  стал  видеть  злым  и  безобразным».

  1. Кай.
  2. Дюймовочка.
  3. Герда.
  4. Элиза.
  5. Солдат.
  6. Ида.

ВТОРОЙ  КОНКУРС – «БЮРО  НАХОДОК».

  Учитель:  Сегодня  утром,  придя  на  работу,  я  увидела,  что  ночью  у  нас  были  гости  и  забыли  свои  вещи.  Давайте  вернем  их  владельцам.  Вы  должны  узнать,  кому  принадлежат  эти  предметы.

  1. Зонтик.  (Оле – Лукойе.)
  2. Горошина. (Принцессе  из  сказки  «Принцесса  на  горошине».)
  3. Санки.  (Каю  из  сказки «Снежная  Королева».)
  4. Скорлупа  грецкого  ореха.  (Дюймовочке.)
  5. Бумажный  кораблик.  (Солдатику  из  сказки  «Стойкий  оловянный  солдатик.)
  6. Крапива.  (Элизе  из  сказки  «Дикие  лебеди».)
  7. Белые и красные  розы.  (Герде  и  Каю.)
  8. Музыкальный  горшочек.  (Принцу  из  сказки «Свинопас».)

ТРЕТИЙ  КОНКУРС – «УГАДАЙ  СКАЗКУ».

Учащиеся  должны  определить,  к какой  сказке  относятся  прочитанные  подборки  слов.

  1. Солнце,  снег,  лампа,  стекло,  зеркало,  утро,  роза,  ворона,  олень,  дружба. («Снежная  Королева»).
  2. Трава,  жаба,  кольцо,  крапива,  терпение.  («Дикие  лебеди).
  3. Лебедь,  яйцо,  мечта,  утка,  мороз,  курица,  вода. («Гадкий  утёнок»).
  4. Тюфяк,  карета,  ливень,  калоши,  принцесса.  («Принцесса  на  горошине»).
  5. Море,  ветер,  колдовской  напиток,  боль,  принц.  («Русалочка»).
  6. Нора,  полевая  мышь,  крыло,  эльф,  цветок.  («Дюймовочка»).
  7. Дупло,  ветер,  собака,  колыбель,  кремень.  («Огниво»).
  8. Роза,  соловей,  горшочек,  трещотка. («Свинопас»).

ЧЕТВЁРТЫЙ  КОНКУРС – «ПОРТРЕТЫ  ГЕРОЕВ».

   Узнайте,  о  каких  персонажах  идёт  речь.

  1. «В  самой  чашечке  цветка  сидел  маленький  человечек,  беленький  и  прозрачный,  точно  хрустальный.  На  голове  у  него  сияла  корона,  за  плечами  развевались  блестящие  крылышки».  (Эльф  из  сказки  «Дюймовочка»).
  2. «Она  была  так  прелестна,  так  нежна,  вся  из  ослепительного  льда  и  всё-таки  живая!  Глаза  её  сверкали  как  звёзды,  но  в  них  не  было  ни  теплоты,  ни  красоты…»  («Снежная  Королева»).

  1. «Они  уже  ходили  в  школу,  на  груди  у  каждого  красовалась  звезда,  а  сбоку  гремела  сабля;  писали  они  на  золотых  досках  алмазными  грифелями  и  отлично  умели  читать – хоть  по  книжке,  хоть  наизусть – всё  равно.  Сразу  было  слышно,  что читают  настоящие  принцы!  У  них  была  сестрица…»        (Одиннадцать  братьев-принцев  из  сказки  «Дикие  лебеди»).
  2. «Боже  мой,  на  что  она  была  похожа!  Вода  бежала  с  её  волос  и  платья   прямо  в  носки  башмаков  и  вытекала  из  пяток,  а  она  всё-таки  уверяла,  что  она  настоящая…»  (Принцесса  из  сказки  «Принцесса  на  горошине».)
  3. «Шёл  солдат  по  дороге: раз-два! Раз-два!  Ранец  за  спиной,  сабля  сбоку;  он  шёл  домой».  (Солдат  из  сказки  «Огниво».)
  4. «Было  когда-то  25 солдатиков,  родных  братьев  по  матери – старой  ложке.  Ружьё  на  плече,  голова  прямо,  красный  с  синим  мундир – ну  прелесть,  что  за  солдаты.  Все  солдатики  были  совершенно  одинаковы,  кроме  одного.  На  него  не  хватило  олова,  и  он  был  одноногим…»  («Солдатик  из  сказки  Стойкий  оловянный  солдатик».)

ПЯТЫЙ  КОНКУРС – «ЧТО  БЫЛО  ДАЛЬШЕ».

     Ребятам  предлагается  продолжить  сказку,  т.е.  пересказать  её  близко  к  тексту.

  1.   «Как-то  раз  совсем  тёмный  был  вечер,  а  солдат  не  мог  купить  себе  даже  свечу;  и  тут       ему  вспомнилось,  что  при  огниве,  которое  он  взял  в  пустом  дереве,  куда  спускала  его  ведьма,  был  огарок.  Достал  солдат  огниво  с  огарком  и  только  ударил  по  кремню  и  высек  огонь,  как…»   («Огниво».)

  1. «И  вот  с  утра  пораньше  пошла  королева  в  мраморную  купальню,  убранную  мягкими  подушками  и  чудесными  коврами,  взяла  трёх  жаб,  поцеловала  каждую  и  сказала  первой…»  («Дикие  лебеди».)
  2. «Утёнок  опустился  на  воду  и  поплыл  навстречу  прекрасным  лебедям,  которые,  завидя  его,  тоже  поплыли  к  нему.  «Убейте  меня!» - сказал  бедняжка  и  низко  опустил  голову,  ожидая  смерти.  Но что  же  он  увидел  в  чистой,  как  зеркало,  воде!..»  («Гадкий  утёнок».)

При  подведении  итогов  урока  лучшему  знатоку  сказок  Андерсена  вручается  «Золотая  медаль  Андерсена»,  всем  остальным  маленькие  сувениры.                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Х.К. Андерсен - великий сказочник (игра-викторина)

Данный урок целесообразно проводить после изучения творчества Х.К.Андерсена, урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и групповая работа....

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе (ДЦП) по теме: Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.

Методическая разработка данного урока литературы составлена по учебнику Литературы для 5 класса, 1 часть, М.А. Снежневской  из раздела "Писатели- сказочники" знакомит учащихся 5 класс...

Презентация "Великий сказочник"

Презентация к классному часу "Путешествие по сказкам Ш. Перро"...

Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен

Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен...

Урок 1. «Великий сказочник Г.Х.Андерсен. Сказка «Снежная королева».

Первый урок по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева". знакомство с Г.Х. Андерсеном и первыми главами сказки "Снежная королева"...