Х.К. Андерсен - великий сказочник (игра-викторина)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Данный урок целесообразно проводить после изучения творчества Х.К.Андерсена, урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и групповая работа. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.rar | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русской словесности 5 класс.
Х.К. Андерсен – великий сказочник
( игра – викторина).
Желтенко Лилия Валерьевна,
учитель русского языка и литературы и МХК
первой категории
КГУ «Уба-Форпостовская средняя школа»
Бородулихинского района Восточно-Казахстанской области Казахстан
Цель: закрепление полученных знаний о сказках писателя.
Задачи:
- Прививать интерес к чтению сказок.
- Расширять знания детей о творчестве детского сказочника Х.К.Андерсена.
- Развивать умение работать в группе.
- Продолжить формирование адекватной реакции на ситуацию победы, проигрыша.
Предварительная подготовка:
1.Проинформировать детей о проведении игры-викторины.
2.Объявить домашнее задание (подготовка костюма сказочного персонажа).
3.Составить перечень вопросов для конкурса.
4.Подготовить информацию о судьбе писателя (учитель, ученик).
5.Подготовить карточки для конкурса.
6.Подготовить фрагменты из сказок для ребят в качестве небольших лирических отступлений.
7.Подготовить оборудование.
Оборудование: портрет Х.К. Андерсена; карта Европы, сказки Х.К. Андерсена, рисунки учащихся, костюмы сказочных персонажей, иллюстрации к сказкам Х.К.Андерсена.
Тип урока: урок – викторина.
Технология: ЛОО, работа в малых группах
Ход урока:
I.Организационный момент.
Звучит мелодия Э. Грига.
Представление сказочных персонажей ( инсценировка сказки « Принцесса на горошине»).
II.Слово учителя.
Найдем на карте Европы небольшой полуостров, очертания которого немного напоминают человеческую ладонь. Это Ютландия. К востоку мы видим группу больших и маленьких островов: вот изогнутый, словно утиная шея, остров Зеландия, вот похожий на кошачью лапу остров Фюн… Это Дания. Столица Дании – Копенгаген. Здесь в Королевском саду стоит памятник великому датчанину- сказочнику и поэту Х.К. Андерсену. Из порта морем добираемся до острова Фюн. Там в городе Оденсе 2 апреля 1805 года родился Андерсен.
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало;
На датском языке мне песни мать певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Люблю тебя, родных морей волна.
Люблю тебя, отцов моих страна!
Когда в семье бедного сапожника родился мальчик, которого назвали Ханс Кристиан, никто и не предполагал, что этот сапожников сын прославит когда- нибудь себя и всю Данию на весь мир. И так, кто же такой Ханс Кристиан Андерсен?
Конечно же – великий сказочник. Вот, что он говорил о себе: « Моя жизнь- это прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная….»
Сегодня мы будем говорить о сказках этого замечательного писателя. Учащиеся 5 класса будут игроками, а учащиеся 6 класса будут моими помощниками-консультантами.
Конкурс 1
« Найди лишнее».
Все ли названые сказки принадлежат Х.К. Андерсену. Вычеркните лишнюю сказку.
- «Принцесса на горошине», « Свинопас», «Ослиная шкура» (Ш.Перро), « Соловей».
- « Новое платье короля», « Горшок каши» (Братья Гримм), «Снежная королева», « Гадкий утенок».
- «Рассказы солнечного луча», « Красные башмачки», « Дюймовочка», «Царевна- лягушка» ( русс. народная).
- « Синяя птица» ( Метерлинк), « Стойкий оловянный солдатик», «Дни недели», «Русалочка», « Райский сад».
- « Огниво»,« Девочка наступившая на хлеб»,« Золушка»( Ш. Перро),« Дикие лебеди»,
« Сундук- самолет»
6. « Малахитовая шкатулка»( Бажов), «Оле – Лукойе», «Пастушка и трубочист», «Дочь болотного царя».
Конкурс 2
«Кто и кому так говорит?»
1. «Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки – я до них большая охотница».
(Мышь – Дюймовочке.)
2. «Я не возьму с тебя ни полушки: - Только принеси мне скорее огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась тута последний раз!»
(Ведьма – солдату.)
3. «Терпеть не могу, когда хнычут! Теперь тебе надо смотреть весело! Вот тебе еще 2 хлеба и окорок. Что? Небось не будешь голодать?».
(Разбойница – Герде.)
4. «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого каша и свиные котлеты! Как интересно!»
(Фрейлины – принцессе.)
Конкурс 3
« Черный ящик».
Угадай сказку по 3 словам:
- Свечка, солдат, крупа. (« Огниво»)
- Молния, тюфяк, ночь. (« Принцесса на горошине»)
- Ласточка, колосок, скорлупа грецкого ореха. («Дюймовочка»)
- Море, хвост, голос. (« Русалочка»)
- Ткань, платье, народ. (« Новое платье короля»)
- Лодочка, рыба, печка. (« Стойкий оловянный солдатик»)
- Перья, крапива, рубашка. (« Дикие лебеди»)
- Спички, тарелки, свадьба. (« Сундук- Самолет»)
- Зонтик, кафтан, дни недели. (« Оле- Лукойе»)
- Роза, горшочек, поцелуй. (« Свинопас»)
Конкурс 4
«Блиц- опрос».
Команда №1
- Где раскинут летний шатер Снежной Королевы?
(В Лапландии.)
- Героиня сказки «Дикие лебеди» Элиза сидела на скамеечке из…
( зеркального стекла).
- По какому признаку догадалась высидеть странное яйцо утка из сказки «Гадкий утенок», что ее непохожий на утят сын все – таки не индюшонок…
(не боится воды, хорошо гребет лапками и при этом прямо держится ).
- Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка? Какого же?
(С дюйм.)
Команда№ 2
- Сколько принцесс было в подворном царстве, которое описывает Андерсен в сказке «Русалочка»?
(6.)
- Какие два замечательных предмета смастерил переодевшийся свинопасом принц?
(Чудесный горшочек с бубенчиками и трещотку, наигрывающую вальс и польку.)
- Любимые цветы Х.К.Андерсена?
(Розы.)
- Какие зонтики носит с собой Оле – Лукойе?
(Два, один с картинками, другой простой и гладкий.)
Конкурс 5
«Из какой сказки эти слова?»
- «Карен не удержалась и сделала несколько па, и тут ноги ее пошли плясать сами собой, точно башмаки имели какую-то волшебную силу. Карен неслась дальше и дальше, обогнула церковь и все не могла остановиться.
(«Красные башмачки»)
- « Вот была радость! Целый вечер и весь следующий день горшочек не сходил с очага, и в городе не осталось ни одной кухни, от камергерской до сапожниковой, о которой бы они не знали, что в ней стряпалось.»
( « Свинопас»)
3. « А зима стояла холодная- прехолодная. Утенку приходилось плавать без отдыха. Чтобы не дать воде замерзнуть совсем, но с каждой ночью свободное ото льда пространство становилось все меньше и меньше.»
(«Гадкий утенок»)
4. «Было раннее утро, когда они пролетали мимо избы, где спала еще крепким сном их сестрица. Они принялись летать над крышей, вытягивая свои гибкие шеи и хлопая крыльями. Но никто не слышал и не видел их, так им и пришлось улететь ни с чем»
(« Дикие лебеди»)
5. «Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним, - им чудилось, что с него глядел на них сам младенец Христос. Что за чудное было лето, и как хорошо было под кустами благоухающих роз, которые, казалось, должны были цвести вечно!»
(«Снежная королева»)
6. «Те поставили два ткацких станка и стали делать вид, будто усердно работают, а у самих на станках ровно ничего не было. Нимало не стесняясь, они требовали для работы тончайшего шелку и чистейшего золота, все это припрятывали в карманы и просиживали за пустыми станками с утра до поздней ночи».
(«Новое платье короля»)
Конкурс 6
« Перепутавшиеся сказки»
Представьте себе, что названия сказок Андерсена перепутались.
Попробуйте сочинить и рассказать сказку, у которой теперь такое название:
«Дюймовочка на горошине»;
«Гадкий солдатик»;
«Стойкий оловянный утенок»;
«Снежный куст»;
«Улитка и королева».
Конкурс 7
Тестирование.
- Почему король из сказки «Огниво» прятал свою дочь в замке от людских глаз?
- Она была очень некрасивая
- Он боялся, что дочь сглазят
- Ему нагадали, что его дочь выйдет замуж за простого солдата
- Каким был замок у принцессы в сказке «Огниво»?
- Деревянным
- Хрустальным
- Медным
- Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря?
- в 15 лет
- 18 лет
- 21 год
- Сколько перин положила королева на горошину, чтобы проверить, настоящая ли принцесса?
- 20
- 50
- 100
- Каким пухом были набиты эти перины?
- Лебяжьим
- Гагачьим
- Куриным
- Где раскинут летний шатер Снежной королевы?
- На Северном полюсе
- В холодильнике
- В Лапландии
- На чем писала письмо старая лапландка своей знакомой финке?
- На бумаге
- На сушеной треске
- На руке
- Из чего был сделан дворец морского короля в сказке «Русалочка»?
- Из водорослей
- Из кораллов
- Из камней
- В кого превратился гадкий утенок?
- В гуся
- В лебедя
- В петуха
- Кто помог Дюймовочке сбежать от крота?
- Гусенница
- Мышь
- Ласточка
Подведение итогов
Заключительное слово учителя:
Х.К.Андерсен действительно был сказочником, был волшебником. Все знают его сказки и никогда не забудут. Самые знаменитые люди того времени мечтали пожать ему руку. Ему и даже героям его сказок – поставлены прекрасные памятники. А Дания с тех пор стала замечательной страной - в ней много красивых домов, кораблей, книг, игрушек, конфет – на всех хватает! И совсем мало преступников и хулиганов.
Подумайте – может быть это из-за того, что первая книжка у всех датчан – сказки Х.К.Андерсена?
Домашнее задание: чтение сказок Х.К.Андерсена.
Литература:
- Андерсен Х.-К. Сказка моей жизни: Отрывок: [Детство] // Дет. лит-ра.-2001.- 4.- С. 40-47. .
- Бондаренко Е. КВН по сказкам Х.-К. Андерсена // Нач. школа.-2000.- 12.- С.1,15.
- Браудс Л.Ю. К читателю // Андерсен Х.-К. Сказки. Истории.- М., 1987.- С.5 - 6.
- Дмитриевич В. Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена // Нач. школа.- 2000.- 8 (февр.).- С.12-125.
- Зюзюкин И. Сказка его жизни // Смена. – 2000. - 9. – С.240-251.
- Кривцов Н. Старое лебединое гнездо // Вокруг света. – 1990. - 8. –С.8-14.
- Осанова Н.Н. Г.-Х. Андерсен и его сказка «Свинопас» // Уроки лит-ры. – 2001. - 8. – С.1—12.
- Сивоконь С. Ханс Кристиан Андерсен «Сказка моей жизни» // Дет. лит. – 2001. - 4. – С.38-39.
- Тельминова Н.А. Эти старые, старые сказки: Литературная игра по сказкам Х.К.Андерсена // Читаем, учимся, игранем, - 2000. – Вып.1. – С.109-114.
- Фиников В. Ганс Христиан Андерсен // Андерсен Г. Х. Сказки. – М., 1987. – С.5-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Г. Х. Андерсен: великий и одинокий" (урок - викторина по творчеству писателя)
Данный тип урока проводится в качестве обобщающего после изучения сказки Г.Х.Андерсена "Соловей" и по времени совпадает с датой рождения великого сказочника....
Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.
Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....
Методическая разработка урока литературы в 5 классе (ДЦП) по теме: Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.
Методическая разработка данного урока литературы составлена по учебнику Литературы для 5 класса, 1 часть, М.А. Снежневской из раздела "Писатели- сказочники" знакомит учащихся 5 класс...
Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен
Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен...
Урок 1. «Великий сказочник Г.Х.Андерсен. Сказка «Снежная королева».
Первый урок по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева". знакомство с Г.Х. Андерсеном и первыми главами сказки "Снежная королева"...
"Великий сказочник Андерсен"
Презентация для урока литературы в 5 классе в разделе "Устное народное творчество". Содержит информационный материал о писателе и его творчестве, викторину по сказкам Андерсена....
" Добрый сказочник" Литературная игра - викторина по произведениям Э.Н.Успенского
Библиотечный урок для 4 класса.Тема: "Добрый сказочник» (литературная игра-викторина по произведениям Эдуарда Николаевича Успенского).Цель: расширить знания учащихся о творчестве и пр...