рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Шамрай Элла Федоровна

Рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основе программы Т.Ф. Курдюмовой. Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование, имеющее следующие разделы: тема урока, тип урока, элементы содержания,  требования к уровню подгототвки учащихся, виды контроля, дом.задания, дата проведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        Календарно-тематическое планирование по литературе. 6 класс.

урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

 подготовки учащихся.

Контрольные

мероприятия

          Д/з

Дата проведения

1

Введение в литературу.

Повтори-тельно-обобщающий

Вспомнить изученное в 5 классе

Уметь применять ранее полученные знания

Самооценивание

С.4, вопр.1,2

2

Герой художественного произведения.

Повтори-тельно-обобщающий

Отзыв о прочитанном по предложенным вопросам.

Владеть творческим пересказом.

Ответы на вопросы по произведениям.

С.4, вопр. 3-го уровня.

3

Былины – богатырский эпос русского народа.

Изучение нового

Чтение и анализ «На заставе богатырской»

Знать содержание

Пересказ с сохранением стиля.

С.13, вопр.1-5.

4

А.Н.Островский

«Снегурочка»

Изучение нового

Знакомство с автором, выразительное чтение стихотворного текста. Понятие пьеса-сказка в стихах.

Уметь выразительно читать, определять главного героя, собирать о нем информацию в тексте;

знать основные факты биографии А.Н. Островского, содержание «Пролога»

Тест «Узнай героя»

Выбрать отрывок для заучивания наизусть, объяснить, чем он привлек;

дочитать сказку.

5

Снегурочка в пьесе-сказке А.Н. Островского.

Комбини

рованный

Повторение содержания сказки; выразительное чтение и чтение наизусть. Понятие цитата.

Уметь отвечать на вопросы о характере героя, подбирать цитаты

Тест на знание содержания сказки.

Придумать свой тест по содержанию сказки.

6

Герои сказки А.Н. Островского «Снегурочка».

Комбинированный

Чтение сказки по ролям.

Уметь читать по ролям.

Знать понятие «главные герои»

Ответы на вопр. С. 42, 2 уровень.

С.42, вопр. 3

3-го уровня письменно с цитатами или примерами из текста.

7

Мир вещей далекого прошлого

Обобще

ние

Как создаются произведения о далеком прошлом? Понятие приметы эпохи.

Уметь применять ранее полученные знания

Разноуровневый тест

С.43, вопр.1-4

8

В.А. Жуковский.

Баллада «Кубок»

Изучение нового

Расширение знаний о В.А. Жуковском, выразительное чтение стихотворного текста, выборочный пересказ. Понятие баллада.

Знать понятие «баллада»

Пересказ сюжета баллады.

Дочитать балладу, С.56,

Вопр.1,2.

9

Баллады В.А. Жуковского.

Комбини

рованный

Выразительное чтение баллады «Лесной царь», определение темы и главной мысли, средств художественной выразительности.

Знать понятия олицетворение, сравнение, звукопись.

Уметь определять стихотворные размеры.

Самостояте

льное определение темы, основной мысли, главного героя баллады «Лесной царь».

С.59, вопр.1,2  1-гои 2-го уровня.

10

С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»

Изучение нового

Знакомство и анализ содержания отрывка из повести. Понятие автобиографическая повесть.

Уметь пересказывать, сохраняя стиль автора.

Знать понятие автобиографическая повесть.

Пересказ содержания

Читать главы из повести ««Детские годы Багрова-внука»»

11

Герой повести С.Т. Аксакова. «Детские годы Багрова-внука»

Комбини

рованный

Характеристика главного героя повести.

Уметь давать характеристику герою, опираясь на текст

Создание вопросов к характеристике.

Составить план статьи «Герой литературного произведения как читатель»

12

Очерк С.Т. Аксакова «Буран»

Изучение нового

Чтение очерка и составление плана к нему.

Анализ произведения. Характеристика героев по их поведению. Понятие тропы.

Уметь составлять план и пересказывать текст, опираясь на него. Знать понятие «тропы»

Тест на различение приемов характеристики.

Выучить наизусть отрывок из очерка с описанием природы.

13

Пейзаж в произведениях русской литературы.

Повтори-тельно-обобщающий

Чтение отрывков с описанием пейзажа, характеристика средств выразительности.

Уметь определять средства выразительности в тексте.

Нахождение средств выразительности в незнакомом тексте.

Творческая работа по выбору (создание своего текста или теста на средства выразительности из ранее изученных произведений)

14

И.А. Крылов Басни.

Комбини

рованный

Выразительное чтение басен, определение морали басни. Басня как жанр. Характеристика героя басни.

Знать, что такое басня.

Уметь находить мораль басни.

Тест на знание басен Крылова.

Подготовка к инсцениров

ке басни.

15

В.Ф. Одоевский.

«Отрывки из журнала Маши»

Изучение нового

Знакомство с личностью Одоевского и содержанием его повести. Характеристика героя по его рассказу о себе. Понятие дневник.

Знать основные факты биографии Одоевского, содержание его повести.

Уметь давать характеристику герою по его рассказу о себе.

Рассказ о биографии Одоевского  по ключевым словам.

Определить и выписать темы рассуждений героини.

16

В.Ф. Одоевский.

«Отрывки из журнала Маши».

Характер героини повести.

Комбини

рованный

Анализ образа Маши. Понятие портрет.

Уметь анализировать образ художественного героя.

Знать понятие «портрет героя»

Взаимные вопросы по содержанию.

Устное сочинение «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомил

ся по ее дневнику», в тетради записать план рассказа.

17

А.С. Пушкин. Лирика дружбы.

Изучение нового

Знакомство с лицейскими годами А.С. Пушкина. Чтение и анализ стихотворений о дружбе. Жанр послание.

Уметь определять тему стихотворения.

Знать, что такое жанр послания.  

Тест на понимания содержания стихотворе-

ний.

Выучить наизусть послание или отрывок.

18

А.С. Пушкин. Послания близким друзьям и родным.

Комбини

рованный

Элементы анализа стихотворений А.С. Пушкина, адресованных друзьям.

Знать стихотворные размеры и уметь определять их.

Анализ послания по вопросам.

Закончить письменный анализ послания.

19

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.

Изучение нового

Знакомство с фактами биографии поэта и содержанием его стихотворений. Работа со стихотворными размерами. Понятие эпиграмма.

Знать основные факты биографии поэта; что такое эпиграмма.

Уметь определять тему, основную мысль, мотив произведения; стихотворные размеры.

Репродуктивные вопросы по анализу лирического произведе-ния.

Самостоятельный анализ баллады «Три пальмы»

20

Средства художественной выразительности.

Практи-кум

Определение темы, основной мысли, средств выразительности, стихотворных размеров в лирическом произведении.

Уметь определять тему, основную мысль, мотив произведения;

Средства выразительности,

стихотворные размеры.

Самостояте-льный анализ стихотворе-ния по выбору.

Повторить стихотворные размеры и средства выразитель-ности.

21

М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы»

Изучение нового

Знакомство с содержанием сочинения, определение основной мысли и особенностей текста, составление простого плана. Понятие панорама.

Знать содержание сочинения М.Ю. Лермонтова.

Уметь определять основную мысль  произведения.

Вопросы на знание содержания.

 

Выборочный пересказ С.123-125 статьи о Тургеневе.

22

И.С. Тургенев. «Бежин луг»

Изучение нового

Факты творчества и биографии И. С. Тургенева, содержание очерка. Выборочное чтение рассказа. Характеристика героев.

Знать факты творчества и биографии И.С. Тургенева.

Тест на знание содержания.

С. 125-138,

Отметить описание картин природы, подготовить пересказ близко к тексту любого из них.

23

Пейзаж в очерке И.С. Тургенева «Бежин луг»

Повтори-тельно-обобщающий

Знакомство с содержанием рассказа, выразительное чтение и анализ пейзажных отрывков.

Знать содержание рассказа; роль пейзажа в тексте.

Задания по тексту

Дочитать рассказ.

Отметить и дать названия описаниям природы, пересказ истории по выбору.

24

Герои рассказа «Бежин луг». Речевая характеристика.

Комбини

рованный

Характеристика персонажей рассказа. Характеристика героя по его речи.

Уметь давать характеристику герою по его речи.

Составление плана сочинения.

Устное сочинение по предложен-ным темам.

25

Н.А. Некрасов.

«Крестьянские дети»,

«Школьник»

Изучение нового

Знакомство с личностью Н.А. Некрасова, содержанием и посвящением стихотворения «Школьник»

Уметь анализировать лирическое произведение.

Монологические ответы.

Выучить наизусть

стихотворе-ние «Школьник»

26

Л.Н. Толстой.

«Отрочество»

Изучение нового

Факты биографии писателя, содержание повести, определение главного героя.

Знать факты биографии Л.Н. Толстого.

Уметь определять главного героя.

Вопросы по тексту.

С.178, вопр.1,2

27

Герой автобиографической повести Л.Н. Толстого «Отрочество»

Комбини

рованный

Выборочное чтение и комментирование прочитанного, описание внутренней жизни человека.

Знать содержание повести.

Уметь анализировать внутреннее состояние главного героя.

Рассказ по ключевым словам.

Прочитать рассказ «Мальчики»

28

Ф.М. Достоевский. «Мальчики»

(Фрагмент романа «Братья Карамазовы»)

Изучение нового

Знакомство с творчеством Ф. М. Достоевского. Усвоение содержания   отрывков.

Знать основные факты биографии Ф.М. Достоевского; содержание отрывков

Беседа по вопросам.

С. 204, вопросы и задания.

29

Автор и детские образы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Комбини

рованный

Анализ детских образов.

Выявление авторской точки зрения на характеры маленьких героев.

Уметь анализировать образы героев, видеть авторскую точку зрения.

Характерис-тика героя по выбору.

С. 222, вопр.1-3  1,2,3-го уровней.

(индивидуа-льно)

30

Сатирический рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»

Изучение нового

Расширение знаний о творчестве А.П. Чехова, чтение по ролям и инсценировка эпизодов рассказа.

Знать содержание рассказа.

Уметь анализировать сатирический рассказ.

Письменный ответ на вопрос.

С.229, вопр.1-4

31

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

Изучение нового

Анализ сатирического рассказа.

Знать содержание рассказа.

Уметь анализировать сатирический рассказ.

Беседа по содержанию

С.232, вопр. 1-4 3-го уровня.

32

Н.Г. Гарин-Михайловский.

«Детство Темы»

Изучение нового

Факты биографии писателя, содержание автобиографической повести. Характеристика героя произведения. Понятие эпизод.

Знать факты биографии писателя, содержание  повести. Уметь характеризовать героя произведения.

Взаимные вопросы по содержанию.

Закончить вопросы к тексту про друзей и сделать вывод об их характерах, дочитав главу до конца.

33

Н.Г. Гарин-Михайловский.

«Детство Темы».

Глава «Экзамен»

Комбини

рованный

Содержание автобиографической повести. Выборочное чтение. Характеристика героя произведения.

Знать содержание повести.

Уметь определять границы эпизода.

Тест на знание содержания.

Подобрать материал к сочинению.

34

Подготовка к творческой работе.

Повтори-тельно-обобщающий

Выбор темы и определение основной мысли сочинения.

Уметь грамотно излагать свои мысли о прочитанном произведении.

Сочинение

Отредактировать и переписать на чистовик сочинение.

35

Далекое прошлое человечества на страницах художественных произведений.

Повтори-тельно-обобщающий

Обзор произведений «Борьба за огонь» Рони-старшего и «Приключения доисторического мальчика»  ДЭрвильи.

Знать жанры исторической прозы:  повесть, роман, рассказ.

Монологические ответы.

Прочитать Т.Х. Уайта «Свеча на ветру»

36

Т.Х. Уайт. «Свеча на ветру»

Изучение нового

Знакомство с творчеством Т.Х. Уайта и содержанием его книги. Аналитическое чтение и составление плана главы.

Уметь анализировать прочитанное.

План главы с комментариями.

Подготовить пересказ эпизода по выбору.

37

Герой подросток в произведении Т. Х. Уайта.

Комбини

рованный

Усвоение содержания. Характеристика главного героя. Работа с эпизодами.

Знать содержание произведения.

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, делать вывод по нескольким эпизодам.

Пересказ содержания по событиям.

Письменный ответ на вопрос с элементами характеристики.

38

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна»

Изучение нового

Знакомство с биографией и творчеством М. Твена. Содержание повестей о Томе и Геке. Понятие псевдоним.

Знать основные факты биографии писателя, содержание повестей.

Викторина.

Прочитать главы 19,33.

Ответить на вопросы после текста.

39

Марк Твен и приключения Гека Финна.

Комбини

рованный

Сравнительная характеристика героев.

Уметь делать сравнительную характеристику героев.

Ответы на репродуктивные вопросы.

Прочитать до конца  главы из повести. Ответить на вопр. 2 и 3-го уровня, С.34.

40

Приключенчес-кие произведения Ж.Верна.

Изучение нового

Знакомство с творчеством Ж.Верна. Составление плана статьи о писателе. Понятие «робинзонада»

Знать основные факты биографии писателя, понятие «робинзонада»

Беседа по вопросам.

Читать главы 1,7, С.38-52.

41

Ж.Верн. Герои романа «Таинственный остров»

Изучение нового

Усвоение содержания романа. Характеристика героев. Понятие научно-фантастический роман.

Знать содержание романа, его главных героев.

Подобрать цитаты к характеристике героев.

Читать главу 8. С.52-64.

С.65, вопр. 2 и 3-го уровней.

42

О. Уайльд. «Кентервильское приведение»

Изучение нового

Знакомство с творчеством О.Уайльда, особенности смешного в рассказе. Нахождение иронии как приема юмора и сатиры.

Знать основные факты биографии писателя, содержание произведения. Уметь находить иронию в произведении.

Выборочный пересказ.

С.111, вопр. 2-го уровня.

43

О. Уайльд. Герои рассказа «Кентервильское приведение»

Комбини

рованный

Характеристика героев рассказа. Нахождение пародии как приема юмора и сатиры.

Знать понятия юмор и пародия.

Уметь давать характеристику героям и их поступкам.

Ответы на репродуктивные и проблемные вопросы.

С.111, вопр.1-5, задание 2   3-го уровня.

44

О.Генри. «Дары волхвов»

Изучение нового

Знакомство с творчеством  О.Генри. Чтение и анализ рассказа «Дары волхвов»

Знать основные факты биографии писателя, содержание произведения. Уметь давать характеристику героям и их поступкам.

Подобрать цитаты к характеристике героев.

Прочитать сказку А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

45

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Изучение нового

Знакомство с творчеством А. Сент-Экзюпери и содержанием сказки.

Знать содержание сказки, ее главных героев.

Тест на знание содержания.

Ответить на вопросы в тетради.

46

Герои сказки А. Сент-Экзюпери

Комбини

рованный

Герой сказки и ее сюжет. Ответственность как основа взаимоотношений людей. Философское звучание сказки.

Уметь давать характеристику героям.

Характери-стика героя по выбору.

Пересказ понравивше-гося эпизода.

47

Герой среди героев.

Практи-кум.

Сравнительная характеристика героев разных произведений.

Уметь сравнивать героев разных произведений.

Сравнитель-ная характеристика героев по выбору.

С.113, вопр.1-7

48

«Бесконечная книга» М.Эндэ.

Изучение нового

Выразительное чтение по ролям рассказа «Бесконечная книга» М.Эндэ. Определение и комментирование основной мысли рассказа.

Уметь определять основную мысль произведения.

Ответы на вопросы.

С.125, вопр.1,2.

49

Аркадий Аверченко. «Смерть африканского охотника»

Изучение нового

Знакомство с творчеством А. Аверченко, характеристика героя.

Понятие юмористический рассказ.

Знать содержание рассказа, что такое юмористический рассказ.

Развернутый ответ на вопрос.

С.135, вопр.

1-7.

50

А.И. Куприн.

«Чудесный доктор»

Изучение нового

Знакомство с творчеством А.И. Куприна и содержанием рассказа «Чудесный доктор». Определение средств художественной выразительности, использованных автором, и объяснение их употребления. Понятие святочный рассказ.

Знать основные факты биографии писателя, содержание произведения, понятие святочный рассказ.

Уметь определять средства худ. выразительности  и объяснять их употребление.

Пересказ эпизода по выбору.

Ответить на вопр. на с. 150.

51

Судьба героев рассказа И.А. Куприна.

Комбини

рованный

Характеристика героев и их поступков.

Уметь характеризовать героев и их поступки.

Письменная характеристика героя по выбору.

Прочитать главы из повести «Детство» М. Горького

52

М. Горький. «Детство»

Изучение нового

Знакомство с творчеством М. Горького и главами из повести «Детство». Анализ внутреннего мира подростка. Авторская позиция.

Знать основные факты биографии писателя, содержание произведения.

Уметь анализировать внутренний мир героя, определять авторскую позицию.

Рассказ по ключевым словам.

С.161, вопр.1-4, вопр. 2,3  2-го уровня.

53

А.С. Грин.  «Гнев отца»

Изучение нового

Знакомство с рассказом.  Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Отношения главных героев.

  Знать содержание рассказа.

Уметь анализировать отношения между героями произведения.

Тест на знание содержания.

С.169, вопр.1-7.

54

К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Глава «Гардемарин»

Изучение нового

Цикл автобиографических повестей писателя. Чтение и анализ главы «Гардемарин». Образы героя и гардемарина.

  Знать содержание главы.

Уметь анализировать отношения между героями произведения.

Письменная характеристика героя по выбору.

С. 176, вопросы и задания.

Прочитать главу «Как выглядит рай»

55

К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Глава «Как выглядит рай»

Комбини

рованный

Чтение и анализ главы «Как выглядит рай». Мастерство пейзажа в прозе писателя.

Знать содержание главы.

Уметь анализировать пейзажные отрывки, сравнивать их с прочитанными ранее.

Пересказ пейзажной зарисовки.

С.184, вопр.2,3  3-го уровня.

56

Ф. Искандер. «Чик и Пушкин.»

Изучение нового

Знакомство с творчеством Ф. Искандера, усвоение содержания рассказа «Чик и Пушкин»

Уметь рассказывать о своих впечатлениях от первого и третьего лица. Рассказывать о сюжете.

Расположить эпизоды по порядку.

С.193. вопр.1-4.

57

Стихи о родной природе. И.А. Бунин.

Изучение нового

Чтение и анализ стихотворений «Детство», «Помню – долгий зимний вечер…»

Уметь определять средства выразительности в лирических произведениях; определять стихотворный размер; тему и основную мысль стихотворения.

Анализ стихотворе-ния.

С.201, вопр.1,2.

58

Стихи С. Есенина о родной природе.

Изучение нового

Чтение и анализ стихотворений   о природе.

Уметь определять средства выразительности в лирических произведениях; определять стихотворный размер; тему и основную мысль стихотворения.

Создание иллюстраций к стихам

С.207, вопр.

2-го уровня.

59

А.А. Блок о русской природе.

Изучение нового

Чтение и анализ стихотворений «Ветер принес издалека…», «Полный месяц встал над лугом…», «Белой ночью месяц красный…»

Уметь определять средства выразительности в лирических произведениях; определять стихотворный размер; тему и основную мысль стихотворения.

Определить тропы в незнакомых стихотворениях.

Вопросы и задания С.204-205.

60

Лирика К.Д. Бальмонта

Изучение нового

Чтение и анализ стихотворений «Золотая рыбка», «Как я пишу стихи»

Уметь определять средства выразительности в лирических произведениях; определять стихотворный размер; тему и основную мысль стихотворения.

Анализ стихотворе-ния.

С.206, вопр.1-го и 2-го уровня.

61

Необычность мира природы в стихах Б.Л. Пастернака.

Изучение нового

Чтение и анализ стихотворения «Июль»

Уметь определять средства выразительности в лирических произведениях; определять стихотворный размер; тему и основную мысль стихотворения.

Анализ стихотворе-ния.

С.209, вопр.1-го и 2-го уровня.

62

Русская природа в стихах  Н.А. Заболоцкого.

Изучение нового

Чтение и анализ стихотворений о природе.

Уметь определять средства выразительности в лирических произведениях; определять стихотворный размер; тему и основную мысль стихотворения.

Определить тропы в незнакомых стихотворениях.

С.210, вопр.1-го и 2-го уровней.

63

К. Симонов «Сын артиллериста»

Изучение нового

Произведения о Великой Отечественной Войне. Чтения и анализ стихотворения «Сын артиллериста». Изображение героизма и патриотизма в произведении.

Знать содержание произведения.

Уметь анализировать лирическое произведение.

Взаимные вопросы по содержанию.

С.219, вопр.1-3.

64

Песни о Великой Отечественной Войне.

Изучение нового

Чтение, определение основной мысли и темы стихотворения «Моя Москва»

Знать содержание произведения.

Уметь анализировать лирическое произведение.

Определить средства выразитель-ности.

С.223, вопр.1-4.

65-66

Подведем итоги.

Виктори-на

Проведение викторины по изученным в 6-м классе произведениям.

Уметь применять полученные знания.

Викторина

67-68

Герои-подростки и их взаимоотноше-ния с окружающими.

Закрепление

Обобщение и рекомендации на летнее чтение.

69-70

Резервные уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....