рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
рабочая программа по литературе за курс 7 класса по программе Т.Ф.Курдюмовой с модульным компонентом ОПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_kl._literatura.docx | 60.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа по литературе направлена на качественное овладение содержанием и формой изучаемых в школе произведений художественной литературы и на овладение русским языком, функциональным, речевым его аспектом на разных уровнях языковой системы.
В курс программы вводится модульный компонент «Православная культура».
Рабочая программа составлена по примерным программам Т.Ф.Курдюмовой, которые направлены на воспитание ученика образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.
Программа строится по таким направлениям:
- чтение и работа с текстом;
- работа с художественно-языковыми средствами. Ориентирует на систематическое использование лингвистических, литературоведческих понятий в работе по развитию речи;
- литературное творчество учащихся;
- публичная речь.
Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Рабочая программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе ;
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 года № 1089;
- примерными программами Т.Ф.Курдюмовой, созданными на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года;
- федеральным перечнем учебников, утвержденных приказом от 21 февраля 2012 г. № 2885, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:
- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;
- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика;
- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.
Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы.
Программа предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.
Ученик должен знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма) и жанры всех трех родов. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
Ученик должен уметь:
- определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы;
- привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения;
- создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи,
- отличать стихотворную речь и ее особенности, силлабо-тонический стих от тонического;
Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения;
Обнаруживать связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.
При составлении данной рабочей программы использовалась следующая литература:
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2010.- 400 с.-(В помощь школьному учителю);
Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 кл.: Методические рекомендации.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2012.-192 с.;
Литература. 7 кл. в 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова.- 12-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2009.-254, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл.;
Программа для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др.: под ред. Т.Ф.Курдюмовой.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Дрофа, 2011.-93, [3] с.
В неделю 2 часа.
В году 70 часов.
Пояснительная записка модуля « Православная культура»
3 год обучения
Модульный компонент учебного предмета «Православная культура» для 3 года обучения разработан на основе:
- авторской программы «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 3 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010. – 144с.).
Цели предмета «Православная культура» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на:
- приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации;
- воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.
В программе для 3-го года обучения продолжается разработка общих учебно-воспитательных задач курса «Православная культура»:
- преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;
- воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении;
- передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
Учебно-методический комплект к авторской программе Л.Л. Шевченко включает:
- Учебное пособие для учащихся (в двух книгах – на каждое полугодие): Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Изд. Дом «Покров», 2010.
- Методическое пособие для учителя (программа, тематическое планирование, планы и конспекты уроков): Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя. 3-й год обучения. – 2-е изд., перераб и доп. – Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010. – 176с.
- Наглядное пособие «Иллюстрации»
- Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиодиски)
На 3-м году обучения в соответствии с методологией отечественной педагогической школы, принципами христианской антропологии в определении этапов духовно-нравственного становления личности школьники начинаются знакомиться с христианским православным пониманием духовности, как основы православной культуры. Это предполагает расширение в учебно-воспитательном процессе спектра задач обучения, воспитания и развития. Содержание программы 3-го года обучения ориентировано на формирование духовно-нравственной культуры личности школьников, обращено к человеку «внутреннему».
Православное понимание духовности раскрывается через понятие «христианская радость» как состояние, характеризующее человека духовного. В учебном пособии собраны материалы, на основе которых школьникам раскрывается христианское понимание духовной красоты. Для сохранения преемственности в раскрытии понятия христианской культуры, на 3-м году обучения всё содержание объединено понятием «Христианская радость», как наиболее полно отражающей духовную сторону православной культуры.
В программе выделены два аспекта, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:
- связь православной культуры с жизнью современного ребенка,
- опора на образно-эмоциональные качества учебного материала.
Для того чтобы дети смогли полноценно воспринимать православную культуру, они должны научиться понимать ее язык. Поэтому в программе использован такой материал, который дает основу для последовательного и систематического ознакомления детей с отражением православной культуры средствами:
- Изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
- Литературного творчества.
- Музыкального искусства.
В преподавании важно использовать различные типы (формы) уроков. Преобладающими типами уроков являются: комбинированный урок, урок с дидактической игрой.
Основными видами деятельности учителя и учащихся на уроке являются рисование, пение, чтение, сочинение сказок и рассказов, лепка, рассматривание иллюстраций, слушание рассказа учителя, аудиозаписей, обсуждения-размышления, игры на темы нравственного выбора, экскурсии, проведение праздников.
Так как предмет «Православная культура» связан с предметными областями «Обществознание», «Искусство» и «Филология», то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания.
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыка анализа духовно-нравственных явлений и категорий как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии нравственными нормами российского общества.
Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | цель | УМК | оборудование |
1 четверть. Фольклор. | |||||||
1 | Жанры фольклора. «Барин». Детский фольклор. | 1 | 2.09 | Показать особенности фольклорной сатирической драмы, развивать творческие способности учеников. | Часть 1, с.3-13; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
Литература эпохи Возрождения. | |||||||
2 | Мир и человек в эпоху Возрождения. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». | 1 | 3.09 | Сформиро вать понятие об особенностях литературы эпохи Возрождения. | Часть1, с.14-28; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
3 | Сонеты Шекспира. Сонет 130. | 1 | 9.09 | Обучение анализу лирического произведения. | Часть1, с.28-29; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
Литература XIX века. | |||||||
4 | Из истории басни. Административная контрольная работа. | 1 | 10.09 | Выявить композиционные особенности басни. | Часть1, с. 29-32; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
5 | Анализ контрольной работы. Жанры классической литературы. В.А.Жуковский «Светлана». «Перчатка». | 1 | 16.09 | Углубить представление о балладе как литературном жанре; углубить знания по теории стихосложения; развить навыки выразительного чтения поэтических текстов. | Часть1, с.32-49; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
6 | А.С.Пушкин. Элегия. К портрету Жуковского. Певец. 19 октября. Туча. Модуль. Бог просвещающий. | 1 | 17.09 | Углубить знания учеников о жизни и творчестве А.С.Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста. | Часть1, с.50-61; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
7 | А.С.Пушкин. Элегия. К портрету Жуковского. Певец. 19 октября. Туча. | 1 | 23.09 | ||||
8 | А.С.Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…» «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» «Я вас любил: любовь еще быть может…» | 1 | 24.09 | Совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста. | Часть1, с.61-67; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
9 | А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка». Модуль. Что говорит о Боге православная культура. | 1 | 30.09 | Показать роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина», выявить особенности жанра и композиции повести «Барышня - крестьянка». | Часть1, с.67-88; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
10 | А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка». Сюжетная линия. | 1 | 1.10 | Показать роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина», выявить особенности жанра и композиции повести «Барышня - крестьянка». | Часть1, с.67-88; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
11 | А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка». Характеристика героев. | 1 | 7.10 | Показать роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина», выявить особенности жанра и композиции повести «Барышня - крестьянка». | Часть1, с.67-88; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
12 13 | А.С.Пушкин. «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа. А.С.Пушкин. «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа. | 1 1 | 8.10 14.10 | Познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев. | Часть1, с.88-109; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
14 | А.С.Пушкин. «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа. | 1 | 15.10 | Познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев. | Часть1, с.88-109; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
15 | А.С.Пушкин. «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа. | 1 | 21.10 | ||||
16 17 | М.Ю.Лермонтов. Смерть поэта. Элегия. Романс. Песня. Стансы. «Нет я не Байрон, я другой». Новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия. | 1 1 | 22.10 | Показать богатство жанров лирики Лермонтова, совершенствовать навыки анализа текста. | Часть1, с.110-122; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
18 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Модуль. Бог спасающий. | 1 | 29.10 | Показать особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме. | Часть1, с.122-146; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
2 четверть. | |||||||
19 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». | 1 | 11.11 | Показать особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме. | Часть1, с.122-146; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
20 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Модуль. Христиане в православном храме. | 1 | 12.11 | Показать особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме. | Часть1, с.122-146; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
21 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Характеристика героев. | 1 | 18.11 | Углубить знания учеников о творческой биографии писателя; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста. | Часть1, с.150-242; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
22 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Композиция. | 1 | 19.11 | ||||
23 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Характеристика героев. | 1 | 25.11 | Углубить знания учеников о творческой биографии писателя; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста. | Часть1, с.150-242; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
24 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Характеристика героев | 1 | 26.11 | ||||
25 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Характеристика героев. | 1 | 2.12 | ||||
26 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Сюжет и композиция. | 1 | 3.12 | ||||
27 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе: Собака. Дурак. Воробей. Русский язык. | 1 | 9.12 | Углубить знания учеников о творческой биографии писателя; навыки выразительного чтения, навыки анализа текста. | Часть1, с.243-248; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
28 | Н.А.Некрасов. Размышления у парадного подъезда. Модуль. Золотое правило жизни. | 1 | 10.12 | Помочь ученикам выявить идею произведения, определить пафос стихотворения | Часть1, с.249-253; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
29 | Н.С.Лесков. «Левша». Характеристика героев. | 1 | 16.12 | Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Лескова; дать представление о жанре сказа; заинтересовать учеников необычностью повествования | Часть1, с.254-268; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
30 | Н.С.Лесков. «Левша». Характеристика героев. | 1 | 17.12 | Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Лескова; дать представление о жанре сказа; заинтересовать учеников необычностью повествования | Часть1, с.254-268; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
31 | Н.С.Лесков. «Левша». Характеристика героев. | 1 | 23.12 | ||||
32 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 | 24.12 | Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством писателя; показать особенности жанра сказки, сатирический пафос сказок. | Часть 2 с.4-20; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
3 четверть | |||||||
33 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 | 13.01 | Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством писателя; показать особенности жанра сказки, сатирический пафос сказок. | Часть 2 с.4-20; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
34 | М.Твен. «Как я редактировал сельско-хозяйственную газету.» | 1 | 14.01 | Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством писателя; совершенствовать навыки анализа текста. | Часть 2 с.20-28; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
35 | М.Твен. «Как я редактировал сельско-хозяйственную газету.» | 1 | 20.01 | Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством писателя; совершенствовать навыки анализа текста. | Часть 2 с.20-28; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
36 | А.П.Чехов. «Жалобная книга». «Хирургия». | 1 | 21.01 | Углубить представление учеников о комическом в литературе; проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказов. | Часть 2 с.28-37; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
37 | А.П.Чехов. «Жалобная книга». «Хирургия». | 1 | 27.01 | ||||
Литература XX века. | |||||||
38 | В.Я.Брюсов. Труд. Хвала человеку. Модуль. Добро и зло. | 1 | 28.01 | Показать особенности жанра эпоса, лирики, драмы в XX веке, показать роль Брюсова. | Часть 2 с.40-46; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
39 | К.Д.Бальмонт. «Бог создал мир из ничего…» И.Северянин. Не завидуй другу. | 1 | 3.02 | Продолжить знакомство с лирикой Серебряного века, совершенствовать навыки анализа поэтического текста. | Часть 2 с.46-48; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
40 | Р.Киплинг. Если. Заповедь. Модуль. Как Бог строил дом спасения человека. | 1 | 4.02 | Совершенствовать навыки анализа поэтического текста. | Часть 2 с.49-56; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
41 | М.Горький. «Старуха Изергиль». «Старый год». | 1 | 10.02 | Познакомить учеников с понятием «романтизм» «романтический герой»; развивать навыки анализа текста. | Часть 2 с.57-67; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
42 | М.Горький. «Старуха Изергиль». «Старый год». | 1 | 11.02 | ||||
43 | М.Горький. «Старуха Изергиль». «Старый год». Модуль. Воеводы сил любви. Добродетели. | 1 | 17.02 | ||||
44 | В.В.Маяковский Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче. Гимн обеду. | 1 | 18.02 | Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством писателя; дать понятие о футуризме. | Часть 2 с.67-74; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
45 | В.В.Маяковский Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче. Гимн обеду. | 1 | 24.02 | ||||
46 | М.А.Булгаков. «Ревизор с вышибанием». | 1 | 25.02 | Познакомить учеников с ранним произведением Булгакова. | Часть 2 с.75-78; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
47 | К.Г.Паустовский. Рождение рассказа. Роман-повесть-рассказ. | 1 | 3.03 | Показать ,как и почему описание процесса творчества воплощено Паустовским в жанре рассказа. | Часть 2 с.78-89; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
48 | К.Г.Паустовский. Рождение рассказа. Роман-повесть-рассказ. | 1 | 4.03 | ||||
49 | К.Г.Паустовский. Рождение рассказа. Роман-повесть-рассказ. | 1 | 10.03 | ||||
50 | М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину». | 1 | 11.03 | Познакомить учеников фрагментами неоконченного романа Шолохова, показать значение этого произведения, развить интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны. | Часть 2 с.89-105; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
51 | М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину». | 1 | 17.03 | ||||
52 | М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину». Модуль. Непобедимое оружие христиан. | 1 | 18.03 | ||||
4 четверть | |||||||
53 | А.Т.Твардовский. «Как после мартовских метелей…» «Июль-макушка лета…» | 1 | 31.03 | Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством писателя; обучение анализу лирического произведения. | Часть 2 с.105-107; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
54 | В.Г.Распутин. «Уроки французского». | 1 | 1.04 | Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством писателя; с главными темами его творчества, попытаться раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память». | Часть 2 с.107-142; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
55 | В.Г.Распутин. «Уроки французского». | 1 | 7.04 | ||||
56 | В.Г.Распутин. «Уроки французского». | 1 | 8.04 | ||||
57 | В.Г.Распутин. «Уроки французского». Модуль. Небесные помощники. | 1 | 14.04 | ||||
58 | Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». | 1 | 15.04 | Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством писателя; развивать навыки анализа текста. | Часть 2 с.143-151; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
59 | Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». | 1 | 21.04 | ||||
60 | А.В.Вампилов. «Несравненный Наконечников» | 1 | 22.04 | Познакомить учеников с особенностями жанра водевиля и его историей. | Часть 2 с.151-166; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
61 | А.В.Вампилов. «Несравненный Наконечников» | 1 | 28.04 | ||||
Научно – фантастическая литература. | |||||||
62 | Р.Шекли. «Запах мысли». | 1 | 29.04 | Углубить представление учеников о жанре научной фантастики, побудить их к чтению лучших образцов жанра. | Часть 2 с.169-185; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
63 | Р.Шекли. «Запах мысли». | 1 | 5.05 | ||||
64 | Р.Шекли. «Запах мысли». | 1 | 6.05 | ||||
Детективная литература. | |||||||
65 | А.Конан Дойл. «Пляшущие человечки». | 1 | 12.05 | Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством писателя; развивать фантазию детей и умение мыслить логически; развивать память и внимание. | Часть 2 с.186-218; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
66 | А.Конан Дойл. «Пляшущие человечки». | 1 | 13.05 | ||||
67 | А.Конан Дойл. «Пляшущие человечки». | 1 | 19.05 | ||||
68 | Итоговая административная контрольная работа. | 1 | 20.05 | Диагностика знаний учащихся. | |||
69 | Анализ контрольной работы. | 1 | 26.05 | Повторить и обобщить изученное. | Часть 2 с.218-225. | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс. | |
70 | Подведем итоги. Модуль. Христианская семья. | 1 | 27.05 |
Учебно-тематическое планирование.
№ | тема | Кол-во часов Формы организации учебных занятий | ||||||
тестирование | Урок-игра | лекция | викторина | творческие | интегрированные | Административные к.р. | ||
1 | Жанры фольклора. | 1 | ||||||
2 | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». | 1 | ||||||
3 | Из истории басни. | 1 | 1 | |||||
4 | В.А.Жуковский. Светлана. Перчатка. | 1 | 1 | |||||
5 | А.С.Пушкин. Лирика. | 1 | 1 | 1 | ||||
6 | А.С.Пушкин. Барышня-Крестьянка. | 1 | 1 | 1 | ||||
7 | А.С.Пушкин. Дубровский. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
8 | М.Ю.Лермонтов Лирика. | 1 | 1 | |||||
9 | М.Ю.Лермонтов Мцыри. | 1 | 1 | 1 | ||||
10 | Н.В.Гоголь. Ревизор. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
11 | Н.С.Лесков. Левша. | 1 | 1 | |||||
12 | М.Е.Салтыков-Щедрин. | 1 | 1 | |||||
13 | М.Твен. Как я редактировал сельскохозяйственную газету. | 1 | 1 | |||||
14 | А.П.Чехов. Жалобная книга. Хирургия. | 1 | 1 | |||||
15 | М.Горький. Старуха Изергиль. | 1 | 1 | 1 | ||||
16 | К.Г.Паустовский. Рождение рассказа. | 1 | 1 | |||||
17 | М.А.Шолохов. Они сражались за Родину. | 1 | 1 | |||||
18 | В.Г.Распутин. Уроки французского. | 1 | 1 | 1 | ||||
19 | А.В.Вампилов. Несравненный Наконечников. | 1 | 1 | |||||
20 | Р.Шекли. Запах мысли. | 1 | 1 | 1 | ||||
21 | А.Конан Дойл. Пляшущие человечки. | 1 | 1 | 1 | ||||
22 | Контрольная работа. | 1 |
Основное содержание всех тем.
7 класс (70 часов)
Роды и жанры художественной литературы.
Богатство и разнообразие жанров.
Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие всех трёх родов литературы.
Фольклор.(1 час)
Жанры фольклора. Барин. Детский фольклор.
Литература эпохи Возрождения.(2 часа)
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии вечных тем: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии.
Сонеты. «Ее глаза на звезды не похожи».
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Жанры классической литературы XIX века. Золотой век русской поэзии.
Из истории басни. (1 час)
Басня в античной литературе. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена. Русская басня. Сумароков. Басни Крылова.
Из истории баллады.(1 час)
Трагический сюжет и нравственные позиции автора. В. А. Жуковский. «Светлана». «Перчатка». Трагические сюжеты и взыскательность нравственной позиции автора.
А. С. Пушкин. (3 часа) Элегия. Певец. Эпиграмма. На перевод «Илиады». Стансы. Друзьям. Моя эпитафия. Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве поэта. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.
Жанры прозы
А.С. Пушкин.(7 часов) «Барышня-крестьянка». Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Из истории романа «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа.
Жанры лирики и эпоса.
М. Ю. Лермонтов.(5 часов) Смерть Поэта. Элегия. Романс. Песня. Стансы. «Нет, я не Байрон, я другой...» Новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия. Из истории поэмы .М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».
Из истории комедии.
Н. В. Гоголь.(6 часов) «Ревизор». История создания комедии. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик.
И. С. Тургенев.(1 час) Стихотворения в прозе: Собака. Дурак. Воробей. Русский язык. Творческая лаборатория писателя.
Н. А. Некрасов. (1 час) Размышления у парадного подъезда ... Сюжет и композиция.
Н. С. Лесков. (3 часа) Левша. Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова. Пафос творческого труда в произведении.
Из истории сатиры.
М. Е. Салтыков-Щедрин. (2 часа) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Герои сказки. Сюжет. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказки.
М. Твен. (2 часа) «Как я редактировал сельскохозяйственную
газету». Америка и ее люди в зеркале сатиры Марка Твена. Особенности сатиры.
А. П. Чехов. (2 часа) «Жалобная книга». «Хирургия». Юмористические рассказы Чехова.
Портрет героя в художественных произведениях разных жанров.
Искусство портрета в творчестве писателей. Портрет в эпических произведениях.
Пейзаж в художественных произведениях.
Искусство изображения картин природы в разных жанрах. Пейзаж и автор. Пейзажная лирика.
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель.
Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике. (4 часа)
В. Я. Брюсов. Труд. Хвала Человеку. К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...». И. Северянин. Не завидуй другу. Р. Киплинг. Если.
М. Горький. (3 часа) «Старуха Изергиль». «Старый Год» . прием контраста в романтическом произведении. Романтический сюжет.
В. В. Маяковский. (2 часа) «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Гимн обед». Сатирические гимны поэта. Новаторство Маяковского.
М. А. Булгаков. (1 час) Ревизор с вышибанием. Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя.
К. Г. Паустовский. (2 часа) Рождение рассказа. Роман - повесть – рассказ. Мир героев писателя и мир творчества.
Ф.А. Абрамов. (2 часа) «О чём плачут лошади». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.
А.В. Вампилов. (3 часа) «Несравненный Наконечников». Водевильное решение проблемы выбора произведения.
Великая Отечественная война в художественной литературе.
Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны.
М. А. Шолохов. (3 часа) «Они сражались за Родину». Сражения в первые месяцы войны. Стойкость и героизм участников сражения.
В. Г. Распутин. (4 часа) «Уроки французского». Трудные годы в жизни страны в военные годы. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.
Фантастика и её жанры.
Р. Шекли. (3 часа) «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Особенности юмора в фантастическом произведении.
Жанры детективной художественной литературы.
А.Конан Дойл.(3 часа) «Пляшущие человечки». Сюжет и герои новеллы.
Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.
Итоги. Мир литературы и богатство жанров.(2 часа)
Литературное образование 7 класс.
структура курса литературы. | ведущие аспекты курса литературы. | теоретическое оснащение. |
Литературный процесс от древности до наших дней. | Богатство и разнообразие всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа жанр. | Систематизация понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике: роман, повесть, рассказ, жанры лирики, жанры драмы. Сведения об истории некоторых жанров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....