рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
рабочая программа по литературе за курс 6 класса по программе Т.Ф.Курдюмовой с модульным компонентом ОПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_kl._literatura.docx | 61.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена на основе
- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федеральным перечнем учебников, утвержденных приказом от 21 февраля 2012 г. № 2885, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 6 классах по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Цели.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
Программа предусматривает овладения знаниями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.
Ученик должен знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений – литературных героев. (герой литерный, имя героя, портрет, поступки, характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.)
Ученик должен уметь:
- Характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.
- Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.
- Использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика).
- Создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии.
- Отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения.
- Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.
- Работать со справочными материалами.
Требования к уровню обученности
Ученик должен знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений – литературных героев. (герой литерный, имя героя, портрет, поступки, характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.)
Ученик должен уметь:
- Характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.
- Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.
- Использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика).
- Создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии.
- Отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения).
- Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.
- Работать со справочными материалами.
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя
1.Учебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010
2. Программа: Программы ОУ «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Просвещение, 2011
3. Сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2011
4. Курдюмова Т.Ф. Литература. 6 класс. Методические рекомендации. М.: Дрофа, 2010
Для учащихся
1.Учебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010
2.Курдюмова Т.Ф. Литература 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику-хрестоматии. М, Дрофа, 2010
Темы проектов и презентаций
1.Жизнь и творчество А.С.Пушкина
2.Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова
Содержание тем учебного курса
Введение. Герой художественного произведения.
Герой художественного произведения. Герой художественного произведения как главное действующее лицо сюжета. Главные герои русского народного эпоса- былинные богатыри. Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений. Подросток – герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества» (Лев Толстой) в художественной литературе. Представления учеников об отрочестве. Знаменитые писатели и великие люди в отрочестве: их жизнь, их попытки творчества.
Герои былин и сказок.
Герой как организатор событий сюжета. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета.
«На заставе богатырской». События на краю родной земли. Герои былин – атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алёша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «нахвальщиком». Связь героя с родной землёй и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героев былин. Прозаический пересказ былины и его особенности. Герои былин в других видах искусств.
Теория литературы. Герой былины. Портрет героя былины.
Александр Николаевич Островский. «Снегурочка» (сцены). А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора. Идеальное царство берендеев и юная героиня этой пьесы в стихах.
Теория литературы. Пьеса-сказка в стихах (драматическая поэма в стихах).
Василий Андреевич Жуковский. «Кубок». «Лесной царь». Годы учёбы в благородном пансионе. Жуковский – автор баллад. Тематика и герои его баллад. Смелость, благородство, бесстрашие юных герое баллад. Трагические события баллады «Лесной царь». Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад Жуковского. Роль метафоры в загадках.
Теория литературы. Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.
Литература XIX века
Незабываемый мир детства и отрочества
Сергей Тимофеевич Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». «Буран». Читатель-подросток а автобиографическом произведении (фрагмент из «Детский годов Багрова- внука»). Гимназические годы подростка. Герой произведения как читатель.
«Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе 18 века. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке.
Теория литературы. Пейзаж и приёмы его воспроизведения в прозаическом произведении. Герой литературного произведения как читатель.
Иван Андреевич Крылов. «Два мальчика». «Волк и Ягнёнок». Школа жизни подростка в баснях Крылова. Басня «Два мальчика» Федюша и Сеня как герои, представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма и отсутствия чувства благодарности у Федюши. Басня «Волк и Ягнёнок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей. Обличение несправедливости, жестокости, наглого обмана в басне. Суровые уроки басен Крылова и их мораль. Басни Крылова в восприятии юного читателя.
Теория литературы. Мораль в басне.
Владимир Фёдорович Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». «Пёстрые сказки» В. Ф. Одоевского. Повести, рассказы и другие жанры прозы, объединённые в этом сборнике. Дневник Маши («Отрывки из журнала Маши»). Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.
Теория литературы. Дневник как жанр художественного произведения.
Портрет героя литературного произведения
Герой литературного произведения и описание его внешности.
Александр Сергеевич Пушкин. «К сестре». «К Пущину» (4 мая). «Послание к Юдину». «Товарищам». Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послание близким, друзьям и родным. Оптимизм и радостное чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и лёгкость формы пушкинских посланий. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.
Теория литературы. Гимн.
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Утёс». «Листок». «Панорама Москвы». Эпиграммы. «Утёс», «Листок» - стихотворения, которые ярко воплощают тему одиночества. Эпиграммы как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов. «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта.
Теория литературы. Эпиграмма.
Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Мальчики: Павлуша, Илюша, Костя, Ванечка, Федя- герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Групповая характеристика героев. Сравнительная характеристика рассказчиков. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Поэтический мир народных поверий в их рассказах. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички. Их различие. Отличие быличек от сказок. Особенности диалога в рассказе. Выразительность сцены у костра и её инсценировки. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Речевая характеристика героев.
Теория литературы. Былички.
Речевая характеристика героев
Герой художественного произведения и его речь. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.
Иван Захарович Суриков. «В ночном»
Суриков и тематика его произведений: быт деревни, народное творчество. «Бабушкины сказки» в ночном. Отличие этих сказок от историй, которые прозвучали у речки Снежить в рассказе Тургенева.
Теория литературы. Определение жанра стихотворения: рассказ в стихах или лирическое произведение?
Николай Алексеевич Некрасов. «Школьник»
Тема детства в лирике Некрасова: «Крестьянские дети», «Школьник». Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка.
Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Речевая характеристика героев.
Лев Николаевич Толстой. «Отрочество»(главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства». Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.
Теория литературы. Автобиографическая трилогия.
Фёдор Михайлович Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы»). Герои фрагмента. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.
Теория литературы. Эпизод в художественном произведении.
Антон Павлович Чехов. «Каникулярные работы институтки Наденьки №», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Юношеские рассказы Чехова. Рассказы о подростках. «Каникулярные работы институтки Наденьки №». Комментарий к творчеству Наденьки. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков. Юмор сменяет сатира. Герои сатирических рассказов. Особенности композиции. Художественная деталь в рассказах. Говорящие фамилии и говорящие характеристики героев.
Теория литературы. Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Отрочество героя в главах повести «Детство Тёмы». Годы учёбы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести. героя.
Теория литературы. Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.
Мир путешествий и приключений
Путешествия и приключения в нашем чтении.
Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений (беседа по материалам самостоятельного чтения). Интерес читателей к событиям и приключениям в жизни героев прошедших времён. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения. Обзор произведений, прочитанных на уроках истории и внеклассного чтения (Рони - старший. «Борьба за огонь», Д Эрвильи. «Приключения доисторического мальчика»). Природа и человек в произведениях о доисторическом прошлом.
Теория литературы. Богатство литературы для детей и юношества. Жанры исторической прозы: повесть, роман, рассказ.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной реке Миссисипи. Гек и Том стали старше: становление изменение характеров. Диалог в повести. Мастрество Марка Твена – юмориста. Природа на страницах повести.
Теория литературы. Юмор.
Жюль Верн. «Таинственный остров». Жюль Верн и 65 романов его «необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад». Герберт – юный герой среди взрослый и товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия героев и имена героев.
Теория литературы. Научно-фантастический роман. Жюль Верн как создатель жанра научно-фантастического рамана.
О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Рассказы и сказки О. Уальда. Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и весёлая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Юные герои и воинствующие Кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.
Теория. Пародия.
Литература XIX века.
XX век и культура чтения.
Юный читатель XX века. Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Литература XX века и читатель XX века. Любимые авторы. Путь к собственному творчеству. М. Эндэ. «Бесконечеая книга» - путешествие мальчика Бастина по стране под названием Фантазия. «Бесконечная книга» в багаже читателя. «Бесконечная книга» и чтение.
А. А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе..», «О весна, без конца и без края..» Отражение высоких идеалов в лирике поэта.
И. А. Бунин. «Детство», «Сказка», «Первый соловей», «Канарейка». Мир воспоминаний в мире творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.
К. Д. Бальмонт. «Золотая рыбка», «Как я пишу стихи». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и её воплощение в музыке многих композиторов.
Б. Л. Пастернак. «Июль»
Теория литературы. Творчество читателя- исполнителя стихов и прозы.
А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность.
Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарование увлечённого любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.
Теория литературы. Эпилог. Смысл названия.
М. Горький «Детство» (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.
Теория литературы. Авторская позиция.
К. Г. Паустовский. «Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»). Цикл автобиографических повестей писателя. «Далёкие годы» как первая из шести частей повести «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра в свой флот. «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.
Теория литературы. Роль пейзажа в прозе.
А. С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына отцу – путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.
Теория литературы. Слово в рассказе.
Ф. А. Искандер. «Детство Чика» («Чик и Пушкин»). Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе Искандера. Важность главы «Чик и Пушкин» как описание пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.
Теория литературы. Инсценировка.
Великая Отечественная война в лирике и прозе.
Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны: Б. А. Лавренев «Разведчик Вихров»; К. М. Симонов. «Мальчишка на лафете», «Сын артиллериста»; Е. К. Винокуров. «В полях за Вислой сонной..»; песни военных лет; «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского).
Теория литературы. Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.
Итоги
Чтение и обсуждение классических произведений юношеской литературы. Важнейшие проблемы в жизни подростка.
Тема защиты природы в литературе XX века. Произведения М. М. Пришвина и В. В. Бианки. Книга Б. Андерсена «Простите, где тут природа?», созданная по письмам ребят Дании.
Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | дата по факту | УМК | Оборудование |
1 | Герой художественного произведения. Герои-подростки в литературе. Модуль. Красота и радость в жизни людей. | 1 | 3.09 | Вопросы и задания, с.4 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра». | |
Далекое прошлое человечества (5ч) | ||||||
2 | Былины – богатырский эпос русского народа. На заставе богатырской. | 1 | 4.09 | Вопросы и задания, с.5 | Иллюстрации, карточки. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
3 | А.Н.Островский. «Снегурочка». Пьеса в стихах. | 1 | 10.09 | Вопросы и задания, с.30-31 | Карточки. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
4 | Снегурочка в пьесе-сказке А.Н.Островского. | 1 | 11.09 | Вопросы и задания, с.37 | Карточки. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
5 | Герои сказки А.Н.Островского «Снегурочка». Административная контрольная работа. | 1 | 17.09 | С.46-47 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
6 | Мир вещей в художественной литературе. Модуль. Буквица славянская. История славянской азбуки. | 1 | 18.09 | С.47-50 | Карточки. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» | |
Литература 19 века (40 ч) | ||||||
7 | В.А.Жуковский. Баллада «Кубок» | 1 | 24.09 | С.56-57 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
8 | Баллады В.А.Жуковского | 1 | 25.09 | С.59 | карточки Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс.. | |
9 | Герой повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова - внука» | 1 | 1.10 | Вопросы и задания, с.72 | Иллюстрации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
10 | Герой повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова - внука» | 1 | 2.10 | Вопросы и задания | Иллюстрации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
11 | Очерк С.Т.Аксакова «Буран» | 1 | 8.10 | Вопросы и задания, с.80 | Карточки. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
12 | Пейзаж в произведениях русской литературы. Модуль. Праздники – радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы. | 1 | 9.10 | Вопросы и задания | Карточки. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра». | |
13 | И.А.Крылов. Басни. | 1 | 15.10 | С.83 | Портрет, иллюстрации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
14 | Вн. чтение. И.А.Крылов. Басни. | 1 | 16.10 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | ||
15 | В.Ф.Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Характер героини повести. | 2 | 22.10 | Вопросы и задания | Иллюстрации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
16 | 23.10 | |||||
17 | Модуль. Православный храм – дом Божий. | 1 | 29.10 | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра». | ||
18 | А.С.Пушкин. Лирика дружбы. | 1 | 30.10 | Вопросы и задания | Портрет, иллюстрации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
2 четверть | ||||||
19 | А.С.Пушкин. Послания близким друзьям и родным. | 1 | 12.11 | Вопросы и задания | Карточки. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
20 | Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | 13.11 | С.116-117 | Портрет, иллюстрации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
21 | Модуль. О чем рассказывают иконы. | 1 | 19.11 | Карточки. Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра». | ||
22 | М.Ю.Лермонтов. «Панорама Москвы». | 1 | 20.11 | Вопросы и задания С.127 | Портрет, иллюстрации Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
23 | И.С.Тургенев. «Бежин луг». | 1 | 26.11 | С.128-159 | Портрет, иллюстрации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
24 | Пейзаж в очерке И.С.Тургенева «Бежин луг». | 1 | 27.11 | С.128-159 | Портрет, иллюстрации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
25 | Герои рассказа «Бежин луг». Речевая характеристика. | 1 | 3.12 | С.128-159 | Портрет, иллюстрации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
26 | «Ночное» в произведениях И.С.Тургенева и И.З.Сурикова. | 1 | 4.12 | Вопросы и задания с.160 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
27 | Н.А.Некрасов. «Школьник». | 1 | 10.12 | С.162-169 | Портрет, иллюстрации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
28 | Л.Н.Толстой. «Отрочество». | 1 | 11.12 | Вопросы и задания | Портрет, иллюстрации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
29 | Рр. Творческая работа: описание природы. Модуль. Праздники – радости октября: Покров Пресвятой Богородицы. | 1 | 17.12 | Вопросы и задания,с.181, 183 | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
30 | Герой автобиографической повести Л.Н.Толстого. | 1 | 18.12 | С.184-193 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
31 | Роль главы «Отрочество» в раскрытии идеи повести. | 1 | 24.12 | Портрет, иллюстрации, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | ||
32 | А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий» | 1 | 25.12 | С.238-239 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
3 четверть | ||||||
33 | Сатирический рассказ А.П.Чехова «Хамелеон». | 1 | 14.01 | С.237 | Карточки. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
34 | Вн.чтение по рассказам А.П.Чехова. | 1 | 15.01 | Иллюстрации, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | ||
35 | Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Темы» | 1 | 21.01 | Вопросы и задания, с.267 | Портрет, иллюстрации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
36 | Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Глава «Экзамен». | 1 | 22.01 | Вопросы и задания, с.265-288 | Портрет, иллюстрации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
37 | Административная контрольная работа. | 1 | 28.01 | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра». | ||
38 | Анализ контрольной работы. Т.-Х.Уайт. «Свеча на ветру» | 1 | 29.01 | Ч.2, с.4-21 | Портрет, иллюстрации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
39 | Герой-подросток в произведении Т.Уайта «Свеча на ветру». | 1 | 4.02 | Вопросы и задания, с.22 | Портрет, иллюстрации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
40 | М.Твен «Приключения Гекльберри Финна». | 2 | 5.02 | С.22-60 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
41 | 11.02 | |||||
42 | Приключенческие произведения Ж.Верна. | 1 | 12.02 | С.62-92 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
43 | Ж.Верн. Герои романа «Таинственный остров». | 1 | 18.02 | Вопросы и задания | Карточки. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
44 | О.Уайльд. «Кентервильское привидение». | 1 | 19.02 | С.93-136 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
45 | О.Уайльд. Герои рассказа «Кентервильское привидение». | 1 | 25.02 | Вопросы и задания | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
46 | Модуль. Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. | 1 | 26.02 | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра». | ||
Литература 20 века (24 ч) | ||||||
47 | «Бесконечная книга» М.Эндэ. | 1 | 4.03 | С.143-150 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
48 | А.Аверченко. Рассказ «Смерть африканского охотника». | 1 | 5.03 | С.151-161 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
49 | А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор» | 1 | 11.03 | С.162-176 | Портрет. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс | |
50 | М.Горький «Детство» | 1 | 12.03 | С.177-187. Вопросы и задания | Портрет. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс | |
51 | А.С.Грин. «Гнев отца» Модуль. Радость послушания. Дети и родители | 1 | 18.03 | С.188-196 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра». | |
52 | К.Г.Паустовский. «Повесть о жизни». | 1 | 19.03 | С.196-210 | Портрет. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс | |
4 четверть | ||||||
53 | Главы из «Повести о жизни» К.Г.Паустовского. | 1 | 1.04 | Вопросы и задания, с.210 | Карточки.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
54 | Творческая работа «Моя «великолепная страна». Модуль. Радости православной веры. | 1 | 2.04 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра». | ||
55 | Ф.Искандер. Рассказ «Чик и Пушкин» | 1 | 8.04 | С.210-220 | Портрет. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс | |
56 | Модуль. Воля Божия и воля человеческая. | 1 | 9.04 | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра». | ||
57 | Р р. Герой и автор. | 1 | 15.04 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | ||
58 | Великая Отечественная война в воспоминаниях и произведениях литературы. | 1 | 16.04 | С.236-249 | Карточки, иллюстрации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
59 | К.Симонов. «Сын артиллериста» | 2 | 22.04 | Вопросы и задания | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
60 | 23.04 | |||||
61 | Военные песни о Великой Отечественной войне. | 1 | 29.04 | Вопросы и задания | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
62 | Модуль. Радость праведных. | 1 | 30.04 | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра». | ||
63 | Стихи о родной природе. И.Бунин. | 1 | 6.05 | С.226-227 | Портрет, карточки. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
64 | Родная природа в стихах русских поэтов. | 2 | 7.05 | Карточки.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | ||
65 | 13.05 | |||||
66 | Герой художественного произведения и автор. | 1 | 14.05 | Вопросы и задания | Портрет, карточки. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
67 | Обобщающий урок по произведениям литературы, изученным в 6 классе. | 1 | 20.05 | Вопросы и задания | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. | |
68 | Административная итоговая контрольная работа. | 1 | 21.05 | |||
69 | Анализ контрольной работы. Итоговые уроки. Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями. Модуль. Доброта и милосердие христианина. | 2 | 27.05 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 6 класс. Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра». | ||
70 | 28.05 |
Учебно – тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
Тема | Кол-во часов | Лекции | Комбинированные уроки | Практикум | Развитие речи |
Герой художественного произведения. Герои-подростки в литературе. | 1 | 1 | |||
Далекое прошлое человечества | |||||
Былины – богатырский эпос русского народа. На заставе богатырской. | 1 | 1 | |||
А.Н.Островский. «Снегурочка». Пьеса в стихах. | 1 | 1 | |||
Снегурочка в пьесе-сказке А.Н.Островского. | 1 | 1 | |||
Герои сказки А.Н.Островского «Снегурочка» | 1 | 1 | |||
Мир вещей в художественной литературе | 1 | 1 | |||
Литература 19 века | |||||
В.А.Жуковский. Баллада «Кубок» | 1 | 1 | |||
Баллады В.А.Жуковского | 1 | 1 | |||
Герой повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» | 1 | 1 | |||
Герой повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» | 1 | 1 | |||
Очерк С.Т.Аксакова «Буран» | 1 | 1 | |||
Пейзаж в произведениях русской литературы | 1 | 1 | |||
И.А.Крылов. Басни. | 1 | 1 | |||
Вн.чтение. И.А.Крылов. Басни. | 1 | 1 | |||
В.Ф.Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Характер героини повести. | 2 | 1 | 1 | ||
Рр. Творческая работа «Дневниковые записи». | 1 | 1 | |||
А.С.Пушкин. Лирика дружбы. | 1 | 1 | |||
А.С.Пушкин. Послания близким друзьям и родным. | 1 | 1 | |||
Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | 1 | |||
Средства художественной выразительности (урок-практикум) | 1 | 1 | |||
М.Ю.Лермонтов. «Панорама Москвы». | 1 | 1 | |||
И.С.Тургенев. «Бежин луг». | 1 | 1 | |||
Пейзаж в очерке И.С.Тургенева «Бежин луг». | 1 | 1 | |||
Герои рассказа «Бежин луг». Речевая характеристика. | 1 | 1 | |||
«Ночное» в произведениях И.С.Тургенева и И.З.Сурикова. | 1 | 1 | |||
Н.А.Некрасов. «Школьник». | 1 | 1 | |||
Л.Н.Толстой. «Отрочество». | 1 | 1 | |||
Рр. Творческая работа: описание природы. | 1 | 1 | |||
Герой автобиографической повести Л.Н.Толстого. | 1 | 1 | |||
Роль главы «Отрочество» в раскрытии идеи повести. | 1 | ||||
А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий» | 1 | 1 | |||
Сатирический рассказ А.П.Чехова «Хамелеон». | 1 | 1 | |||
Вн.чтение по рассказам А.П.Чехова. | 1 | 1 | |||
Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Темы» | 1 | 1 | |||
Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Глава «Экзамен». | 1 | 1 | |||
Контрольная работа по произведениям 19 веа о подростках. | 1 | 1 | |||
Т.-Х.Уайт. «Свеча на ветру» | 1 | 1 | 1 | ||
Герой-подросток в произведении Т.Уайта «Свеча на ветру» | 1 | ||||
М.Твен «Приключения Гекльберри Финна». | 2 | 1 | 1 | ||
Приключенческие произведения Ж.Верна. | 1 | 1 | |||
Ж.Верн. Герои романа «Таинственный остров». | 1 | 1 | |||
О.Уайльд. «Кентервильское привидение». | 1 | 1 | |||
О.Уайльд. Герои рассказа «Кентервильское привидение». | 1 | 1 | |||
Герой среди героев. | 1 | 1 | |||
Литература 20 века | |||||
«Бесконечная книга» М.Эндэ. | 1 | ||||
А.Аверченко. Рассказ «Смерть африканского охотника». | 1 | 1 | |||
А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор» | 1 | 1 | |||
М.Горький «Детство» | 1 | 1 | |||
А.С.Грин. «Гнев отца» | 1 | 1 | |||
К.Г.Паустовский.«Повесть о жизни». | 1 | 1 | |||
Главы из «Повести о жизни» К.Г.Паустовского. | 1 | 1 | |||
Творческая работа «Моя «великолепная страна» | 1 | 1 | |||
Ф.Искандер. Рассказ «Чик и Пушкин» | 1 | 1 | |||
Два рассказа о постановке | 1 | 1 | |||
Рр. Герой и автор. | 1 | 1 | |||
Великая Отечественная война в воспоминаниях и произведениях литературы. | 1 | 1 | |||
К.Симонов. «Сын артиллериста» | 1 | 1 | 1 | ||
Военные песни о Великой Отечественной войне. | 1 | 1 | |||
Вн. Чтение. Библиотечный урок. | 1 | 1 | |||
Стихи о родной природе. И.Бунин. | 1 | 1 | |||
Родная природа в стихах русских поэтов. | 2 | 1 | 1 | ||
Герой художественного произведения и автор. | 1 | 1 | |||
Обобщающий урок по произведениям литературы, изученным в 6 классе. | 1 | 1 | |||
Контрольная работа | 1 | 1 | |||
Итоговые уроки. Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями. | 2 | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....