Андрей Платонов "Волшебное кольцо"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Новохоперского муниципального района
Воронежской области
Бороздиновская средняя общеобразовательная школа
Разработка урока
Андрей Платонов «Волшебное кольцо».
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Паринова Олеся Сергеевна
2013-2014 учебный год
Тема: А. Платонов « Волшебное кольцо».
Цель урока: 1)знакомство с жизнью и творчеством А. Платонова;
2)развитие навыков аналитического чтения; слушания художественного текста; развитие внимания к народному слову;
3) нравственное воспитание пятиклассников на примере анализа образа Семёна и его отношения к « братьям нашим меньшим».
Оборудование: учебник- хрестоматия (часть 2), портрет А. Платонова, словарь под редакцией Ожегова.
План урока:
I. Организационный момент.
II.Объявление темы, цели и задач урока..
III. Рассказ ранее подготовленного ученика о жизни и деятельности Андрея Платонова.
IV. Работа над текстом сказки «Волшебное кольцо».
V. Итог урока.
VI. Оценки.
VII. Домашнее задание: прочитать сказку Б. В. Шергина « Волшебное кольцо». Выявить сходство и различие двух сказок разных авторов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Объявление темы, цели и задач урока.
III. Рассказ ранее подготовленного ученика о жизни и деятельности Андрея Платонова.
Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951). Отец писателя – Платон Фирсович Климентов – родом из шахтёрской семьи; работал слесарем воронежских железнодорожных мастерских.
Мать и отец – важнейшие категории в художественно-философской системе Платонова. Отец для любого из платоновских героев будет всегда связываться с духовным, историческим началом, обозначать связь с человечеством, мать – с природой, чувством, естеством.
Андрей наследовал изобретательские таланты отца: в тринадцать лет он из подручных материалов попробовал в сарае сделать вечный двигатель. Однако от глобальных технических задач Платонов вскоре перейдёт к более конкретным. На протяжении всей своей жизни он будет постоянно что-нибудь изобретать и, самое главное, внедрять эти изобретения в жизнь. «Я – человек технический», - часто говорил о себе Платонов.
Школьные годы описаны у Платонова так: «Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковно-приходскую школу. Была там учительница – Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что
через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве и зверю, а не властвующего богача, чуждого буйной зелёной земле…»
В 1965 г. будет опубликован рассказ Платонова «Ещё мама» - рассказ о первой учительнице, Аполлинарии Николаевне Кулагиной. Он строится почти исключительно на тончайших ощущениях маленького героя, Артёма: он воспринимает школу и учительницу через тепло её рук и «тихие и добрые» запахи («и пахло то неё так же, как от матери, тёплым хлебом и сухой травой»). «Ещё мама» бережно выводит маленького платоновского героя в «прекрасный и яростный мир» - сказочно-манящий, но и агрессивный, - защищая его, разделяя с ним его переживания и открытия.
Мир машин и мир природы станут важнейшими составляющими художественного мира Платонова, в котором «технический человек» с особой нежностью и привязанностью относится к отлаженному механизму, а человек с полным основанием приравнивается к техническому устройству – и это совсем не обязательно демонстрация бездушия или человеческой несостоятельности.
В1918 г. Платонов поступает учиться в Воронежский политехникум по специальности электротехника. Тогда же начинается его активная писательская жизнь – в воронежской прессе появляются первые публикации, в которых нашла выражение идея Платонова об активном творческом переустройстве вселенной руками человека.
Философская формула взаимоотношений между человеком и миром, по Платонову, такова: «Человечество – художник, и глина для его творчества – вселенная». Высшим достижениями человеческого разума Платонову видятся технические устройства, работающие на благо людей.
Платонов работает исключительно естественно. В 1928 году выходит очередной том его прозаических произведений – «Сокровенный человек», в 1929-м – «Происхождение мастера» (заглавная повесть сборника представляет собою начальные главы будущего романа «Чевенгур»); в конце 1929 – начале 1930 г. пишет повесть «Котлован». К концу 20-х годов Платонов достигает вершины творческой формы – в это время уже созданы его главные произведения. Уникальный стилист, Платонов узнаваем в них с первой же фразы: «тридцатилетие личной жизни», «безвыходное небо» или «грусть ветхих трав» мгновенно выдают происхождение текста.
Правда, за неординарность художественного письма Платонову приходится расплачиваться – в прямом и переносном смысле. Редакционные машинистки, которые перепечатывали рукописи Платонова (а оплата шла за каждый напечатанный лист), требовали за работу втрое больше средней цены. И медленно они работали совсем не потому, что у Платонова неразборчивый почерк, - наоборот, писал он отчётливо, ясно, отделяя одну букву от другой. Дело было в том, что обычно машинистки печатали фразу любого писателя, запоминая её целиком с одного прочтения, и, напечатав, «захватывали» глазом уже следующую – и тоже целиком. Строение же платоновской фразы столь прихотливо, а слова находятся в столь необычайных сочетаниях, что машинисткам приходилось перепечатывать рукописи по слову – потому что в привычный, знакомый ход предложения фраза Платонова никак не умещалась.
В годы Великой Отечественной войны Платонов – корреспондент газеты «Красная Звезда», в чине капитана на фронтовые позиции.
Духовную независимость Платонова уважали, но не прощали. Каждое новое произведение Платонова критика встречала в штыки. В 1948 – 1950гг. он много работает над литературными предложениями народных сказок: вначале выходит сборник русских сказок «Финист – Ясный сокол», затем – «Башкирские народные сказки» и сказка «Две крошки».
Это очень добрая и мудрая сказка о крошках хлебной и пороховой. Они спорят, кто из них сильней и нужней. Пороховую крошку проглотил воробей – и сгорел, а хлебная крошка «вошла в человека, обратилась в его кровь и сама стала человеком». Последней книгой писателя стал сборник русских народных сказок «Волшебное кольцо»(1950).
IV. Работа над текстом сказки « Волшебное кольцо».
1. Ребята, мы не просто изучим сказку, а исследуем её. А для этого нам надо разбить класс на группы:
1 группа - фольклористы;
2 группа – художники;
3 группа – литературоведы;
4 группа – исследователи.
- Задание для «фольклористов»: из сказки А. Платонова выпишите слова и словосочетания, которые вам неизвестны, растолкуйте их значение.
- Задание для «художников»: нарисуйте иллюстрации по сюжету сказки «Золотое кольцо», по которым можно составить мультипликационный фильм.
- Задание для « исследователей»: докажите, что «Волшебное кольцо»
А. Платонова - сказка. Найдите элементы сказки.
-Задание для « литературоведов»: составить план сказки « Волшебное кольцо» и ряд аналитических вопросов к ней.
2. «Литературоведы» разбивают сказку на части и озаглавливают каждую часть, то есть составляют план сказки. «Исследователи» работают над выработкой аналитических вопросов по этому плану. Для этого ученики от каждой команды выходят к доске и записывают варианты своих работ.
Доска делится на две части. В левой части записывают «литературоведы», а в правой – «исследователи».
3. Беседа учителя с классом по вопросам.
1) Почему Семен тратит пенсию отца на покупку животных?
2) Зачем Семен покупает змею?
3) Почему мать Семена, вполне дружелюбно приняв собаку и кошку, не смирилась с появлением в избе змеи?
4) Змея Скарабея помогла или навредила Семену, посоветовав попросить у отца за свое спасение именно волшебное кольцо и ничего другого?
5) Кто оказался истинным другом Семена?
6) Почему царевна ушла от Семена? Что ей не понравилось в своем муже?
7) Бегство царевны с Аспидом – предательство или закономерность?
8) Зачем царевна так ревностно охраняла волшебное кольцо, даже во сне в рот клала?
9) Что символизирует Аспид в сказке?
4. Составление плана сказки и аналитических вопросов .
План сказки Аналитические вопросы
1. Жизнь Семена и его матери до приобретения кольца. 2 Семён выручает собаку, кошку, змею. 3 Семён и Змей-царь, волшебное кольцо. 4 Сватовство и женитьба Семёна. 5 Аспид отбирает кольцо. 6 Собака и кошка добывают кольцо и спасают Семёна. 7 Добро торжествует. | 1. Почему при такой жизни Семён всем помогал? 2 .Какую роль играет число три? 3. Почему кольцо досталось Семёну? 4 Можно ли считать его женитьбу удачной? 5. Почему Аспиду не удалось обмануть Семёна, но удалось обмануть царевну? 6. Почему животные помогают Семёну? Как они относятся друг к другу? 7. Почему мы можем утверждать, что добро в этой сказке торжествует? |
5. Вывод: по законам сказочного жанра за Семена вступаются его верные друзья – кошка и собака. Почему собака и кошка решили помочь своему хозяину? Какие качества они проявляют в трудные минуты? Какие препятствия им приходиться преодолеть?
Животные - помощники человека, не только в сказках, но и в жизни человека. В трудный момент собака и кошка пришли на помощь Семену, выкрали волшебное кольцо и возвратили его своему хозяину.
Добро побеждает зло.
6. Лабораторная работа.
«Художникам» нужно было нарисовать рисунки по сюжетам сказки, а «фольклористам» выписать слова, лексическое значение которых они не знают.
(«Скарапея», «Аспид», «ин ладно», «в носу свербила», «ты-брехунья», «извозчик», «амбар», «зажмурили», «император», «тамошнего жителя», «деревни нездешней», «понапрасну», «парчовые штаны», «вельможи», «надобно», «вельможи на запятках», «царица серчает» и другие).
Сюжет народной сказки «Волшебное кольцо» стал основой платоновской сказки.
Давайте докажем, что это сказка. (Волшебство, троекратные повторы, помощь верных друзей, наделение животных человеческими качествами)
Что общего в сказке Платонова с народной сказкой и в чем различия? (Торжество добра)
Различия в деталях незначительны (например, история с Аспидом).
Главная мысль сказок остаётся одинаковой («Добро побеждает зло»).
V. Итог урока:
Какой урок из этой сказки вы вынесли как современные читатели?
(Добро побеждает зло; сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок)
VI. Оценки за урок.
VII. Домашнее задание: прочитайте сказку Б.Шергина « Волшебное кольцо ».
Выявите сходство и различие двух сказок разных авторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Андрей Рублев.Жизнь и творчество"
Урок разработан для американской делегации (в рамках программы обмена)с целью информирования зарубежных друзей о культуре России и известных людях. В план урока были включены тест по итории России пре...
Андрей Поздеев - красноярский художник
Презентация посвящена известному красноярскому художнику А. Поздееву...
Обучение методом проекта, 6 класс, мальчики. Техника сухого валяния. Тема. Саратовская матрёшка (автор Бобков Андрей, ученик 6А класса)
Данный видео ролик знакомит коллег и учащихся с историей возникновения русской народной игрушки - матрёшки, с возникновением саратовской матрёшки, с поэтапным выполнением матрешки в технике сухо...
Андрей Рублев (презентация)
Биография Андрея Рублева с репродукциями его работ....
Андрей Рублев (презентация)
Биография Андрея Рублева с репродукциями его работ....
Андрей Платонов "Волшебное кольцо"
Знакомство с писателем и его сказкой....
План-конспект урока для учащихся 11 класса на тему: Зачётное занятие: Броски в кольцо с различных точек. Ведение мяча с броском в кольцо. УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях
План-конспект урока для учащихся 11 класса на тему: Зачётное занятие: Броски в кольцо с различных точек. Ведение мяча с броском в кольцо. УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях...