Гражданская и патриотическая лирика А.Ахматовой
презентация к уроку (литература, 11 класс) по теме

Раевская Елена Викторовна

Презентация позволяет ввести в мир поэзии Ахматовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon patriot._lirika_akhmatovoy.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раевская Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Уметская СОШ Тамбовской обл.

Слайд 2

Многие ахматовские стихотворения – это обращение к трагическим судьбам России.Началом тяжких испытаний для России стала в поэзии Ахматовой Первая мировая война. Поэтический голос Ахматовой становится голосом народной скорби и одновременно надежды. В 1915 году поэтесса пишет «Молитву»: Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Слайд 3

01.05.17 Революция 1917 года была воспринята Ахматовой как катастрофа. Новая эпоха, пришедшая после революции, ощущалась Ахматовой как трагическое время потерь и разрушений. Но революция для поэтессы – это и возмездие, расплата за прошлую греховную жизнь. И пусть сама лирическая героиня не творила зла, но она чувствует свою причастность к общей вине, а потому готова разделить судьбу своей родины и своего народа, отказывается от эмиграции: Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: "Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид". Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Слайд 4

«Мне голос был», -сказано так, словно речь идет о божественном откровении. Но это, очевидно, и внутренний голос, отражающий борьбу героини с собой, и воображаемый голос друга, покинувшего родину. Ответ звучит осознанный и четкий: «Но равнодушно и спокойно…». «Спокойно»здесь означает лишь видимость равнодушия и спокойствия, на самом деле оно является признаком необыкновенного самообладания одинокой, но мужественной женщины.

Слайд 5

Во время Великой Отечественной войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент, в Ленинград вернулась в 1944 году. В годы войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении «Мужество»(1942г.) судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России:

Слайд 6

МУЖЕСТВО Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.

Слайд 7

Заключительным аккордом темы родины у Ахматовой звучит «Родная земля»(1961)

Слайд 8

И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. (1922) В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно - своею. Стихотворение светлое по тону, несмотря на предчувствие близкой смерти. Фактически Ахматова подчеркивает верность и незыблемость своей человеческой и творческой позиции. Слово «земля» многозначно и многозначительно. Это и грунт («грязь на калошах») ,и родина, и ее символ,и тема творчества, и первоматерия, с которой тело человека соединяется после смерти.Сталкивание различных значений слова наряду с использованием самых разных лексико – семантических пластов ( «калоши», «хворая», «обетованный», «немотствуя» создает впечатление исключительной широты, свободы. Личное у Ахматовой соединяется с общенациональной трагедией и вечным, общечеловеческим. В этом заключается своеобразие поэзии Ахматовой: боль своей эпохи она ощущала как свою собственную боль

Слайд 9

Ресурсы: http://svit24.net/culture/54-culture/23296-v-centre-moskv-sozdadut-muzej-ann-ahmatovoj 01.05.17 http://veniamin1.livejournal.com/57485.htm http://strimnamuh.ru/76330.html http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Anna-Akhmatova-po-literature/015-1941.html http://strimnamuh.ru/19803.html В.П.Крючков. Русская поэзия XX века. Лицей. 2002 http://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=36941


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лирика Анны Ахматовой

Урок по литературе в 11 классе...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему :"Ранняя лирика Анны Ахматовой"

В данной разработке содержится презентация биографии Ахматовой, анализ ранней лирики....

Презентация "Родина в лирике Анны Ахматовой."

Презентация поможет раскрыть основные эпизоды жизни Анны Ахматовой, воспользоваться стихотворениями для анализа ("Не с теми я, кто бросил землю", "Мне голос был. Он звал утешно", "Мужество")....

Презентация по литературе "Тема поэта и назначения поэзии в лирике А.Ахматовой" 11 класс

Презентация  раскрывает особенности темы поэта и назаначения поэзии, пушкинские традиции в творчестве А.Ахматовой....

Урок по русской литературе в 9 классе на тему: «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой»

Урок по русской литературе в 9 классе на тему: «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой»...

Тема любви в лирике А.Ахматовой

Методическая разработка для учащихся 11 класса. Цель урока - познакомить с жизнью и творчеством А.Ахматовой, выделить особенности лирики, отрабатывать навыки анализа поэтического произведения...

« Образ Блока - Демона в ранней лирике Анны Ахматовой».

Урок-исследование. На основе  знаний о художественном мире лирических героев А.Блока и А. Ахматовой на уроке  раскрываются некоторые черты  художественного стиля, присущие поэтам «...