Рабочая программа по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме

Рабочая программа по литературе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx39.95 КБ
Файл ktp.docx61.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Паспорт рабочей программы учебного курса «Литература» (6 класс)

Тип программы: программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МАОУ Гимназия №2 г. Балаково программа определяет приоритеты в содержании литературного образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации МАОУ Гимназия №2 программа является основанием для определения качества реализации общего литературного образования.

Категория обучающихся: учащиеся 6 А, Б класса МАОУ  Гимназия №2 г. Балаково

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 102 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 3 часа в неделю.

Формы контроля: тесты, контрольные работы, сочинения.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

- Федеральный  государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Минобразования; основная образовательная программа основного общего образовательного учреждения МАОУ Гимназия №2;

-   Учебный план МАОУ Гимназия № 2;

            - Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 1-11 кл.»/ Под ред.

Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого, М: «Мнемозина», 2009 год); УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, М: Мнемозина, 2013.

         В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,  особенности ООП, образовательные потребности и запросы обучающихся нашей гимназии, преемственность с ООП НОО.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

                

              Цель курса: воспитание в духе ценностей русской культуры, формирование духовно-нравственной культуры школьника на основе национальных традиций России, включая такую ее традицию, как открытость культурам других народов и стран и уважение к ним.

              Цель литературного образования в рамках курса: изучение национальной словесности в ее историческом развитии.

Определяющим положением курса является понимание   литературы как отражения национального   самосознания  в художественном  слове.

Способность  сознавать себя гражданином России, наследником  ее духовного богатства, глубоко ощущать  неповторимость своей истории, культуры; замечать и объективно оценивать признаки национального мышления   и душевного склада в себе самом и в окружающих  людях; ценить и уважать достижения иных культур, видеть положительные   стороны взаимодействия родной культуры  с высокими    образцами   культуры  зарубежной; оценивать вред, наносимый  национальной жизни поспешным  или насильственным внедрением чуждого  опыта и присвоением худших образцов  псевдокультуры  — вот важнейшие черты общекультурной образованности современного человека.

Предметом изучения  в рамках целостного  курса, должна  быть  национальная    словесность  в ее историческом развитии:   история  ее зарождения и бытования на разных этапах становления русской культуры, отражение  в словесном творчестве национальных особенностей общественной и индивидуальной жизни; а также специфика освоения национальной литературой общечеловеческих тем, проблем, конфликтов, проявляющаяся как в содержательной  стороне литературных произведений (тематике, идеях, пафосе), так и в их поэтике.

        

Принципы и методы построения  курса

Для  курса особую важность приобретают принципы историзма, системности,  избирательности   и проблемности.

В основе курса - последовательное усвоение главных этапов исторического становления русской словесности: устного народного творчества,   древнерусской  литературы,    классической   русской литературы   XVIII — XX веков.

Такая  структура  обеспечивает  установление внутрипредметных  связей (тематика,  проблематика,  поэтика), что  формирует умение школьника рассматривать конкретное произведение в широком  литературном  контексте. В курсе осмысление   таких связей, включение произведения  в синхронический  и  диахронический литературно-исторический контекст является методологической   основой,  определяющей     подход к изучаемому произведению,  специфику  его анализа.

Выявить национальное своеобразие русской литературы, осмыслить «свое» в культуре возможно лишь в систематическом сопоставлении с «чужим», с явлениями иных национальных литератур. Обращение к литературным и фольклорным произведениям других народов позволяет отчетливее показать ребятам закономерности существования литературы как  вида  искусства, определить общие закономерности творческого процесса в литературах разных стран и выявить своеобразие русской литературы.

       Программа формирует умение соотносить нравственные идеалы произведений русской и иных национальных литератур, выявлять их сходство и  национально-обусловленное своеобразие художественных решений.

В отборе произведений зарубежной / инонациональной литературы учитывается не только удобство сопоставления в хронологическом, жанровом,  тематическом аспекте, но и значимость данного произведения в национальной  культуре, его способность представить наиболее характерное для нравственного и культурного облика создавшего его народа.

Таким  образом, принцип  системности в ходе изучения литературного процесса реализуется в установлении многообразных внутрипредметных  связей.

Проблемный подход во многом обеспечивается самим содержанием курса, который представляет движение  родной литературы, обращает внимание школьников на развитие  ее во времени, а значит, требует выявления многообразных движущих сил ее развития. Принцип проблемности    проявляется и на уровне отдельных дидактических единиц. Например, при изучении творчества писателя мы стремимся показать ученикам как его индивидуальность, так и органическую связь со своим народом. Анализ произведения предполагает открытие в нем исторически обусловленного и в то же время художественно-свободного начал в их единстве и борьбе и т.д.

Существенным является также принцип избирательности, заведомой неполноты отбора литературных фактов и анализа литературных произведений. Избирательность во многом снимает проблему «несоответствия возрасту», позволяет школьникам освоить (пусть в отдельных аспектах) те произведения, которые слишком сложны для всестороннего изучения. Школьный разбор — не аналог научного исследования. Научная достоверность предлагаемой детям информации не означает все-таки, что эта информация является в научном отношении исчерпывающей.

Большое  внимание  в программе  уделено организации  внеклассного чтения школьников. Предлагаемый  курс предусматривает особые разделы, в которых  собраны  произведения золотого фонда мировой  классической литературы для детей. Методический аппарат линии направлен на организацию эффективной работы по расширению круга читательских интересов школьников, воспитание в них заинтересованного отношения к литературе, устойчивой потребности в чтении.

            В 6 классе рассматривается одна из ведущих проблем - особенности труда писателя, его позиция изображение человека как важнейшая проблема литературы.

                     Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МАОУ Гимназия № 2 на изучение литературы  на ступени основного общего образования в 6 классах отводится не менее 102 ч. из расчета 3 ч в неделю.

Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе.

Выбор  учебников и пособий   осуществлен  в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год" и приказом МАОУ Гимназия №2 от 25 мая 2013 г. № 205. В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Учебники

Методические пособия

Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 6 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2013.

Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.

                                         Учебно-тематический план курса

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Введение.

1

        

Устное народное творчество.

3

        

Из литературы Древней Руси.

5

Из литературы XIX века

45

5

7

Нравственная ответственность человека перед собой и обществом.        

31

4

2

Литература  XX века

20

Итого

105

9

9

Содержание программы учебного курса

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

1.Устное народное творчество. Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.

2.Древнерусская литература. Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе). «Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.

3.Баллады. В.А.Жуковский – оригинальный поэт-переводчик.

 «Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр. В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка». Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой. «Канут».

Для самостоятельного чтения: В.А.Жуковский. «Кубок» (из Шиллера).

Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека

1.А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта. Для чтения и изучения:«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.

«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.

«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях.

«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении.

«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Бунт крестьян.  Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа. Для самостоятельного чтения:«Барышня-крестьянка», «Выстрел».

2.Н.М.Языков .Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец».

3.М. Ю. Лермонтов. Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта. «Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть. Парус в стихах и рисунках Лермонтова. «Три пальмы» Тема красоты, гармонии  и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Аллегорический смысл стихотворения.

Стихотворные размеры. Для чтения и бесед: «На севере диком…», «Утес», «Казачья колыбельная песня».

4.Н.В.Гоголь Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:«Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы. Для самостоятельного чтения:«Вечера на хуторе близ Диканьки».

5.С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя.Для чтения и изучения:

«Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации.

«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..»

(мотивы родной природы в русской лирике)

1.В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов». Н.П.Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; А.К.Толстой. «Колокольчики мои…; А.А.Фет. «Чудная картина…»; И.З.Суриков. «Степь»; К.Н.Станюкович. Сведения о жизни писателя.

Смешное в жизни и литературе

1.А.П.Чехов.Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений. Для чтения и изучения: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил». Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.

Для самостоятельного чтения:

«Лошадиная фамилия», «Хирургия» и другие ранние рассказы.

Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)

1.В.Г.Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».

Для чтения и изучения:«В дурном обществе».  Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).

Портрет литературного героя.

2.Для самостоятельного чтения: Н.Д.Телешов «Домой». Альфонс Доде «Маленький шпион».

3.А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения: «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость.

4.М.М.Пришвин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения: «Кладовая солнца».  Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.  Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Пейзаж и его роль.  Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.

Движение весны

1.Тема весны в стихотворениях русских поэтов. Красота русской природы в стихотворениях И.А.Бунина, И.Северянина, А.Т.Твардовского, А.П.Межирова.

2.М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:«Не надо врать», Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.

3.Ю.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:«Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.

4.В.Г.Распутин.  Для чтения и изучения: «Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны. Изображение человека в эпическом произведении.

5.Н.М.Рубцов. Сведения о жизни поэта. Для чтения и бесед:

«Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Левитан», «Воробей», «Ласточка», «Старый конь».

6. Д.Олдридж. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед:

«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

Требования к результатам обучения

По окончании 6 класса ученик должен:

Знать

  • особенности бытования фольклорных произведений, их отличия от произведений литературы; характеристику основных жанров фольклора, изученных в 5—6 классе, их роль в народном быту (утилитарное назначение); происхождение и эволюцию жанров фольклора в историческом процессе, связь исторических эпох и фольклорных жанров (в объеме содержания учебника);
  • содержание прочитанных в 5—6 классах литературных и фольклорных произведений;
  • отдельные факты жизни и творчества русских писателей, характеризующие личность автора и свидетельствующие о его интересе к народному творчеству (в объеме содержания учебника).

        

Понимать

  • роль художественного вымысла в создании фольклорных и литературных произведений словесности;
  • взаимосвязь между творчеством писателя и идеалами, воплощенными в фольклоре его народа;
  • взаимосвязь между историческими событиями и их отражением в фольклорных и литературных произведениях;
  • значение литературоведческих терминов: стихи, проза; фольклор, литература; эпос, лирика, драма как литературные роды; фантастика, миф, сатира; автор, герой (персонаж), пафос, тема, идея, сюжет, композиция произведения; сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, постоянный эпитет, повтор, параллелизм, гипербола, литота; жанр; обрядовая поэзия, народная песня, историческая песня, баллада, сказка фольклорная (волшебная, о животных, социальная), героический эпос, легенда, предание, былина, пословица, поговорка, частушка, романс, анекдот, сказка литературная, рассказ, повесть, роман, сказ, басня, баллада литературная, стихотворение, афоризм, пьеса, ре-марка, реплика, монолог, диалог.

Уметь

  • определять жанровую принадлежность фольклорных произведений (загадки, волшебной и социально-бытовой сказки,
  • сказки о животных, песни, пословицы и поговорки, жанров детского фольклора, баллады, былины, частушки);
  •  употреблять указанные выше литературоведческие термины, понятия для анализа литературных и фольклорных произведений;
  •  выявлять специфические особенности строения художественного мира в произведениях отдельных фольклорных и литературных жанров: иносказание в загадках; зачин, концовку, устойчивые выражения, повтор и магические числа в волшебной сказке; обращение к силам природы, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами в народной песне; наличие рифмы или созвучия, использование имен собственных в пословицах; гиперболу, общие места в былине; диалог, пейзажный зачин в балладе; имена исторических лиц и упоминание исторических фактов в исторической песне, элементы фантастики в легенде, двухчастное строение в частушке, наличие неожиданной комической концовки в анекдоте; особым образом выделенное поучение (мораль) в басне; особенности речевой манеры повествователя в сказе; отдельные приемы выражения авторской позиции в рассказе и литературной сказке;
  •  определять и формулировать наиболее существенные проблемы морально-этического характера, воплощенные в литературном произведении;
  •  формулировать собственную позицию: отношение к нравственной проблеме, заявленной автором, — в виде краткого устного или письменного высказывания;
  • давать аргументированную оценку поступков персонажей произведений (сказки, рассказа, баллады);
  •  выразительно читать (в том числе наизусть) литературные и фольклорные произведения или их фрагменты (лирическое стихотворение, басня, сказка, рассказ);
  •  выразительно читать по ролям фрагмент драматического произведения;
  • выполнять самостоятельно или под руководством учителя, а также опираясь на «Подсказки» в тексте учебника, следующие учебные действия:
  • составлять простой план небольшого эпического произведения (сказки, рассказа) или его фрагмента;
  • составлять сложный план небольшого эпического произведения (сказки, рассказа) или его фрагмента;
  •  составлять цитатный план;
  •  характеризовать литературного героя;
  • составлять речевую характеристику персонажа;
  •  сопоставлять героев (персонажей) сказки, рассказа;
  • передавать события прочитанного произведения в сжатом пересказе;
  • создавать пересказ, близкий к тексту фрагмента фольклорного или литературного эпического произведения (сказки, рассказа);
  •  создавать выборочный пересказ на предложенную учителем тему;
  • составлять исторический комментарий к произведению, используя материалы учебника и дополнительные источники.

В 6 классе продолжается обучение творческим работам различного характера:

  • сообщение на литературную тему;
  • рассказ по картине;
  • сочинение по картине;
  • сочинение на тему «Мой любимый герой»;
  • сочинение-рассуждение на морально-этическую тему;
  • отзыв о прочитанном литературном произведении;
  • отзыв о кинофильме, спектакле.

В оценке результатов обучения школьников постепенно в большей мере должно учитываться их умение создавать устные и письменные высказывания литературно-творческого и литературоведческого характера. Участие ребят в проектной деятельности по литературе, выполнение исследовательских заданий является основанием для высокой оценки качества образования школьников.

В нашем курсе особое внимание уделяется общекультурному и эстетическому развитию школьников, поэтому обращаем внимание на результаты образования, которые целенаправленно формируются на протяжении всех лет обучения и могут рассматриваться как признаки углубленного уровня обучения литературе:

  • понимание специфики словесного образа в соотношении с образным языком других искусств;
  • умение выстраивать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
  • умение характеризовать литературные явления в широком историко-культурном контексте;
  • умение сопоставлять факты биографии и творчества разных деятелей науки и искусства.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом  

норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.



Предварительный просмотр:

                                                                                       Календарно - тематическое планирование

№ уро-ка

Дата проведения

Название раздела.

Тема урока

Кол-во ча-сов

Планируемые (прогнозируемые) личностные, метапредметные результаты

Тип урока

Методы и

приемы

Формирование УУД

ИКТ

Корректиров-ка

знать

уметь

1

Введение. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

1

Дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности. Повторить основные понятия, изученные в 5 классе.

Урок-беседа

Беседа

Работа с учебником

Викторина

Специфика художественной литературы; структура и содержание предмета.                                        

Выделять специфику художественной литературы, работать с учебником

ЦОР

2

Устное народное творчество. Былины. О былине и её героях.

1

Проверить и оценить знания, умения, навыки по предмету.

Урок контроля знаний

Работа с иллюстративным материалом Устное рисование

Особенности построения и языка былин

Находить в текстах былин их художественные особенности (гиперболы, пост. эпитеты, метафоры, олицетворения)

3-4

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.

2

Знакомство учащихся с былиной, ее языковыми и композиционными особенностями; умение читать былину. Закрепить знания учащихся о былинном жанре

Урок-беседа

Выразительное чтение

Работа с иллюстративным материалом Устное рисование

Содержание былин о русских богатырях

Характеризовать былинного героя, определять героев былин по описанию

Презен

тация Microsoft Power Point

4-6

Из литературы Древней Руси. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет» (сказания о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше кожемяке, о белгородском киселе).

3

Урок- практикум

Жанры письменной литературы Древней Руси (слово, слава и плач, военная повесть)

Определять некоторые жанры по сюжету произведения и языковым особенностям

7-8

Повести о монголо-татарском нашествии. Слово как жанр древнерусской литературы. Слава и плач. «Слово о погибели Русской земли».

«Евпатий Коловрат» Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя.

2

Знакомство с историей, письменными жанрами древнерусской литературы.

Жанр летописи и подлинное отражение в нем народных идеалов.

Урок-беседа

Рассказ по картине

Устное рисование

Выразительное чтение

Сюжеты летописных сказаний Содержание фрагментов Содержание, последовательность развития событий, художественные особенности изображения героя

Рассказать о сюжетах летописных сказаний Составлять план фрагмента Пересказывать фрагмент близко к тексту по плану

9-10

Баллады

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) – оригинальный поэт и переводчик. Баллада «Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр.

2

Знакомство с произведениями. Знать особенности жанра «баллада».

Рассказ учителя

Конспектирова

ние ключевых моментов

Выразительное чтение

Определение  и особенности жанра баллады, содержание баллады «Светлана» её фольклорную основу

Характеризовать особенности жанра баллады, ориентироваться в тексте баллады

Презен

тация Microsoft Power Point

11 УВЧ-1

И.В. Гёте. Сведения о жизни поэта. Баллада. «Лесной царь». Перевод В.А. Жуковского.

1

Урок внеклассного чтения

Беседа

Сопоставление персонажей

Содержание баллады «Лесной царь» Эпический, драматический  и лирический элементы

Выделять эпический, драматический  и лирический элементы, анализировать художественные особенности языка  

12

А.Н. Майков. Баллада «Емшан».

А.К. Толстой. Баллада «Канут».

1

Урок-беседа

Содержание произведений и особенности баллады как жанра

Уметь аргументировано обосновать принадлежность произведения к жанру баллады

13 УВЧ-2

В.А. Жуковский. Баллада «Кубок» (из Шиллера); А.К. Толстой. Баллады «Илья Муромец», «Курган».

О рифме и строфе.

1

Урок-беседа

Виды рифм и их отличительные признаки

Определять вид рифмы

Презен

тация Microsoft Power Point

14-15

 А.С. Пушкин. Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность. Пушкин на юге. «Песнь о Вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер «Песни…». Торжественность поэтической речи.

2

Основные факты биографии поэта. Отличие баллады от летописного источника, художественные особенности «Песни о вещем Олеге»

Рассказать основные факты биографии поэта, об исторической основе баллады. Сопоставлять балладу с летописным источником,  называть художественные особенности «Песни о вещем Олеге»

Презен

тация Microsoft Power Point

16

А.С. Пушкин. Вторая ссылка поэта. Михайловское.  Стихотворение «Няне» (наизусть).

1

 Знать основные вехи жизни поэта.

Урок-практикум

Работа с текстом

Историю создания стихотворения, определения эпитета, сравнения. олицетворения

Находить в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, определять их функциональную роль

Презен

тация Microsoft Power Point

17

Волнующая задушевность стихотворения. Как учить стихи наизусть.

1

Знакомство с понятиями: перекрестная, опоясывающая, парная рифма, строфа. Умение определять рифму

Урок-беседа

Работа со статьей учебника

Словарная работа

Аналитическая беседа по вопросам

Историю создания стихотворения, определения эпитета, сравнения. олицетворения

Находить в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, определять их функциональную роль

18

Зимние мотивы в творчестве А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимняя дорога» и «Зимнее утро» (наизусть).

1

Урок-беседа

Историю создания стихотворения, определения эпитета, сравнения. олицетворения

Находить в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, определять их функциональную роль

19   РР-1

Избранные страницы пушкинской  поэзии. Стихотворения «Узник», «Цветок», «Туча».

1

Выработка умений восприятия поэтического слова через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литературы.

Урок-практикум

Беседа по вопросам

Выразительное чтение

Историю создания стихотворения, определения эпитета, сравнения. олицетворения

Находить в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, определять их функциональную роль

20

А.С.Пушкин.  Роман «Дубровский». Столкновение чести, достоинства с произволом, деспотизмом.

1

Урок-беседа

Названия прозаических произведений, созданных в болдинскую осень 1830 года, содержание романа

Высказывать свое отношение к прочитанному произведению и к основным образам романа

Презен

тация Microsoft Power Point

21

Изображение крестьянского бунта в романе.

1

Проверить и оценить  ЗУН

Урок контроля знаний

Тестирование

роль эпизода в развитии сюжета, взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей

Определять роль эпизода в развитии сюжета, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям

22

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.  Авторское отношение к героям.

Роль Маши в судьбе благородного разбойника.

1

Рассказать об истории создания романа, помочь разобраться в отношениях между героями, овладение навыками анализа текста.

Урок-практикум

Рассказ учителя

Беседа по вопросам

Комментированное, ролевое  чтение

Аналитическое чтение

Устное рисование

Средства обрисовки характеров героев и раскрытия их внутреннего мира: пейзаж, интерьер, прямая авторская характеристика, внутренний монолог, диалог.

Характеризовать героя, используя различные средства обрисовки характеров и раскрытия их внутреннего мира

Про-смотр видео-фрагмента

23

Мастерство автора в создании характеров.

1

Урок-беседа

Особенности построения романа (фабула и сюжет), средства раскрытия характера Дубровского - Дефоржа

Определять последовательность событий в соответствии с фабулой и сюжетом; определять средства раскрытия характера Дубровского - Дефоржа

24

Роль эпизода в повести. Мастерство Пушкина в  воспроизведении быта и нравов.

1

Урок-беседа

Особенности построения романа (фабула и сюжет), средства раскрытия характера Дубровского - Дефоржа

Определять последовательность событий в соответствии с фабулой и сюжетом; определять средства раскрытия характера Дубровского - Дефоржа

Подготовка к проекту

25

Композиция романа А.С.Пушкина «Дубровский». Термины композиция, роман, сюжет.

1

Урок-практикум

Особенности романа как жанра художественной литературы, особенности сюжетного построения

Определять смысл изображенных событий и характеров

Проект Исполь-зование русско-го фольк-лора в творчестве А.С.Пушкина.

26-27 РР-2,3

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский» («Забавы и развлечения русского барина», «Пожар в Кистенёвке», «Отец и сын Дубровские», «Благородный разбойник». «Рассматривая картину В.В. Пукирёва «Неравный брак»).

2

Урок развития речи

Содержание романа, историю его создания, приемы изображения характеров

Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа  прочитанного произведения,  оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста

28 УВЧ-3

А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель».

1

Обучение умению отбирать материал к сочинению, составлять план.

Урок-беседа

                             

Работа с эпизодом

Составление плана

Словарная работа

Про-смотр видео-фрагмента

29 УВЧ-4

Николай Михайлович Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня» («Из страны, страны далёкой…»), «Пловец».

1

Познакомить с личностью поэта, помочь осознать символическое значение образов в стихотворении.

Урок- беседа

Рассказ учителя с элементами аналитической беседы

Обсуждение и сопоставление стихотворений-переводов

Основные сведения о жизни и творчестве поэта

Определять настроение стихотворения, анализировать по вопросам учебника

30

М.Ю.Лермонтов. О поэте. Стихотворение «Парус» (наизусть). Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время одиночество, грусть.

1

Знакомство со стихотворными размерами, умение определять их.

Урок-практикум

Практическая работа с текстом

Основные факты жизни и творчества поэта, понятия эпитета, олицетворения, антитезы, иносказания

Анализировать стихотворение «Парус», называть основные изобразительно-выразительные средства

Презен

тация Microsoft Power Point

31

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворений.

1

Расширить знания учеников о писателе, истории создания его произведений. Дать представление о юморе. Умение анализировать.

Урок-беседа

Словарная работа

Составление плана

Ролевое чтение

Анализ эпизодов

Понятия об эпитете,  олицетворении, идее, о балладе как литературном жанре

Анализировать стихотворение по данному плану, выразительно читать стихи

32

М.Ю. Лермонтов. Избранные поэтические страницы. «Казачья колыбельная песня». «На севере диком…», «Утёс» (особенности выражения темы одиночества).

Трёхсложные размеры стиха.

1

Урок-беседа

Работа с иллюстрациями

Основные отличия стихотворной речи, двусложные и трехсложные размеры стиха

Характеризовать стихотворение с точки зрения ритма, рифмы и стихотворного размера

33

Н.В.Гоголь. Об авторе и его книге. «Майская ночь, или Утопленница».

1

Рассказ учителя

Основные факты жизни и творчества, историю создания цикла «Вечера на хуторе…», роль рассказчика в повестях

Раскрыть роль рассказчика в повестях, работать с учебником, высказывать свое аргументированное мнение о прочитанном

Презен

тация Microsoft Power Point

34-35

«Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой любви, ироническое изображение «власти».

2

Знакомство с писателем. Усвоение понятия «очерк», развитие навыков написания очерка.

Урок-беседа

Работа с текстом

Понятие повести как жанра литературы, особенности «Майской ночи…»:сочетание реального и фантастического, своеобразие народных легенд, праздничность и пестрота эпизодов

Уметь характеризовать особенности повести, приводя примеры из текста

36-37 УВЧ-5,6

 Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством». Приключения кузнеца в поисках черевичек.

Повесть как литературный жанр.

2

Проверить и оценить ЗУН

Урок контроля знаний

Практическая работа

особенности гоголевских патетико-лирических описаний

анализировать пейзаж повести, сопоставлять его с пейзажами Куинджи и Крамского

Про-смотр видео-фрагмента

                           

Из литературы XIX века

38-39 РК

Сведения о жизни писателя. Тульская область в произведениях В.А.Жуковского. Работа над поэмами

2

Развитие навыков анализа поэмы,  выразительного чтения.

Уроки развития речи

Анализ поэм

Выразительное чтение

Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы.

Владеть монологической и диалогической

речью; выбирать  и использовать выразительные средства языка

Презен

тация Microsoft Power Point

40

Знакомство с творчеством писателя.

1

Дать представление о личности писателя, раскрытие природы смешного в рассказах.

Урок-беседа

Аналитическая беседа по вопросам

Сведения о жизни и творчестве. Одухотворенность природы, единство в ней человека.

Анализировать, высказывать свою точку зрения.  Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

41-43

Мотивы родной природы в русской лирике. Знакомство с произведениями поэтов конца 19- начала 20 веков

3

Урок-беседа

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.

Анализировать, высказывать свою точку зрения.  Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

44-45

Анализ лирических произведений писателей: Н.П.Огарева, А.К.Толстого, А.А.Фета и др.

2

Урок-беседа

Нравственная ответственность человека перед собой и обществом.

                                                       

46

Сведения о жизни писателя. «Очерк зимнего дня». Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к родной природе. Мастерство художественной речи.

1

Знакомство с биографией писателя. Развитие навыков сопоставительного анализа. Усвоение понятия «литературный портрет».

Урок-беседа

Работа со статьей

Словарная работа

Составление плана

Ролевое чтение

Понятие очерка как жанра, его отличительные черты, некоторые сведения о жизни и творчестве писателя

Находить и характеризовать отличительные черты очерка. Работать со статьёй учебника по вопросам

Презен

тация Microsoft Power Point

47 РР-4

Попробуй сочинить очерк.

1

Урок развития речи

Описательность как свойство художественной литературы, особенности жанра очерка

Находить ассоциативные связи между произведениями живописи и художественной литературы, создавать сочинение-описание в жанре очерка

48

Мотивы родной природы в русской лирике. Отрывок из книги Д.С. Лихачёва «Земля родная».

Поэзия. Иван Саввич Никитин, Алексей Николаевич Плещеев, Иван Захарович Суриков.

1

Урок-беседа

Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы.

Владеть монологической и диалогической речью; выбирать  и использовать выразительные средства языка

49 РР-5

Отзыв о стихотворении.

1

Урок-практикум

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.

Анализировать, высказывать свою точку зрения.  Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

50-51

А.П. Чехов. Сведения о жизни писателя. Рассказ «Толстый и тонкий».

2

Развитие умений описывать портрет героя, отбирать нужный текстовый материал, использовать цитаты.

Урок-беседа

Портретное описание

Основные факты жизни и творчества писателя, его детские впечатления как источник ранних рассказов; приемы создания комического эффекта; понятия тема и идея произведения

Находить и анализировать приемы создания комического эффекта. Формулировать тему и идею произведения

Презен

тация Microsoft Power Point

52-53

О смешном в художественном произведении. А.П. Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Пересолил».

2

Урок-беседа

Комментирован

ное

чтение

Иллюстрирова

ние

приемы создания комического эффекта; понятия тема и идея произведения, завязка, кульминация. развязка

Находить и анализировать приемы создания комического эффекта. Формулировать тему и идею произведения, находить завязку, кульминацию и развязку произведения

54 УВЧ-7

 Ранние рассказы А.П. Чехова: «Лошадиная фамилия, «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака», «Глупый француз» и другие.

1

Урок-беседа

Комментированное чтение

Устное рисование

Функциональную роль портрета, пейзажа,  диалога и внутреннего монолога в произведениях

Анализировать сюжет произведения, выделяя его основные элементы: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку

55-56

Владимир Галактионович Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе». Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»).

2

Знакомство с выборочными  фактами биографии писателя, особенностями его творчества.

Урок-беседа

Аналитическая беседа

Иллюстрирова

ние

Работа с текстом

Отличие понятий автор и рассказчик в эпическом произведении; проблемы, вставшие перед рассказчиком повести в ситуации нравственного выбора

Называть средства раскрытия внутреннего мира героя. Называть проблемы, вставшие перед рассказчиком повести в ситуации нравственного выбора

Презен

тация Microsoft Power Point

57-58

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья». Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление.

2

Раскрытие образной системы рассказа, его нравственного смысла

Урок-практикум

Комментирован

ное чтение

Устное рисование

Беседа по вопросам

Тестирование

Ролевое чтение

Мастерство писателя в создании картин природы, созвучие этих картин характеру событий и настроениям персонажей

Определять роль пейзажа в повести, находить связь между картинами природы и событиями и настроениями персонажей

59-60

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Утверждение в повести доброты и уважения к человеку.

Особенности повествования (рассказ от первого лица).

2

Раскрытие образной системы рассказа, его нравственного смысла

Урок-беседа

Мотивы поведения персонажей

Называть мотивы поведения персонажей, аргументируя примерами из текста

61 РР-6

Портрет литературного героя.

1

Урок развития речи

62

Николай Дмитриевич Телешов (1867-1957). Сведения о жизни писателя. Рассказ «Домой».

1

Урок-беседа

Представление о творчестве Телешова, о произведениях нравственной проблематики; словарь абстрактных существительных, характеризующих внутренний мир человека и его нравственные качества

Формулировать нравственную проблему характеризовать героя в ситуации нравственного выбора

Презен

тация Microsoft Power Point

63

Н.Д. Телешов. Рассказ «Домой».

Обстоятельства и поступки. Нравственность.

1

Проверить и оценить ЗУН

Урок контроля знаний

Тестирование

Роль обстоятельств, в силу которых человек оказывается в ситуации нравственного выбора; роль пейзажа в раскрытии душевного состояния герое

Анализировать характеры персонажей, выявлять мотивы их поступков и жизненную позицию; определять роль пейзажа в раскрытии душевного состояния героев

64

Альфонс Доде. Рассказ «Маленький шпион». Обстоятельства и поступки. Последствия необдуманного поступка.

1

Развитие навыков выразительного чтения, анализа.

Урок развития речи

Выразительное чтение

Аналитическая беседа

Представление о произведениях и личности Доде; мотивы поступков и ответственность человека за них

Определять мотивы поступков героев и анализировать их причинно-следственные связи

65-66

Андрей Платонович Платонов (1899-1951). Сведения о жизни писателя. Рассказ «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость.

2

Знакомство учащихся с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества. Раскрытие понятий: духовные ценности, духовная память.

Урок-беседа

Рассказ учителя

Беседа по вопросам

Комментированное, ролевое  чтение.

Аналитическое чтение

Устное рисование

Сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев. 

Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику

67 УВЧ-8

А.Платонов. Рассказ «Корова».

1

Урок-беседа

Особенности композиции и проблематики произведения. Образную

природу словесного искусства

Анализировать художественный текст, давать характеристику герою, характеризовать авторскую позицию. Высказывать и обосновывать свое отношение к прочитанному произведению

68-69   РР-7,8

Подготовка к сочинению на тему «Какие качества больше всего ценит А. Платонов в человеке?» Написание сочинения на тему.

2

Урок развития речи

70

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Сведения о жизни писателя. Сказка-быль «Кладовая солнца».

1

Урок-беседа

Сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев, термин сказка-быль

Анализировать художественный текст, давать характеристику герою, характеризовать авторскую позицию. Высказывать и обосновывать свое отношение к героям.

Презен

тация Microsoft Power Point

71-72

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца».  Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей.

2

Урок-беседа

Комментированное чтение

Устное рисование

Роль олицетворений в описаниях природы, роль этих описаний в сюжете сказки-были

Формулировать первое впечатление о сказке-были, анализировать описания природы, связывать их с историей Насти и Митраши; употреблять в речи олицетворения

Подготовка к проекту

73-74

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев.

2

Урок-беседа

Комментированное, ролевое  чтение

Содержание сказки-были, роль пейзажа в ней

Характеризовать литературного героя, выборочно пересказывать текст, используя элементы анализа

Проект Олицет-ворение как художественное средство

75-76

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Роль пейзажа в художественном произведении. Жанр сказки-были. Смысл названия произведения.

2

Урок контроля знаний

Тестирование

Смысл названия и жанровые особенности, роль вставной главы об Антипыче и Травке для понимания идейно-художественного смысла произведения

Характеризовать смысл названия и жанровые особенности; Владеть монологической и диалогической речью; выбирать  и использовать выразительные средства языка

77-78

 РР-9

Сочинение по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

2

Урок развития речи

79-80 УВЧ-9

В.П. Астафьев. Биография писателя. Вклад писателя в лирературу

2

Урок-беседа

Сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев.

Анализировать художественный текст, давать характеристику герою, характеризовать авторскую позицию.

Презен

тация Microsoft Power Point

81-82

Рассказ «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу, его бесстрашие, терпение, любовь к природе, внимание к ней.

2

Урок-беседа

83-85

Страницы поэзии. Движение весны. И. А. Бунин «Бушует полая вода…», «Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет…», «Первый соловей»; И. Северянин. «Весенний день»; А.Т. Твардовский «Весенний, утренний, тоненький…»; А.П. Межиров. «Летит сосулька из зимы в весну…».

3

Развитие навыков выразительного чтения

Урок-беседа

Выразительное чтение наизусть

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство с ней человека.

Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы. Владеть монологической и диалогической речью; выбирать  и использовать выразительные средства языка.

86-87

Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958). Сведения о жизни писателя. Рассказы «Не надо врать», «Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.

2

Урок-беседа

Сведения о личности М.М.Зощенко и особенности его рассказов

Раскрывать внутренний мир литературного  героя на основе средств изображения персонажа

Презен

тация Microsoft Power Point

88-89

Юрий Маркович Нагибин (1920-1994). Сведения о жизни писателя. Рассказ «Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.

2

Урок-беседа

Сведения о личности  и творчестве писателя, понятия темы и идеи, средства изображения внутреннего мира человека в художественном произведении

Раскрывать внутренний мир литературного  героя на основе средств изображения персонажа; обоснованно определять свою ответственность за мир природы

90-91

Валентин Григорьевич Распутин (1937 г.) Сведения о жизни писателя. Рассказ «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени.

2

Урок-беседа

Комментирован

ное, ролевое  чтение

Сведения о личности и творчестве писателя; особенности повествования в автобиографическом рассказе, историю создания рассказа и реальные события, положенные в его основу

Определять и комментировать нравственные проблемы произведения, мотивировать поступки героев и объяснять взаимосвязь событий и характеров

92-93

В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни.

2

Урок-беседа

Понятия духовная память, духовный опыт, ответственность за свои поступки, ответственность за другого человека, самовоспитание, добро, бескорыстие

Сопоставлять отношение к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича; давать характеристику герою, характеризовать авторскую позицию. Высказывать и обосновывать свое отношение к героям.

Про-смотр видео-фрагмен

та

94-95

В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.

2

Урок-беседа

96

В. Распутин о рассказе «Уроки французского».

1

Урок-беседа

97-98

Николай Михайлович Рубцов (1936-1971). Сведения о жизни поэта. Стихи «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои – скрип да скрип…», «Воробей».

2

Урок-беседа

Факты биографии, обусловившие темы стихотворений Рубцова; художественные особенности стихотворений (аллитерация, ассонанс), стихотворные размеры

Анализировать художественные особенности стихотворений, определять стихотворные размеры, определять авторские чувства, выраженные в стихах

Презен

тация Microsoft Power Point

99-100

Джеймс Олдридж. Сведения о жизни писателя. Рассказ «Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев.

2

Знакомство с произведением зарубежной литературы.

Урок-беседа

Многозначность названия рассказа, его связь с идеей; средства изображения героя: портрет, речь, внутренний монолог

Объяснять композиционную роль пейзажа, использовать средства изображения героя -  портрет, речь, внутренний монолог – для его характеристики

101-102

Отчуждение отца и сына и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

2

Урок-беседа

103-104

Сочинение на тему «Верный друг» («Друзья познаются в беде», «Голос совести»).

2

Проверить и оценить знания учащихся по итогам года.

Урок развития речи

Содержание прочитанных произведений

 Высказывать и обосновывать свое отношение к прочитанному произведению; Владеть монологической и диалогической речью.

105

Итоговый урок. Какие книги выбрать для чтения летом.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...