Урок литературы в 5 классе по теме: "А.А.Фет "Весенний дождь".
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы в 5 классе по программе В.Я.Коровиной. На уроке проводим анализ стихотворения А.А.Фета "Весенний дождь"; проводим работу, которая поможет иначе взглянуть на такое явление, как дождь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.a.fet_vesenniy_dozhd._5_klass.docx | 18.39 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему: «А.А.Фет «Весенний дождь».
Оборудование: на доске записана тема урока, эпиграф, размещены рисунки детей на тему «Дождь»; небольшая книжная выставка с произведениями А.А.Фета; компьютер, проектор, презентация.
Эпиграф к уроку.
Поэт – тот, кто в предмете видит то,
чего без его помощи другой не увидит.
А.А.Фет
Слово учителя: (слайд) Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас урок необычный: к нам пришли гости. Я рада приветствовать всех гостей и надеюсь, что всем у нас будет уютно и комфортно. Ну что ж, начнём наш урок литературы.
Несколько дней назад природа порадовала нас первым дождём, предвестником весны.
- Попадали ли вы под дождь?
- Что вы при этом чувствовали, ощущали?
- Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь?
Поднимите руку, кто когда-нибудь слушал дождь.
- Похож ли шум дождя на музыку?
Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах. Художники, музыканты представили нам своё видение дождя. Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.
Просмотр слайдов.
На доске у нас несколько рисунков на тему дождя. Именно так видят наши юные художники дождь. А попробуйте словесно нарисовать дождь. (Ответы 2-3 учеников)
Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по-своему. Наши дожди имеют разное настроение. Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.
- А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам своё видение дождя? ( При помощи слов)
Сегодня на уроке мы познакомимся с дождём А.А.Фета. Поэт создал свой дождь – весенний. (Слайд) Тема урока «Афанасий Афанасьевич Фет. «Весенний дождь».
Откройте тетради, запишите число, тему урока, эпиграф к уроку.
Сегодня на уроке мы с вами проанализируем стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь»; научимся составлять образную картину; составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь.
(Слайд) Откроем учебник и обратимся к тексту стихотворения.
- Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения? (Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно)
- Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (Глаголы)
- Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)
Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать движение. Обратите внимание на начало 2-го четверостишия. Прочитаем две первые строчки 2-го четверостишия. (Слайд)
- Как вы понимаете слово завеса?
(Слайд) Давайте обратимся к словарной статье. Прочитаем и запомним значение этого слова.
Как вы видите, слово многозначное.
- В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении?
- Какое художественно-изобразительное средство применил автор во 2-ой строке 2-го четверостишия? (Метафора)
- Что такое метафора? (Слайд) Вспомним определение.
- Посмотрите внимательно, есть ли во втором четверостишии ещё какое-нибудь средство выразительности? ( «Будто в золотой пыли», сравнение)
- (Слайд) Какое слово указывает на сравнение? (Слайд) Вспомним определение.
Прочитаем выразительно стихотворение ещё раз. (Слайд) Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения: «И что-то к саду подошло/ По свежим листьям барабанит».
- А что подошло к саду? (Дождь)
- Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя? (Олицетворение). (Слайд) Вспомним определение.
- Из чего состоит дождь?
Слова «вода», «капля» женского рода – дождь из воды.
- Следовательно, в каком образе можно представить это таинственное существо? (В образе женщины)
(Слайд) Давайте рассмотрим, как художники увидели этот образ. У каждой из женщин-дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает её таинственной, не всегда видимой и поэтому «что-то к саду подошло». Согласитесь, картины очень разные.
- Чем они отличаются друг от друга?
- А чем они похожи?
- Какую из этих картин мы могли бы назвать «Девушка Летний дождь», «Женщина дождя Поздней Осени»?
- Подберите слова к изображённым на картинах образам, которые помогут нам описать их характер и настроение.
Посмотрим, совпали ли наши восприятия этих картин с восприятиями поэтов. (Слайд)
- А какие ассоциации у вас возникают со словом ребёнок?
А теперь представим дождь в виде ребёнка. Составьте словосочетания или предложения, где дождь представлен в виде ребёнка, младенца. (Ответы детей)
(Слайд) Посмотрим, что получилось у меня. А вот какое стихотворение написал С.Я.Маршак.
Вспомните, в начале урока вы описывали дождь, в который вы попали, и свои воспоминания о нём.
- Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей работы?
Я предлагаю вам составить текст из 5-ти предложений описание вашего нового дождя. Озаглавьте текст. Как и А.А.Фет, передайте в своём тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте выразительные средства. (Несколько работ зачитываются).
- (Слайд) Получилось ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании?
- Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям?
- Достигли мы целей, поставленных в начале урока?
- А давайте вернёмся к эпиграфу. Как можно связать слова А.А.Фета и наш урок?
А теперь вам нужно заполнить личный листок самооценки. Подпишите его и оцените свою работу на уроке. Эти листы будут моими помощниками в выставлении оценок.
На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке. Спасибо нашим гостям за то, что посетили нас.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи урока: н аучиться анализировать стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь »; н аучиться составлять образную картину; с оставить творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь.
Весенний дождь Ещё светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся , трепещет . А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым мёдом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.
Словарная работа Качаясь, движется завеса… Завеса – 1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что-нибудь (устар.). 2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь. (И.С.Ожегов. Словарь русского языка.)
Теория литературы Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.
Теория литературы …И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим .
Теория литературы И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.
Образы дождя
Девушка летний дождь Дождик, дождик, посильней Рассыпайся жемчугами, Чтобы в комнате моей Сладко пахло тополями! Дождик, дождик, шибче лей, Лей потоки золотые – На траву, на голубей, На берёзки молодые! Г.Галина
Женщина дождя Поздней Осени Всё дождь и дождь… Увяли розы. Цветы озябли, не цветут, И на деревьях только слёзы… Ещё неделька – и морозы К нам грозно с севера придут. М.П.Чехов
Дождь - ребёнок Как весело и быстро По всем зелёным листьям, По всем железным крышам, По цветникам, скамейкам, По вёдрам и по лейкам Пролётный дождь стучит – Мальчишка – озорник. С.Маршак
Домашнее задание (на выбор) Нарисовать на альбомных листах иллюстрации к стихотворению «Весенний дождь». Создать коллаж на тему «Весенний дождь. Летний дождь. Осенний дождь». Создать презентацию одного слова. Темы: «Дождь», «Капля».
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Урок - практикум по литературе 5 класс. Стихотворение А.А. Фета "Весенний дождь"
Обучение детей практической работе по данному стихотворению. Умение анализиривать текст самостоятельно....